Пятый арбитражный апелляционный суд
ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001
тел.: (423) 221-09-01, факс (423) 221-09-98
http://5aas.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Владивосток Дело | № А51-11083/2019 |
06 февраля 2020 года |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 января 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено февраля 2020 года .
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Н.Н. Анисимовой,
судей А.В. Гончаровой, О.Ю. Еремеевой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Д.Е.Филипповой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства обороны Российской Федерации,
апелляционное производство № 05АП-8309/2019
на решение от 02.10.2019
судьи Н.А. Тихомировой
по делу № А51-11083/2019 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению Министерства обороны Российской Федерации (ИНН 7704252261, ОГРН 1037700255284)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю (ИНН 254010849, ОГРН 1042504382931)
о признании незаконным решения от 01.02.2019 №25/19-3263,
при участии:
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю: Маслякова Т.С. по доверенности от 19.12.2019 сроком действия до 31.12.2020;
от Министерства обороны Российской Федерации: Кульченко Р.В. по доверенности от 05.12.2019 сроком действия до 27.11.2020;
УСТАНОВИЛ:
Министерство обороны Российской Федерации (далее – заявитель, министерство, Минобороны России) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю (далее – управление, регистрирующий орган, Росреестр) от 01.02.2019 №25/19-3263 об отказе во внесении в государственный реестр недвижимости сведений о раннее учтенном объекте недвижимости – земельном участке площадью 115 га, расположенном по адресу: Приморский край, г. Владивосток, аэродром «Седанка», и об обязании осуществить внесение сведений.
Решением арбитражного суда от 02.10.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, министерство обратилось с апелляционной жалобой в Пятый арбитражный апелляционный суд, согласно которой просит отменить обжалуемое решение и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов жалобы указывает, что имеющиеся в распоряжении министерства документы об отводе земельного участка в районе станции Седанка и 14 км для нужд обороны, а равно о наличии в пределах спорной территории объектов Минобороны России свидетельствуют о наличии правовых оснований для осуществления государственного кадастрового учета земельного участка, относящегося к имуществу Вооруженных Сил Российской Федерации. При этом считает, что действующим нормативным регулированием предусмотрен упрощенный порядок государственного кадастрового учета таких земельных участков и единственным документом, являющимся основанием для осуществления государственного кадастрового учета, является декларация об объекте недвижимости. Учитывая, что такой документ был представлен регистрирующему органу, заявитель жалобы настаивает на незаконности оспариваемого решения управления.
В судебном заседании представитель министерства доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней поддержал в полном объеме и с учетом ранее направленного запроса представил пояснения КГКУ «Управление землями и имуществом на территории Приморского края» от 14.01.2020 №215/10, которые были приобщены к материалам дела судом апелляционной инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), как связанные с обстоятельствами спора.
Представитель Росреестра с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает, что судом первой инстанции выяснены все обстоятельства дела и им дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем обжалуемое решение отмене не подлежит.
При этом в судебном заседании 23.01.2020 в порядке статей 163, 184, 185 АПК РФ судом апелляционной инстанции был объявлен перерыв до 30.01.2020, о чем лица, участвующие в деле, были уведомлены путем размещения на официальном сайте суда информации о времени и месте продолжения судебного заседания.
Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, судебная коллегия установила следующее.
Решением суженного заседания исполнительного комитета Владивостокского городского совета депутатов трудящихся от 18.05.1942 №28 ИО ТОФ отведен земельный участок между станциями Седанка и 14 км Приморской железной дороги согласно прилагаемому плану для спецстроительства и утвержден список жилых домов, находящихся на участке, предназначенном для спецстроительства и подлежащих отчуждению.
Решением исполнительного комитета Владивостокского городского совета депутатов трудящихся №56 от 21.07.1942 границы отведенного ИО ТОФ земельного участка ввиду изменения объема строительства решено изменить, доведя площадь отвода до 115 га в границах согласно приложенному плану.
22.06.2018 Минобороны России обратилось в управление с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета в части внесения сведений о ранее учтенном объекте недвижимости – земельный участок общей площадью 1150000 кв.м, расположенного по адресу: Приморский край, г. Владивосток, Седанка, с приложением указанных выше решений.
Рассмотрев представленные документы, Росреестр решением от 26.06.2018 №25/18-20515 отказал во внесении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости ввиду непредставления заявителем документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Законность и обоснованность данного отказа регистрирующего органа нашла отражение в судебных актах по делу №А51-18402/2018 с указанием на невыполнение министерством обязанности по представлению декларации об объекте недвижимости.
30.01.2019 Минобороны России обратилось в регистрирующий орган с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета в части внесения сведений о ранее учтенном объекте недвижимости - земельный участок общей площадью 1150000 кв.м, расположенного по адресу: Приморский край, г. Владивосток, Седанка.
В обоснование данного заявления была представлена декларация от 30.01.2019 об объекте недвижимости, относящемся к имуществу Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.
Решением от 01.02.2019 №25/19-3263 управление отказало во внесении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости в связи с тем, что представленные документы не подтверждают ранее осуществленный в установленном законодательстве порядке учет или ранее зарегистрированное и не прекращенное право на земельный участок.
Не согласившись с указанным решением, посчитав его незаконным и нарушающим права и законные интересы Минобороны России, последнее обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением, который обжалуемым решением отказал в удовлетворении заявленных требований.
Исследовав материалы дела, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, проверив в порядке статей 268, 270 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании следующего.
По правилам части 1 статьи 198 АПК РФ для признания незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие совокупности условий, а именно: оспариваемые решения, действия (бездействия) должны не соответствовать закону или иному нормативному правовому акту, нарушать права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагать на него какие-либо обязанности, создавать иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 7 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон №218-ФЗ) государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 7 названного Закона Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит, в том числе из реестра объектов недвижимости (кадастр недвижимости).
На основании части 4 статьи 69 Закона №218-ФЗ технический учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе осуществленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2007 года №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», признается юридически действительным, и такие объекты считаются ранее учтенными объектами недвижимого имущества. При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости и не прекращены и которым присвоены органом регистрации прав условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Как установлено частью 5 статьи 69 Закона №218-ФЗ, в случае отсутствия в Едином государственном реестре недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости орган регистрации прав, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, в течение пяти рабочих дней со дня получения им указанных запросов или заявления обеспечивает включение документов и сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости на основании:
1) имеющейся в его распоряжении документации о ранее учтенном объекте недвижимости;
2) документа (копии документа, заверенной в порядке, установленном федеральным законом), устанавливающего или подтверждающего право на объект недвижимости, в том числе документа, указанного в пункте 9 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» и представленного заинтересованным лицом при его обращении с соответствующим заявлением в орган регистрации прав;
3) документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный учет указанного объекта недвижимости или государственную регистрацию права на него либо устанавливающих или подтверждающих право на него и представленных соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления либо органами и организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, в орган регистрации прав по его запросам, если документы и сведения о ранее учтенном объекте недвижимости отсутствуют в составе имеющейся в распоряжении органа регистрации прав документации о ранее учтенном объекте недвижимости.
Орган регистрации прав принимает решение об отказе во включении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости в ЕГРН в случае, если в представленных или поступивших документах отсутствуют сведения, позволяющие считать такой объект недвижимости ранее учтенным, а также сведения о площади объекта недвижимости при условии, что объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение, либо об основной характеристике объекта недвижимости (протяженности, глубине, глубине залегания, площади, объеме, высоте, площади застройки) и о ее значении при условии, что объектом недвижимости является сооружение, и (или) не поступил ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо органа или организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации на запрос органа регистрации прав, указанный в пункте 3 части 5 данной статьи (пункт 2 части 8 статьи 69 Закона №218-ФЗ).
Таким образом, сведения о ранее учтенном земельном участке могут быть включены в Единый государственный реестр недвижимости на основании документа, устанавливающего или подтверждающего право заинтересованного лица на соответствующий земельный участок. Такие документы должны быть выданы уполномоченным органом (организацией) и отвечать требованиям законодательства, действовавшего в месте издания соответствующего документа на момент его издания.
Из материалов дела усматривается, что при обращении в регистрирующий орган с заявлением о внесении сведений об объекте недвижимости Минобороны России представило декларацию об объекте недвижимости.
Оценив данные документы в качестве основания для признания земельного участка ранее учтенным, Росреестр заключил, что представленные документы не подтверждают ни ранее осуществленный государственный кадастровый учет земельного участка, ни государственную регистрацию права на спорный земельный участок.
Между тем регистрирующим органом не учтено следующее.
В соответствии с частью 5 статьи 70 Закона №218-ФЗ в срок до 2020 года документом, являющимся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объекты недвижимости, в том числе земельные участки, относящиеся к имуществу Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций, имуществу органов Федеральной службы безопасности, и содержащим описание такого объекта недвижимости, на основании которого сведения об объекте недвижимости указываются в техническом плане или межевом плане, является декларация о таком объекте недвижимости.
Особенности, установленные частью 5 данной статьи, применяются при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объекты недвижимости, созданные до дня вступления в силу постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 №3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» (часть 6 статьи 70 Закона №218-ФЗ).
В развитие указанных нормативных положений приказом Минэкономразвития России от 21.03.2016 №157 утверждена форма указанной декларации, а также требования к ее заполнению (далее – Требования №157).
Согласно пункту 2 названных Требований декларация составляется и заверяется (подписывается) лицом, использующим земельный участок, здание, сооружение, помещение или объект незавершенного строительства, или его представителем для обеспечения в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» осуществления до 2020 года государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации права собственности Российской Федерации на относящийся к имуществу Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской организаций земельный участок.
Пунктом 9 Требований №157 определено, что декларация составляется в отношении одного определенного объекта недвижимости, сведения о котором отсутствовали в государственном кадастре недвижимости и (или) право собственности Российской Федерации на который не было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В реквизите «Кадастровый номер объекта недвижимости (ранее присвоенный государственный учетный номер: кадастровый, инвентарный или условный номер)» при наличии соответствующих сведений указывается кадастровый номер или иной ранее присвоенный государственный учетный номер земельного участка - в случае если декларация оформляется в отношении земельного участка (пункт 11 Требований №157).
В реквизите «Номер кадастрового квартала (кадастровых кварталов), в пределах которого (которых) расположен объект недвижимости» указывается учетный номер (номера) кадастрового квартала (кадастровых кварталов), в пределах которого (которых) расположен объект недвижимости (пункт 12 Требований №157).
В реквизите «Адрес (местоположение) объекта недвижимости» указывается адрес объекта недвижимости в структурированном в соответствии с федеральной информационной адресной системой (ФИАС) виде на основании сведений, предоставленных оператором информационной адресной системы, осуществляющим ведение государственного адресного реестра, с указанием даты последнего обновления записи о соответствующем адресе в государственном адресном реестре (пункт 13 Требований №157).
Совокупный анализ названных норм права позволяет прийти к выводу о том, что положениями части 5 статьи 70 Закона №218-ФЗ установлены особенности осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на объекты недвижимости в отдельных случаях. То есть установлен иной порядок и основания государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, отличные от указанных в статье 69 Закона №218-ФЗ, регламентирующей процедуру государственной регистрации прав на ранее учтенные объекты недвижимости.
Как видно из материалов дела и не оспаривается управлением, на момент принятия оспариваемого решения в распоряжении Росреестра имелась соответствующая декларация об объекте недвижимости, относящемся к имуществу Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.
При этом в данной декларации содержались сведения о виде объекта недвижимости – земельный участок, о номере кадастрового квартала, в пределах которого расположен объект недвижимости – 25:28:050035, об адресе (местоположении) объекта недвижимости – Приморский край, г. Владивосток, ст. Седанка, об описании земельного участка – 1150000 кв.м «для нужд Министерства обороны», о лице, использующем объект недвижимости – Минобороны России.
В этой связи судебная коллегия приходит к выводу о том, что у регистрирующего органа в силу прямого указания части 5 статьи 70 Закона №218-ФЗ отсутствовали основания для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета спорного земельного участка.
Делая указанный вывод, суд апелляционной инстанции отмечает, что обращение министерства в управление с целью осуществления государственного кадастрового учета находящегося в его ведении земельного участка было основано на положениях частей 5, 6 статьи 70 Закона №218-ФЗ и не подлежало рассмотрению в порядке, предусмотренном статьей 69 данного Закона.
При таких обстоятельствах оспариваемое решение регистрирующего органа об отказе в совершении государственного кадастрового учета, мотивированное ссылками на положения статьи 69 Закона №218-ФЗ, нельзя признать обоснованным.
То обстоятельство, что заявитель самостоятельно выбрал основание осуществления государственного кадастрового учета спорного объекта недвижимости как внесение сведений о ранее учтенных объектах недвижимости, названный вывод судебной коллегии не отменяет, поскольку особенности осуществления государственного кадастрового учета земельных участков, относящихся к имуществу Минобороны России, регламентированы упрощенной (ускоренной) процедурой государственного кадастрового учета, единственным необходимым документом для которой является декларация об объекте недвижимости.
Соответственно характер заявления министерства об осуществлении государственного кадастрового учета объекта недвижимости, а равно перечень и содержание представленных Минобороны России документов в обоснование такого заявления безусловно указывали на наличие правового интереса в осуществлении государственного кадастрового учета объекта недвижимости в упрощенном порядке.
При этом дополнительные сведения, приведенные управлением по тексту оспариваемого решения, указывают на то, что данные обстоятельства на дату принятия отказа в осуществлении государственного кадастрового учета регистрирующему органу были известны и понятны.
Довод Росреестра об отсутствии правовых оснований для осуществления государственного кадастрового учета спорного земельного участка в упрощенном порядке вследствие непредставления заявителем межевого плана земельного участка судом апелляционной инстанции не принимается, поскольку в силу прямого указания части 5 статьи 70 Закона №218-ФЗ документом, являющимся основанием для осуществления государственного кадастрового учета земельного участка, относящегося к имуществу Минобороны России, является декларация об объекте недвижимости.
Нормативное определение в части 5 статьи 70 Закона №218-ФЗ данного документа не только как основания для осуществления государственного кадастрового учета объектов недвижимости Минобороны России, но и как основания для составления межевого плана, не свидетельствует о том, что возможность осуществления государственного кадастрового учета в данном порядке обусловлена совместным предоставлением и декларации, и межевого плана, поскольку такой вывод из части 5 статьи 70 названного Закона не следует.
Ссылки регистрирующего органа на положения Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 №921, также указывают на порядок составления межевого плана земельного участка, основанного на данных декларации об объекте недвижимости, но не изменяют упрощенного порядка государственного кадастрового учета объектов недвижимости, относящихся к имуществу Минобороны России.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что управление не доказало наличие предусмотренных Законом №218-ФЗ оснований для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета в отношении земельного участка, относящегося к имуществу Минобороны России, по процедуре, предусмотренной частью 5 статьи 70 Закона №218-ФЗ.
Делая вывод о нарушении оспариваемым отказом прав и законных интересов министерства, коллегия принимает во внимание факт нахождения в пределах спорной территории объектов недвижимости, закрепленных на праве оперативного управления за ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, а именно: командно-диспетчерского пункта, искусственной взлетно-посадочной полосы, индивидуальных мест стоянок, что подтверждается приказом Департамента имущественных отношений Министерства обороны РФ от 07.09.2016 №1825 с приложенным к нему перечнем объектов недвижимости и кадастровыми паспортами таких объектов.
В силу части 2 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, суд принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Учитывая, что оспариваемое решение Росреестра не соответствует закону и нарушает права и законные интересы министерства, заявленные требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Кроме того, учитывая обстоятельства настоящего спора и предмет заявленных требований, коллегия, исходя из положений части 4 статьи 201 АПК РФ, считает соразмерным и адекватным способом устранения нарушения прав и законных интересов заявителя обязание управление осуществить государственный кадастровый учет в отношении земельного участка, расположенного по адресу: Приморский край, г. Владивосток, ст. Седанка, на основании декларации, приложенной к заявлению Минобороны России.
По изложенному судебная коллегия на основании пункта 2 статьи 269, части 1 статьи 270 АПК РФ считает необходимым отменить решение арбитражного суда, как принятое с нарушением норм материального права, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Соответственно апелляционная жалоба Минобороны России подлежит удовлетворению.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы судебная коллегия на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации не распределяет судебные расходы по заявлению и апелляционной жалобе вследствие того, что и Минобороны России, и регистрирующий орган освобождены от уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражный суд за совершением юридически значимых действий.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 02.10.2019 по делу №А51-11083/2019 отменить.
Признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю от 01.02.2019 №25/19-3263 об отказе во внесении сведений об объектах недвижимости как не соответствующее Федеральному закону от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю осуществить государственный кадастровый учет в отношении земельного участка, расположенного по адресу: Приморский край, г. Владивосток, ст. Седанка, на основании декларации, приложенной к заявлению Министерства обороны Российской Федерации от 30.01.2019 №27-0-1-74/3600/2019-27.
Арбитражному суду Приморского края выдать исполнительный лист.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий | Н.Н. Анисимова |
Судьи | А.В. Гончарова О.Ю. Еремеева |