Пятый арбитражный апелляционный суд
ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001
тел.: (423) 221-09-01, факс (423) 221-09-98
http://5aas.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Владивосток Дело | № А51-26015/2018 |
26 августа 2019 года |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 августа 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено августа 2019 года .
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Е.Н. Шалагановой,
судей Л.А. Бессчасной, С.М. Синицыной,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Н.В. Навродской,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Отдела министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Артему,
апелляционное производство № 05АП-5172/2019
на решение от 06.06.2019
судьи Р.С. Скрягина
по делу № А51-26015/2018 Арбитражного суда Приморского края
по иску Отдела министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Артему (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Администрации Артемовского городского округа
(ИНН <***>, ОГРН <***>)
третьи лица - Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае (ОГРН <***>, ИНН <***>, дата регистрации: 03.08.2009); Управление министерства внутренних дел Российской Федерации по Приморскому краю (ОГРН <***>, ИНН <***>, дата регистрации: 06.01.2003), Дума Артемовского городского округа (ИНН: <***>, ОГРН: <***>, дата регистрации: 10.10.2003)
о передаче помещений из муниципальной собственности в федеральную собственность с последующим закреплением их на праве оперативного управления за ОМВД России по г. Артему,
при участии:
от истца: представитель ФИО1 по доверенности от 23.07.2019 №2/878 сроком действия на 3 года;
от ответчика: представитель ФИО2 по доверенности от 29.12.2018 №237 сроком действия до 31.12.2019;
УСТАНОВИЛ:
Отдел министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Артему (далее - ОМВД России по г. Артему) обратился в Арбитражный суд Приморского края к Администрации Артемовского городского округа (далее – Администрация) с иском об обязании передать в федеральную собственность нежилые помещения общей площадью 250.2 кв. м, расположенные в здании (жилой дом, литер А) номера на поэтажном плане № 1-25 (II), по адресу: <...>. 53; нежилые помещения № 1-12, общей площадью 197.6 кв. м, (литер I), расположенные на 1 этаже жилого дома по адресу: <...> (спорные помещения).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае (далее - ТУ Росимущества), Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Приморскому краю, Дума Артемовского городского округа (далее – Дума).
Решением Арбитражного суда Приморского края от 06.06.2019 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, истец обратился в апелляционный суд с жалобой, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований. Апеллянт считает ошибочным вывод суда о том, что ОМВД России по г. Артему является ненадлежащим истцом по делу, а также о необходимости учета волеизъявления Думы на передачу спорных помещений в федеральную собственность. Кроме того, полагает, что обязанность по передаче муниципального имущества в федеральную собственность не связана с передачей полномочий из одного уровня власти в другой.
Через канцелярию суда от Думы поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, который в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) приобщен к материалам дела.
Представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы, которые совпадают с текстом апелляционной жалобы, имеющейся в материалах дела. Решение суда первой инстанции просил отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Представитель ответчика против доводов апелляционной жалобы возражала, считая обжалуемое решение Арбитражного суда Приморского края законным и обоснованным, а апелляционную жалобу – не подлежащей удовлетворению.
Представитель ответчика ходатайствовал о приобщении к материалам дела письменных возражений на апелляционную жалобу. Суд, руководствуясь статьями 159, 184, 185, частью 2 абзаца 2 статьи 268 АПК РФ, рассмотрел заявленное ходатайство и удовлетворил его.
Исследовав и оценив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на неё, проверив в порядке статей 266-271 АПК РФ правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что решение подлежит отмене в силу следующих обстоятельств.
Из материалов дела апелляционным судом установлено, что на основании заключенного между Администрацией и ОМВД России по г. Артему договора № 3 от 16.08.2018 о передаче в безвозмездное пользование муниципального имущества Артемовского городского округа, ОМВД России по г.Артему используются, в частности, следующие помещения, являющиеся муниципальной собственностью: нежилые помещения №№1-25 (II), общей площадью 250,2 кв. м, расположенные в здании (жилой дом, лит. А), по ул. Кирова, 53 в г. Артеме Приморского края (по данному адресу свою деятельность осуществляет Отдел по контролю за оборотом наркотиков ОМВД России по г. Артему); нежилые помещения №№ 1-12 (лит. 1) общей площадью 197, 6 кв.м, расположенные на первом этаже жилого дома по ул. Дзержинского, 37 (по данному адресу свою деятельность осуществляет Отдел по вопросам миграции ОМВД России по г. Артему).
ОМВД России по г. Артему направило в адрес главы Артемовского городского округа письмо от 03.04.2018 № 2/6301 с просьбой рассмотреть вопрос о передаче указанного имущества в федеральную собственность для последующего закрепления его на праве оперативного управления за истцом.
На письменное обращение получен ответ от 04.05.2018 № 30- 19/1666, в котором указано, что согласно части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 122-ФЗ) решения о передаче имущества из муниципальной собственности в федеральную собственность принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества. Таким образом, обращение о передаче вышеуказанных нежилых помещений в федеральную собственность должно поступить от ТУ Росимущества.
В этой связи истец направил в адрес ТУ Росимущества письмо от 28.04.2018 № 2/8174, в котором просил обратиться в Администрацию по вопросу о передаче спорного имущества в федеральную собственность для его последующего закрепления за ОМВД России по г. Артему.
В свою очередь, ТУ Росимущества обратилось с предложением о рассмотрении соответствующего вопроса к Главе Артемовского городского округа (исх. № 07-3461 от 08.05.2018).
В ответном письме (исх. 30-18/2147 от 01.06.2018) Администрация сообщила, что вопрос передачи помещений в федеральную собственность будет рассмотрен Думой и о принятом решении будет сообщено дополнительно.
Решением Думы от 27.09.2018 № 148 отказано в даче согласия на передачу из муниципальной собственности в федеральную собственность муниципального имущества, согласно приложению к решению.
На основании указанного решения Думы Администрация как исполнительно-распорядительный орган направила в ТУ Росимущества уведомление об отказе в передаче муниципального имущества в федеральную собственность.
В связи с изложенным ОМВД России по г. Артему обратился в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что ОМВД России по г. Артему является ненадлежащим истцом по настоящему делу, указав, что к полномочиям ОМВД России по г. Артему не относится распоряжение федеральной собственностью, равно как и представление интересов Российской Федерации в имущественных спорах. Кроме того, суд первой инстанции сослался на отсутствие волеизъявления Думы на передачу в федеральную собственность спорных помещений.
Между тем судом первой инстанции не учтено следующее.
В силу частей 1, 2 статьи 4 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» (далее - Закон о полиции) полиция является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел. В состав полиции могут входить подразделения, организации и службы, создаваемые для выполнения возложенных на полицию обязанностей (далее - подразделения полиции).
Используемые полицией земельные участки, а также здания, сооружения, оборудование и другое имущество полиции, созданное (создаваемое) или приобретенное (приобретаемое) за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета и иных источников финансирования, являются федеральной собственностью. Земельные участки находятся в постоянном (бессрочном) пользовании, а имущество - в оперативном управлении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел (часть 2 статьи 48 Закона о полиции).
В соответствии с частью 9 статьи 54 Закона о полиции используемые полицией земельные участки, а также здания, сооружения, оборудование и другое имущество полиции, необходимые для обеспечения деятельности полиции, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности, передаются в федеральную собственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 17.12.2013 № 10278/13 по делу № А50-7933/2012, в случае неисполнения муниципальным образованием обязанности по передаче используемых полицией помещений в федеральную собственность нарушенное право Российской Федерации может быть защищено как посредством обращения в арбитражный суд с заявлением по правилам главы 24 АПК РФ (о признании незаконным действия либо бездействия), так и в порядке искового производства (иск об обязании передать имущество из одного уровня собственности в другой).
При этом истцом или заявителем по указанным спорам может выступать как соответствующее подразделение Росимущества - управление (согласно пункту 6.10 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432), так и отдел полиции, за которым в силу пункта 2 статьи 48 Закона о полиции должно быть закреплено на праве оперативного управления используемое им имущество. В случае обращения отдела полиции с заявлением или иском Росимущество (или его соответствующее территориальное управление) привлекается к участию в деле в качестве третьего лица.
До возникновения права федеральной собственности на передаваемое в соответствии с частью 9 настоящей статьи имущество федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел, территориальные органы, подразделения полиции, организации, входящие в систему указанного федерального органа, за которыми закрепляется указанное имущество, вправе безвозмездно использовать такое имущество для осуществления полномочий по предметам ведения Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления не вправе отчуждать, передавать в аренду и обременять иным способом указанное имущество (часть 10 статьи 54 Закона о полиции).
Пункт 11 статьи 154 Закона № 122-ФЗ устанавливает, что в федеральной собственности может находиться:
имущество, необходимое для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в рамках их компетенции, установленной Конституцией Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами Российской Федерации, определяющими статус этих органов, в том числе имущество федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, отнесенных решениями Правительства Российской Федерации к предприятиям и учреждениям, подведомственным федеральным органам исполнительной власти;
имущество, необходимое для обеспечения стратегических интересов Российской Федерации в области обороны и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации, в соответствии с перечнем, утверждаемым Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации;
имущество, необходимое для обеспечения деятельности федеральных органов государственной власти, государственных служащих Российской Федерации, работников федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, включая нежилые помещения для размещения указанных органов, предприятий и учреждений.
Находящееся в муниципальной собственности имущество, которое может находиться в федеральной собственности или собственности субъектов Российской Федерации, подлежит безвозмездной передаче в федеральную собственность или собственность субъектов Российской Федерации в случае:
если нахождение указанного имущества в муниципальной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;
если указанное имущество используется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями, созданными Российской Федерацией или субъектами Российской Федерации, для целей, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом и со статьей 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
Предложения о передаче имущества направляются органами государственной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему полномочия собственника имущества, в случае передачи имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность и из собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности в федеральную собственность.
Передача в федеральную собственность из собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности и в собственность субъекта Российской Федерации из муниципальной собственности имущества, не включенного в указанные предложения, не допускается.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие передачу имущества, обязаны передать, а органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие принятие имущества, обязаны принять передаваемое имущество на основании указанных в настоящей части решений в соответствии с передаточным актом. В передаточном акте указываются наименования и места нахождения передаваемых государственных и муниципальных унитарных предприятий и государственных и муниципальных учреждений.
С принятием Закона о полиции ранее принадлежавшие органам местного самоуправления полномочия по финансированию, наделению имуществом, материальному обеспечению сотрудников милиции переданы на уровень Российской Федерации и являются в настоящее время ее бюджетными обязательствами. Имущество, используемое подразделениями органов внутренних дел с учетом перераспределения полномочий, в силу вышеизложенных норм, признается собственностью Российской Федерации, поскольку призвано служить реализации ее функций и задач в сфере правопорядка, внутренней безопасности и служит достижению целей, поставленных перед органами государственной власти Российской Федерации.
Согласно части 11 статьи 154 Закона № 122-ФЗ решения о передаче имущества из муниципальной собственности субъектов Российской Федерации в федеральную собственность являются основаниями возникновения права собственности Российской Федерации на имущество, передаваемое муниципальным образованием.
Таким образом, учитывая, что полиция является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, используемое ею имущество с учетом перераспределения полномочий по финансированию, наделению имуществом, материальному обеспечению сотрудников полиции подлежит передаче в федеральную собственность в порядке, предусмотренном частью 11 статьи 154 Закона № 122-ФЗ, поскольку призвано служить реализации ее функций и задач в сфере правопорядка, внутренней безопасности и служит достижению целей, поставленных перед органами государственной власти Российской Федерации.
Материалами дела подтверждается, что спорное имущество используется истцом для обеспечения публичных функций, в спорных помещениях располагается Отдел по контролю за оборот наркотиков ОМВД России по г. Артему и Отдел по вопросам миграции ОМВД России по г.Артему, таким образом, спорные помещения, в отношении которых зарегистрировано право собственности Артемовского городского округа, используется полицией, соответственно, подлежат передаче из муниципальной собственности в федеральную.
При вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции учтено отсутствие волеизъявления Думы на передачу в федеральную собственность спорных помещений.
Между тем в Постановлении Президиума ВАС РФ от 17.12.2013 № 10278/13 по делу № А50-7933/2012 указано, что выводы судов о том, что отсутствие волеизъявления администрации на передачу в федеральную собственность спорного здания является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, нельзя признать обоснованными и соответствующими закону.
Так, обязанность по передаче используемого полицией имущества, необходимого для обеспечения деятельности полиции, из собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности в федеральную собственность установлена Законом о полиции с соблюдением порядка, определенного Законом № 122-ФЗ.
По вопросу о порядке передачи имущества Конституционным Судом Российской Федерации также было принято определение от 07.02.2012 №234-О-Р, согласно которому арбитражные суды в каждом конкретном деле на основе исследования всего комплекса фактических обстоятельств самостоятельно решают вопросы о том, было ли учтено в процессе передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную волеизъявление соответствующего органа местного самоуправления, а если орган местного самоуправления по каким-то причинам отказался от согласования передачи имущества, то не является ли это его решение произвольным. Проверка законности и обоснованности конкретных решений арбитражных судов относится к компетенции их вышестоящих инстанций.
При этом необходимо учитывать финансово-экономические интересы муниципального образования и его фактическую заинтересованность в передаваемом объекте для решения вопросов местного значения (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 04.12.2007 № 828-О-П).
Следовательно, необоснованное непринятие соответствующего решения публичными образованиями при наличии в законе требования о передаче имущества из одного уровня собственности в другой в результате разграничения полномочий между органами власти не должно препятствовать процедуре передачи имущества в случаях, установленных законом (в рассматриваемом случае - Законом о полиции, в отношении имущества, используемого органами полиции).
Отказ Администрации в удовлетворении заявления ОМВД России по г.Артему о передаче в федеральную собственность спорных помещений на основании того, что при безвозмездной передаче спорных помещений в федеральную собственность казне Артемовского городского округа придется нести большие затраты для восполнения площадей, на которые в последующем будут предоставлены под размещение подведомственных учреждений, отраслевых органов (л.д. 100) при наличии предусмотренных законом оснований для передачи используемого учреждением полиции муниципального имущества в федеральную собственность является необоснованным.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в дело доказательства, учитывая изложенное, а также принимая во внимание, отсутствие обоснованного отказа Администрации в передаче спорного имущества в федеральную собственность, апелляционный суд приходит к выводу о наличии основании для удовлетворении заявленных ОМВД России по г.Артему исковых требований.
Таким образом, установленные арбитражным судом апелляционной инстанции обстоятельства являются основанием для отмены решения суда первой инстанции в силу пункта 2 статьи 269 АПК РФ на основании пункта 4 части 1 статьи 270 АПК РФ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 269 АПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новый судебный акт.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 АПК РФ, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 06.06.2019 по делу №А51-26015/2018 отменить.
Обязать Администрацию Артемовского городского округа осуществить процедуру передачи в собственность Российской Федерации (федеральную собственность) следующих помещений:
- нежилого помещения общей площадью 250,2 кв.м, расположенного по адресу: <...>;
- нежилого помещения общей площадью 197,6 кв.м, расположенного по адресу: <...>.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий | Е.Н. Шалаганова |
Судьи | Л.А. Бессчасная С.М. Синицына |