НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Приморского края от 19.02.2019 № А51-21274/18

Пятый арбитражный апелляционный суд

ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001

тел.: (423) 221-09-01, факс (423) 221-09-98

http://5aas.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Владивосток                                                  Дело

№ А51-21274/2018

25 февраля 2019 года

Резолютивная часть постановления объявлена 19 февраля 2019 года.

Постановление в полном объеме изготовлено февраля 2019 года .

Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Г.Н. Палагеша,

судей А.В. Гончаровой, О.Ю. Еремеевой,

при ведении протокола секретарем судебного заседания В.А. Ходяковой,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Уссурийской таможни,

апелляционное производство № 05АП-381/2019

на решение от 12.12.2018

судьи А.А.Фокиной

по делу № А51-21274/2018 Арбитражного суда Приморского края

по заявлению публичного акционерного общества «Славянский судоремонтный завод» (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 10.12.1996)

к Уссурийской таможне (ИНН 2511008765, ОГРН 1022500869533, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 20.04.1997)

об обязании выплатить проценты,

при участии: от таможни - ФИО1 - представитель по доверенности от 09.01.2019 сроком действия до 31.12.2019, удостоверение (до перерыва), ФИО2 - представитель по доверенности от 22.01.2019 сроком действия до 31.12.2019, удостоверение (после перерыва); от общества - ФИО3 - представитель по доверенности от 29.12.2016 сроком действия на 3 года, паспорт (до перерыва),

УСТАНОВИЛ:

публичное акционерное общество «Славянский судоремонтный завод» (далее - заявитель, общество, декларант) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о взыскании с Уссурийской таможни (далее - таможенный орган, таможня) процентов в размере 322 257 рублей 54 копеек, начисленных на излишне взысканные таможенные платежи по ДТ №10714040/180414/0000192 (с учетом принятых уточнений в порядке статьи 49 АПК РФ).

Решением Арбитражного суда Приморского края от 12.12.2018 заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с вынесенным судебным актом, таможня обратилась в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Приморского края от 12.12.2018 отменить и принять по делу новый судебный акт.

В обоснование своей позиции апеллянт указывает на то, что даты начисления процентов указаны обществом неверно, что влияет на исчисления суммы процентов. Отмечает, что зачет излишне уплаченных таможенных платежей по ДТ №10717040/180414/0000192 в размере 439 067 рублей 49 копеек осуществлен таможенным органом 29.05.2018, что
в спорном случае рассматривается как фактический возврат. Полагает, что в расчете заявителя дата фактического возврата в одном случае (платеж 32 923 рубля 06 копеек) указана верно - 29.05.2018, в двух других случаях (платежи 277 586 рублей 97 копеек и 128 557 рублей 46 копеек) указана неверно - 30.05.2018. Считает, что фактическая дата взыскания суммы 431 179 рублей 94 копеек - 04.07.2017, соответственно следующим за днем взыскания является 05.07.2017, при этом в расчете заявителя указана дата 04.07.2017; фактическая дата взыскания суммы 22 275 рублей - 05.07.2017, соответственно следующим за днем взыскания является 06.07.2017, а в расчете заявителя указана дата 05.07.2017; фактическая дата взыскания суммы 308 250 рублей - 06.07.2017, соответственно следующим за днем взыскания является 07.07.2017, при этом в расчете заявителя указана дата 06.07.2017; фактическая дата взыскания суммы 2 317 400 рублей 71 копейка - 12.07.2017, соответственно следующим за днем взыскания является 13.07.2017, а в расчете заявителя указана дата 12.07.2017.

Представитель истца поддержал позицию, изложенную в письменном отзыве на апелляционную жалобу, который в порядке статьи 262 АПК РФ приобщается к материалам дела. Решение Арбитражного суда Приморского края считал законным и обоснованным, просил оставить его без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В судебном заседании объявлялся перерыв в соответствии со статьей 163 АПК РФ до 19.02.2019 до 14 часов 40 минут.

Об объявлении перерыва лица, участвующие в деле, уведомлены в соответствии с постановлением Пленума ВАС РФ от 25.12.2013 № 99 «О процессуальных сроках» путем размещения на доске объявлений в здании суда и на официальном сайте суда информации о времени и месте продолжения судебного заседания.

Исследовав доказательства по делу, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив в порядке статей 258, 266-271 АПК РФ правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта в силу следующих обстоятельств.

Как следует из материалов дела, 21.02.2011 ПАО «Славянский СРЗ» помещено под таможенную процедуру переработки на таможенной территории грузовое плавучее средство несамоходная баржа «ECSTASEA» с подачей на таможенный пост Морской порт Славянка Хасанской таможни ДТ № 10717040/210211/0000079.

Товар (грузовое плавучее средство несамоходная баржа «ECSTASEA») ввезен во исполнение договора подряда от 09.02.2011 № ОМ-13д/410, заключенного между обществом и управляющей компанией CAMELOT FREIGHT SERVICES (Кринон Стрит, 16, 3110, Лимассол, Кипр), согласно которому ПАО «Славянский СРЗ» осуществляет ремонт несамоходной баржи «ECSTASEA», а заказчик CAMELOT FREIGHT SERVICES обеспечивает подготовку судна к ремонту и оплачивает стоимость выполненных подрядчиком работ.

Согласно свидетельству о праве собственности судно внесено в государственный реестр судов Республики Молдова и является собственностью фирмы «PELORUSIA NAVIGATION LTD», Мальта (далее – судовладелец).

Согласно дополнительному соглашению № 12 от 20.03.2014 окончание срока ремонта и оказания услуг согласовано сторонами как 16.04.2014.

В связи окончанием ремонтных работ и подписанием акта выполненных работ от 16.04.2014, произведенных на основании договора подряда №ОМ-13д/410 от 09.02.2011, по декларации на товары №10717040/180414/0000192 в отношении баржи «ECSTASEA» открыт режим «реэкспорт».

Согласно Информации о судне, предоставленной 21.06.2017 Российским морским регистром судоходства, на судне «ECSTASEA» класс снят по причине, не связанной с безопасностью, в связи с отсутствием ежегодного освидетельствования.

21.04.2014 Таможенным постом Морской порт Славянка товар выпущен условно.

Согласно письма ПАО «Славянский СРЗ» от 21.05.2015 № 1421 баржа «ECSTASEA» находится на территории порта Славянка без какого-то ни было использования. Также, по информации таможенного поста Морской порт Славянка (с/з от 21.12.2016 №43-18/643) баржа пришвартована у пирса доковой набережной ПАО «Славянский СРЗ».

В связи с неоднократными письменными обращениями к собственнику PELORUSIA NAVIGATION LTD и судовладельцу/оператору CAMELOT FREIGHT SERVICES о завершении процедуры реэкспорта и не получением ответа, общество 16.01.2017 обратилось во Владивостокскую таможню с заявлением № 49, в котором просило разрешить поместить товар - несамоходную баржу «ECSTASEA» под таможенную процедуру отказа в пользу государства (вх. № 01403 от 16.01.2017).

В заявлении от 16.01.2017 ПАО «Славянский СРЗ» указало, что является декларантом несамоходной баржи «ECSTASEA» на основании заключенной внешнеэкономической сделки - договора подряда от 09.02.2011 № ОМ-13д/410. ПАО «Славянский СРЗ» в качестве декларанта не имеет юридических возможностей осуществить самостоятельно реэкспорт товара, так как баржа не оборудована для совершения морского перехода, не имеет действующих судовых документов, без которых морские власти порта не предоставят разрешение на выход судна из порта.

Общество предприняло все зависящие меры по установлению контактов с компанией CAMELOT FREIGHT SERVICES, в том числе 20.09.2016 направило заказные письма собственнику несамоходной баржи PELORUSIA NAVIGATION LTD и судовладельцу/оператору CAMELOT FREIGHT SERVICES по имеющимся в договоре и свидетельстве о праве собственности адресам с уведомлением о намерении передать несамоходную баржу в пользу Российской Федерации в связи с бездействием собственника и оператора по исполнению таможенной процедуры реэкспорта судна.

25.01.2017 по результатам рассмотрения заявления Владивостокская таможня приняла решение об отказе в выдаче разрешения на помещение товара - несамоходной баржи «ECSTASEA» под таможенную процедуру отказа в пользу государства, о чем ПАО «Славянский судоремонтный завод» был уведомлен письмом таможни № 17-59/04363.

27.02.2017 ПАО «Славянский СРЗ» обратилось в Дальневосточное таможенное управление с жалобой на решение Владивостокской таможни об отказе в выдаче разрешения на помещение товара - несамоходной баржи «ECSTASEA» - под таможенную процедуру отказа в пользу государства (письмо таможни от 25.01.2017 № 17-59/04363).

27.03.2017 ДВТУ решением №16-02-14/147 по жалобе на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица отказало ПАО «Славянский СРЗ» в удовлетворении жалобы, признав правомерным решение Владивостокской таможни об отказе в выдаче разрешения на помещение товара - несамоходной баржи «ECSTASEA» - под таможенную процедуру отказа в пользу государства (письмо таможни от 25.01.2017 №17-59/04363).

Кроме того, после выпуска товара на основании статьи 131 ТК ТС таможенным органом была проведена камеральная таможенная проверка за период с 15.02.2011 по 21.04.2014 по вопросам соблюдения условий  таможенной процедуры переработки на таможенной территории Таможенного союза, а также завершения указанной таможенной процедуры по ДТ № 10717040/210211/0000079, № 10714040/180414/0000192.

В ходе проведения указанной проверки таможенным органом установлено, что ПАО «Славянский СРЗ» не осуществлен вывоз товара баржа «ECSTASEA» при помещении под таможенную процедуру реэкспорта по ДТ № 10714040/180414/0000192, в связи с чем 27.02.2017 в отношении общества составлен акт камеральной таможенной проверки №10702000/210/270217/А0007.

На основании акта проверки Владивостокской таможней принято решение от 27.02.2017 №10702000/210/270217/Т0007 «По результатам таможенной проверки», в соответствии с которым обществу предлагалось: уплатить ввозные таможенные пошлины, налоги в отношении иностранного товара – баржи «Ecstasea», помещенного под таможенную процедуру переработки на таможенной территории по ДТ №10717040/210211/0000079, в связи с его невывозом с таможенной территории Таможенного союза при помещении под таможенную процедуру реэкспорта по ДТ №10717040/180414/0000192; уплатить проценты за невывоз с таможенной территории Таможенного союза продукта переработки - баржи «Ecstasea», помещенной под таможенную процедуру реэкспорта по ДТ №10717040/180414/0000192.

Во исполнение указанного решения от 27.02.2017 №10702000/210/270217/Т0007 по результатам таможенной проверки ответчиком заявителю направлено требование № 283 от 22.05.2017 об уплате таможенных платежей и процентов на общую сумму 28 591 186 рублей 11 копеек.

На основании решения № 51 от 15.06.2017 в счет исполнения требования № 283 таможней произведены зачеты авансовых платежей, а также с расчетных счетов общества в банках было осуществлено безакцептное списание денежных средств на общую сумму 3 518 173 рубля 14 копеек, в том числе: согласно письмам Уссурийской таможни от 15.06.2017 № 17-16/14953, от 22.06.2017 № 17-16/15593 и решениям №10716000/150617/ЗАвЗ-292/17/ТС, № 10716000/210617/ЗАвЗ-297/17/ТС/ о зачете авансовых платежей на сумму 128 557 рублей 46 копеек и 277 586 рублей 97 копеек.

Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Приморского края от 31.01.2018 по делу № А51-5787/2017 решение Владивостокской таможни от 27.02.2017 № 10702000/210/270217/Т0007 по результатам таможенной проверки признано недействительным как не соответствующее Таможенному кодексу Таможенного союза.

Изложенные обстоятельства установлены вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Приморского края от 15.08.2018 по делу № А51-14080/2017, которым требование Уссурийской таможни № 283 от 22.05.2017 об уплате таможенных платежей также признано недействительным.

Уведомлением от 10.05.2018 № 0000192 таможня известила общество о факте наличия излишне взысканных таможенных и иных платежей по спорной ДТ на сумму 3 518 173 рублей 14 копеек.

Кроме того, письмом от 11.05.2018 № 17-16/13046 таможня известила общество о прекращении обязанности по уплате таможенных платежей, пошлин, налогов, пеней, процентов на общую сумму 32 932 986 рублей 78 копеек по требованию от 22.05.2017 № 283, которое более не подлежит исполнению.

Общество 29.05.2018 направило в таможенный орган заявление о возврате излишне взысканных сумм таможенных пошлин на общую сумму 3518173 рублей 14 копеек с учетом процентов, предусмотренных пунктом 6 статьи 147 от 27.10.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации».

Таможня 30.05.2018 письмом № 17-16/15111 уведомила общество о том, что часть излишне взысканных таможенных платежей на сумму 439 067 рублей 49 копеек решением от 29.05.2018 зачтена в счет погашения имеющейся у общества задолженности по уведомлению от 18.04.2018 №10716000/Ув2018/0000001.

21.08.2018 обществом повторно подано заявление о возврате излишне взысканных таможенных платежей на сумму 3 079 105 рублей 65 копеек.

18.09.2018 таможенный орган произвел возврат таможенных платежей по спорной ДТ на сумму 3 079 105 рублей 65 копеек, что подтверждено платежными поручениями № 492885 на сумму 2 318 866 рублей 40 копеек, №492749 на сумму 225 734 рубля 62 копейки, № 492976 на сумму 534 504 рубля 63 копейки.

Посчитав, что таможенный орган произвел взыскание излишне начисленных таможенных платежей в принудительном порядке, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

С 01.01.2018 в ЕАЭС осуществляется единое таможенное регулирование в соответствии с Таможенным кодексом ЕАЭС (далее - ТК ЕАЭС) и регулирующими таможенные правоотношения международными договорами и актами, составляющими право ЕАЭС, а также в соответствии с положениями Договора о Евразийском экономическом союзе (подписан в г.Астана 29.05.2014) (далее - Договор).

До вступления в силу ТК ЕАЭС таможенное регулирование в ЕАЭС осуществлялось в соответствии с Договором о Таможенном кодексе Таможенного союза от 27.11.2009 и иными международными договорами государств - членов, регулирующими таможенные правоотношения, заключенными в рамках формирования договорно-правовой базы Таможенного союза и Единого экономического пространства и входящими в соответствии со статьей 99 Договора в право ЕАЭС (статья 101 Договора).

С учетом содержания приведенных норм в данной ситуации подлежали применению действовавшие в спорный период положения Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС), Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее - Закон № 311-ФЗ) в отношении права декларанта на начисление процентов на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов при нарушении срока их возврата.

По правилам статьи 89 ТК ТС излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с настоящим Кодексом и (или) законодательством государств - членов таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.

Статьей 90 ТК ТС предусмотрено, что возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей, сумм обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке и случаях, установленных законодательством государства - члена таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей либо таможенному органу которого представлено обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов.

Согласно части 1 статьи 147 Закона № 311-ФЗ излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы  подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.

В соответствии с пунктом 6 статьи 147 Закона № 311-ФЗ возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, который осуществляет администрирование данных денежных средств. Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата. При возврате излишне взысканных в соответствии с положениями главы 18 настоящего Федерального закона таможенных пошлин, налогов проценты на сумму излишне взысканных таможенных пошлин, налогов начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период нарушения срока возврата.

Пункт 33 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2016 № 18 «О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства» содержит разъяснение, согласно которому выплата предусмотренных частью 6 статьи 147 Закона о таможенном регулировании процентов направлена на компенсацию потерь, причиненных незаконным изъятием денежных средств у частного субъекта. В связи с этим судам следует учитывать, что в случае излишнего взыскания таможенных платежей установленные данной нормой проценты начисляются со дня, следующего за днем их уплаты в бюджет, определяемого в соответствии со статьей 117 Закона о таможенном регулировании, до даты фактического возврата не только в случае принудительного взыскания таможенным органом, но и в случае, если перечисление взыскиваемых сумм произведено добровольно во исполнение соответствующего решения таможенного органа. При этом расчет процентов производится по ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, деленной на фактическое число дней в соответствующем году (365 или 366 дней), поскольку данная ставка является годовой.

Из буквального толкования положений пункта 6 статьи 147 Закона №311-ФЗ следует, что при возврате излишне взысканных (уплаченных) в соответствии с положениями главы 18 Закона о таможенном регулировании таможенных платежей проценты на сумму таких платежей начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.

Таким образом, в случае возврата таможенных платежей, излишне взысканных (уплаченных) в принудительном порядке, проценты подлежат начислению в любом случае, то есть независимо от того, был ли нарушен таможенным органом месячный срок возврата подобных таможенных платежей или нет.

Указанная мера, предполагающая начисление процентов в случае возврата таможенных платежей, излишне взысканных в принудительном порядке, является дополнительной гарантией защиты прав граждан и юридических лиц от незаконных действий (бездействия) органов государственной власти, направленных на реализацию положений статей 52 и 53 Конституции Российской Федерации, согласно которым каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц, в том числе злоупотреблением властью, а также закрепленного в статье 35 (часть 1) Конституции Российской Федерации принципа охраны частной собственности законом (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 27.12.2005 № 503-О).

Аналогичная позиция изложена в  Определении Верховного Суда Российской Федерации от 02.06.2015 по делу № 303-КГ14-7912.

В соответствии со статьей 150 Закона № 311-ФЗ принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей производится за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика в банках, за счет обеспечения уплаты таможенных платежей, за счет неизрасходованных остатков авансовых платежей, денежного залога, излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей и иного имущества плательщика, а также в судебном порядке.

Учитывая, что вступившим в законную силу решением арбитражного суда Приморского края от 31.01.2018 по делу № А51-5787/2017 решение Владивостокской таможни от 27.02.2017 №10702000/210/270217/Т0007 по результатам таможенной проверки было признано недействительным и вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Приморского края от 15.08.2018 по делу № А51-14080/2017 признано недействительным требование Уссурийской таможни № 283 от 22.05.2017 об уплате таможенных платежей, следовательно, таможенные платежи в общей сумме 3518173 рубля 14 копеек, взысканные таможней по спорной ДТ, являются излишне взысканными. При этом обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением арбитражного суда, не подлежат доказыванию вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица в силу части 2 статьи 69 АПК РФ

Принятие таможенным органом незаконного решения по спорной ДТ повлекло принудительное взыскание денежных средств декларанта за счёт денежных средств на счетах в банках и путём обращения взыскания на суммы денежного залога (зачёта), а не добровольное исполнение им обязанности по уплате таможенных платежей.

Установив, что в пользовании таможенного органа незаконно находились излишне взысканные таможенные платежи, требования о взыскании на них процентов на основании части 6 статьи 147 Закона №311-ФЗ обоснованно удовлетворены судом первой инстанции.

Из материалов дела следует, что согласно представленному обществом расчету за период с 16.06.2017 по 18.09.2018 сумма процентов составляет 322 527 рублей 54 копейки (л.д. 142-143).

При этом суд первой инстанции, придя к выводу о наличии арифметически допущенных ошибках при исчислении количества дней в каждом расчетном периоде, произвел самостоятельно расчет, в соответствии с которым за период с 16.06.2017 по 18.09.2018 включительно размер процентов составляет 322 468 рублей 50 копеек.

Проверив расчет процентов, произведенный судом первой инстанции, судебная коллегия установила, что при производстве расчета процентов судом первой инстанции допущены ошибки при исчислении периодов и количества дней.

Судебная коллегия, самостоятельно произведя расчет процентов, пришла к следующему.

Из материалов дела следует, что решение о зачете авансовых платежей в счет погашения задолженности в размере 277 586 рублей 97 копеек принято таможней 15.06.2017; 21.06.2017 принято решение о зачете авансовых платежей в счет погашения задолженности в размере 128 557 рублей 46 копеек; 03.07.2017 банком исполнены платежные поручения № 72, 73, 74, 78 о взыскании в бесспорном порядке с общества таможенных платежей  в размере 255 282 рублей 69 копеек, 1 620 рублей, 205 734 рублей 62 копеек, 1 465 рублей 69 копеек соответственно; 04.07.2017 банком исполнены платежные поручения № 72, 74 о взыскании в бесспорном порядке с общества таможенных платежей  в размере 2 275 рублей и 20 000 рублей; 05.07.2017 банком исполнено платежное поручение № 72 о взыскании в бесспорном порядке с общества таможенных платежей  в размере 308 250 рублей; 11.07.2017 банком исполнено платежное поручение № 78 о взыскании в бесспорном порядке с общества таможенных платежей  в размере 2 317 400 рублей 71 копейки.

Таким образом, излишняя уплата таможенных платежей в сумме 3 518 173 рублей 14 копеек последовала в результате принятия таможенным органом решений о принудительном порядке взыскания.

Уведомлением от 10.05.2018 таможенный орган известил общество о факте наличия излишне взысканных таможенных и иных платежей по с спорной декларации на сумму 3 518 173 рублей 14 копеек.

 29.05.2018 часть излишне взысканных таможенных платежей на сумму 439 067 рублей 49 копеек зачтена таможней в счет погашения имеющейся у общества задолженности.

Таможенный орган 18.09.2018 осуществлен возврат таможенных платежей по спорной ДТ на сумму 3 079 105 рублей 65 копеек.

Поскольку у таможенного органа в пользовании находились излишне взысканные таможенные платежи, общество обоснованно начислило на сумму излишне взысканных таможенных платежей проценты на основании части 6 статьи 147 Закона от 27.10.2010 № 311-ФЗ.

Согласно главе 18 Закона о таможенном регулировании проценты на сумму излишне взысканных таможенных пошлин начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.

Пункт 1 части 1 статьи 117 Закона № 311-ФЗ устанавливает, что обязанность плательщика по уплате таможенных пошлин, налогов считается исполненной, если размер указанных в настоящей статье денежных средств составляет не менее суммы подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов: с момента списания денежных средств со счета плательщика в банке, в том числе при уплате таможенных пошлин, налогов через электронные терминалы, банкоматы.

Соответственно обязанность декларанта по уплате доначисленных таможенных платежей в силу буквального указания пункта 1 части 1 статьи 117 Закона № 311-ФЗ следует считать исполненной с момента списания денежных средств со счета плательщика в банке.

Кроме того, пунктом 45 приложения № 1 к положению о правилах осуществления перевода денежных средств, утвержденному Банком России 19.06.2012 №383-П, установлено, что в платежном поручении в электронном виде и на бумажном носителе банк получателя средств указывает дату исполнения в порядке, установленном для реквизита «Дата».

Из материалов дела следует, что в платежных поручениях имеются все необходимые реквизиты и отметки банка, подтверждающие факт исполнения платежных операций (л.д. 43-50, 144, 145).

В этой связи, учитывая, что денежные средства были изначально направлены на уплату доначисленных платежей по решению таможни, осуществление таможней фактической проводки по их списанию в уплату спорной задолженности не может служить основанием для изменения даты исполнения обязанности по уплате таможенных платежей и, как следствие, для перерасчета процентов.

Таким образом, учитывая, что иных доказательств возврата излишне взысканных таможенных платежей, помимо имеющихся в материалах дела,  сторонами не представлено, проценты подлежат начислению:

 - с 16.06.2017 по 18.06.2017: 277 586 рублей 97 копеек * 3 дн. * 9,25%: 365 дн. = 211 рублей 04 копейки;

- с 19.06.2017 по 21.06.2017: 277 586 рублей 97 копеек. * 3 дн. * 9,0%:365 дн. = 205 рублей 34 копейки;

- с 22.06.2017 по 03.07.2017: 406 144 рубля 43 копейки. * 12 дн. * 9,0%: 365 дн. = 1 201 рубль 74 копейки;

- с 04.07.2017 по 04.07.2017: 870 247 рублей 43 копейки * 1 дн. * 9,0%:365 дн. = 214 рублей 85 копеек;

 - с 05.07.2017 по 05.07.2017: 892 522 рубля 43 копейки * 1 дн. * 9,0%:365 дн. = 220 рублей 07 копеек;

- с 06.07.2017 по 11.07.2017: 1 200 772 рубля 43 копейки * 6 дн. * 9,0%: 365 дн. = 1 776 рублей 49 копеек;

 - с 12.07.2017 по 17.09.2017: 3 518 173 рубля 14 копеек * 68 дн. * 9,0%: 365 дн. = 58 989 рублей 64 копейки;

 - с 18.09.2017 по 29.10.2017: 3 518 173 рубля 14 копеек * 42 дн. * 8,5%: 365 дн. = 34 410 рублей 62 копейки;

 - с 30.10.2017 по 17.12.2017: 3 518 173 рубля 14 копеек * 49 дн. * 8,25% : 365 дн. = 38 964 рубля 97 копеек;

- с 18.12.2017 по 11.02.2018: 3 518 173 рубля 14 копеек * 56 дн. * 7,75% : 365 дн. = 41 832 рубля 52 копейки;

- с 12.02.2018 по 25.03.2018: 3 518 173 рубля 14 копеек * 42 дн. * 7,5%:365 дн. = 30 362 рубля 32 копейки;

- с 26.03.2018 по 29.05.2018: 3 518 173 рубля 14 копеек * 65 дн. * 7,25% : 365 дн. = 45 422 рубля 99 копеек;

- с 30.05.2018 по 16.09.2018: 3 079 105 рублей 65 копеек * 110 дн. * 7,25% : 365 дн. = 67 276 рублей 35 копеек;

- с 17.09.2018 по 18.09.2018: 3 079 105 рублей 65 копеек * 2 дн. * 7,5%: 365 дн. = 1 265 рублей 39 копеек.

Таким образом, за период с 16.06.2017 по 18.09.2018 включительно размер процентов составил 322 354 рубля 06 копеек

Вместе с тем, обществом заявлено о взыскании процентов в размере 322 257 рублей 54 копеек.

Следовательно, заявленная к взысканию обществом сумма процентов меньше той, которая могла быть им предъявлена таможенному органу, исходя из периода допущенной просрочки.

Учитывая, что суд не вправе выходить за пределы заявленных требований, Арбитражный суд Приморского края правомерно взыскал с таможни неустойку в заявленном обществом размере, т.е. в сумме 322 257 рублей 54 копеек.

Ссылаясь на то, что в расчете заявителя дата фактического возврата в одном случае (платеж 32 923 рубля 06 копеек) указана верно - 29.05.2018, в двух других случаях (платежи 277 586 рублей 97 копеек и 128 557 рублей 46 копеек) указана неверно - 30.05.2018); фактическая дата взыскания суммы 431 179 рублей 94 копеек - 04.07.2017, соответственно следующим за днем взыскания является 05.07.2017, при этом в расчете заявителя указана дата 04.07.2017; фактическая дата взыскания суммы 22 275 рублей - 05.07.2017, соответственно следующим за днем взыскания является 06.07.2017, а в расчете заявителя указана дата 05.07.2017; фактическая дата взыскания суммы 308 250 рублей - 06.07.2017, соответственно следующим за днем взыскания является 07.07.2017, при этом в расчете заявителя указана дата 06.07.2017; фактическая дата взыскания суммы 2 317 400 рублей 71 копейка - 12.07.2017, соответственно следующим за днем взыскания является 13.07.2017, а в расчете заявителя указана дата 12.07.2017, апеллянт фактически выражает несогласие с произведенным обществом расчетом процентов, который подлежит отклонению судебной коллегией по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, расчет, произведенный обществом и представленный в суд первой инстанции, судом принят не был. При этом Арбитражным судом Приморского края самостоятельно произведен расчет процентов, начисленных на излишне взысканные таможенные платежи по декларации на товары № 10714040/180414/0000192, скорректированный в апелляционной инстанции.

Кроме того, в платежных поручениях о бесспорном взыскании на основании статьи 153 Закона № 311 денежных средств со счетов общества имеются необходимые реквизиты и отметки банка, подтверждающие факт исполнения платежных операций именно в даты указанные в графе «отметки банка» (л.д. 43-50, 144, 145).

В этой связи, учитывая, что денежные средства изначально направлены на уплату доначисленных платежей по решению таможни, осуществление таможней фактической проводки по их списанию в уплату спорной задолженности не может служить основанием для изменения даты исполнения обязанности по уплате таможенных платежей и, как следствие, для перерасчета процентов.

Следовательно, представленная таможенным органом распечатка данных АПС «Лицевые счета» с указанием дат оплаты, проводки и перечисления в бюджет денежных средств, списанных в бесспорном порядке таможенным органом, в данном конкретном деле не имеет значения для даты исчисления процентов на излишне взысканные таможенные платежи по спорной ДТпри наличии соответствующих отметок банков. Судебная коллегия отмечает, что сведения информационной системы АПС «Лицевые счета» используются таможенными органами для целей учета осуществления таможенных операций и не отменяют действия пункта 1 части 1 статьи 117 Закона № 311-ФЗ относительно определения момента исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, которая в спорной ситуации имела место: фактическая дата взыскания суммы 464 103 рубля рублей именно - 03.07.2017 (л.д. 43-46 144), соответственно следующим за днем взыскания является – 04.07.2017; фактическая дата взыскания суммы 22 275 рублей - 04.07.2017 (л.д. 47-48), соответственно следующим за днем взыскания является 05.07.2017; фактическая дата взыскания суммы 308 250 рублей - 05.07.2017 (л.д. 49), соответственно следующим за днем взыскания является 06.07.2017; фактическая дата взыскания суммы 2 317 400 рублей 71 копейка - 11.07.2017 (л.д. 50, 145), соответственно следующим за днем взыскания является 12.07.2017.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, сводящиеся к иной, чем у арбитражного суда, неверной трактовке законодательства, не могут служить основаниями для отмены судебного акта, так как не свидетельствуют о нарушении арбитражным судом первой инстанции норм права. Данные доводы не опровергают выводы суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.

Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, по мнению суда апелляционной инстанции, не имеется. Нормы права применены судом первой инстанции правильно. Судебный акт принят на основании всестороннего, объективного и полного исследования имеющихся в материалах дела доказательств. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.

При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта, и удовлетворения апелляционной жалобы, с учетом допущенных судом первой инстанции ошибок при исчислении периодов процентов и количества дней неповлекших принятия незаконного по существу решения, отсутствуют.

На основании статьи 333.37 Налогового кодекса РФ суд апелляционной инстанции не относит на таможенный орган судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы.

 Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Приморского края от 12.12.2018  по делу №А51-21274/2018  оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.

Председательствующий

Г.Н. Палагеша

Судьи

А.В. Гончарова

О.Ю. Еремеева