НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Приморского края от 16.12.2020 № А51-14804/19

Пятый арбитражный апелляционный суд

ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001

http://5aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Владивосток                                                  Дело

№ А51-14804/2019

18 декабря 2020 года

Резолютивная часть постановления объявлена 16 декабря 2020 года.

Постановление в полном объеме изготовлено декабря 2020 года .

Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Е.Л. Сидорович,

судей Л.А. Бессчасной, Т.А. Солохиной,

при ведении протокола секретарем судебного заседания О.Н. Мамедовой,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Партизанская городская больница № 1»,

апелляционное производство № 05АП-7488/2020

на решение от 30.09.2020

судьи Ю.А. Тимофеевой

по делу № А51-14804/2019 Арбитражного суда Приморского края

по заявлению краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Партизанская городская больница № 1» (ИНН 2509000582, ОГРН 1022500801377)

к государственному учреждению «Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Приморского края» (ИНН 2540013343, ОГРН 1022502260648)

о признании незаконным акта от 21.06.2019 №7,

при участии:

от краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Партизанская городская больница № 1»: Трукова Л.В. по доверенности от 24.11.2020, сроком действия до 22.02.2022, паспорт, диплом вса № 0277017 от 15.06.2007;     

от государственного учреждения «Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Приморского края»: Бабич О.В. по доверенности от 24.08.2020 , сроком действия до 31.12.2020, паспорт; Зубова Н.П. по доверенности от 16.01.2020, сроком действия до 31.01.2021, паспорт, копия диплома КР № 22906 от 05.12.2012,

УСТАНОВИЛ:

Краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Партизанская городская больница № 1» (далее по тексту - заявитель, учреждение) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным акта Государственного учреждения «Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Приморского края» (далее по тексту - фонд,ТФОМС) от 21.06.2019 № 7 проверки использования средств, полученных на финансовое обеспечение территориальной программы обязательного медицинского страхования, в краевом КГБУЗ «Партизанская городская больница № 1».

Решением от 08 ноября 2020 года в удовлетворении требований заявителя было отказано.

Не согласившись с судебным актом в части признания нецелевым использованием КГБУЗ «Партизанская городская больница № 1» средств ОМС в размере 5 677 260,99 руб., больница обжаловала его в апелляционном порядке.

В жалобе заявитель указывает, что суд первой инстанции, делая вывод о нецелевом использовании КГБУЗ «Партизанская городская больница № 1» денежных средств ОМС в сумме 1 143 218,96 рублейна оказание медицинских услуг по акушерству и гинекологии (искусственному прерыванию беременности), не учел установленные Министерством здравоохранения России переходные положения по переоформлению лицензии на указанный вид деятельности в связи с принятием Постановление Правительства РФ от 08.12.2016 № 1327 «О внесении изменений в приложение к Положению о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")». Ссылаясь на письма Минздрава России от 08.12.2017 № 15-4/4523-07, от 30.08.2017 № 15-4/10/2-6088, учреждение считает, что имело право оказывать медицинскую помощь по прерыванию беременности по ранее выданной лицензии на выполнение работ по акушерству и гинекологии (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий) до переоформления лицензии.

Заявитель также не согласен с выводом суда о нецелевом использовании КГБУЗ «Партизанская городская больница № 1» денежных средств ОМС в сумме 1 410 935,36 рублей, в связи с выплатой надбавки за работу во вредных условиях труда по вновь организованным рабочим местам «кастелянши» и «уборщика производственных помещений» без проведения медицинской организацией специальной оценки условий труда (СОУТ). В подтверждение своей позиции ссылается на судебную практику и указывает на то, что положениями трудового законодательства осуществление доплат за вредные и (или) опасные условия труда не поставлено в зависимость от наличии аттестации рабочих мест или специальной оценки условий труда. Поэтому расходование средств обязательного медицинского страхования на выплаты работникам, оказывающим медицинские услуги при наличии трудовых договоров, а также для целей оказания надлежащей медицинской помощи нельзя признать нецелевым использованием бюджетных средств.

В отношении средств ОМС в сумме 3 123 106,67 рублей больница указывает, что они направлены на оказание скорой медицинской помощидетям по профилю - хирургия. Как полагает больница, в соответствии с Порядком оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, утвержденного Приказом Минздрава России от 20.06.2013 № 388н, Порядком оказания педиатрической помощи, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 16.04.2012 № 366н, Порядком оказания медицинской помощи по профилю «детская хирургия», утвержденного Приказом Минздрава России от 31.10.2012№562н, КГБУЗ «Партизанская городская больница № 1» было обязано оказать скорую медицинскую помощь 207 детям в рамках территориальной программы ОМС. В противном случае, это создало бы реальную угрозу гибели детей,поскольку иное учреждение в г. Партизанске, имеющее реанимационное и хирургическое отделение, отсутствует. Указанные нормативные документы не содержат требованийоб оказании скорой медицинской помощи детям только теми специалистами, которые имеют сертификаты по специальности «детская хирургия», как того требует ГУ ТФОМС по Приморскому краю. Более того, такие требования невозможно было выполнить(только путем транспортировки детей в другой населенный пункт, что создало бы реальную угрозу их жизни). При указанных обстоятельствах, КГБУЗ «Партизанская городская больница № 1» правомерно оказана скорая медицинская помощь 207 детям на сумму 3 123 106,67 руб., которая подлежит оплате за счет средств ОМС.

Фонд против доводов жалобы возражает, считает решение суда законным и обоснованным.

Поскольку КГБУЗ «Партизанская городская больница № 1» в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, лица, участвующие в деле не заявили возражений, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части (п.5 ст.168 АПК РФ).

Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации,  правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции установил следующее.

На основании приказа от 18.04.2019 № 33 фондом проведена плановая комплексная проверка деятельности заявителя по вопросу использования средств, полученных на финансовое обеспечение территориальной программы обязательного медицинского страхования (ОМС) за период с 01.01.2017 по 31.03.2019, по результатам которой составлен акт от 21.06.2019 № 7.

В ходе проверки выявлены нарушения, повлекшие нецелевое использование средств ОМС. По итогам проверки фондом сделан вывод о том, что использованные не по целевому назначению средства ОМС подлежат возврату фонду с уплатой штрафа в размере 10%. В заключительную часть акта проверки от 21.06.2019 № 7 включено требование о возврате учреждением средств, использованных не по целевому назначению, в сумме 8 991 052,10 руб. и уплате штрафа в сумме 899105,21 руб.

Учреждение, посчитав, что акт проверки от 21.06.2019 № 7 не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, в том числе финансирование лечебных учреждений за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования регулируются Федеральным законом от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании» (далее по тексту - Закон № 326-ФЗ).

При этом, как правильно отметил суд, по смыслу положений статей 10, 13 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов входят в структуру бюджетной системы Российской Федерации. В отношении указанных средств определен принцип адресности и их целевого характера (статья 38, 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 19 Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» денежные средства бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и о бюджетах фондов конкретных видов обязательного социального страхования на очередной финансовый год. Нецелевое расходование денежных средств бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования не допускается и влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 20 Закона № 326-ФЗ медицинские организации наделены правом на получение средств за оказанную медицинскую помощь на основании заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и в иных случаях, предусмотренных названным Федеральным законом.

При этом указанные средства медицинские организации обязаны использовать исключительно в соответствии с программами обязательного медицинского страхования (пункт 5 части 2 статьи 20 Закона № 326-ФЗ).

Территориальная программа обязательного медицинского страхования, как следует из части 1 статьи 36 Закона № 326-ФЗ, является составной частью территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемой в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации. При этом указанная территориальная программа формируется в соответствии с требованиями, установленными базовой программой обязательного медицинского страхования, и включает в себя, в том числе нормативы финансовых затрат на единицу объема предоставления медицинской помощи в расчете на одно застрахованное лицо и норматива финансового обеспечения территориальной программы обязательного медицинского страхования в расчете на одно застрахованное лицо (часть 2 названной статьи).

Территориальная программа обязательного медицинского страхования согласно части 6 статьи 36 Закона № 326-ФЗ в рамках реализации базовой программы обязательного медицинского страхования определяет на территории субъекта Российской Федерации, в том числе структуру тарифа на оплату медицинской помощи, и должна соответствовать требованиям базовой программы обязательного медицинского страхования.

В соответствии с пунктом 9 статьи 39 Закона № 326-ФЗ средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования. Кроме того, за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств.

Основанием доначисления учреждению сумм штрафа и предъявления требований о возврате сумм ОМС явились в том числе следующие нарушения.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что КГБУЗ «Партизанская городская больница № 1» оказывала специализированную медицинскую помощь в стационарных условиях детскому населению по профилю «Детская хирургия».

В соответствии с данными реестров счетов, поданными на оплату в страховую медицинскую организацию с 01.01.2017 по 31.03.2019, выявлено 207 случаев по профилю «Детская хирургия» на общую сумму 3 123 106,67 руб.

При этом, как следует из материалов дела, врач по заявленной оплате по детской хирургии не имел сертификата специалиста по специальности «детская хирургия», что является обязательным и необходимым квалификационным требованием для оказания подобного вида услуг.

Кроме того, у заявителя отсутствуют в штатном расписании должности врача - детского хирурга при развернутом коечном фонде. Отсутствие в штатном расписании КГБУЗ «Партизанская городская больница № 1» ставки врача - детского хирурга, как отразил ТФОМС в обжалуемом акте, не позволяет оказывать медицинскую услугу по «детской хирургии» и, соответственно, осуществлять расходы по данному виду деятельности.

Суд, ссылаясь на квалификационные требования, утвержденные Приказом Минздравсоцразвития России от 07.07.2009 № 415н "Об утверждении Квалификационных требований к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения" и квалификационные характеристики, предусмотренные Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденным приказами Минздравсоцразвития РФ от 06.11.2009 N 869 и от 23.07.2010 N 541н, а также на положения Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и приказ Минздрава России от 29.11.2012 N 982н "Об утверждении условий и порядка выдачи сертификата специалиста медицинским и специалиста", приказ Минздрава России от 31.10.2012 № 562н (Порядок оказания медицинской помощи по профилю «Детская хирургия»), пришел к выводу, что оказание специализированной медицинской помощи в стационарных условиях детскому населению по профилю «Детская хирургия» при отсутствии специалистов, имеющих сертификат или свидетельство об аккредитации по специальности «детская хирургия», правомерно было признано фондом необоснованным, в связи с чем расходы, понесенные в связи с  оказанием  данной  медицинской  помощи  подлежат  возврату  в  фонд  в   сумме 3 123 106,67 руб.

Однако апелляционная инстанция считает данный вывод суда ошибочным в силу следующего.

Как следует из материалов дела, все случаи оказание детям медицинской помощи  являются оказанием экстренной и неотложной хирургической помощи, которую больница обязана была оказать в силу требований статьи 11, 35 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», не являются специфической помощью по профилю «Детская хирургия», не связанны с болезнями, которые присущи только детям (например, исправление врожденных паталогий у новорожденных детей, связанных с аномальным развитием плода и т.п.), на оказание которых требуется особая подготовка специалиста по специальности «детская хирургия». Все случаи охватываются едиными стандартами оказания медицинской помощи и взрослым и детям по профилю "хирургия".

КГБУЗ «Партизанская городская больница № 1» является единственным лечебным учреждением в г. Партизанске, которое располагает реанимационным и хирургическим отделением,в связи с чем, кареты скорой помощи привозили детей за скорой медицинской помощью именно в указанное учреждение.

Так в спорный период больница оказала экстренную и неотложную медицинскую помощь 207 детям на сумму 3 123 106,67 руб., из них:

- скорую экстренную медицинскую помощь в состоянии угрозы жизни ребенкав отношении 164 детей (острый аппендицит, термические ожоги головы и туловища, острая спаечная кишечная непроходимость т.д.) на сумму 2 428 052,91 руб.;

- скорую неотложную медицинскую помощь в отношении 43 детей (ушиб стенки живота, камни в почках и т.д.) на сумму 695 053,76 руб.

Правила оказания медицинской помощи детям по профилю "детская хирургия" медицинскими организациями утверждены Приказом Минздрава России от 31.10.2012№562н (далее – Порядок), согласно которых медицинская помощь детям оказывается в том числе в виде скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи.

Согласно пункту 9 указанного порядка скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь оказывается в экстренной и неотложной форме вне медицинской организации, а также в амбулаторных и стационарных условиях.

Бригада скорой медицинской помощи доставляет детей с угрожающими жизни состояниями в медицинские организации, имеющие в своей структуре отделение анестезиологии-реанимации или блок (палату) реанимации и интенсивной терапии и обеспечивающие круглосуточное медицинское наблюдение и лечение детей. При наличии медицинских показаний после устранения угрожающих жизни состояний дети переводятся в детское хирургическое отделение (койки) медицинской организации для оказания специализированной медицинской помощи (пунк 10, 11 Порядка).

Ни один из нормативных документов, касающихся оказания медицинская помощи детям в экстренной и неотложной форме не содержит требование об оказании скорой медицинской помощи детям только теми специалистами, которые имеют сертификаты по специальности «детская хирургия», что обусловлено именно характером помощи как экстренной и неотложной.

Таким образом, в соответствии с указанными требованиями законодательства КГБУЗ «Партизанская городская больница № 1» было обязано оказать скорую медицинскую помощь 207 детям в рамках территориальной программы ОМС. В противном случае, это создало бы реальную угрозу гибели детей,поскольку иное учреждение в г. Партизанске, имеющее реанимационное и хирургическое отделение, отсутствует.

Таким образом, КГБУЗ «Партизанская городская больница № 1» правомерно оказана скорая медицинская помощь 207 детям на сумму 3 123 106,67 руб., которая подлежит оплате за счет средств ОМС.

Ошибочное отражение больницей спорных случаев по профилю «Детская хирургия», не должно лишать медицинское учреждение оплаты оказанных услуг, не может толковаться как нецелевое использование средств обязательного медицинского страхования, поскольку все случаи оказания помощи охватываются  Территориальной программой обязательного медицинского страхования.

Фактов оказания медицинских услуг ненадлежащего объема и качества и, как следствие, отсутствия страховых случаев по данному эпизоду не установлено.

При таких обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований в указанной части.

Коллегии также представляются обоснованными доводы апелляционной жалобы о неправомерности вывода фонда о нецелевом использовании КГБУЗ  «Партизанская городская больница № 1»    денежных средств  ОМС  в   сумме          1 410 935,36 руб. в связи с выплатой надбавки за работу во вредных условиях труда по вновь организованным рабочим местам «кастелянши» и «уборщика производственных помещений» без проведения медицинской организацией специальной оценки условий труда (СОУТ).

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что в 2017 году, 2018 году и 1 квартале 2019 года учреждением осуществлены выплаты надбавки за работу во вредных условиях труда кастелянше и уборщику производственных помещений.

Суд первой инстанции, признавая выплаченные учреждением надбавки за работу во вредных условиях труда по рабочим местам «кастелянши» и «уборщика производственных помещений» нецелевым использованием средств ОМС на общую сумму 1 410 935,36 руб., исходил из того, что в нарушение норм статьи 219 ТК РФ специальная оценка условий труда не проводилась, данная надбавка не была закреплена в коллективном договоре учреждения, в связи с чем спорные выплаты являлись незаконными, и что свидетельствует о нецелевом использовании выделенных учреждению средств.

Согласно статье 219 Трудового кодекса Российской Федерации размеры, порядок и условия предоставления гарантий и компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливаются в порядке, предусмотренном статьями 92, 117 и 147 настоящего Кодекса. Повышенные или дополнительные гарантии и компенсации за работу на работах с вредными и (или)  опасными условиями труда могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом с учетом финансово-экономического положения работодателя. В случае обеспечения на рабочих местах безопасных условий труда, подтвержденных результатами специальной оценки условий труда или заключением государственной экспертизы условий труда, гарантии и компенсации работникам не устанавливаются.

Специальная оценка условий труда проводится в порядке, установленном Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее - Закон № 426-ФЗ).

Статьей 147 ТКРФ предусмотрено, что оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливается в повышенном размере.

Минимальный размер повышения оплаты труда работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, составляет 4% тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.

Конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливаются работодателем в порядке, установленном трудовым договором.

Между больницей и работниками (сестрами-хозяйками и санитарками) были заключены трудовые договора, содержащие условия о компенсационных выплатах за вредные и опасные условия труда (раздел 10 трудовых договоров, копии договоров имеются в материалах дела).

Приказом учреждения № 176 от 04.05.2017 сестры-хозяйки и санитарки были переведены в кастелянши и уборщиков производственных помещений.

На основании приказов о переводе с работниками заключены дополнительные соглашения к трудовым договорам (копии дополнительных соглашений имеются в материалах дела).

В соответствии с пунктом 1 дополнительных соглашений к трудовым договорам работник переводится с одной должности на другую в том же отделении и на том же рабочем месте.

Все другие условия трудового договора оставлены неизменными и обязательными для исполнения сторонами, в том числе и условия по оплате в виде надбавок за вредные и опасные условия труда (пункт 4 дополнительных соглашений).

Постановлением администрации Приморского края от 08.05.2013 № 168-па утвержден Перечень видов компенсационных выплат в государственных учреждениях Приморского края, которым предусмотрены компенсационные выплаты работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

В соответствии с пунктом 2.5.4. приказа Департамента здравоохранения Приморского края от 29.10.2015 № 961-оработникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливается повышенный размер оплаты труда в виде доплаты к окладу (приказ действовал в проверяемый период).

Пунктом 7.2. коллективного договора от 11.04.2016 установлено, что Положение об оплате труда работников учреждения устанавливает порядок и условия применения системы оплаты труда, в том числе компенсационных выплат.

Пунктом 10.1 коллективного договора предусмотрена обязанность работодателя производить компенсационные выплаты к окладу работникам, занятым на работах с вредными и опасными условиями труда, в соответствующем размере.

Данные компенсационные выплаты, как было указано выше, установлены в трудовых договорах работников в виде доплат к окладу за вредные и опасные условия труда.

Пунктом 2.5.2. Положения об оплате труда медицинского учреждения предусмотрены компенсационные выплаты за работу с вредными и опасными условиями труда (копия Положения имеется в материалах дела).

В 2015 году больница произвела специальную оценку условий труда в отделениях с вредными условиями труда в отношении работников в должности сестра-хозяйка и санитарка, по результатам которой были составлены отчеты о вредности условий труда (копии отчетов специальной оценки труда от 31.03.2015 и 08.10.2015 имеются в материалах дела).

Таким образом в спорный период по рабочим местам «кастелянши» и «уборщика производственных помещений», не смотря на отсутствие специальной оценки условий труда, учреждение обязано было производить компенсационные выплаты к окладу этим работникам.

Следует отметить, что положениями трудового законодательства осуществление доплат за вредные и (или) опасные условия труда не поставлено в зависимость от наличии аттестации рабочих мест или специальной оценки условий труда (аналогичная правовая позиция содержится в Определение Верховного Суда РФ от 20.04.2016 № 306-ЭС16-2955 по делу № А49-129/2015).

Более того, в сентябре 2019 года учреждение произвело специальную оценку условий труда в отношении все тех же рабочих мест, но уже с новым наименованием должностей «кастелянша» и «уборщик производственных помещений», которая повторно подтвердила вредность условий труда (копия отчета специальной оценки труда от 20.09.2019 имеется в материалах дела).

Как следует из материалов дела, и не оспаривается фондом, спорные выплаты произведены по статье «заработная плата», то есть средства использовались с учетом части 7 статьи 35 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», предусматривающей, что тариф на оплату медицинской помощи включает в себя, в том числе расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации на цели их получения.

Фонд не представил доказательств, что лица, занимающие должности «кастелянша» и «уборщик производственных помещений», не могли претендовать на соответствующие доплаты.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 14.1 постановления от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации», разъяснил, что нецелевым использованием бюджетных средств согласно статье 289 Бюджетного кодекса РФ признается использование бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.

Вместе с тем, как указано выше, КГБУЗ «Партизанская городская больница № 1» расходование средств обязательного медицинского страхования произведено на предусмотренные статьи расходов - на заработную плату, включающую надбавки за особые условия труда, правомерность установления которых подтверждается отчетом специальной оценки труда от 20.09.2019.

Апелляционная инстанция пришла к выводу, что КГБУЗ «Партизанская городская больница № 1» правомерно произвело оплату надбавок к докладу за вредные условия труда работникам «кастелянша» и «уборщик производственных помещений» в 2017, 2018, первый квартал 2019 гг. на сумму 1 410 935,36 руб., которая подлежит оплате за счет средств ОМС, и указанные выплаты нельзя признать нецелевым использованием денежных средств.

Проверяя обоснованность выводов фонда о нецелевом использовании КГБУЗ «Партизанская городская больница № 1» денежных средств ОМС в сумме 1 143 218,96 руб. на оказание медицинских услуг по акушерству и гинекологии (искусственному прерыванию беременности), апелляционная коллегия установила следующее.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что КГБУЗ «Партизанская городская больница № 1» в 2018 году оказывала услуги по акушерству и гинекологии (искусственному прерыванию беременности). В соответствии с данными реестров счетов, поданными на оплату в страховую медицинскую организацию в 2018 году, выявлено 163 случая искусственного прерывания беременности по профилю «акушерство и гинекология» на общую сумму 1 143 218,96 руб.

Как следует из материалов дела, учреждение на момент проверки имело лицензию на оказание услуг по акушерству и гинекологии (искусственному прерыванию беременности) № ПО-25-01-002904 от 16.11.2015, срок действия которой не ограничен. Данный вид деятельности подлежал самостоятельному лицензированию в виду выделения его в Перечне работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, в Положении о лицензировании медицинской деятельности, утвержденном постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 № 291.

Согласно части 6.1 статьи 22Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон № 99-ФЗ) действующие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона лицензии на виды деятельности, наименования которых изменены, лицензии, не содержащие перечней работ, услуг, которые выполняются, оказываются в составе конкретных видов деятельности, подлежат переоформлению в порядке, установленном настоящей статьей, при условии соблюдения лицензионных требований, предъявляемых к таким видам деятельности.

Согласно части 15 статьи 100 Закона № 323-ФЗ лицензии на осуществление медицинской деятельности, выданные до 1 января 2012 года медицинским организациям, не подлежат переоформлению в связи с изменением классификации видов медицинской помощи и перечня оказываемых услуг, установленного положением о лицензировании медицинской деятельности, и действуют до истечения указанного в них срока.

Следовательно, лицензии на осуществление медицинской деятельности, выданные до 1 января 2012 года, содержащие перечень работ и услуг, отличный от перечня работ и услуг, утверждаемый новым Положением о лицензировании медицинской деятельности, подлежат переоформлению по истечении срока их действия в порядке, установленном частью 9 статьи 18 Закона № 99-ФЗ.

С 12.12.2017 вступили в законную силу постановление Правительства Российской Федерации от 08.12.2016 № 1327 "О внесении изменений в приложение к Положению о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")" (далее - постановление № 1327) и приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 13.06.2017 № 325н "О внесении изменений в Требования к организации и выполнению работ (услуг) при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях, утвержденные приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 11.03.2013 № 121н" (далее - приказ № 325н), согласно которым медицинская организация обязана в соответствии с частью 6.1 статьи 22 Закона № 99-ФЗ переоформить лицензии на виды деятельности, наименования которых изменены, лицензии, не содержащие перечней работ, услуг, которые выполняются, оказываются в составе конкретных видов деятельности, и лицензии, содержащие перечни работ, услуг, которые выполняются, оказываются в составе конкретных видов деятельности, если нормативными правовыми актами Российской Федерации в указанные перечни внесены изменения.

Постановление Правительства № 1327 от 08.12.2016 вступило в силу через год - 12.12.2017, т.е. медицинским организациям давался год для того, чтобы начать процедуру переоформления.

Таким образом, начиная с 12.12.2017 при намерении КГБУЗ «Партизанская городская больница № 1» выполнять работы (услуги) по акушерству и гинекологии (искусственному прерыванию беременности), учреждению необходимо было подать заявление о переоформлении лицензии с указанием сведений, подтверждающих соответствие лицензиата лицензионным требованиям при выполнении данных работ, оказании данных услуг, в том числе о наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий и помещений, необходимых для выполнения заявленных работ (услуг).

Однако, в целях снижения административной нагрузки на медицинские организации, оптимизации использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов при осуществлении лицензионного контроля медицинской деятельности, выработки единого подхода лицензирующих органов к осуществлению лицензионного контроля, обеспечения минимальных рисков и предотвращения негативных социальных последствий Минздрав России в письме от 08.12.2017 N 15-4/4523-07 дал разъяснения по этому вопросу  и посчитал возможным рекомендовать:

1. В случае если медицинская организация осуществляет медицинскую деятельность в рамках действующей лицензии по работе (услуге) "Акушерство и гинекология (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий)", при этом не осуществляет и не планирует осуществлять искусственное прерывание беременности, переоформление лицензии на осуществление медицинской деятельности по работе (услуге) "Акушерство и гинекология (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий и искусственного прерывания беременности)" может осуществляться без проведения внеплановых выездных проверок соблюдения лицензионных требований.

2. В случае если медицинская организация в рамках действующей лицензии на осуществление медицинской деятельности по работе (услуге) "Акушерство и гинекология (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий)" осуществляет и планирует осуществлять искусственное прерывание беременности, переоформление лицензии на осуществление медицинской деятельности по работе (услуге) "Акушерство и гинекология (искусственное прерывание беременности)" может осуществляться без проведения внеплановых выездных проверок соблюдения лицензионных требований при условии представления медицинской организацией сведений по форме 13 федерального государственного статистического наблюдения "Сведения о беременности с абортивным исходом", подтверждающей, что заявляемая работа (услуга) не является новой и осуществлялась медицинской организацией ранее.

3. В случае если медицинская организация осуществляла медицинскую деятельность по искусственному прерыванию беременности в рамках работы (услуги) "Акушерство и гинекология (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий)", но не представляла форму 13 в орган государственной власти субъекта РФ в сфере охраны здоровья или медицинский информационно-аналитический центр субъекта РФ, работа (услуга) по акушерству и гинекологии (искусственному прерыванию беременности) считается новой и переоформление лицензии осуществляется согласно пункту 9 статьи 18 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".

Указанные разъяснения призваны нивелировать неблагоприятные последствия для медицинских организаций, которые в силу объективных причин не могут переоформить лицензии в указанные сроки.

Коллегия апелляционного суда рассматривает данные Минздравом рекомендации, как позволяющие медицинская организациям осуществлять деятельность по искусственному прерыванию беременности в рамках действующей лицензии на осуществление медицинской деятельности по работе (услуге): "акушерство и гинекология (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий)" до её переоформления  при условии предоставления медицинской организацией сведений формы N 13 федерального государственного статистического наблюдения "Сведения о беременности с абортивным исходом" в орган государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья или в медицинский информационно-аналитический центр субъекта Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, КГБУЗ  «Партизанская городская больница № 1» указанную обязанность по предоставлению формы № 13 выполнила, как за 2017, так и за 2018 года. Представление форм № 13 указывает о намерении больницы переоформить соответствующую лицензию, связано с процессом её переоформления.

Кроме того, переоформление лицензии больницей начато еще до проведения ГУ ТФОМС по Приморскому краю проверки и в настоящее время завершено.

Поддерживая доводы, изложенные в жалобе, коллегия также исходит из общих положений части 15 статьи 100 Закона № 323-ФЗ, согласно которым лицензии на осуществление медицинской деятельности, не подлежат переоформлению в связи с изменением классификации видов медицинской помощи и перечня оказываемых услуг, установленного положением о лицензировании медицинской деятельности, и действуют до истечения указанного в них срока.

В лицензии на осуществление медицинской деятельности по работе (услуге): "акушерство и гинекология (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий)" № ПО-25-01-002904 от 16.11.2015 срок действия не ограничен.

Статья 18 Федерального Закона № 99-ФЗ, регулирующая порядок переоформления лицензии, также не устанавливает конкретных сроков в течении которых медицинское учреждение обязано в описанном случае подать заявление в лицензирующий орган на переоформление лицензии. При этом данная норма  не предусматривает приостановление деятельности лицензиата на период переоформления лицензии, за исключением случая, когда при реорганизации юридического лица в форме преобразования не соблюден пятнадцатидневный срок подачи заявления о переоформлении лицензии. До переоформления лицензии лицензиат вправе осуществлять лицензируемый вид деятельности, за исключением его осуществления по адресу, не указанному в лицензии, или по истечении срока, определенного частью 5 вышеуказанной статьи, и (или) выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, но не указанных в лицензии.

В силу исключительности ситуации, коллегия считает, что представление форм № 13 больницей, свидетельствует начавшейся процедуре переоформления лицензии.

Суд также учитывает, что медицинские организации, оказывающие медицинскую помощь в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, реализуют конституционные гарантии в сфере охраны здоровья и не вправе в силу положений статьи 11 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» отказать в оказании такой медицинской помощи.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что оказанная учреждением в рамках территориальной программы медицинского страхования медицинская помощь по прерыванию беременности в 2018 году на сумму 1 143 218,96 руб. в период переоформления действующей лицензии на осуществление медицинской деятельности по работе (услуге): «акушерство и гинекология (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий)» подлежала оплате за счет средств ОМС, оснований считать эти средства нецелевыми суд не усматривает.

С учетом изложенного, акт проверки использования средств, полученных на финансовое обеспечение территориальной программы обязательного медицинского страхования, в КГБУЗ «Партизанская городская больница № 1» от 21.06.2019 № 7является незаконным в частипризнания нецелевым использованием КГБУЗ «Партизанская городская больница № 1» средств ОМС в размере 5 677 260,99 руб.,из них:

- 3 123 106,67 руб., израсходованных на оказание скорой медицинской помощи детям по профилю - хирургия (п. 3 раздела 8 акта проверки);

-1 410 935,36 руб., израсходованных на выплату надбавки за работу во вредных условиях труда по вновь организованным рабочим местам «кастелянши» и «уборщика производственных помещений» (п. 23 раздела 8 акта проверки).

-1 143 218,96 руб., израсходованных на оказание медицинских услуг по акушерству и гинекологии (искусственному прерыванию беременности) (п. 4 раздела 8 акта проверки).

В связи с отсутствием факта нецелевого расходования указанных средств, также подлежит признанию незаконным требование ГУ ТФОМС по ПК об уплате медицинским учреждением штрафа (п. 40 раздела 8 акта проверки) на сумму 567 726,09 руб. (10% от 5 677 260,99 руб.).

Решение суда подлежит изменению в связи с неправильным применением норм материального права.

С учетом результатов рассмотрения дела, расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в суде первой и апелляционной инстанции, понесенные КГБУЗ «Партизанская городская больница № 1», взыскиваются в порядке статьи 110 АПК РФ с Государственного учреждения «Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Приморского края».

Кроме того учитывая, что  при обжаловании судебных актов по делам о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, размер государственной пошлины для юридических лиц составляет 1 500 рублей, а учреждением уплачена пошлина за подачу апелляционной жалобы в размере 3000 рублей, излишне уплаченная КГБУЗ государственная пошлина в размере 1 500 рублей подлежит возврату.

Также подлежит возврату излишне уплаченная учреждением государственная пошлина в суде первой инстанции в размере 3000 рублей.

Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Приморского края от 08.11.2020 (резолютивная часть от 30.09.2020) по делу №А51-14804/2019  изменить.

Признать незаконным акт Государственного учреждения «Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Приморского края» проверки использования средств, полученных на финансовое обеспечение территориальной программы обязательного медицинского страхования, в краевом КГБУЗ «Партизанская городская больница № 1»от 21.06.2019 № 7 в части признания нецелевым использованием средств обязательного медицинского страхования в размере 5 677 260 (пять миллионов шестьсот семьдесят семь тысяч двести шестьдесят) рублей 99 копеек, а также в части требования оплатить штраф в сумме 567 726 (пятьсот шестьдесят семь тысяч семьсот двадцать шесть) рублей 9 копеек, как несоответствующий требованиям Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании».

В удовлетворении остальной части требований отказать.

Взыскать с Государственного учреждения «Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Приморского края» в пользу Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Партизанская городская больница № 1» расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение деда в первой и апелляционной инстанциях в общей сумме 4 500 (четыре тысячи пятьсот) рублей.

Арбитражному суду Приморского края выдать исполнительный лист.

Возвратить из федерального бюджета Краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Партизанская городская больница № 1» излишне уплаченную при подаче заявления по платежному поручению №752348 от 01.07.2019 государственную пошлину в размере 3000 (три тысячи) рублей.

Возвратить из федерального бюджета Краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Партизанская городская больница № 1» излишне уплаченную при подаче апелляционной жалобы по платежному поручению № 566888 от 03.11.2020 государственную пошлину в размере 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей.

Выдать справки на возврат государственной пошлины.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.

Председательствующий

Е.Л. Сидорович

Судьи

Л.А. Бессчасная

Т.А. Солохина