Пятый арбитражный апелляционный суд
ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001
тел.: (423) 221-09-01, факс (423) 221-09-98
http://5aas.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Владивосток Дело | № А51-18373/2019 |
16 июня 2020 года |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июня 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено июня 2020 года .
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Н.Н. Анисимовой,
судей А.В. Гончаровой, О.Ю. Еремеевой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Д.Е.Филипповой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края,
апелляционное производство № 05АП-938/2020
на решение от 26.12.2019
судьи Н.А. Беспаловой
по делу №А51-18373/2019 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Терминал» (ИНН 2501017305, ОГРН 1032500507258)
к Министерству лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края (ИНН 2543146126, ОГРН 1202500000339),
о признании незаконным бездействия,
при участии:
от Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края: Политика А.А. по доверенности от 14.01.2020 сроком действия до 31.12.2020;
от общества с ограниченной ответственностью «Терминал»: Поливода Я.В. по доверенности от 18.09.2018 сроком действия на 3 года;
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Терминал» (далее – заявитель, общество, ООО «Терминал») обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным бездействия Департамента лесного хозяйства Приморского края (далее – департамент), выраженного в непринятии в установленный законом срок решения по обращению общества от 04.07.2019 о включении в государственный лесной реестр и о предоставлении копии документов для производства работ по договору от 04.12.2008 №202/209, а именно: проекта освоения лесов, таксационного описания, лесных деклараций за 2017-2019 гг., отчетов об использовании лесов за 2017-2019 гг. (с учетом принятых судом уточнений).
Решением Арбитражного суда Приморского края от 26.12.2019 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Министерство лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края обратилось с апелляционной жалобой в Пятый арбитражный апелляционный суд, согласно которой просит отменить обжалуемое решение и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов жалобы указывает, что требование общества о включении его государственный лесной реестр не основано на законе, поскольку государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве и лесничестве, который не содержит в себе перечня конкретных лесопользователей. В этой связи обращение заявителя в части включения его в реестр не могло привести к испрашиваемому результату, тем более, что сведения о договоре аренды от 04.12.2008, заключенном обществом, из реестра не исключались. Кроме того, поясняет, что соответствующая документированная информация вносится в реестр юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, их охрану, защиту и воспроизводство, посредством представления соответствующих отчетов, тогда как заявление общества было оформлено в произвольной форме и не содержало в себе информации, влияющей на сведения реестра.
В судебном заседании представитель заявителя жалобы доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объёме, ходатайствовал о замене стороны в порядке правопреемства и о приобщении дополнительных документов, а именно заявления общества от 21.08.2019 вх. №38-9334 и письма департамента от 05.09.2019 №38/4581.
Ходатайство о процессуальном правопреемстве было судом апелляционной инстанции рассмотрено и удовлетворено на основании следующего.
По правилам части 1 статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
Пунктом 1 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу.
По смыслу указанных норм в случае реорганизации юридического лица к его правопреемнику переходят права и обязанности по всем обязательствам реорганизованного юридического лица.
Как установлено судебной коллегией, на основании пункта 2 постановления Администрации Приморского края от 20.08.2019 №547-па «О формировании органов исполнительной власти Приморского края» департамент лесного хозяйства Приморского края и департамент по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира Приморского края реорганизованы в форме слияния в министерство лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края.
01.01.2020 в Единый государственный реестр юридических лиц внесены записи о прекращении деятельности указанных департаментов и о создании юридического лица путем реорганизации в форме слияния, а именно о Министерстве лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края (ИНН 2543146126, ОГРН 1202500000339).
Принимая во внимание, что департамент выбыл из правоотношений в связи с реорганизацией, указанное лицо подлежит замене на министерство лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края (далее – министерство) в порядке процессуального правопреемства.
Кроме того, по результатам рассмотрения ходатайства о приобщении дополнительных документов судебная коллегия на основании статей 266, 268 АПК РФ также пришла к выводу о его обоснованности, в результате чего указанные выше дополнительные документы были приобщены в материалы дела, как связанные с обстоятельствами спора и устраняющие неполноту материалов дела.
Общество с доводами апелляционной жалобы не согласилось, считает, что судом первой инстанции выяснены все обстоятельства дела, и им дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем обжалуемое решение отмене не подлежит.
В судебном заседании 01.06.2020 в порядке статьи 163 АПК РФ судом апелляционной инстанции был объявлен перерыв до 08.06.2020, о чем лица, участвующие в деле, были уведомлены путем размещения на официальном сайте суда информации о времени и месте продолжения судебного заседания.
Из материалов дела судебной коллегией установлено следующее.
04.12.2008 между Управлением лесным хозяйством Приморского края (арендодатель) и обществом (арендатор) был заключен договор аренды лесного участка для заготовки древесины №202/29, по условиям которого заявитель принял в аренду лесной участок, находящийся в государственной собственности, площадью 14803,0 га, имеет местоположение: Приморский край, Анучинский район, Арсеньевское лесничество, Виноградовское участковое лесничество, кварталы №8, 11, 15, 23, 26, 27, 40, 41 - площадь 8059,0 га; Скворцовское участковое лесничество, кварталы №1, 2, 4, 5, 7, 8, 27, 47, 60 - площадь 6744,0 га.
Дополнительным соглашением от 02.02.2010 к указанному договору предмет договора аренды был определен как лесной участок площадью 14737,006 га.
На основании соглашения №3 от 25.08.2014 права и обязанности по данному договору были переданы другому юридическому лицу - ООО «Континент».
Несогласие участника общества с указанной сделкой послужило основанием для обращения в арбитражный суд с иском о признании соглашения №3 от 25.08.2014 недействительной сделкой и применении последствий ее недействительности.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 05.02.2019 по делу №А51-30217/2017, оставленным без изменения постановлениями судов апелляционной и кассационной инстанций от 17.04.2019 и от 24.06.2019, заявленные исковые требования были удовлетворены.
В этой связи 04.07.2019 заявитель, ссылаясь на указанный судебный акт, обратился в департамент с заявлением о включении его в государственный лесной реестр и о предоставлении копий документов для производства работ по договору от 04.12.2008 №202/209: проект освоения лесов, таксационное описание, лесные декларации за 2017-2019 гг., отчеты об использовании лесов за 2017-2019 гг.
21.08.2019 общество повторно обратилось с заявлением о необходимости включения его в государственный лесной реестр и о предоставлении запрошенных документов.
При этом, посчитав, что орган, осуществляющий публичные полномочия, бездействует и не выполняет требования Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее - Закон №59-ФЗ), общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В свою очередь письмом от 05.09.2019 №38/4581 департамент уведомил заявителя о том, что лесной участок, предоставленный обществу в аренду по договору №202/29, в форме №7-ГЛР «Сведения о лесных участках числится за учетным номером 16/110050001-2008-07. Одновременно департамент указал на обновление в ЕГАИС учета древесины сведений об общества как об арендаторе указанного лесного участка и о направлении на электронную почту проекта освоения лесов и таксиционного описания.
В этой связи суд первой инстанции, удовлетворяя уточненные требования заявителя, пришёл к выводу о нарушении департаментом сроков рассмотрения обращения общества, что повлекло нарушение его прав и законных интересов как арендатора спорного лесного участка.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в силу следующего.
По правилам части 1 статьи 198 АПК РФ для признания незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие совокупности условий, а именно: оспариваемое решение, действие (бездействие) должно не соответствовать закону или иному нормативному правовому акту, нарушать права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагать на него какие-либо обязанности, создавать иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ, Кодекс) государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и о лесопарках.
Согласно части 2 названной статьи в государственном лесном реестре содержится документированная информация о лесничествах, об их границах, их лесных кварталах и лесотаксационных выделах (пункт 2); о лесных участках и об их границах (пункт 5); о предоставлении лесов гражданам, юридическим лицам (пункт 8).
Внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение осуществляются на основании документов, перечень, формы и порядок подготовки которых устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 2.1 статьи 91 Кодекса).
Ведение государственного лесного реестра, внесение в него изменений осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 ЛК РФ, по формам и в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 9 статьи 91 ЛК РФ).
В развитие указанных норм права приказом Минприроды России от 15.01.2019 №10 утвержден Порядок ведения государственного лесного реестра (далее – Порядок №10), который устанавливает единые требования к ведению государственного лесного реестра, включая внесение документированной информации в государственный лесной реестр, а также изменение и хранение информации государственного лесного реестра.
Пунктом 8 названного Порядка определено, что в государственный лесной реестр вносится документированная информация, представляемая в обязательном порядке на безвозмездной основе в органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений, осуществляющих ведение государственного лесного реестра в соответствии с переданными полномочия Российской Федерации, лицами, осуществляющими использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов, в сроки, установленные для представления отчетов об использовании, об охране, защите и о воспроизводстве лесов и лесоразведении.
В силу пункта 9 этого же Порядка уполномоченный орган, осуществляющий ведение государственного лесного реестра, в течение месяца со дня поступления документированной информации, указанной в пункте 8 настоящего Порядка, составляет соответствующий документ, предусмотренный частью 2.1 статьи 91 ЛК РФ, и вносит документированную информацию в государственный лесной реестр.
Также с учетом положения части 9 статьи 91 Кодекса приказом Минприроды России от 06.10.2016 №514 утверждены формы ведения государственного лесного реестра, в том числе форма №7-ГЛР «Сведения о лесных участках», являющаяся приложением №7 к данному приказу.
Кроме того, приказом Минприроды России от 31.10.2007 №282 утвержден Административный регламент исполнения государственной функции по ведению государственного лесного реестра и предоставления государственной услуги по предоставлению выписки из государственного лесного реестра (далее - Административный регламент).
На основании пункта 1.3 данного Регламента в исполнении государственной функции по ведению государственного лесного реестра и предоставлении государственной услуги по предоставлению выписки из государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных в границах территорий субъектов Российской Федерации, участвуют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1.8 указанного Регламента информация о порядке реализации настоящего Административного регламента предоставляется непосредственно в помещениях уполномоченных органов государственной власти, а также по телефону, электронной почте, посредством ее размещения на официальных сайтах уполномоченных органов государственной власти в сети Интернет.
При информировании по письменным запросам ответ направляется почтой в адрес заявителя в срок, не превышающий 30 дней с момента поступления письменного запроса.
При информировании в форме ответов по электронной почте ответ на обращение направляется по электронной почте на электронный адрес заявителя в срок, не превышающий пяти рабочих дней с момента поступления обращения.
Таким образом, взаимодействие органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего ведение государственного лесного реестра, с лицами, осуществляющими использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов, а равно с иными заинтересованными лицами построено на регламентированном поступлении и выдаче соответствующей документированной информации.
При этом обязательность рассмотрения поступивших в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией обращений закреплена также частью 1 статьи 9 Закона №59-ФЗ.
Согласно части 1 статьи 12 указанного Закона письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного частью 2 статьи 10 данного Федерального закона, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение (часть 2 статьи 12 Закона №59-ФЗ).
Как было установлено пунктом 1.1 ранее действовавшего Положения о Департаменте лесного хозяйства Приморского края, утвержденного постановлением Администрации Приморского края от 05.12.2012 №373-па, департамент является органом исполнительной власти Приморского края, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление в области лесных отношений на территории Приморского края, а также исполняющим за счет субвенций из федерального бюджета переданные Российской Федерацией полномочия в области лесных отношений.
Согласно подпункту «р» пункта 2.1.5 данного Положения к полномочиям департамента было отнесено ведение государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных в границах Приморского края.
Названные положения сохранены в действующем с 01.01.2020 Положении о министерстве лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края, утвержденного постановлением Администрации Приморского края от 01.11.2019 №713-па.
Следовательно, уполномоченным органом по рассмотрению обращений лиц, осуществляющих использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов, на дату спорных отношений являлся департамент.
Из материалов дела усматривается, что с учетом результатов рассмотрения дела №А51-30217/2017 общество является арендатором лесного участка площадью 14737,006 га на основании договора аренды лесного участка для заготовки древесины №202/29 от 04.12.2008.
Данное обстоятельство, а также внесение в Единый государственный реестр недвижимости 27.06.2019 записи о государственной регистрации обременения указанного лесного участка правом аренды заявителя послужило основанием для обращения последнего в департамент с обращением от 04.07.2019 о включении в государственный лесной реестр сведений о нём и о предоставлении ему документов лесоустройства.
В этой связи в силу прямого указания пункта 1.8 Административного регламента и части 1 статьи 12 Закона №59-ФЗ департаменту в течение 30 дней с момента поступления заявления общества надлежало рассмотреть указанное заявление и дать по нему мотивированный ответ, а в случае необходимости запросить дополнительные документы.
Между тем, как подтверждается материалами дела, названное обращение общества было рассмотрено департаментом только письмом от 05.09.2019 №38/4581 и только после поступления повторного обращения заявителя от 21.08.2019, то есть с нарушением установленного законом 30-дневного срока.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о том, что департамент допустил неправомерное бездействие, выразившееся в непринятии в установленный срок решения по обращению заявителя от 04.07.2019, нашло подтверждение материалами дела.
Делая указанный вывод, судебная коллегия отмечает, что под бездействием понимается неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).
Таким образом, несовершение в установленные сроки органом, осуществляющим публичные полномочия, действий, отнесенных к его компетенции, при наличии условий и установленных законом и иными нормативными правовыми актами оснований, в связи с которыми возникает обязанность совершить эти действия, имеет признаки противоправного бездействия.
Довод апелляционной жалобы об отсутствии в поведении департамента неправомерного бездействия с указанием на отсутствие правовых оснований для внесения в государственный лесной реестр сведений об обществе как об арендаторе лесного участка, поскольку, во-первых, такие сведения не подлежат отражению в реестре, а, во-вторых, сведения о лесном участке площадью 14737,0 га, предоставленном обществу в аренду по договору №202/29 от 04.12.2008, из реестра не исключались, не может быть принят коллегией во внимание.
Действительно, по смыслу статьи 91 ЛК РФ и приказа Минприроды России от 06.10.2016 №514 «Об утверждении форм ведения государственного лесного реестра» в государственном лесном реестре не содержится документированной информации о лицах, осуществляющих использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов, поскольку такая информация является дополнительной к информации о лесных участках и о предоставлении лесов гражданам, юридическим лицам.
Кроме того, как подтверждается имеющейся в материалах дела выпиской из государственного лесного реестра Приморского края лесной участок с условным номером 16/1105001-2008-07 площадью 14737,0 га, назначение: разрешены все виды пользования, предусмотренные статьей 25 ЛК РФ и разрешенные регламентом Арсеньевского лесничества, предоставлен в аренду обществу по договору №202/29 от 04.12.2008.
Именно данная информация была доведена до сведения общества письмом от 05.09.2019 №38/4581 с одновременным уведомлением о направлении на электронную почту проекта освоения лесов и таксационного описания.
При этом вопреки доводам апелляционной жалобы указанные выше обстоятельства не отменяют факта непринятия в установленный срок мотивированного решения по обращению заявителя от 04.07.2019, поскольку доказательств осуществления в течение установленного законом срока каких-либо юридически значимых действий по рассмотрению заявления общества, включая направление запросов о предоставлении дополнительных документов, касающихся дальнейшей возможности рассмотрения вопросов, поставленных в заявлении общества, департаментом представлено не было.
В свою очередь отсутствие объективной возможности внесения в государственный лесной реестр сведений об обществе как об арендаторе спорного лесного участка не свидетельствует об отсутствии правовых оснований для подготовки соответствующего мотивированного ответа на обращение заявителя в пределах установленного законом срока, тем более, что из существа спорных отношений не следует, что заявителю было известно о наличии в государственном лесном реестре сведений об аренде лесного участка с условным номером 16/1105001-2008-07 по договору, заключенному именно с ООО «Терминал», а не с предыдущим лесопользователем.
Названные условия в совокупности свидетельствуют о неправомерном пассивном поведении органа исполнительной власти субъекта Российской Федерацции, выражающимся в несовершении действий, которые департамент мог и должен был совершить в силу возложенных на него правовых обязанностей в порядке Лесного кодекса РФ и Административного регламента.
Указание заявителя жалобы на то, что действующим правовым регулированием не предусмотрено внесение в государственный лесной реестр документированной информации на основании обычного заявления, оформленного в произвольной форме, судебной коллегией не принимается, поскольку вопрос о наличии правовых основания для внесения в государственный лесной реестр изменений относительно лесного участка по договору аренды №202/29 от 04.12.2008 не является предметом настоящего спора.
В этой связи несоблюдение обществом требований, установленных приказом Минприроды России от 11.11.2013 №496 «Об утверждении Перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение», не влияет на правильность разрешения настоящего спора, связанного с проверкой законности и обоснованности непринятия соответствующего решения по обращению заявителя в установленный законом срок.
Утверждение министерства об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований ввиду того, что в ходе рассмотрения настоящего спора в адрес общества был подготовлен и направлен соответствующим мотивированный ответ, оформленный письмом от 05.09.2019 №38/4581, судом апелляционной инстанции также не принимается, поскольку на дату обращения в арбитражный суд с требованиями об оспаривании бездействия департамента у заявителя отсутствовала информация о результатах рассмотрения его заявления от 04.07.2019, в связи с чем имелись объективные обстоятельства нарушения его прав и законных интересов, подлежащих судебной защите.
С учетом изложенного следует признать, что суд первой инстанции правомерно посчитал, что оспариваемое бездействие департамента не соответствует закону и нарушает права и законные интересы общества, в связи с чем обоснованно в порядке части 2 статьи 201 АПК РФ удовлетворил заявленные требования.
В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого судебного акта, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств по нему и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого решения суда.
При таких обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм права. Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
Соответственно решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании статьи 333.37 Налогового кодекса РФ суд апелляционной инстанции не относит на министерство судебные расходы по государственной пошлине за подачу апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 48, 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Произвести процессуальное правопреемство и заменить Департамент лесного хозяйства Приморского края на его правопреемника Министерство лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края (ИНН 2543146126, ОГРН 1202500000339).
Решение Арбитражного суда Приморского края от 26.12.2019 по делу №А51-18373/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий | Н.Н. Анисимова |
Судьи | А.В. Гончарова О.Ю. Еремеева |