НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Приморского края от 08.05.2019 № А51-24647/18

Пятый арбитражный апелляционный суд

ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001

тел.: (423) 221-09-01, факс (423) 221-09-98

http://5aas.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Владивосток                                                  Дело

№ А51-24647/2018

08 мая 2019 года

Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:

судьи Т.А. Солохиной,

рассмотрев апелляционную жалобу государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Уссурийскому городскому округу Приморского края,

на решение от 15.02.2019

судьи И.С. Чугаевой

по делу № А51-24647/2018 Арбитражного суда Приморского края,

принятое в порядке упрощённого производства,

по иску государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Уссурийскому городскому округу Приморского края (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к федеральному государственному автономному образовательному учреждению высшего образования «Дальневосточный федеральный университет» (ИНН <***>, ОГРН <***>)

о взыскании суммы причиненного ущерба в размере 236207 рублей 01 копейка,

без вызова сторон,

УСТАНОВИЛ:

Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Уссурийскому городскому округу Приморского края (далее – заявитель, пенсионный фонд, управление) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с исковым заявлением о взыскании с федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Дальневосточный федеральный университет» (далее – ответчик, учреждение) сумму причиненного ущерба в размере 236 207 рублей 01 копейка с учетом уточнений, принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства в соответствии с главой 29 АПК РФ.

Решениемсуда от 15.02.2019 в удовлетворении иска отказано.

Не согласившись с вынесенным судебным актом, Пенсионный фонд обратился в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.

Обжалуя в порядке апелляционного производства решение суда от 15.02.2019, заявитель просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований Пенсионного фонда.

В обоснование доводов апелляционной жалобы, заявитель указывает на то, что первоначально представленные в электронном виде сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за май, июнь 2016 года содержали ошибки и в адрес ответчика программным комплексом ПК БПИ были автоматически сформированы и направлены отрицательные протоколы проверки электронных документов 11.06.2016 и 13.07.2016, которые получены учреждением 15.06.2016 и 14.07.2016. Дополняющие данные за май и июнь 2016 года были представлены страхователем 25.08.2016, то есть с нарушением установленного инструкцией двухнедельного срока.

Решения о выплате сумм страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии) были вынесены заявителем 26.07.2016. Выплаты страховых пенсий с учетом перерасчета начали производиться с 01.08.2016.

27.09.2016 заявителем были вынесены новые решения (решение о выплате сумм страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии) о выплате 229 пенсионерам ответчика страховых пенсий без учета индексации, как работающим пенсионерам.

Таким образом, информация о факте осуществления трудовой деятельности пенсионерами учреждения в мае - июне 2016 года отсутствовала на лицевых счетах на дату проведения перерасчетов, и вынесения заявителем решений о выплате 229 пенсионерам учреждения сумм страховых пенсий с учетом повышенной фиксированной части.

Учитывая изложенное, управление полагает, что несвоевременное представление сведений индивидуального (персонифицированного) учета в Пенсионный фонд РФ о застрахованных лицах за май-июнь 2016 года находится в прямой причинной связи с возникшими у заявителя убытками в виде выплат страховых пенсий в повышенном размере с учетом индексации работающим пенсионерам ответчика за период с 01.08.2016 по 30.09.2016.

Управление не согласно с позицией суда о том, что заявитель располагал информацией об осуществлении пенсионерами оплачиваемой трудовой деятельности из расчета РСВ-1 за первое полугодие, представленного 26.07.2016.

От учреждения поступил отзыв на жалобу, в котором ответчик просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Апелляционная жалоба Пенсионного фонда рассмотрена в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам в соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Исследовав материалы дела, суд установил.

Страхователем по телекоммуникационным каналам связи в адрес органа ПФ РФ 01.06.2016 с типом формы «исходная» представлена форма СЗВ-М за май 2016 на 4 застрахованных лиц со сведениями о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) по форме «Сведения о застрахованных лицах» (форма СЗВ-М), утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 № 83п, срок представления указанной формы определен не позднее 10.06.2016.

06.06.2016 также за май 2016 года представлена форма СЗВ-М вновь с типом «исходная» на 712 застрахованных лиц.

Поскольку за один отчетный период может быть представлена только одна форма СЗВ-М с типом «исходная», все остальные формы за этот же период имеют тип «дополняющая» либо «отменяющая» в адрес учреждения автоматически сформирован и 11.06.2016 был направлен отрицательный протокол проверки электронного документа, который был получен заявителем 15.06.2016.

Дополняющие данные за май 2016 года были представлены страхователем 25.08.2016, то есть с нарушением установленного Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 14 декабря 2009 г. № 987н  двухнедельного срока.

По результатам камеральной проверки выявлено нарушение законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в отношении 707 застрахованных лиц органом ПФ РФ акт от 21.10.2016 об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования. Решением органа ПФ РФ от 24.11.2016 № 035S19160004243 заявитель был привлечен к ответственности за неполноту и недостоверность сведений на застрахованных лиц по части 3 статьи 17 Закона №27-ФЗ в виде штрафа в размере 353.500рублей из расчета 500руб. штрафа за каждого застрахованного лица (707 чел.).

Также страхователем по телекоммуникационным каналам связи в адрес органа ПФ РФ 07.07.2016 с типом формы «исходная» представлена форма СЗВ-М за июнь 2016 со сведениями о каждом работающем у него застрахованном лице.

На данную посылку программным комплексом бесконтактного приема информации (ПК БПИ) автоматически сформирован и направлен 13.07.2016г. в адрес страхователя отрицательный протокол проверки электронного документа, в связи с ошибками в страховых номерах индивидуального лицевого счета застрахованных лиц, указанный протокол прочитан страхователем 14.07.2016, что подтверждается квитанцией о получении.

Дополняющие данные за июнь 2016 года были представлены страхователем 25.08.2016, то есть с нарушением установленного Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 14 декабря 2009 г. № 987н  двухнедельного срока.

По результатам камеральной проверки выявлено нарушение законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в отношении 879 застрахованных лиц и составлен акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования № 035S18160004755 от 21.10.2016.

Решением органа ПФ РФ от 24.11.2016 № 035S19160004242 заявитель был привлечен к ответственности за неполноту и недостоверность сведений на застрахованных лиц по части 3 статьи 17 Закона №27-ФЗ в виде штрафа в размере 439.500рублей из расчета 500руб. штрафа за каждого застрахованного лица (879чел.)

Факт нарушения ответчиком требований своевременности представления, полноты и достоверности при представлении расчета по форме СЗВ-М за май, июнь 2016, что повлекло нарушение сроков представления сведений на застрахованных лиц до представления корректных расчетов, ответчиком не оспаривается, и подтверждено также вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Приморского края по делу №А51-5182/2017.

Решения о выплате сумм страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии) были вынесены заявителем 26.07.2016. Выплаты страховых пенсий с учетом перерасчета начали производиться с 01.08.2016.

27.09.2016 заявителем были вынесены новые решения (решение о выплате сумм страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии) о выплате 229 пенсионерам ответчика страховых пенсий без учета индексации, как работающим пенсионерам.

Управление посчитав, что в связи с нарушением сроков представления отчетов по форме СЗВ-М за май, июнь 2016 года, учреждением причинен ущерб в виде излишне выплаченных сумм пенсий за период с 01.08.2016 по 30.09.2016 в размере 236 207,01 руб., направило в адрес учреждения претензию от 13.11.2017, уточненную 18.07.2018 о возмещении ущерба, которая осталась без удовлетворения.

При указанных обстоятельствах управление обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270, 272.1 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе Пенсионного фонда и в отзыве на нее, суд апелляционной инстанции считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу управления - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Федеральным законом от 29.12.2015 № 385-ФЗ «О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий» Закон №400-ФЗ дополнен статьей 26.1, определяющей порядок выплаты страховой пенсии в период осуществления работы и (или) иной деятельности.

В части 1 статьи 26.1 Закона №400-ФЗ определено, что пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 настоящего Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 настоящего Федерального закона, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.

Пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 настоящего Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 настоящего Федерального закона, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности (часть 3 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ).

Согласно части 4 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", в целях реализации положений частей 1 - 3 настоящей статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Положения части 4 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ корреспондируют с положениями 1 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон № 27-ФЗ), которым установлена обязанность страхователи представлять предусмотренные пунктами 2 - 2.2 настоящей статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации, а сведения, предусмотренные пунктом 2.3 настоящей статьи, - в налоговые органы по месту их учета.

Так, согласно пункту 2.2 статьи Закона № 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).

На основании части 6 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".

Суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение, предусмотренное частью 6 настоящей статьи (часть 7 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ).

В силу части 1 статьи 28 Закона № 400-ФЗ физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

В случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных частью 5 статьи 26 настоящего Федерального закона, повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 2 статьи 28 Закона №400-ФЗ).

Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Согласно статье 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации для возникновения обязанности по возмещению убытков в действиях причинителя вреда должен быть установлен полный состав гражданского правонарушения, состоящий из таких элементов, как: наличие вреда, причиненного потерпевшему; противоправность поведения причинителя вреда; причинно-следственная связь между причиненным вредом и противоправным поведением причинителя вреда; вина причинителя вреда.

Таким образом, лицо, требующее возмещения ущерба, должно доказать противоправность поведения причинителя вреда, его вину, наличие и размер убытков, а также причинно-следственную связь между допущенным нарушением и возникшими убытками. При этом отсутствие одного из перечисленных условий влечет отказ в удовлетворении требования о взыскании убытков.

В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Из материалов дела следует, что 10.08.2018 (в установленный срок) учреждением в управление были предоставлены сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за июль 2016 года с типом «исходная», в которых в том числе содержались сведения о 229 пенсионерах, по которым Пенсионным фондом с 01.08.2018 начаты выплаты с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии.

Из сведений по форме СЗВ-М за июль 2016 года следовало, что 229 пенсионеров не прекращали работу, однако, Пенсионным фондом, в августе, в сентябре 2016 года продолжены выплаты пенсий без учета сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за июль 2016 года.

Кроме того, в пункте 4 статьи 28 Закона № 400-ФЗ указано, что в случае обнаружения органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ошибки, допущенной при установлении и (или) выплате страховой пенсии, установлении, перерасчете размера, индексации и (или) выплате фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), производится устранение данной ошибки в соответствии с законодательством Российской Федерации. Установление указанной пенсии или выплаты в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или прекращение выплаты указанной пенсии или выплаты в связи с отсутствием права на них производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была обнаружена соответствующая ошибка.

Аналогичные положения содержатся и в части 5 статьи 24 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".

Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.11.2014 № 885н утверждены "Правила выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии".

Согласно пункту 88 Правил в случаях, предусмотренных частями 9 и 10 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ, а также в случае учета на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица после принятия распоряжения об осуществлении индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 Закона № 400-ФЗ и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 указанного закона сведений о факте осуществления (прекращения) работы и (или) иной деятельности на день принятия указанного распоряжения, влияющих на суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации пересматривает ранее вынесенное решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) путем вынесения нового решения о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) с учетом сроков, определенных частью 6 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ.

При этом в случае, предусмотренном частью 10 статьи 26.1 Закона №400-ФЗ, выплата сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором выносится решение, предусмотренное пунктом 88 Правил, без удержания за прошлое время (пункт 90 Правил).

В свою очередь, частью 10 статьи 26.1 Закона №400-ФЗ предусмотрено, что при выявлении обстоятельств, влекущих уменьшение сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, в связи с непредставлением страхователем в установленный срок либо представлением им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", решение органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, пересматривается без удержания излишне выплаченных сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии).

Из содержания указанных норм права следует, что выплата неработающим пенсионерам индексации производится на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Решение об этом принимает территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации. Если после принятия распоряжения об осуществлении индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии получены сведения о факте осуществления работы и (или) иной деятельности на день принятия указанного распоряжения, влияющих на суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации пересматривает ранее вынесенное решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) путем вынесения нового решения. Новое решение принимается с учетом сроков, определенных частью 6 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ.

При этом Пенсионный фонд не был лишен возможности на основании сведений по форме СЗВ-М за июль 2016 года, полученных 10.08.2016, в августе, и в сентябре 2016 года, принять решение о прекращении выплаты индексаций пенсий, что следует из положений частей 6 и 7 статьи 26,1 Закона №400 и пунктов 86, 88, 90 Приказа Минтруда России от 17.11.2014 №885 н «Об утверждении Правил выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии».

Кроме того, судом установлено, что на момент выплаты пенсий с 01.08.2016 в проиндексированном виде, Пенсионный фонд располагал расчетом РСВ -1 (расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд), представленным Учреждением за 1 полугодие 2016 года, принятым и проверенным Пенсионным фондом в автоматическом режиме 26.07.2016, содержащим информацию о том, что этим же пенсионерам за май-июнь 2016 года начислена зарплата, с которой перечислялись страховые взносы в Пенсионный фонд.

Ссылка управления на то, что законом не предусмотрена обязанность сверять осуществление пенсионерами оплачиваемой работы по формам РСВ-1, так как данные сведения по форме РСВ-1 не относятся к сведениям индивидуального (персонифицированного) учета и представление данных сведений не регулируется законом №27-ФЗ, судом правомерно отклонена, поскольку согласно пункту 4 статьи 26.1 Закона №400-ФЗ обязанность по уточнению факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом № 167-ФЗ, производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

При этом, как правильно указывает, суд первой инстанции, закон не запрещает Пенсионному фонду осуществлять сравнение сведений индивидуального (персонифицированного) учета и сведений, полученных в рамках Закона №212-ФЗ, в том числе по форме РСВ-1, позволяющих Пенсионному фонду заблаговременно предотвратить ущерб, связанный с выплатой излишних сумм страховых пенсий.

Таким образом, на дату вынесения решений о выплате пенсии управление ПФР располагало сведениями о том, что:

- сведения за май – июнь 2016 года учреждением своевременно представлены не были, а, следовательно, могли быть не внесены в базу данных индивидуального (персонифицированного) учета;

- 229 пенсионеров из числа работников учреждения продолжают трудовую деятельность, что следует из представленной формы РСВ-1.

Также судом обоснованно учтено, что «исходные» сведения за май 2016 года по форме СЗВ-М, представленные в управление 06.06.2016, но не принятые управлением в связи с тем, что 01.06.2016 были представлены на 4-х застрахованных лиц с допущенной технической ошибкой «за май 2016 года» вместо «апрель 2016 года», также содержали сведения на всех 712 работающих, в том числе на 229 пенсионеров.

В связи с чем, несмотря на допущенную техническую ошибку в отчете, представленном 01.06.2016, отчет за май 2016 года не имел ошибок и содержал все сведения, позволяющие управлению уже 06.06.2016 установить факт осуществления трудовой деятельности 229 пенсионерами.

Отчет по форме СЗВ-М за июнь 2016 года, представленный в управление 07.07.2016, несмотря на то, что содержал технические ошибки в страховых номерах индивидуального лицевого счета 3-х застрахованных лиц, тем не менее, позволял управлению убедиться в том, что 229 пенсионеров осуществляли трудовую деятельность в июне 2016 года в учреждении.

Принимая во внимание изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что на момент принятия решения о выплате сумм страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии) и распоряжения о перерасчете размера пенсии  Пенсионный фонд располагал сведениями об осуществлении 229 пенсионерами трудовой деятельности, перерасчет размера страховой пенсии произведен в увеличенном размере тогда, когда сведения по форме СЗВ-М в отношении указанных физических лиц уже были сданы страхователем.

В связи с чем, апелляционный суд приходит к выводу, что истец не представил в материалы дела доказательств, свидетельствующих о том, что выплата пенсии 229 пенсионерами в завышенном размере начиная с 01.08.2016 по 30.09.2016 произошла именно в результате противоправных действий ответчика.

Кроме того, выплаты в увеличенном размере осуществлялись управлением и в сентябре 2016 года, то есть когда управлению ПФР уже было достоверно известно о факте работы пенсионеров, поскольку к этому времени сведения по форме СВЗ-М за июль 2016 года уже были сданы учреждением.

При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что управление не доказало ни наличие ущерба в размере 236 207,01 руб., ни причинно-следственную связь между причиненным вредом и противоправным поведением ответчика.

На основании изложенного, требования заявителя удовлетворению не подлежали, в связи с чем суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении исковых требований.

Доводы апелляционной жалобы не влияют на законность и обоснованность обжалуемого решения суда, поскольку, не опровергая выводов суда первой инстанции, сводятся к несогласию с оценкой судом первой инстанции установленных обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.

Доводы апелляционной жалобы изучены апелляционным судом, однако они подлежат отклонению, как несостоятельные, опровергаемые материалами дела и установленными судом обстоятельствами.

Обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, исследованным судом первой инстанции, дана оценка, выводы суда первой инстанции соответствуют материалам дела и действующему законодательству. Нарушений норм процессуального и материального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены принятого законного и обоснованного судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

На основании статьи 333.37 Налогового кодекса РФ суд апелляционной инстанции не относит на Пенсионный фонд судебные расходы по государственной пошлине за подачу апелляционной жалобы.

Руководствуясь статьями 258, 266-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Приморского края от 15.02.2019 по делу №А51-24647/2018  оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья

Т.А. Солохина