НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Приморского края от 07.12.2018 № А51-15115/18

Пятый арбитражный апелляционный суд

ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001

тел.: (423) 221-09-01, факс (423) 221-09-98

http://5aas.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Владивосток                                                  Дело

№ А51-15115/2018

07 декабря 2018 года

Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:

судьи Т.А. Солохиной,

рассмотрев апелляционную жалобу Владивостокской таможни,

апелляционное производство № 05АП-7841/2018

на решение от 30.08.2018

судьи Н.А. Беспаловой

по делу № А51-15115/2018 Арбитражного суда Приморского края,

принятое в порядке упрощённого производства,

по заявлению Владивостокской таможни (ИНН 2540015767, ОГРН 1052504398484)
к обществу с ограниченной ответственностью «Порто-Франко ДВ» (ИНН
2538144934, ОГРН 1112538001113)

о взыскании задолженности по уплате пеней по ДТ №10702030/080515/0026208 в размере 153 395, 40 рублей, восстановлении пропущенного процессуального срока принудительного взыскания пеней в сумме 153 395, 40 рублей

при участии:

без вызова сторон,

УСТАНОВИЛ:

         Владивостокская таможня (далее – заявитель, таможня) обратилась в арбитражный суд с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью «Порто-Франко ДВ» (далее – ответчик, ООО «Порто- Франко ДВ», общество) задолженности по уплате таможенных платежей по ДТ №10702030/080515/0026208 в части пени в размере 153 395,40 руб.

В соответствии с правилами главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) с учетом разъяснений Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, изложенных в Постановлении от 08.10.2012 № 62 «О некоторых вопросах рассмотрения арбитражными судами дел в порядке упрощенного производства», и изменений, внесенных Федеральным законом от 02.03.2016 № 45-ФЗ «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации и Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации» и Федеральным законом от 02.03.2016 № 47-ФЗ «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации исковое заявление принято к производству и дело рассмотрено в порядке упрощенного судопроизводства без вызова сторон.

30.08.2018 принято решение  путем подписания судьей резолютивной части об отказе в удовлетворении заявленных требований.  

         11.09.2018 года изготовлен мотивированный судебный акт.

         Таможня, не согласившись с принятым решением, подала апелляционную жалобу и просит судебный акт отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

         В доводах жалобы указывает на то, что КДТ сформировано 23.04.2018, на основании которого, 24.04.2018 было сформировано уведомление о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, процентов (на основные платежи).

         В связи с неуплатой сумм таможенных пошлин, налогов в установленный статьей 57 ТК ЕАЭС срок и в соответствии со статьей 151 Закона №311-ФЗ начислены пени и принято решение о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ от 24.04.2018. Должностным лицом таможенного поста 14.05.2018 сформирована корректировка ДТ на товары на основании КДТ и выставлено требование об уплате пени от 15.05.2018 №1251 на сумму 153 395,40 руб.  

         Поскольку должник в установленный срок добровольно не погасил образовавшуюся задолженность, таможня обратилась в суд с иском о принудительном взыскании в порядке статьи 77 ТК ЕАЭС.

Апелляционная жалоба рассмотрена без вызова сторон после истечения сроков, установленных судом для представления отзыва на апелляционную жалобу и иных документов по делу на основании части 1 статьи 272.1 АПК РФ (в ред. Федерального закона от 02.03.2016 № 45-ФЗ).

         Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции признает апелляционную жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

         Согласно материалам дела, в 2015 году ООО «Порто-Франко ДВ» была подана посредством электронного декларирования ДТ №10702030/080515/0026208 на товары «Мясо буйвола, замороженное, бескостное, халяльное, задние части в четырех отрубах-внешняя часть тазобедренного отруба (silverside), содержание жира 20% для реализации на внутреннем рынке».

         Товары задекларированы в подсубпозиции 0202309004 ТН ВЭД ЕАЭС. 18.05.2015 Первомайским таможенным постом был осуществлен выпуск товаров, задекларированных в ДТ №10702030/080515/0026208 в соответствии с заявленной таможенной процедурой.

         По результатам проверки составлен Акт камеральной таможенной проверки № 10702000/210/110418/А000004 от 11.04.2018 и выявлены факты представления ООО «Порто Франко ДВ» документов, содержащих недостоверные сведения о цене задекларированных товаров, следовательно, сведения о таможенной стоимости товаров основаны на недостоверной и документально неподтвержденной информации Должностным лицом таможенного поста 23.04.2018 сформирована корректировка декларации на товар (далее КДТ).

         На основании КДТ от 23.04.2018 отделом таможенных платежей сформировано уведомление о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов (основные платежи) от 24.04.2018 №1070200/Ув2018/0001098 на сумму 473272,16 руб. и задолженность по указанному уведомлению взыскивается в соответствии с главой 18 Федерального закона № 311-ФЗ «О таможенном регулировании».

         В связи с нарушением срока уплаты таможенных платежей, 57 ТК ЕЭАС, в соответствии со статьей 151 Федерального закона №311-ФЗ по ДТ №10702030/080515/0026208 начислена пеня, принято решение о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары № 10702030/080515/0026208 от 24.04.2018.

         Должностным лицом таможенного поста 14.05.2018 сформирована корректировка декларации на товары. На основании КДТ от 14.05.2018 таможней выставлено требование об уплате пени от 15.05.2018 № 1251 на сумму 153 395,40 руб.

         Данное требование выставлено за пределами трехгодичного срока, установленного статьей 310 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза.

         Владивостокской таможней направлено уведомление №10702000/Ув2018/0001251 от 15.05.2018 о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов, пени в сумме 153 395, 40 руб., и до настоящего времени не исполнено.

         Срок уплаты пени, указанной в уведомлении от 15.05.2018 10702000/Ув2018/0001251 – 21.06.2018 (письмо о направлении требования получено 23.05.2018).

         Общество в установленный срок для добровольного погашения задолженности по уплате пени свою обязанность не исполнило. По состоянию на 15.05.2018 сумма задолженности по пени по ДТ №10702030/080515/0026208 составляет 153 395, 40 рублей, в том числе: - пени за просрочку уплаты ввозных таможенных пошлин — 77 126, 18 руб. - пени за просрочку уплаты НДС — 76 269, 22 руб.

         Поскольку уведомление о не уплаченных в установленный срок суммах - таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пени №№ 10702000/Ув2018/0001251 выставлено за пределами трёхлетнего срока, то у таможни отсутствует возможность взыскать задолженность по процедуре принудительного взыскания во внесудебном порядке (статья 99 Таможенного кодекса Таможенного союза), таможня заявила ходатайство о восстановлении пропущенного срока для обращения в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

         В пункте 1 части 5 статьи 150 Закона №311-ФЗ указано на недопустимость принудительного взыскания таможенных платежей, если требование об уплате таможенных платежей не выставлено в течение трех лет со дня истечения срока их уплаты, либо со дня обнаружения факта неуплаты таможенных пошлин, налогов при проведении таможенного контроля после выпуска товаров, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 200 Таможенного кодекса Таможенного союза, либо со дня наступления события, влекущего обязанность лиц уплачивать таможенные пошлины, налоги в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

         В пункте 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2016 №18 указано, что предусмотренный частью 5 статьи 152 Закона №311-ФЗ десятидневный срок для направления таможенным органом требования об уплате таможенных платежей не является пресекательным, поскольку с его истечением право требовать уплаты таможенных платежей не прекращается.

         Направление указанного требования за пределами этого срока не препятствует принудительному взысканию таможенных платежей, если требование выставлено в пределах трехлетнего пресекательного срока, исчисляемого в соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 150 Закона №311-ФЗ: со дня истечения срока уплаты таможенных платежей, либо со дня обнаружения факта неуплаты таможенных пошлин, налогов при проведении таможенного контроля после выпуска товаров, поименованных в подпункте 1 пункта 1 статьи 200 ТК ТС, либо со дня наступления события, влекущего обязанность лиц уплачивать таможенные пошлины, налоги, предусмотренные таможенным законодательством.

         Вместе с тем, установленный пунктом 1 части 5 статьи 150 Закона №311-ФЗ пресекательный срок распространяется также на обращение таможенного органа за принудительным взысканием в суд.

         С 01.01.2018 в ЕАЭС осуществляется единое таможенное регулирование в соответствии с Таможенным кодексом ЕАЭС (далее - ТК ЕАЭС) и регулирующими таможенные правоотношения международными договорами и актами, составляющими право ЕАЭС, а также в соответствии с положениями Договора о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астана 29.05.2014) (далее - Договор).

         Согласно статье 444 ТК ЕАЭС названный Кодекс применяется к отношениям, регулируемым международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и возникшим со дня его вступления в силу.
При перемещении товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза организации и предприниматели обязаны вносить таможенные пошлины, налоги, а в качестве мер защиты внутреннего рынка - специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины (пункт 1 статьи 51 ТК ЕАЭС).

         Согласно пункту 3 статьи 55, пункту 3 статьи 73 ТК ЕАЭС в случае невнесения этих платежей отделение таможни направляет плательщику, а также лицам, отвечающим за внесение пошлин и налогов солидарно или субсидиарно с плательщиком, уведомление о не уплаченных в установленный срок суммах пошлин, налогов.

         Порядок и сроки его направления отделениями таможни и исполнения плательщиками идентичны правилам, установленным для направления и исполнения требования об уплате таможенных платежей, которые предусмотрены статьей  152 Закона №311-ФЗ). Сроки уплаты таможенных пошлин, налогов предусмотрены статьей 57 ТК ЕАЭС, статьей 151 Закона №311-ФЗ.

         В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 351 ТК ЕАЭС в целях обеспечения выполнения возложенных на таможенные органы задач таможенные органы в пределах своей компетенции выполняют функции взимания таможенных платежей, а также специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, контроль правильности их исчисления и своевременности уплаты, возврат (зачет) и принятие мер по их принудительному взысканию.

         Обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов исполняется плательщиком таможенных пошлин, налогов, лицами, которые в соответствии с настоящим Кодексом несут с плательщиком таможенных пошлин, налогов солидарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов или, если это предусмотрено законодательством государств-членов, - субсидиарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов (статья 55 ТК ЕАЭС).

         В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов таможенный орган в порядке и сроки, которые устанавливаются законодательством государств-членов, направляет плательщику таможенных пошлин, налогов, а также лицам, которые в соответствии с настоящим Кодексом несут с плательщиком таможенных пошлин, налогов солидарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов или, если это предусмотрено законодательством государств-членов, - субсидиарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, уведомление о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов.

         Согласно пункту 7 статьи 73 ТК ЕАЭС в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в срок, указанный в уведомлении, таможенный орган, осуществляющий взыскание специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, принимает меры по взысканию специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в соответствии со статьей 77 названного Кодекса.

         В соответствии со статьей 77 ТК ЕАЭС в случаях, указанных в пункте 7 статьи 73 настоящего Кодекса, таможенный орган принимает меры по взысканию специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин. При взыскании специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин применяются положения главы 11 названного Кодекса, касающиеся взыскания ввозных таможенных пошлин, с учетом особенностей, предусмотренных названной статьей.

         При неисполнении или ненадлежащем исполнении обязанности по уплате специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в установленный срок уплачиваются пени (пункт 3 статьи 74 ТК ЕАЭС).

         Меры по взысканию таможенных пошлин, налогов не принимаются, когда срок взыскания неуплаченных таможенных пошлин, налогов, установленный законодательством государства-члена, таможенным органом которого осуществляется взыскание таможенных пошлин, налогов, истек (подпункт 1 пункта 4 статьи 68 ТК ЕАЭС).

         Таким образом, названной нормой права установлено ограничение по сроку на выставление уведомления о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пени, за пределами которого принудительное взыскание таможенных платежей не производится, следовательно, указанный пресекательный срок включает не только срок на выставление уведомления, но и срок на обращение таможенного органа в суд за принудительным взысканием.

         Согласно материалам дела, уведомление о неуплаченных в установленный срок суммах №10702000/Ув2018/0001251 в адрес общества в пределах установленного подпунктом 1 пункта 5 статьи 150 Закона №311-ФЗ срока таможней не выставлялись. Доказательств обратного суду не представлено.

         Таким образом, установив, что заявление таможни о взыскании задолженности по уплате таможенных платежей и пени направлено в суд лишь 17.07.2018, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о пропуске таможенным органом трехгодичного срока, установленного пунктом 1 частью 5 статьи 150 Закона №311-ФЗ,  который истек 08.05.2018, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении иска. Данный вывод суда, вопреки позиции таможенного органа,  не противоречит правовой позиции, изложенной в пункте 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2016 №18.

         При этом оценив доводы таможни в обоснование причин пропуска пресекательного срока со ссылкой на большой объем работы таможенного органа и принятием решения о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларациях на товары после истечения трехлетнего срока, суд указал на то, что ни Закон №311-ФЗ, ни иные действующие нормативные правовые акты Российской Федерации не предусматривают возможность восстановления указанного срока на основании соответствующего ходатайства таможенного органа.

         У суда апелляционной инстанции, учитывая установленные по делу обстоятельства, отсутствуют правовые основания для переоценки вывода суда о пропуске таможней срока на обращение за принудительным взысканием в суд.

         Нормы права применены судом первой инстанции правильно. Судебный акт принят на основании всестороннего, объективного и полного исследования имеющихся в материалах дела доказательств.

         Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.

         Апелляционная жалоба не содержат сведений о фактах, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.

         Руководствуясь статьями 258, 266-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

         Решение Арбитражного суда Приморского края от 30.08.2018 по делу №А51-15115/2018  оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

         Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья

Т.А. Солохина