АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
Пушкина ул., д. 45, г. Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru
г. Хабаровск
июня 2020 года № Ф03-1623/2020
Резолютивная часть постановления объявлена июня 2020 года .
Полный текст постановления изготовлен июня 2020 года .
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего судьи В.А. Гребенщиковой,
судей С.И. Гребенщикова, С.Н. Новиковой
при участии:
Министерства обороны Российской Федерации – Ли Вячеслав Афанасьевич, представитель по доверенности от 05.12.2018 № 207/5 Д/35
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю
на постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 06.02.2020
по делу № А51-11083/2019
Арбитражного суда Приморского края
по заявлению Министерства обороны Российской Федерации
куправлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю
о признании незаконным решения от 01.02.2019 № 25/19-3263
УСТАНОВИЛ:
Министерство обороны Российской Федерации (ОГРН 1037700255284, ИНН 7704252261, адрес: 119160, г. Москва, ул. Знаменка, 19; далее - заявитель, министерство, Минобороны России) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным решения управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю (ОГРН 1042504382931, ИНН 2540108490, адрес: 690091, Приморский край, г. Владивосток, ул. Посьетская, 48; далее - управление, регистрирующий орган, управление Росреестра по Приморскому краю) от 01.02.2019 № 25/19-3263 об отказе во внесении в государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости - земельном участке площадью 115 га, расположенном по адресу: Приморский край, г. Владивосток, аэродром «Седанка», и об обязании осуществить внесение сведений.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 02.10.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 06.02.2020 заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Дальневосточного округа, управление Росреестра по Приморскому краю просит указанное апелляционное постановление от 06.02.2020 отменить, считая его незаконным и необоснованным, решение суда первой инстанции оставить в силе. В обоснование жалобы заявитель приводит доводы о несогласии с выводом суда о достаточности предоставления в рассматриваемой ситуации декларации на объект как основания для осуществления государственного кадастрового учета в отношении земельного участка. Межевой план на государственную регистрацию предоставлен не был.
В отзыве на кассационную жалобу и в судебном заседании 26.05.2020, в котором в соответствии со статьей 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 01.06.2016, Минобороны России в лице своего представителя, приводя аргументированные возражения относительно изложенных в ней доводов, просит состоявшееся постановление оставить без изменения, а в удовлетворении жалобы отказать.
Управление, извещенное о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в том числе с учетом размещения соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, явку представителей в заседание суда кассационной инстанции не обеспечило, что в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие; ходатайство о невозможности принять участие в судебном разбирательстве от него не поступило.
Проверив законность принятого постановления от 06.02.2020, с учетом доводов кассационной жалобы и возражений на неё, заслушав пояснения присутствующего в судебном заседании представителя министерства, Арбитражный суд Дальневосточного округа не установил предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для его отмены.
По материалам дела установлено, решением суженного заседания исполнительного комитета Владивостокского городского совета депутатов трудящихся от 18.05.1942 № 28 ИО ТОФ отведен земельный участок между станциями Седанка и 14 км Приморской железной дороги согласно прилагаемому плану для спецстроительства и утвержден список жилых домов, находящихся на участке, предназначенном для спецстроительства и подлежащих отчуждению.
Решением исполнительного комитета Владивостокского городского совета депутатов трудящихся № 56 от 21.07.1942 границы указанного земельного участка ввиду изменения объема строительства изменены, площадь отвода до 115 га в границах согласно приложенному плану.
22.06.2018 Минобороны России обратилось в управление Росреестра по Приморскому краю с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета в части внесения сведений о ранее учтенном объекте недвижимости – земельном участке общей площадью 1150000 кв.м, расположенном по адресу: Приморский край, г. Владивосток, Седанка, с приложением указанных выше решений.
Рассмотрев представленные документы, регистрирующий орган решением от 26.06.2018 №25/18-20515 отказал во внесении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости ввиду непредставления заявителем документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Законность и обоснованность данного отказа нашла отражение в судебных актах по делу № А51-18402/2018 с указанием на невыполнение министерством обязанности по представлению декларации об объекте недвижимости.
30.01.2019 заявитель вновь подал на регистрацию заявление об осуществлении государственного кадастрового учета в части внесения сведений о ранее учтенном объекте недвижимости – того же земельного участка с представлением декларация от 30.01.2019 об объекте недвижимости, относящемся к имуществу Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Минобороны России организаций.
Решением от 01.02.2019 № 25/19-3263 управление отказало во внесении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости в связи с тем, что представленные документы не подтверждают ранее осуществленный в установленном законодательстве порядке учет или ранее зарегистрированное и не прекращенное право на земельный участок.
Минобороны России, считая данный отказ управленияРосреестра по Приморскому краю не соответствующим действующему законодательству и нарушающим права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 АПК РФ).
Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам с учетом применяемых норм права.
Согласно части 5 статьи 69 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ), в случае отсутствия в Едином государственном реестре недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости орган регистрации прав, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, в течение пяти рабочих дней со дня получения им указанных запросов или заявления обеспечивает включение документов и сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости на основании: 1) имеющейся в его распоряжении документации о ранее учтенном объекте недвижимости; 2) документа (копии документа, заверенной в порядке, установленном федеральным законом), устанавливающего или подтверждающего право на объект недвижимости, в том числе документа, указанного в пункте 9 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» и представленного заинтересованным лицом при его обращении с соответствующим заявлением в орган регистрации прав; 3) документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный учет указанного объекта недвижимости или государственную регистрацию права на него либо устанавливающих или подтверждающих право на него и представленных соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления либо органами и организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, в орган регистрации прав по его запросам, если документы и сведения о ранее учтенном объекте недвижимости отсутствуют в составе имеющейся в распоряжении органа регистрации прав документации о ранее учтенном объекте недвижимости.
В соответствии с пунктом 2 части 8 статьи 69 названного Закона орган регистрации прав принимает решение об отказе во включении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости в ЕГРН в случае, если в представленных или поступивших документах отсутствуют сведения, позволяющие считать такой объект недвижимости ранее учтенным, а также сведения о площади объекта недвижимости при условии, что объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение, либо об основной характеристике объекта недвижимости (протяженности, глубине, глубине залегания, площади, объеме, высоте, площади застройки) и о ее значении при условии, что объектом недвижимости является сооружение, и (или) не поступил ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо органа или организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации на запрос органа регистрации прав, указанный в пункте 3 части 5 данной статьи.
Таким образом, сведения о ранее учтенном земельном участке могут быть включены в Единый государственный реестр недвижимости на основании документа, устанавливающего или подтверждающего право заинтересованного лица на соответствующий земельный участок. Такие документы должны быть выданы уполномоченным органом (организацией) и отвечать требованиям законодательства, действовавшего в месте издания соответствующего документа на момент его издания.
При обращении в регистрирующий орган с заявлением о внесении сведений об объекте недвижимости министерство представило декларацию об объекте недвижимости.
В силу части 5 статьи 70 Закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ в срок до 2020 года документом, являющимся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объекты недвижимости, в том числе земельные участки, относящиеся к имуществу Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций, имуществу органов Федеральной службы безопасности, и содержащим описание такого объекта недвижимости, на основании которого сведения об объекте недвижимости указываются в техническом плане или межевом плане, является декларация о таком объекте недвижимости.
Особенности, установленные частью 5 данной статьи, применяются при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объекты недвижимости, созданные до дня вступления в силу постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» (часть 6 статьи 70 Закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ).
В развитие указанных нормативных положений приказом Минэкономразвития России от 21.03.2016 № 157 утверждена форма указанной декларации, а также требования к ее заполнению (далее – Требования).
Согласно пункту 2 названных Требований декларация составляется и заверяется (подписывается) лицом, использующим земельный участок, здание, сооружение, помещение или объект незавершенного строительства, или его представителем для обеспечения в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ осуществления до 2020 года государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации права собственности Российской Федерации на относящийся к имуществу Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской организаций земельный участок.
Пунктом 9 Требований предусмотрено, что декларация составляется в отношении одного определенного объекта недвижимости, сведения о котором отсутствовали в государственном кадастре недвижимости и (или) право собственности Российской Федерации на который не было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В реквизите «Кадастровый номер объекта недвижимости (ранее присвоенный государственный учетный номер: кадастровый, инвентарный или условный номер)» при наличии соответствующих сведений указывается кадастровый номер или иной ранее присвоенный государственный учетный номер земельного участка - в случае если декларация оформляется в отношении земельного участка (пункт 11).
В реквизите «Номер кадастрового квартала (кадастровых кварталов), в пределах которого (которых) расположен объект недвижимости» указывается учетный номер (номера) кадастрового квартала (кадастровых кварталов), в пределах которого (которых) расположен объект недвижимости (пункт 12).
В реквизите «Адрес (местоположение) объекта недвижимости» указывается адрес объекта недвижимости в структурированном в соответствии с федеральной информационной адресной системой (ФИАС) виде на основании сведений, предоставленных оператором информационной адресной системы, осуществляющим ведение государственного адресного реестра, с указанием даты последнего обновления записи о соответствующем адресе в государственном адресном реестре (пункт 13).
Совокупный анализ названных норм права позволил суду прийти к выводу о том, что положениями части 5 статьи 70 Закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ установлены особенности осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на объекты недвижимости в отдельных случаях. То есть установлен иной порядок и основания государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, отличные от указанных в статье 69 Закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ, регламентирующей процедуру государственной регистрации прав на ранее учтенные объекты недвижимости.
В представленной на регистрацию декларации содержатся сведения о виде объекта недвижимости – земельный участок, о номере кадастрового квартала, в пределах которого расположен объект недвижимости – 25:28:050035, об адресе (местоположении) объекта недвижимости – Приморский край, г. Владивосток, ст. Седанка, об описании земельного участка – 1150000 кв.м «для нужд Министерства обороны», о лице, использующем объект недвижимости – Минобороны России.
Следовательно, что заявитель, обращаясь в управление, представил декларацию по форме, установленной приказом Минэкономразвития России от 21.03.2016 № 157.
Таким образом, обращение с целью осуществления государственного кадастрового учета было основано на положениях частей 5 и 6 статьи 70 Закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ и не подлежало рассмотрению в порядке, предусмотренном статьей 69 данного закона.
При таких обстоятельствах апелляционная коллегия сочла, что у регистрирующего органа в силу прямого указания части 5 статьи 70 Закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ отсутствовали основания для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета спорного земельного участка.
В этой связи отклонен судом апелляционной инстанции довод управления об отсутствии правовых оснований для осуществления государственного кадастрового учета спорного земельного участка в упрощенном порядке вследствие непредставления заявителем межевого плана земельного участка.
Нормативное определение в части 5 статьи 70 Закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ данного документа не только как основания для осуществления государственного кадастрового учета объектов недвижимости Минобороны России, но и как основания для составления межевого плана, не свидетельствует о том, что возможность осуществления государственного кадастрового учета в данном порядке обусловлена совместным предоставлением и декларации, и межевого плана, поскольку такой вывод из приведенной нормы права не следует.
Суд также сделал вывод о нарушении оспариваемым отказом прав и законных интересов министерства с учетом того, что в пределах спорной территории находятся объекты недвижимости, закрепленные на праве оперативного управления за ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России, а именно: командно-диспетчерский пункт, искусственная взлетно-посадочная полоса, индивидуальные места стоянок, что подтверждается приказом департамента имущественных отношений Минобороны России от 07.09.2016 № 1825 с приложенным к нему перечнем объектов недвижимости и кадастровыми паспортами таких объектов.
При таких обстоятельствах апелляционный суд пришел к выводу о том, что оспариваемое решение управления Росреестра по Приморскому краю не соответствует закону и нарушает права и законные интересы министерства, поэтому заявленные требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Кассационный суд соглашается с выводами апелляционного суда, основанными на правильном понимании и толковании приведенных норм права относительно сложившейся для сторон спорной ситуации.
Нарушений норм процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену принятого по делу судебного акта в силу части 4 статьи 288 АПК РФ, судом не допущено.
В этой связи основания для отмены обжалуемого апелляционного постановления и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 06.02.2020 по делу № А51-11083/2019 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья В.А. Гребенщикова
Судьи С.И. Гребенщиков
С.Н. Новикова