НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Приморского края от 01.03.2018 № А51-28167/15

Пятый арбитражный апелляционный суд

ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001

тел.: (423) 221-09-01, факс (423) 221-09-98

http://5aas.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Владивосток                                                  Дело

№ А51-28167/2015

12 марта 2018 года

Резолютивная часть постановления объявлена 01 марта 2018 года.

Постановление в полном объеме изготовлено марта 2018 года .

Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего С.Б. Култышева,

судей Д.А. Глебова, С.М. Синицыной,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.А. Седовой,

рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Военной прокуратуры Тихоокеанского флота, Министерства обороны Российской Федерации

апелляционные производства № 05АП-619/2018, 05АП-625/2018

на решение от 01.12.2017 судьи Е.Г. Клёминой

по делу № А51-28167/2015 Арбитражного суда Приморского края

по иску Военного прокурора Тихоокеанского флота в защиту интересов Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации (ИНН 7704252261, ОГРН 10377002552844)

к Департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края

(ИНН 2538111008, ОГРН 1072540005724),

обществу с ограниченной ответственностью «Кипер» (ИНН 2540162176, ОГРН 1102540002982),

третьих лица: федеральное государственное казенное учреждение «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации, Владивостокское лесничество Министерства обороны Российской Федерации, Управление градостроительства и архитектуры г. Владивостока, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю,

о признании недействительным (ничтожным) договора аренды от 19.11.2013 № 04-Ю-18113, применении последствий недействительности ничтожной сделки в виде прекращения зарегистрированного права аренды, возврата земельного имущества,

при участии:

от Министерства обороны РФ: Золотухина М.Л., по доверенности                  № 212/1/297 от 21.12.2016 сроком действия до 08.12.2018, паспорт;

от военной прокуратуры Тихоокеанского флота: Кулик А.А., служебное удостоверение ВО № 003190;

от Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края: Елькина В.Е., по доверенности № 20/48454 от 27.12.2017 сроком действия до 31.12.2018, служебное удостоверение;

от ООО «Кипер»: Рыбачук А.Л., по доверенности от 21.08.2017 сроком действия на 2 года, удостоверение адвоката;

от ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны РФ: Дымченко О.И., по доверенности № 4/127-17 от 16.11.2017 сроком действия до 31.12.2018, служебное удостоверение;

от Управления градостроительства и архитектуры г. Владивостока: Багаева Е.А., по доверенности № 27/2-6-3348 от 27.12.2017 сроком действия до 31.12.2018, паспорт;

от Владивостокского лесничества Министерства обороны РФ, Управления Росреестра по Приморскому краю: представители не явились;

УСТАНОВИЛ:

Военный прокурор Тихоокеанского флота (далее – прокурор) обратился в Арбитражный суд Приморского края в защиту интересов Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации (далее – министерство) к Департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края (далее – департамент), обществу с ограниченной ответственностью «Кипер» (далее – ООО «Кипер», общество) с требованием признать недействительным (ничтожным) договор аренды от 19.11.2013 №04-Ю-18113 земельного участка с кадастровым номером 25:28:040014:2880, площадью 13 181 кв.м., из земель населенных пунктов, находящегося по адресу: Приморский край, г. Владивосток.                    ул. Выселковая д. 80 (установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир здание. Участок находится примерно в 96м от ориентира по направлению на северо-восток), для использования в целях строительства объектов складского назначения, в границах, указанных в кадастровом паспорте участка, являющемся неотъемлемой частью договора, заключенного между Департаментом и ООО «Кипер», и применить последствия недействительности ничтожной сделки.

В рамках рассмотрения дела истец уточнил исковые требования, помимо заявленных, также просил в порядке применения последствий недействительности ничтожной сделки – договора аренды от 19.11.2013 №04-Ю-18113, прекратить зарегистрированное право аренды рассматриваемого земельного участка, возложить на ООО «Кипер» обязанности возвратить находящийся в его пользовании земельный участок с кадастровым номером 25:28:040014:2880, общей площадью 13 181 кв.м., расположенный в районе ул. Выселковая д. 80 г. Владивостока (далее – спорный земельный участок), в федеральную собственность для его использования правообладателем в лице Министерства обороны РФ в течение одного месяца после вступления решения суда в законную силу (в редакции уточнений от 24.05.2016).

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление градостроительства и архитектуры г. Владивостока (далее – УГА г. Владивостока), Федеральное государственное казенное учреждение «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны РФ, Владивостокское лесничество МО РФ в лице филиала ФКГУ «ТУЛХ» МО РФ, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю.

Определением от 20.09.2016 по делу назначена судебная экспертиза в отношении земельного участка с кадастровым номером 25:28:000000:65188.

15.03.2017 через канцелярию суда в материалы дела от экспертного учреждения поступило ходатайство о предоставлении дополнительных документов в рамках проведения судебной экспертизы.

Определением от 22.03.2017 в адрес экспертного учреждения направлены дополнительные документы, производство по делу приостановлено до получения результатов экспертизы.

Определением от 24.08.2017 производство по делу возобновлено.

 Решением Арбитражного суда Приморского края от 01.12.2017 в удовлетворении искового требования отказано.

Не согласившись с вынесенным судебным актом, прокурор обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Приморского края от 01.12.2017 отменить. В обоснование жалобы заявитель указывает на то, что совокупность представленных в обоснование иска материалов дела позволили достоверно установить факт наложения спорного земельного участка, переданного департаментом в аренду обществу, на земли Владивостокского лесничества Минобороны России. Несмотря на обстоятельство отсутствия постановки на кадастровый учет земель Владивостокского военного лесничества, применительно к действиям по постановке на кадастровый учет земельного участка 25:28:000000:65188 площадью 16 194 га, полагал последние достаточным доказательством наличия права федеральной собственности на таковой. Выводы экспертов ООО «Центр экспертиз №регион Приморье» подтверждены результатами геодезических измерений, камеральной обработкой лесоустроительной документации, натурным обследованием на месте. Настаивает на позиции, что материалами дела подтверждается право Российской Федерации на спорный земельный участок. Со ссылками на положения лесного законодательства настаивал на надлежащем осуществлении лесоустройства Владивостокским военным лесничеством, отнесении соответствующих земель к участку лесного фонда, относимого исключительно к федеральной собственности, при недопустимости распоряжения таковой со стороны департамента. Привел ссылки на судебную практику, подтверждающую, по мнению заявителя жалобы, обоснованность занятой им позиции.

В свою очередь, Министерство обороны РФ также обжаловало решение от 01.12.2017, ссылаясь в обоснование своей жалобы на те же доказательства, а также раскрытие идентичного правового подхода, что и прокурор, настаивая на доказанности материалами дела факта наложения спорного земельного участка на земли лесного фонда, отведенные Минобороны России.

В канцелярию Пятого арбитражного апелляционного суда от ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны РФ и от ООО «Кипер» поступили отзывы на апелляционные жалобы, которые приобщены к материалам дела.

В судебном заседании представители прокуратуры, министерства, ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны РФ поддержали доводы апелляционной жалобы, просилии обжалуемое решение отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.

Представители департамента, УГА г. Владивостока и общества по доводам апелляционных жалоб возразили, обжалуемое решение считают законным и обоснованным, просили оставить его без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Исследовав и оценив материалы дела, проверив в порядке статей 266-271 АПК РФ правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к следующему.

Как следует из материалов дела, Распоряжением Совета Министров СССР от 12.03.1955 №1885-рс на Минсельхоз СССР возложена обязанность по закреплению за Военно-Морскими силами Министерства обороны СССР лесов на земельных участках, отведенных воинским частям, учреждениям и организациям Военно-морских сил, Министерству обороны СССР предписано организовать в указанных лесах ведение лесного хозяйства в установленном порядке, предусмотренном Постановлением Совета Министров СССР от 19.04.1948 №1264-478.

В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции прокурор и представитель министерства пояснили суду, что данный документ от 19.04.1948 отсутствует, в связи с чем, в материалы дела не представлен.

Согласно архивной выписке из Приложения к указанному распоряжению, в Приморском крае за Военно-морскими силами Минобороны СССР закрепляются леса общей площадью 50,87 тыс. гектар.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 02.02.1998 №135 утвержден Порядок закрепления лесов, расположенных на землях обороны, за федеральным органом исполнительной власти по вопросам обороны

В соответствии с указанным Постановлением Правительства РФ от 02.02.1998 №135, согласно акту по Владивостоку от 22.12.1998, Военному лесничеству №247 ТОФ при 1976 ОМИС ТОФ от ГО Владивостокский лесхоз Приморского управления лесами переданы леса общей площадью              16 194 га, расположенные на землях обороны. Отмеченный акт ссылок на указанное распоряжение Совета Министров СССР от 12.03.1995 №1885-рс не содержит (т. 1 л.д. 14).

На основании сводного акта по Приморью от 26.01.1999, Военному лесничеству №247 от Владивостокского лесхоза переданы леса общей площадью 16 194 га, расположенные в г. Владивостоке, с указанием в качестве обосновывающего документа на распоряжение Совета Министров СССР от 12.03.1955 №1885-рс (т. 1 л.д. 15).

В соответствии с Приказом Минобороны РФ, Минприроды РФ от 15.12.2000 №555/592, утвержден акт о передаче (приемке) лесов, расположенных на землях Министерства обороны РФ, в частности в Приморском крае - 248 483 гектара.

Впоследствии, с учетом результатов заседания рабочей группы ФГБУ «ФКП Росреестра» по вопросам взаимодействия с Минобороны РФ, оформленного протоколом от 01.07.2015 №1/2015, на государственный кадастровый учет поставлен земельный участок с присвоенным кадастровым номером 25:28:000000:65188, площадью 161 940 000 кв.м., адрес Приморский край, Владивостокский городской округ, категория земель не установлена, разрешенное использование – земельные участки, отведенные воинским частям, учреждениям и организациям Военно-морских сил.

Согласно сведений кадастрового паспорта данного земельного участка от 16.02.2016 №25/00-16-56728, датой внесения номера в государственный кадастр недвижимости указано 12.03.1955, особыми отметками указано, что граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства, сведения об объекте имеют статус ранее учтенные.

Приказом директора Департамента имущественных отношений Минобороны РФ от 16.09.2015 земельный участок с кадастровым номером 25:28:000000:65188 площадью 161 940 000 кв.м., адрес Приморский край, Владивостокский городской округ, предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование Федеральному государственному казенному учреждению «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны РФ.

Из имеющейся на дату рассмотрения дела в материалах дела выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 29.09.2017 видно, что в отношении земельного участка с кадастровым номером 25:28:000000:65188, номер кадастрового квартала 25:28:000000, дата присвоения кадастрового номера 12.03.1955, адрес: Приморский край, Владивостокский городской округ, площадью 161940000 кв.м. зарегистрировано постоянное (бессрочное) пользование №25:28:000000:65188-25/001/2017-2 от 25.08.2017. Правообладателем является ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства Обороны РФ. В особых отметках указано: граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости на земельный участок с кадастровым номером 25:28:000000:65188 21.02.2017 зарегистрировано право собственности Российской Федерации.

В свою очередь, ООО «Кипер» обратилось в Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края с заявлением 07.11.2012 о предоставлении земельного участка для строительства.

На основании указанного обращения издан акт от 07.05.2013 № 48 о выборе земельного участка для строительства.

Распоряжением Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 08.08.2013 №1685-рз ООО «Кипер» предварительно согласовано на землях населенных пунктов на земельном участке площадью 13181кв.м, расположенном по адресу – Приморский край, г.Владивосток в районе ул. Выселковая 80, в границах, согласно прилагаемой схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, место размещения объектов складского назначения.

Департаментом земельных и имущественных отношений Приморского края вынесено распоряжение от 27.09.2013 №2325-рз «О предоставлении ООО «Кипер» земельного участка по адресу: Приморский край, г.Владивосток, в районе ул.Выселковой, 80» согласно которому ООО «Кипер» предоставлен из земель населенных пунктов земельный участок, площадью 13181 кв.м с кадастровым номером 25:28:040014:2880 (спорный земельный участок). Местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир здание. Участок находится примерно в 96м по направлению на северо-восток. Почтовый адрес ориентира: Приморский край, г. Владивосток, ул. Выселковая д. 80, согласно прилагаемому кадастровому паспорту земельного участка от 30.08.2013 №25/00-13-2311959, в аренду сроком на 5 лет, разрешенное использование: объекты складского назначения; цель предоставления: для строительства объектов складского назначения.

Во исполнение указанного распоряжения между Департаментом земельных и имущественных отношений Приморского края и ООО «Кипер» заключен договор аренды земельного участка от 19.11.2013 №04-Ю-18113.

Согласно пунктам 1.1 и 1.3 указанного договора, ООО «Кипер» предоставлен в аренду сроком на 5 лет земельный участок с кадастровым номером 25:28:040014:2880 (кадастровый паспорт земельного участка от 30.08.2013 №25/00-13-231959) площадью 13 181 кв.м, из земель населенных пунктов, находящийся по адресу: Приморский край, г.Владивосток, ул. Выселковая д.80 (установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир здание. Участок находится примерно в 96м от ориентира по направлению на северо-восток), для использования в целях строительства объектов складского назначения, в границах, указанных в кадастровом паспорте участка, являющегося неотъемлемой частью договора.

Ссылаясь на то, что указанный земельный участок расположен в границах Владивостокского лесничества МО РФ и относится к землям, находящимся в федеральной собственности, военный прокурор Тихоокеанского флота обратился с вышеуказанным требованием, полагая, что Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края превысил свои полномочия, предоставив спорный участок в аренду             ООО «Кипер».

Исследовав представленные в дело доказательства и оценив их по правилам статьи 71 АПК РФ, апелляционная коллегия поддерживает выводы суда первой инстанции и отклоняет доводы апелляционных жалоб в силу следующего.

При рассмотрении заявленных требований судом первой инстанции обосновано применены положения Гражданского кодекса РФ,  Федерального закона от 31.05.1996 №61-ФЗ «Об обороне», лесного и земельного законодательства.

Исковые требования заместителя военного прокурора Тихоокеанского флота основываются на позиции  о незаконности заключения спорного договора в отношении участка, являющегося, согласно позиции апеллянтов, собственностью Российской Федерации, и предоставленного для нужд вооруженных сил.

Действительно, в соответствии с пунктом 10 статьи 1 Федерального закона от 31.05.1996 №61-ФЗ «Об обороне» земли и другие природные ресурсы, предоставленные для нужд Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, находятся в федеральной собственности.

При этом, в соответствии со статьей 7 Лесного кодекса РФ 29.01.1997 № 22-ФЗ в редакции, действовавшей на момент принятия и исполнения Постановления Правительства РФ от 02.02.1998 №135, все леса, за исключением лесов, расположенных на землях обороны и землях населенных пунктов (поселений), а также земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью (лесные земли и нелесные земли), образуют лесной фонд.

Границы лесного фонда определяются путем отграничения земель лесного фонда от иных земель. Включение земель в состав лесного фонда и их изъятие из него осуществляются в порядке, установленном лесным и земельным законодательством Российской Федерации.

При этом, согласно статье 10  Лесного кодекса РФ от 29.01.1997, в лесной фонд не входят леса, расположенные на землях обороны, землях городских поселений - городские леса.

В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 6 действующего на момент рассмотрения настоящего дела Лесного кодекса РФ от 04.12.2006 N 200-ФЗ, леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.

При этом, согласно статье 23 Лесного кодекса РФ от 04.12.2006 N 200-ФЗ, основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов являются лесничества и лесопарки. Земли лесного фонда состоят из лесничеств и лесопарков. Лесничества и лесопарки также располагаются на землях: 1) обороны и безопасности, на которых расположены леса; 2) населенных пунктов, на которых расположены городские леса; 3) особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса.

Приведенные нормы права, в совокупности с существом правовой позиции военной прокуратуры ТОФ об отнесении спорной территории к землям обороны, возражениях департамента о включении спорной территории в состав Владивостокского городского округа, обосновывают вывод коллегии о том, что спорные территории во всяком случае не являются землями лесного фонда.

Как верно указал суд первой инстанции, при занятии военной прокуратурой ТОФ позиции о ничтожности оспариваемого договора аренды ввиду распоряжения Департаментом земельным участком, относящимся к территории военного лесничества ТОФ, а следовательно к землям обороны федеральной принадлежности, в предмет доказывания по настоящему спору в силу положений статьи 65 АПК РФ входит одновременное обоснование таких обстоятельств, как  фактическое наложение спорного земельного участка на территорию военного лесничества, а также подтверждение действительного отнесения данной территории к землям обороны.

В то же время, согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 29.09.2017 в отношении земельного участка с кадастровым номером 25:28:000000:65188 видно, что категория земель в отношении данного участка не установлена.

В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 02.02.1998 №135 о закрепления лесов, расположенных на землях обороны, за федеральным органом исполнительной власти по вопросам обороны, отмеченное закрепление лесов осуществляется на основе данных государственного земельного кадастра, государственного лесного кадастра и государственного учета лесного фонда об участках земель обороны, о расположенных на них лесах и об использующих эти земли и леса организациях федерального органа исполнительной власти по вопросам обороны.

Согласно пункту 4 данного Постановления Правительства РФ №135, закреплению подлежат леса, расположенные на земельных участках, предоставленных для нужд обороны, в отношении которых имеются установленные законодательством документы, удостоверяющие их принадлежность к землям обороны. По земельным участкам, в отношении которых документы об их принадлежности к землям обороны отсутствуют, вопрос о закреплении расположенных на них лесов не рассматривается.

Приведенные положения свидетельствуют о действии принципа «закреплению подлежат леса, расположенные на землях, отнесение которых к землям обороны документально подтверждено», но не принципа «земли, на которых расположены закрепляемые леса, являются землями обороны в силу такого закрепления».

Так, на оборотной странице акта непосредственно указано: «настоящий акт составляется в пяти экземплярах, из которых первый экземпляр хранится в лесхозе Рослесхоза, второй в военном лесхозе (лесничестве)…К первому экземпляру прилагаются перечень документов (с номерами и датами), удостоверяющих принадлежность земельных участков, на которых расположены подлежащие закреплению леса, к землям обороны. Ко второму экземпляру акта прилагаются по описи, в том числе материалы землеустройства».

Распоряжение Совета Министров СССР от 12.03.1955 №1885-рс о возложении на Минсельхоз СССР обязанности по закреплению за Военно- Морскими силами Министерства обороны СССР лесов на земельных участках, отведенных воинским частям, учрежденьям и организациям Военно-морских сил, Министерству обороны СССР, а также составленный во исполнение данного Распоряжение №1885-рс акт от 21.09.1955 о передаче Владивостокским лесхозом к КЭУ ТОФ участков гослесфонда общей площадью 7 387 га, сами по себе не являются документами, изначально обосновывающими принадлежность соответствующих земельных участков к землям обороны, что прямо следует из их названий и содержания. Так, в акте от 21.09.1955 указано, что указанная в нём площадь земельных участков лесных массивов передается КЭУ ТОФ в соответствии с Постановлением Совета министров СССР от 19.04.1948, закрепленных за Минобороны СССР в долгосрочное пользование.

Вместе с тем, указанное Постановление Совета министров СССР от 19.04.1948 в материалах дела отсутствует, что исключает возможность оценки его содержания, включая описание площадей и границ, закрепленных за Вооруженными силами СССР земель в г. Владивостоке на соответствующую дату, делает невозможным их соотнесение с актом от 21.09.1955 в части корректности и непротиворечивости сведений о таких площадях и их границах, противоречит принципу непосредственности исследования доказательств в арбитражном процессе.

Кроме того, указанный акт от 21.09.1955 по существу содержит указание на передачу участков гослесфонда, и описание определения границ именно лесничеств и их частей Владивостокского лесхоза, не являвшегося организацией в структуре Вооруженных сил СССР.

В свою очередь, согласно пункта 3 акта от 21.09.1955 границы передаваемой территории определяются согласно прилагаемой схемы к настоящему акту. С северной стороны отграничена просекой и остолблена, с восточной и южной сторон Уссурийский залив, северо-западная и западная часть, смежная с Горзеленхозом, проходит по дороге, идущей с 14 километра (КПП 29) через Вторую речку, Первую речку до озера, что на территории артарсенала, западным склоном выс. 164,1 через высоту 97,8 по дороге до б/х Уллис.

Из копии фрагментов схемы, указанной в акте от 21.09.1955 в качестве прилагаемой к акту с учетом используемого масштабирования, системы условных обозначений не позволяют прийти к бесспорному выводу о вхождении либо не вхождении спорного земельного участка в массив передаваемой территории гослесфонда общей площадью 7 387 га на основании акта от 21.09.1955.

Кроме того, само по себе описание границ передаваемой территории, в частности с северо-западной и западной частей путем указания на прохождение по некоторой «дороге, идущей с 14 километра (КПП 29) через Вторую речку, Первую речку до озера, что на территории артарсенала», осуществленное в реалиях городской застройки и развития дорожной сети г. Владивостока по состоянию на 1955 год, безусловно требует подтверждения актуализации соответствующих сведений как применительно к моменту составления акта по Владивостоку от 22.12.1998 (свыше сорока лет с момента составления акта от 21.09.1955, сопряженных с интенсивным развитием г. Владивостока в части застройки и развития дорожной сети города, включающем строительство новых дорог и изменение конфигурации ранее существовавших), так и к моменту рассмотрения настоящего спора (свыше шестидесяти лет с момента составления акта от 21.09.1955).

Однако, подтверждения со стороны военной прокуратуры ТОФ актуальности информации о соответствии отмеченной в акте от 21.09.1955 некоторой дороги, «идущей с 14 километра (КПП 29) через Вторую речку, Первую речку до озера на территории артарсенала» определенной современной дороге в г. Владивостоке, координирование части которой осуществлялось в ходе экспертного исследования на основании указания инспектора лесного хозяйства Владивостокского лесничества МО РФ (в том числе с привлечением специалистов краеведов, архитектурных (дорожных) служб г. Владивостока), материалы дела не содержат.

При этом, апелляционная коллегия согласна с критической оценкой судом первой инстанции позиции о границах территории военного лесничества, основанную на приведении данных о так называемой рокадной (объездной) дороге на территории г. Владивостока с 1936 года в качестве дороги, по которой осуществлено определение границ передаваемой территории гослесфонда общей площадью 7 387 га на основании акта от 21.09.1955, ввиду предположительности характера данной позиции, приведенной в том числе в заключения 87-ЗКИ лист 29, при отсутствии соотнесения с действующей дорожной сетью г. Владивостока.

При этом, данное обстоятельство не влияет на выявленную судом неподтвержденность иной позиции со стороны военной прокуратуры ТОФ в рамках распределения бремени доказывания отстаиваемых утверждений согласно статье 65 АПК РФ.

Обстоятельство отведения Военному лесничеству №247 по акту от 26.01.1999 лесов общей площадью 16 194 га из числа лесов, закрепленных распоряжением Совета Министров СССР от 12.03.1955 №1885-рс, в силу приведенных выводов также не исключает споров о наложении либо отсутствии наложения конкретных земельных участков на территорию отмеченных лесов, подлежащую установлению в соответствии с документами об изначальном отнесении земель под этими лесами к землям обороны (отведенных вооруженным силам), а также обстоятельствами описания их границ, согласно требованиям статьи 65 АПК РФ.

Также коллегия поддерживает вывод суда о неподтвержденности фактического наложения спорного земельного участка на территорию военного лесничества.

Так, в представленном истцом акте экспертизы от 18.09.2015 №1404/16, составленным специалистом ООО «Центр экспертиз «Регион-Приморье» отмечено отсутствие сведений о земельном участке Владивостокского лесничества МО РФ, отсутствие установления границ такового в соответствии с требованиями действующего законодательства, невозможность однозначно определить земельный участок Владивостокского лесничества МО РФ как индивидуально-определенную вещь на основании графического изображения планшета №19 Лесоустройства 2002 года. В то же время, указав, что в результате сравнительного анализа графического материала, предоставленного заявителем и полученного в результате компьютерной обработки установлено, что спорный земельный участок налагается на земли Владивостокского лесничества МО РФ, лесничество №247, квартал 36, выделы 22, 23, границы которого указаны на планшете №19 лесоустройство 2002, площадь наложения 13 181 кв.м.

Вместе с тем, непосредственные данные о конкретных видах и количестве сопоставляемых элементов рельефа местности, автодорог, иных элементов отмеченных специалистом объектов сравнения, признаках их совпадения либо не совпадения в заключении не приведены, в силу чего таковое обоснованно признано судом первой инстанции как не отвечающим критерию обоснованности.

Позднее в рамках рассмотрения дела военный прокурор ТОФ представил расширенный акт экспертизы от 25.04.2016 №1512-1-2/16, составленный специалистом ООО «Центр экспертиз «Регион-Приморье» в обоснование своей позиции по делу.

В рамках данного акта экспертизы от 25.04.2016 специалистом рассмотрены аналогичные вопросы наличия либо отсутствия наложения спорного земельного участка на земли лесного квартала 36 Владивостокского лесничества МО РФ при существенном расширении используемых инструментов, программного оборудования, исследуемых документов и материалов, методов исследования.

При этом, специалистом повторно отмечено, что границы земель Владивостокского лесничества МО РФ, изображенные на планшете №19 лесоустройство 2002 не позволяют однозначно определить земельный участок Владивостокского лесничества МО РФ как индивидуально-определенную вещь с указанием на то, что земельный участок приобретает признаки индивидуально-определенной вещи лишь после его формирования и определения границ участка в установленном законом порядке.

В акте также указано, что местоположение границы лесного квартала 36 Владивостокского лесничества МО РФ, входящего в состав земельного участка с кадастровым номером 25:28:000000:65188, являющейся смежной с кварталом 18, указано на местности государственным инспектором лесного хозяйства Владивостокского лесничества МО РФ С.М. Небоженко (т.2                л.д. 110).

 Осмотром местности установлено, что граница квартала 36 Владивостокского лесничества МО РФ, расположенная с запада, севера и востока исследуемого участка, проходит по объекту искусственного происхождения – автодороге, что соответствует материалам лесоустройства.

Визуальным обследованием границы лесного квартала 36 выявлено, что спорный  земельный участок налагается на земли Владивостокского лесничества МО РФ, квартал 36. Для установления факта наложения спорного земельного участка на земли лесного квартала 36 Владивостокского лесничества методом спутниковых геодезических измерений были определены координаты характерных точек части границы квартала 36 Владивостокского лесничества МО РФ, проходящей по автодороге в районе расположения спорного земельного участка.

В силу изложенного, суд первой инстанции обоснованно учел, что вывод эксперта по первому вопросу экспертного исследования от 25.04.2016 №1512-1-2/16 относительно выявленного наложения спорного земельного участка на земли Владивостокского лесничества МО РФ по существу основан лишь на высказанной в ходе натурного осмотра субъективной позиции сотрудника Владивостокского лесничества МО РФ, предопределившей дальнейшее направление исследований специалиста, в частности, координирование части отмеченной дороги в качестве обоснования характерных точек границы квартала 36 Владивостокского лесничества МО РФ.

Также в указанном акте специалистом указано на осуществление для совмещения границы квартала 36 Владивостокского лесничества МО РФ, определенной на местности, с материалами лесоустройства дополнительно на местности с материалами лесоустройства дополнительно на местности GPS-измерениями определено местоположение асфальтированных и грунтовых дорог, а также линий электропередач, существующих на местности и обозначенных на планшете 19 лесоустройство 2002г. Дополнительно были использованы сведения о местоположении квартала 36, указанные на местности начальником Владивостокского лесничества Губиным Н.П. при исследовании местоположения земельного участка. На основании сравнительного анализа сопоставления координатного описания отмеченных границ, геодезических измерений на местности и камеральной обработки лесоустроительной документации, специалистом дополнительно приведен вывод наложения спорного земельного участка на земли Владивостокского лесничества МО РФ, квартал 36 выделы 22,23.

При этом, часть материалов экспертизы от 25.04.2016 №1512-1-2/16, составленной ООО «Центр экспертиз «Регион-Приморье» составляют инженерно-геодезические изыскания ООО «Фактор Гео». Согласно пояснительной записке, специалистами ООО «Фактор Гео» выполнены инженерно-геодезические изыскания на объекте: «Определение наложения границ земельного участка с кадастровым номером 25:28:040014:2880, площадью 13181 кв.м., расположенного в районе ул.Выселковая 80 в г.Владивостоке, на земли лесного квартала №36 выделов №22 и №23 Владивостокского лесничества МО РФ». Для совмещения фактических границ квартала №36 с материалами лесоустройства на планшете №19 дополнительно произведено координирование асфальтированных и грунтовых дорог а также линий электропередач обозначенных на схеме расположения земельного участка с кадастровым номером 25:28:040014:2880.

Оценивая указанную пояснительную записку, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что при выполнении геодезических работ по обследованию границ квартала 36 сотрудники ООО «Фактор Гео» также руководствовались не имеющими документального подтверждения сведениями о прохождении границы части лесного квартала №36 по естественным твердым контурам на местности (асфальтированная и грунтовая дороги, линии электропередач – т. 2 л.д. 165).

В силу изложенного, последующее координирование части автодороги, заведомо расположенной определенным образом по отношению к спорному земельному участку, предопределило вывод о наложении этого участка на земли Владивостокского лесничества МО РФ.

Вместе с тем, указанный вывод, будучи основанным исключительно на утверждении должностного лица Владивостокского лесничества МО РФ в ходе натурного осмотра, не подтверждается бесспорным образом соотнесением с представленными материалами лесоустройства, о чем изначально отмечалось специалистом ООО «Центр экспертиз «Регион-Приморье» во вводных частях актов экспертизы от 25.04.2016 №1512-1-2/16, 18.09.2015 №1404/16.

Также судебной коллегией учитывается ответ начальника Владивостокского лесничества Минобороны России П.Н. Губина от 25.02.2016 №151, согласно которому координаты лесных кварталов №36 и 40 в местной системе координат в лесничестве отсутствуют (т. 2 л.д. 66).

С учетом изложенного, оснований для бесспорного принятия односторонне утверждаемой органами лесничества привязки к объектам городской инфраструктуры и географическим объектам (т. 2 л.д. 67), у суда не имелось.

Сведений об осуществлении деятельности военного лесничества на спорной территории в период согласования схемы расположения спорного земельного участка, его предоставления ООО «Кипер», в том числе о наличии внешних признаков закрепления границ территории лесничества (опознавательные знаки, визирные столбы, иное) материалы дела не содержат.

Таким образом, выводы представленного истцом акта экспертизы ООО «Центр экспертиз «Регион- Приморье» от 25.04.2016 №1512-1-2/16, правомерно не были приняты судом как обосновывающие позицию военного прокурора о доказанности фактического наложения спорного земельного участка на территорию Владивостокского лесничества МО РФ.

В обоснование своих доводов истцом также было представлен результат инженерно-геодезических изысканий, составленный ООО «Центр Геодезии» предметом, в которых являлось в частности определение взаимного расположения земельного участка с кадастровыми номером 25:28:00000:65188, запретной зоны военного объекта и находящихся в их пределах иных земельных участков, состоящих на кадастровом учете, которые были нанесены на топографическую основу.

Согласно выводам в пояснительной записке, в ходе определения границ земельного участка с кадастровым номером 25:28:000000:65188 площадью 16 194 га, отведенного Владивостокскому лесничеству Минобороны России, были наложены границы земельных участков, указанных в пояснительной записке от 30.01.2016. Вместе с тем, сведения о спорном земельном участке не были прописаны в пояснительной записке.

Позднее, в сообщении генерального директора ООО «Центр Геодезии» №167/17 от 29.09.2017 было указано, что сведения о земельном участке, предоставленном ООО «Кипер», ошибочно не были прописаны в пояснительной записке. Дополнительно было сообщено, что согласно исследованию ООО «Центр Геодезии» земельный участок с кадастровым номером 25:28:040014:2880 входит в границы земельного участка с кадастровым номером 25:28:000000:65188.

Учитывая отсутствие доказательств того, что в отношении спорного земельного участка  ООО «Центр Геодезии» изначально проводились изыскания, апелляционная коллегия не усматривает нарушений процессуального права в непринятии указанной пояснительной записки и сообщения директора в качестве надлежащего доказательства судом первой инстанции.

Дополнительно судебная коллегия отмечает, что указанным в отмеченной пояснительной записке алгоритмом проведения камеральных работ, помимо прочего, указано внесение в разработанный чертеж точек контуров границ с таблицы координат в кадастровом паспорте земельного участка 25:28:000000:65188 (всего 5 695 поворотных точек – т. 10 л.д. 7).

Вместе с тем, имеющиеся в материалах дела доказательства не позволяют выявить в отношении  земельного участка кадастровым номером 25:28:000000:65188 наличие соответствующего количество информации об определении в таковом 5 695 поворотных точек. Напротив, по существу наличие такого объема геодезической информации очевидно способствовало бы устранению из единого кадастра недвижимости такой особой характеристики участка, как отсутствие установления границ в соответствии с требованиями действующего законодательства.

В силу изложенного, приведенные выводы пояснительной записки критически оцениваются коллегией в силу отсутствия признака достоверной обоснованности.

Кроме того, в рамках рассмотрения данного дела ООО «Приморский экспертно-правовой Центр» в порядке статьи 82 АПК РФ проведена судебная экспертиза с целью определения границ земельного участка с кадастровым номером 25:28:000000:65188.

Согласно заключению экспертов №460/10 от 29.05.2017 определить границы земельного участка с кадастровым номером 25:28:000000:65188 относительно земельного участка с кадастровым номером 25:28:040014:2880, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир здание. Участок находится примерно в 96м от ориентира по направлению на северо-восток. Почтовый адрес ориентира: Приморский край, г.Владивосток, ул. Выселковая, д. 80, не представляется возможным, так как представленные сведения не позволяют определить точное местоположение границ земельного участка с кадастровым номером 25:28:000000:65188, что обусловлено совокупностью следующих факторов: отсутствует (экспертам не представлено) сформированное в установленном порядке кадастровое дело земельного участка с КН 25:28:000000:65188, отсутствуют сведения о наименовании документов, устанавливающих или подтверждающих (удостоверяющих) право на земельный участок с КН 25:28:000000:65188, на основании которых в ГКН были внесены сведения о земельном участке (на основании которых земельный участок был поставлен на государственный кадастровый учёт).

Граница земельного участка с КН 25:28:000000:65188 не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства, что подтверждается отметками в кадастровом паспорте земельного участка от 31 августа 2015 года № 25/00-15-256981 и в кадастровой выписке о земельном участке от 16 февраля 2016 года № 25/00-16-56728, то есть в ГКН (ЕГРН) отсутствуют сведения о местоположении границ земельного участка с КН 25:28:000000:65188 (в том числе отсутствуют координаты поворотных (характерных) точек границ земельного участка, сведения о конфигурации, длине (протяжённости) и дирекционных углах границ земельного участка, отсутствует описание смежеств).

Представленное Распоряжение Совета Министров СССР от 12.03.1955 года № 1885-рс и Приложение к нему не позволяют определить местоположение и границы земельного участка площадью 161 940 000 кв.м. с КН 25:28:000000:6518 по адресу: Приморский край, г.Владивосток, так как указанное Распоряжение не содержит каких- либо сведений о земельном участке площадью 161940000 кв.м. (16,194 тыс. га) и о местоположении его границ (описание местоположения и/или координат характерных (поворотных) точек границ), Распоряжение не содержит плана (чертежа, схемы) границ земельного участка площадью 16,194 тыс. га или земельных участков общей площадью 50,87 тыс. га, которые были закреплены за Военно-морскими силами Министерства обороны СССР.

Определить точное местоположение границ территории общей площадью 7387 га, переданной Владивостокским лесхозом в постоянное пользование КЭУ ТОФ, на основании описания в пункта 3 Акта от 21.09.1955 и прилагаемой схемы в масштабе 1:25000 технически не представляется возможным, так как на представленных фрагментах схемы в масштабе 1:25000 отсутствует часть переданной территории, на схеме отсутствуют (не нанесены) ориентиры, определяющие границы передаваемой территории, указанные в пункте 3 Акта от 21.09.1955, описание ориентиров не актуализировано к объектам существующей улично-дорожной сети г.Владивостока, однозначно идентифицировать ориентиры границ, указанные в пункте 3 Акта от 21.09.1955, по приложенной схеме не представляется возможным.

В Актах на передачу (приёмку) лесов, расположенных на землях обороны, от 22.12.1998, отсутствует какой-либо план (чертёж, схема) границ, а так же описание местоположения границ земельного участка (лесов) площадью 16 194 га, переданных Военному лесничеству № 247ТОФ при 1976 ОМИС ТОФ но Акту от 22.12.1998 (описание местоположения и/пли координат характерных (поворотных) точек), в связи с чем установить местоположение границ переданных лесов площадью 16 194 га в г.Владивостоке, но данным Актам не представляется возможным.

В представленных экземплярах Актов на передачу (приёмку) лесов, расположенных на землях обороны, от 22.12.1998, имеются различия, в том числе на Акте, состоящем из 1-ого листа (условно - экземпляр 2), согласно которому Владивостокский лесхоз передал, а Военное лесничество № 247 ТОФ при 1976 ОМИС ТОФ приняло леса, расположенные на землях обороны, общей площадью 16 194 га, имеется рукописная приписка «в т.ч. о.Русский», при этом Акт не содержит сведения о площадях земельных участков (лесов), переданных на о.Русском, представленные экземпляры Актов не содержат заявленных к нему приложений, в связи с чем установить точный состав и местоположение лесных участков, переданных но Акту от 22.12.1998, не представляется возможным;

В сводном акте о передаче (приёмке) лесов, расположенных на землях обороны в Приморском крае, от 26.01.1999, отсутствует какой-либо план (чертёж, схема) границ и описание местоположения границ земельного участка (лесов) площадью 16 194 га в г.Владивостоке (описание местоположения и/или координат характерных (поворотных) точек), переданного Владивостокским лесхозом Военному лесничеству, в связи, с чем установить местоположение границ переданных лесов площадью 16 194 га в г.Владивостоке по данным Сводного акта не представляется возможным;

В составе представленного сводного акта о передаче (приёмке) лесов, расположенных на землях обороны в Приморском крае, от 26.01.1999, отсутствует какой-либо план (чертёж, схема) границ и описание местоположения границ земельного участка (лесов) площадью 16 194 га в г.Владивостоке (описание местоположения и/или координат характерных (поворотных) точек), также в составе Сводного акта отсутствуют Акты, заявленные как приложения № 1 к Сводному акту, по которым лесхозы Приморского управления лесами Рослесхоза передали военным лесничествам Тихоокеанского флота Минобороны России леса, расположенные на землях обороны.

Реквизиты адреса (описание местоположения) земельного участка с КН 25:28:000000:65188, который указан как: Приморский край, г.Владивосток (Владивостокский городской округ), не позволяют определить точное или ориентировочное местоположение земельного участка с КН 25:28:000000:65188, так как адрес включает в себя наименование субъекта РФ, наименование населённого пункта (городского округа), адрес не содержит привязки к какому-либо ориентиру указаний на элементы планировочной структуры и/или элемента улично-дорожной сети, который позволили бы идентифицирован земельный участок в границах города Владивостока.

Присвоенный земельному участку кадастровый номер - 25:28:000000:6518, не позволяет определить, в границах каких кварталов должен располагаться земельный участок, в ГКН так же отсутствует информация о том в каких конкретно кварталах может располагаться земельный участок с КН 25:28:000000:65188, что подтверждается сведениями, изложенными в Кадастровом паспорте земельного участка от 31.08.2015 № 25/00-15-256981, Кадастровой выписке о земельном участке от 16.02.2016 №25/00-16-56728.

Определить точное местоположение границ лесного хозяйства Владивостокского лесничества Министерства обороны РФ па основании представленного Лесоустроительного проекта «Организации и ведения лесного хозяйства Лесничества №247», составленного ФРДУП «Приморская лесоустроительная экспедиция» в 2001-2003 годах, не представляется возможным, в связи с отсутствием в Лесоустроительном проекте сведений о местоположении границ территории Лесничества № 247 (в том числе отсутствует описание местоположения границ, их протяжённость, привязка к местности (ориентирам), координаты поворотных (характерных) точек границ, описание смежных землепользователей и т.д.).

В составе Лесоустроительного проекта «Организации и ведения лесного хозяйства Лесничества № 247», составленного ФГДУП «Приморская лесоустроительная экспедиция» в 2001-2003 годах, не представлены (отсутствуют): изготовленные 7 планшетов (планшеты на всю территорию в масштабе 1:10000), план лесонасаждений в масштабе 1:25000, а так же карта-схема с отображением смежных землепользователей, которые были изготовлены при разработке Лесоустроительного проекта (стр. 2, 8 и 10 Лесоустроительная проекта);

Определить точные границы Лесничества № 247 па основании представленных копий лесоустроительных планшетов на листах формата А4 не представляется возможным, так как изображение на копиях не соответствует заявленному формату 1:10000, условные обозначения трудноразличимы (часть не читаемы), имеются посторонние отметки, на представленных копиях планшетов отсутствует топографическая нагрузка, качество представленных копий Планшета 19 не соответствует положениям раздела 1 и 2 «Инструкции о порядке создания и размножения лесных карт» (утв. первым заместителем председателя Государственного комитета СССР по лесному хозяйству Л.Е. Михайловым 11.12.1986).

Кроме того, эксперт также указал на то, что исследование по вопросу имеется ли наложение на земельный участок с кадастровым номером 25:28:040014:2880 с указанием площади и границ наложения не выполнялось, так как определить границы земельного участка с кадастровым номером 25:28:000000:65188 относительно земельного участка с кадастровым номером 25:28:040014:2880 не представляется возможным (см. ответ на первый вопрос).

Оценивая вышеуказанное заключение экспертов, составленное ООО «Приморский экспертно-правовой центр», суд первой инстанции сделал верный вывод о его достоверности и допустимости.

В свою очередь, у апелляционной коллегии отсутствуют основания для иной оценки указанного заключения. В названном экспертном заключении содержатся ответы на поставленные судом вопросы, заключение достаточно мотивировано, выводы эксперта предельно ясны, обоснованы исследованными им обстоятельствами. Основания полагать, что выводы данной экспертизы являются недостоверными, либо, что экспертиза проведена с нарушением норм действующего законодательства, у суда отсутствуют.

Доводы апелляционных жалоб прокурора и министерства сводятся по существу к повторному изложению обстоятельств отнесения земельного участка к землям обороны и возникновения права собственности РФ на земельный участок с кадастровым номером 25:28:000000:65188, без оспаривания данной судом оценки доказательств предполагаемого наложения спорного земельного участка на земельный участок с кадастровым номером 25:28:000000:65188 и опровержения выводов о недоказанности такого наложения.

Судом первой инстанции также верно учтено, что спорный земельный участок, предоставленный ООО «Кипер» по договору аренды, поставлен на кадастровый учет 30.08.2013, тогда как земельный участок с кадастровым номером 25:28:000000:65188 поставлен 31.08.2015, а также разночтения в номерах кадастрового квартала к которым относятся исследуемые земельные участки (25:28:040014 и 25:28:000000).

Таким образом, приведенное основание во всяком случае не может быть положено в обоснование требования о признании спорного договора аренды недействительным.

Выявленное судебной коллегией отсутствие подтвержденных в судебном разбирательстве оснований для признания недействительным (ничтожным) договора аренды спорного земельного участка с кадастровым номером 25:28:040014:2880 исключает применение последствий недействительности ничтожной сделки путем возложения на ООО «Кипер» обязанности возвратить спорный земельный участок в федеральную собственность Министерству обороны РФ.

В свою очередь, факт регистрации права собственности общества на возведенный на спорном земельном участке объект недвижимости площадью застройки 2503,3 готовностью 90 %, согласно не оспоренного в судебном порядке  свидетельства о государственной регистрации права от 25.02.2016 (т. 3 л.д. 26), также признается судебной коллегией значимым обстоятельством, исключающим возможность возврата спорного земельного участка согласно заявленных требований, применительно к реализации принципа единства объекта недвижимости и  земельного участка.

Обстоятельство наличия либо отсутствия запретных зон военных объектов применительно к спорному земельному участку само по себе не исключает возможности предоставления его в аренду.

Ссылки апеллянтов на ряд актов судов общей юрисдикции, арбитражных судов, не могут быть приняты во внимание для целей отмены настоящего решения, в силу рассмотрения соответствующих споров по иным конкретным обстоятельствам дел, а также реализации сторонами соответствующих споров принципа состязательности по своему усмотрению, при несении соответствующих рисков.

В силу вышеизложенного, апелляционная коллегия приходит к выводу, что у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения исковых требований.

Суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что рассматривая настоящий спор, суд первой инстанции полно и всестороннее исследовал все существенные обстоятельства дела и дал им надлежащую оценку, правильно применил нормы материального и процессуального права.

Основания для отмены судебного акта не установлены, а доводы заявителей апелляционных жалоб не нашли своего объективного подтверждения.

Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Приморского края от 01.12.2017  по делу №А51-28167/2015 оставить без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.

Председательствующий

С.Б. Култышев

Судьи

Д.А. Глебов

С.М. Синицына