НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Поволжского округа от 27.09.2022 № А65-33514/2021

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Красносельская, д. 20, тел. (843) 291-04-15

http://faspo.arbitr.rue-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-22791/2022

г. Казань                                                 Дело № А65-33514/2021

29 сентября 2022 года

Резолютивная часть постановления объявлена 27 сентября 2022 года.

Полный текст постановления изготовлен 29 сентября 2022 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Ольховикова А.Н.,

судей Мосунова С.В., Хлебникова А.Д.,

при участии представителей:

заявителя – Гюльназарян Р.А. (доверенность от 18.01.2022),

третьего лица – Закамского Андрея Анатольевича – Галеевой Г.С. (доверенность от 31.05.2022),

в отсутствие:

ответчика – извещен надлежащим образом,

третьего лица – Палаты имущественных и земельных отношений Камско-Устьинского муниципального района Республики Татарстан - извещено надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Закамского Андрея Анатольевича

на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 12.04.2022 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2022

по делу № А65-33514/2021

по заявлению Гарифуллиной Чулпан Айдаровны (с. Высокая Гора Республики Татарстан) об оспаривании решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (г. Казань), третьи лица: Закамский Андрей Анатольевич (г. Казань), Палата имущественных и земельных отношений Камско-Устьинского муниципального района Республики Татарстан (пгт. Камское Устье Республики Татарстан),

УСТАНОВИЛ:

Гарифуллина Чулпан Айдаровна (далее – Гарифуллина Ч.А., заявитель) обратилась в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением об оспаривании решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее – Татарстанское УФАС России, антимонопольный орган) от 20.12.2021 и предписания от 20.12.2021 по делу №016/10/18.1-2445/2021.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Закамский Андрей Анатольевич, Палата имущественных и земельных отношений Камско-Устьинского муниципального района Республики Татарстан (далее - Палата).

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 12.04.2022 по делу №А65-33514/2021 заявленные требования удовлетворены.

Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2022 по делу № А65-33514/2021  производство по апелляционной жалобе Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 12.04.2022 по делу №А65-33514/2021 прекращено. Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 12.04.2022 по делу №А65-33514/2021 оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Закамский Андрей Анатольевич просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.

Ответчик, третье лицо - Палата имущественных и земельных отношений Камско-Устьинского муниципального района Республики Татарстан явку своих представителей судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания надлежащим образом извещены.

В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) рассматривается в отсутствие лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.

Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

Как следует из материалов дела, на сайте torgi.gov.ru опубликовано извещение о проведении торгов от 25.10.2021 №251021/12543331/01; организатор торгов – Палата; предмет торгов - лот №1 (Детский оздоровительный лагерь «Волга», 1989 года постройки, площадь 1001,8 кв.м); дата и время начала подачи заявок на участие - 26.10.2021 14:00:00 (+03:00); дата и время окончания подачи заявок на участие - 29.11.2021 16:00:00 (+03:00); дата рассмотрения заявок на участие - 30.11.2021; дата и время начала торгов - 01.12.2021 10:00:00 (+03:00); начальная цена: 1 641 000 руб.; шаг аукциона – 82 050 руб.

Согласно протоколу определения участников торгов от 30.11.2021 подано 5 заявок, 4 из которых допущены к участи в торгах (в том числе Гарифуллина Ч.А. и Закамский А.А.).

В соответствии с протоколом от 01.12.2021 №4/12/2021 победителем торгов признана Гарифуллина Ч.А., предложившая цену 12 225 450 руб. Цена предложения Закамского А.А. составила 12 143 400 руб. С победителем торгов заключен договор купли-продажи имущества от 02.12.2021.

Закамский А.А. обратился в антимонопольный орган с жалобой, в которой указал, что в аукционной документации не содержалось существенных сведений о земельном участке, на котором расположен Детский оздоровительный лагерь «Волга» - не указаны категория и вид разрешенного использования земельного участка, его площадь и предполагаемый вид права пользования для победителя аукциона.

Антимонопольным органом по жалобе Закамского А.А. от 09.12.2021 №16376/ж возбуждено дело №016/10/18.1-2445/2021. По результатам рассмотрения дела №016/10/18.1-2445/2021 антимонопольным органом принято решение от 20.12.2021, которым жалоба Закамского А.А. признана обоснованной,  организатор торгов - Палата имущественных и земельных отношений Камско-Устьинского муниципального района Республики Татарстан признан нарушившим требования пункта 2 части 3 статьи 15 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее – Федеральный закон №178-ФЗ).

Кроме того, антимонопольный орган в предписании от 20.12.2021 указал Палате имущественных и земельных отношений Камско-Устьинского муниципального района Республики Татарстан на необходимость:

- отменить все протоколы, составленные в ходе проведения аукциона по продаже муниципального имущества по извещению от 2510.2021 №251021/12543331/01, Лот №1;

- вернуть внесенные участниками торгов задатки;

- внести изменения в документацию и извещение по торгам №251021/12543331/01 в соответствии с требованиями действующего законодательства и согласно решению Комиссии Татарстанского УФАС России по делу от 20.12.2021 №016/10/18.1-2445/2021;

- назначить новую дату и время проведения торгов;

- направить информацию о новой дате проведения аукциона по продаже муниципального имущества участникам торгов, подавшим заявки на участие по извещению от 25.10.2021 №251021/12543331/01, Лот №1;

- либо повторно провести торги по продаже муниципального имущества в соответствии с требованиями действующего законодательства и согласно решению антимонопольного органа по делу от 20.12.2021 №016/10/18.1-2445/2021.

Не согласившись с решением и предписанием антимонопольного органа, Гарифуллина Ч.А. (победитель торгов) обратилась с заявлением арбитражный суд.

Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций руководствовались следующим.

Пунктом 2 части 3 статьи 15 Федерального закона №178-ФЗ предусмотрено, что информационное сообщение о продаже государственного или муниципального имущества должно содержать, за исключением случаев, предусмотренных данным законом, наименование такого имущества и иные позволяющие его индивидуализировать сведения (характеристика имущества).

Законодатель ограничил объем размещаемой информации в отношении имущества сведениями, необходимыми для индивидуализации имущества.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 105 Правил проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества (утв.Приказом ФАС России от 10.02.2010 №67) в извещении о проведении аукциона должны быть указаны следующие сведения: место расположения, описание и технические характеристики государственного или муниципального имущества, права на которое передаются по договору.

Суды установили, что в соответствии с Постановлением Исполнительного комитета Камско-Устьинского муниципального района Республики Татарстан от 25.10.2021 №965 реализации подлежал детский оздоровительный лагерь «Волга», 1989 года постройки, площадь 1001,8 кв.м.

Указанный объект представляет собой комплекс инфраструктурных объектов, имеющих единое целевое социально значимое назначение – предоставление рекреационных услуг.

В извещении от 25.10.2021 о проведении аукциона по продаже муниципального имущества организатор торгов указал наименование и площадь реализуемого муниципального имущества: детский оздоровительный лагерь «Волга», 1989 года постройки, площадь 1001,8 кв.м.

Наряду с извещением на сайте https://torgi.gov.ru,, а также на сайте http://sale.zakazrf.ru. оператором торговой площадки опубликованы  кадастровый паспорт, содержащий кадастровый номер имущества, отчет об оценке с копией свидетельства о регистрации права.  

Суды учитывали изложенное и признали, что необходимая и достаточная для идентификации предмета аукциона (его характеристик) информация была опубликована в установленном порядке.

Также судами отмечено, что отсутствие в самом в извещении кадастрового номера реализуемого имущества (сооружения) существенного значения не имеет, поскольку совокупность информации об объекте, содержавшейся в извещении и в опубликованных (приложенных) документах, однозначно позволяла идентифицировать выставленный на торги объект (в том числе установить кадастровый номер). Данное обстоятельство (наличие сведений о кадастровом номере объекта реализации – лагеря как комплекса сооружений) не оспаривалось сторонами и не было предметом отдельной оценки антимонопольного органа в оспариваемом решении.

Доводы о том, что организатор торгов не раскрыл сведения о земельном участке, на котором расположен предмет аукциона,  отклонены судами с указанием на то, что действующим законодательством не установлено требование указывать сведения об ином (не являющимся предметом торгов) имуществе, в том числе о земельных участках, на которых расположено подлежащее реализации имущество, о граничащих с ним земельных участках и объектах, факторах окружающей среды, климатических особенностях и т.д.

При наличии кадастрового номера недвижимого имущества (здания) заинтересованные лица имели реальную возможность получить сведения о земельном участке, на котором расположено предложенное к продаже имущество.

Так, согласно выписке из ЕГРП реализуемый объект недвижимости расположен на земельном участке с кадастровым номером 16:22:140309:26.

При этом по сообщению Закамского А.А. им 01.12.2021 с использованием программы «Контур Фокус» был запрошен отчет по указанному земельному участку.

При этом организатор торгов довел до Закамского А.А. информацию о том, что земельный участок относится к землям лесного фонда и передан муниципалитету на праве бессрочного пользования.

Судами установлено, что на общедоступной «Публичной кадастровой карте» (https://pkk.rosreestr.ru) содержатся следующие сведения о земельном участке: адрес: Республика Татарстан, Камско-Устьинский муниципальный район, Кирельское сельское поселение, Тетюшское лесничество, Кляринское участковое лесничество, квартал №82, выделы 12, 13, 14, 15, 16, часть выдела 17; площадь уточненная: 36 900 кв.м; категория земель: земли лесного фонда; разрешенное использование: заготовка древесины; заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов; заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений: ведение охотничьего хозяйства и осуществление охоты; ведение сельского хозяйства; осуществление научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности; осуществление рекреационной деятельности; строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений; строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов; осуществление религиозной деятельности; форма собственности: собственность публично-правовых образований.

Заявитель подтвердил, что в личном кабинете на сайте Росреестра (https://lk.rosreestr.ru), вход в который осуществляется через сайт «Госуслуги», в сервисе «Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online» по кадастровому номеру участка содержится следующая информация: форма собственности: Государственная федеральная; площадь, кв.м 36 900; вид, номер и дата государственной регистрации права; постоянное (бессрочное) пользование №16:22:140309:26-16/033/2017-2 от 15.06.2017; ограничение прав и обременение объекта недвижимости: ограничения прав на земельный участок, предусмотренные статьями 56, 66.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) от 14.06.2017; ограничения прав на земельный участок, предусмотренные статьями 56, 56.1 ЗК РФ от 05.07.2017.

Указанная информация предоставляется бесплатно.

С учетом изложенного, доводы  об отсутствии у заинтересованных лиц возможности ознакомиться с информацией о земельном участке, на котором расположен объект аукциона, обоснованно признаны судами  несостоятельными.

Также судами отмечено, что на электронной площадке предусмотрена система обратной связи. Согласно регламенту проведения торгов и инструкции покупателя претендент имеет право направить запрос на разъяснение документации.  Участник имел право в течение 30 дней получить дополнительную информацию, ознакомиться с имуществом, выставленным на электронных торгах. Также участник вправе отозвать заявку не позднее срока окончания срока подачи заявок.

Вместе с тем Закамский А.А., при наличии у него сомнений относительно реализуемого объекта имущества, запросы о разъяснении относительно земельного участка, на котором расположен этот объект, в адрес организатора торгов не направлял; правом на ознакомление с имуществом непосредственно по месту его нахождения не воспользовался.

Таким образом, основания для указания в извещении о торгах сведений о земельном участке, на котором размещено подлежащее продаже недвижимое имущество (здание), у организатора торгов отсутствовали, поскольку сам земельный участок предметом торгов не являлся. По результатам торгов земельный участок под лагерем не передавался (не мог передаваться) покупателю ни на каком праве со стороны продавца. Условия для всех участников были одинаковыми, объект реализации был идентифицирован, затруднений в определении его характеристик и местоположения не имелось.

Доказательства совершения организатором торгов действий, направленных на ограничение конкуренции, судами не установлены.

Кроме того, как верно отмечено судами, заключение договора купли-продажи имущества по результатам аукциона не устанавливает каких-либо дополнительных обязательных условий покупателю для совершения последующих действий, зависящих от воли продавца.

При таких обстоятельствах судами сделан вывод о том, что извещение о проведении торгов содержало информацию, необходимую и достаточную для индивидуализации предмета аукциона (его характеристик), следовательно, вопреки утверждению антимонопольного органа, нарушений требований пункта 2 части 3 статьи 15 Федерального закона №178-ФЗ организатором торгов не допущено.

С учетом изложенного суды признали решение и предписание антимонопольного органа не соответствующими закону, нарушающими права и законные интересы Гарифуллиной Ч.А. как победителя торгов.

Вопреки позиции кассатора, судами первой и апелляционной инстанции всем его доводам дана надлежащая и мотивированная правовая оценка.

Судебная коллегия полагает, что обжалуемые судебные акты приняты при правильном применении норм права, содержащиеся в них выводы не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.

Приведенные в кассационной жалобе доводы повторяют утверждения, которые являлись предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции, получили соответствующую правовую оценку и обоснованно были отклонены.

Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 12.04.2022 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2022 по делу № А65-33514/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья                                                      А.Н. Ольховиков

Судьи                                                                                         С.В. Мосунов

                                                                                                А.Д. Хлебников