НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Поволжского округа от 23.11.2006 № А65-7236/06

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Правосудия, д. 2, тел.(8432) 43-99-41

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

г.Казань                                                                                    Дело №А65-7236/2006-СА2-41

23 ноября 2006 года

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего Метелиной Т.А., судей: Закировой И.Ш., Сибгатуллина Э.Т.,

при участии: от истца – предприниматель Гимранов Р.Г., паспорт 9205 № 661082, Лукиных И.В., доверенность от 04.04.05,

от ответчика – Киямова Ф.Х., доверенность от 17.01.06 № 10-01-04/562,

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 4 по Республике Татарстан

на решение от 10.07.06 (судья Нафиев И.Ф.) Арбитражного суда Республики Татарстан  по делу №А65-7236/06-СА2-41

по исковому заявлению предпринимателя без образования юридического лица Гимранова Рината Гумаровича о признании незаконными решений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 4 по Республике Татарстан №№ 1635, 1636, 1637, 1638 от 20.12.05 об отказе возврата (зачета) излишне уплаченных сумм страховых взносов в виде фиксированного платежа в Пенсионный фонд в общей сумме 10773,52 руб.,

третье лицо - Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации  в Приволжском районе г.Казани,

УСТАНОВИЛ:

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 10.07.06 заявленные требования удовлетворены.

В апелляционной инстанции законность и обоснованность решения не проверялись.

Не согласившись с принятым по делу судебным актом, налоговый орган обратился с кассационной жалобой, в которой просит его отменить.

По мнению заявителя жалобы страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не соответствуют понятию налога, закрепленного в статье 8 Налогового кодекса Российской Федерации, следовательно, не могут быть возвращены в порядке, установленном статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации. Кроме того, налоговый орган посчитал, что суд неправомерно отнес Федеральную налоговую службу к категории главного распорядителя средств федерального бюджета.

Правильность применения норм материального и процессуального права проверена Федеральным арбитражным судом Поволжского округа в порядке, установленном статьями 274-287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.

Из материалов дела следует, что предприниматель перечислил     страховые    взносы    в   виде фиксированного платежа на КБК 18210202030061000160 в сумме 9026 руб. 12 коп., на КБК 18210202040061000160 в сумме 1747 руб. 40коп., что подтверждается состоянием расчетов на 09.12.05.

В связи с прекращением торговой деятельности в 3 квартале  2005 года предприниматель 12.12.05  обратился в налоговый орган  с заявлением  о возврате излишне уплаченных страховых взносов в виде фиксированного платежа  в общей сумме 10773 руб.52 коп., на что налоговый орган ответил отказом  в письме от 20.12.05 № 1635, 1636, 1637, 1638. Свой отказ в зачете (возврате) излишне уплаченных сумм страховых взносов в виде фиксированного платежа налоговый орган мотивировал отсутствием соответствующих полномочий со ссылкой на Федеральный закон №167-ФЗ от 15.12.01, которым  не определен орган, обязанный производить зачет (возврат) излишне уплаченных сумм страховых взносов.

Не согласившись с решениями налогового органа, Общество обжаловало их в суд.

Коллегия считает, что суд  полно, в соответствии с положениями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исследовал все обстоятельства по делу и сделал правильный вывод о том, что у налогового органа отсутствовали законные основания для отказа заявителю в возврате излишне уплаченной суммы страховых взносов.

В соответствии со статьей 9 Федерального закона  от 08.08.2000  № 118-ФЗ «О введении в действие  части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации  о налогах»  с 01.01.01 контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации   осуществляется налоговыми органами Российской Федерации.

Согласно статье 2 Федерального закона от 15.12.01 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Статьей 25 указанного Федерального закона контроль за правильностью исчисления и уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование возложен на налоговые органы в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов.

Кроме того, в соответствии с приложением 11.1 к Федеральному закону  от 15.08.96 № 115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) Федеральная налоговая служба России является администратором в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой и накопительной частей трудовой пенсии. Администраторы поступлений осуществляют контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисления, учета, взыскания страховых взносов, а также принимают решение о возврате (зачете) излишне  уплаченных (взысканных) страховых взносов в порядке, установленном статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации.

В пункте 13 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что правила о зачете или возврате излишне уплаченной суммы налога, предусмотренные данной статьей, применяются также при зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога и сбора, поступающих в государственные внебюджетные фонды.

Предусмотренный данной статьей порядок зачета (возврата) не вступает в противоречие с понятием введенных с 01.01.02 страховых взносов на обязательное пенсионное страхование как индивидуально возмездных платежей, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете, в связи с чем довод ответчика о том, что у налогового органа отсутствуют полномочия для принятия решения о зачете либо возврате плательщику излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по нормам Налогового кодекса Российской Федерации, является неправомерным.

Материалами дела подтверждается и не оспаривается налоговым органом факт наличия у предпринимателя переплаты по страховым   взносам   на обязательное пенсионное страхование (акт сверки расчетов по налогам, сборам и взносам № 7458 от 20.06.06).

Доводы налогового органа, изложенные в жалобе, проверялись судебными инстанциями и обоснованно признаны несостоятельными.

При таких обстоятельствах оснований для отмены принятого по делу судебного акта коллегия не находит, так как суд правильно применил нормы права и его выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 10.07.06 Арбитражного суда Республики Татарстан по делу № А65-7236/2006-СА2-41  оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий                                                                     Т.А.Метелина

Судьи                                                                                                    И.Ш.Закирова

                                                                                                               Э.Т.Сибгатуллин