НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Поволжского округа от 04.09.2007 № А65-23910/06

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Правосудия, д.2, тел. (843) 543-99-41

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

город Казань

04 сентября 2007 года                                             Дело №А65-23910/2006-СА2-34

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, в составе:

председательствующего    Козлова В.М.,

                                 судей:    Калугиной М.П., Коноплевой М.В.;

при участии:

от заявителя – ФИО1, по доверенности от 10.01.2007,

от налогового органа – ФИО2, по доверенности от 31.01.2007 №03-01-11/008778,

от третьего лица – не явился, извещен,

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы России по Московскому району города Казани

на решение от 05.02.2007 Арбитражного суда Республики Татарстан (судья М.В.Егорова) и

постановление от 16.04.2007 Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда (председательствующий В.Е.Кувшинов, судьи: Е.И.Захарова, В.С.Семушкин) по делу №А65-23910/2006-СА2-34

по заявлению Казанского открытого акционерногообщества «Органический синтез», город Казань, к Инспекции Федеральной налоговой службы России по Московскому району города Казани о признании незаконным решения от 24.07.2006 №14-01-20/58,

третье лицо: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Татарстан, город Казань,

У С Т А Н О В И Л:

Казанское открытое акционерноеобщество «Органический синтез» (далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы России по Московскому району города Казани (далее – налоговый орган, инспекция) от 24.07.2006 № 14-01-20/58 в части отказа в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 6532594 руб.

Решением суда первой инстанции от 05.02.2007 заявленные требования удовлетворены.

Постановлением суда апелляционной инстанции от 16.04.2007 решение от 05.02.2007 оставлено без изменения.

Налоговый орган в кассационной жалобепросит решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций отменить, считая их вынесенными с нарушением норм материального права и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований общества.

Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив законность обжалуемых судебных актов, оснований для их отмены не находит.

По результатам проведения камеральной проверки налоговой декларации общества по налогу на добавленную стоимость за март 2006 года инспекцией вынесено решение от 24.07.2006 № 14-01-20/58 об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности, в соответствии с которым обществу отказано в возмещении из бюджета налога на добавленную стоимость в сумме 7338402 руб.

Решение налогового органа мотивировано тем, что в нарушении пункта 2 статьи 3 Федерального закона № 119-ФЗ общество за март 2006 года заявило вычеты по неуплаченным по состоянию на 01.01.2006 строительно-монтажным работам в сумме 2700821 руб. Также налоговым органом установлено, что общество в нарушение пункта 10 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации необоснованно включило в налоговые вычеты сумму налога на добавленную стоимость в размере 3831722 руб. без учета особенностей определения входного налога по экспортным отгрузкам расчетным путем в соответствии со своей учетной политикой.

Полагая решение налогового органа незаконным в части отказа в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 6532594 руб., общество обратилось с соответствующим заявлением в суд.

Удовлетворяя заявленные требования, судебные инстанции правомерно исходили из следующего.

Порядок принятия налогоплательщиком к вычету сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных подрядными организациями (заказчиками-застройщиками) при проведении капитального строительства установлен статьей 3 Федерального закона от 22.07.2005 №119-ФЗ «О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации о признании утратившими силу отдельных положений актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах».

Пунктами 1,2 статьи 3 вышеназванного Закона установлено, что суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями (заказчиками-застройщиками) при проведении капитального строительства, которые не были приняты к вычету до 01.01.2005, подлежат вычету по мере постановки на учет соответствующих объектов завершенного капитального строительства, используемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения или вычету при реализации объекта незавершенного капитального строительства в порядке, установленном главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 данной статьи суммы налога на добавленную стоимость по товарам (работам, услугам), приобретенным налогоплательщиком для выполнения строительно-монтажных работ для собственного потребления, которые не были приняты к вычету до 01.01.2005, подлежат вычетам по мере постановки на учет соответствующих объектов завершенного капитального строительства (основных средств), используемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации, или при реализации объектов незавершенного капитального строительства в порядке, установленном главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации.

Федеральным законом от 28.02.2006 № 28-ФЗ «О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 3 Федерального закона «О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» и о признании утратившими силу отдельных положений актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах» статья 3 Федерального закона от 22.07.2005 №119-ФЗ «О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах» была дополнена условием об уплате налогоплательщиком при проведении капитального строительства сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных ему подрядными организациями с 1 января 2005 года до 1 января 2006 года. Такое же условие появилось и для принятия к вычету налога по товарам (работам), приобретенным налогоплательщиком для выполнения строительно-монтажных работ для собственного потребления.

По общему правилу, закрепленному в пункте 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 28.02.2006 №28-ФЗ указанные изменения вступают в силу с 01.05.2006, но распространяются на правоотношения, возникшие с 01.01.2006 года.

В соответствии с пунктом 2 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.

Таким образом, положение статьи 3 Федерального закона от 28.02.2006 № 28-ФЗ о том, что действие положений, вводящих условие об уплате налога на добавленную стоимость в целях применения вычета, распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2006, противоречит нормам Налогового кодекса Российской Федерации.

Поскольку Федеральный закон №28-ФЗ опубликован в «Российской газете» 02.03.2006, следовательно, в части, относящейся к введению дополнительного условия применения налогового вычета - фактической уплаты налога, должен вступать в действие не ранее 01.05.2006.

В данном случае, руководствуясь указанными положениями, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу, что принятые к вычету до мая 2006 года суммы налога не подлежат восстановлению в бюджет, соответственно оснований для уплаты налога на добавленную стоимость и подачи уточненных деклараций не имеется, так как сроки уплаты налога в бюджет не нарушены.

В силу пункта 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.

Следовательно, налоговый орган необоснованно доначислил обществу налог на добавленную стоимость и отказал в применении вычетов в сумме 2700821 руб., ссылаясь только на положение Федерального закона № 28-ФЗ о наличии факта уплаты налога на добавленную стоимость по строительно-монтажным работам.

Также судебная коллегия находит необоснованными доводы заявителя кассационной жалобы в части отказа включения в налоговые вычеты суммы налога на добавленную стоимость, уплаченной обществом в бюджет в качестве покупателя - налогового агента в размере 3831722 руб., со ссылкой, что общество отразило в налоговой декларации налоговый вычет без учета особенностей определения входного налога по экспортным отгрузкам расчетным путем в соответствии с учетной политикой налогоплательщика.

Согласно учетной политике общества для целей налогообложения установлено, что величина входного налога на добавленную стоимость, относящаяся к экспортной продукции, определяется на основе расчета пропорции продукции, отгруженной на экспорт, к общему объему отгруженной продукции.

В соответствии с пунктом 3 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации вычетам подлежат суммы налога, уплаченные в соответствии со статьей 173 Налогового кодекса Российской Федерации покупателями - налоговыми агентами.

Право на указанные налоговые вычеты имеют покупатели - налоговые агенты, состоящие на учете в налоговых органах и исполняющие обязанности налогоплательщика в соответствии с настоящей главой. Налоговые агенты, осуществляющие операции, указанные в пунктах 4 и 5 статьи 161 Налогового кодекса Российской Федерации, не имеют права на включение в налоговые вычеты сумм налогов уплаченных по этим операциям.

Положения настоящего пункта применяются при условии, что товары (работы, услуги) были приобретены налогоплательщиком, являющимся налоговым агентом, для целей, указанных в пункте 2 настоящей статьи, и при их приобретении он удержал и уплатил налог из доходов налогоплательщика.

Согласно пункту 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Налогового кодекса Российской Федерации, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающие фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации.

Судебными инстанциями установлено и материалами дела подтверждается, что все условия применения налогового вычета в качестве налогового агента обществом соблюдены. Данное обстоятельство налоговым органом не оспаривается.

Установленный, в соответствии с пунктом 10 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации, обществом порядок определения величины входного налога на добавленную стоимость применяется при налоговом вычете по экспортному налогу на добавленную стоимость и составлении налоговой декларации по ставке налога на добавленную стоимость 0 процентов и не касается вопросов применения вычетов обществом, как налогового агента.

При таких обстоятельствах заявленные требования общества были правомерно удовлетворены арбитражным судом, а доводы инспекции, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения двух судебных инстанций и им дана надлежащая правовая оценка.

Оснований для отмены судебных актов, основанных на материалах дела и правильном применении норм материального и процессуального права, у суда кассационной инстанции не имеется.

Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

П О С Т А Н О В И Л:

Решение от 05.02.2007 Арбитражного суда Республики Татарстан и постановление от 16.04.2007 Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда по делу №А65-23910/2006-СА2-34 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

ПредседательствующийВ.М. Козлов

                         Судьи                                                                       М.П. Калугина

                                                                                                                      М.В. Коноплева