ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Правосудия, д. 2, тел. (843) 543-99-41
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
01 декабря 2006 года
председательствующего Козлова В.М.,
судей Хасанова Р.Г., Филимонова С.А.,
без участия представителей сторон (извещены, не явились),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы России по г.Набережные Челны,
на решение от 21 июля 2006 года (судья Логинов О.В.) и постановление апелляционной инстанции от 27 сентября 2006 года (председательствующий Мазитов А.Н., судьи Хомяков Э.Г., Мухаметшин Р.Р.) Арбитражного суда Республики Татарстан по делу №А65-10755/2006-са2-22,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Гарантия», г.Набережные Челны, к Инспекции Федеральной налоговой службы России по г.Набережные Челны, Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Набережные Челны о признании незаконным действия налогового органа в виде отказа в проведении зачета уплаченных страховых взносов в сумме 13014 рублей, начисления пени в сумме 1974,82 рублей и штрафных санкций на сумму 1219 рублей,
по докладу судьи Хасанова Р.Г.,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Гарантия» обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы России по г.Набережные Челны о признании незаконным действия ответчика об отказе произвести зачет излишне уплаченных за IV квартал 2004 год страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 13014 рублей и обязании его произвести зачет указанной суммы в счет предстоящих платежей на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии.
Решением суда первой инстанции от 21.07.2006 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции от 27.09.2006 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить состоявшиеся судебные акты и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, мотивируя это неправильным применением судом норм материального права.
По мнению налогового органа страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не отвечают понятию налога, правовые основания для проведения налоговым органом зачета излишне уплаченных страховых взносов в действующем налоговом законодательстве отсутствуют, следовательно, законом на налоговый орган обязанность по проведению зачета излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не возложена.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для её удовлетворения.
Как следует из материалов дела, в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» № 167-ФЗ от 15.12.2001 (далее - Федеральный закон № 167-ФЗ, Закон) общество с ограниченной ответственностью «Гарантия»является плательщиком страховым взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Судами установлено, что платёжным поручением от 11.01.2005 №49 Общество уплатило страховые взносы в сумме 13014 рублей, направляемые на обязательное пенсионное страхование, указав код бюджетной классификации 18210202030060000160, в то время как следовало уплатить по коду бюджетной классификации 18210202010061000160 (страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии).
Общество с ограниченной ответственностью «Гарантия» обратилось в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации г.Набережные Челны с заявлением о зачёте страховых взносов в счёт уплаты взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых на страховую часть трудовой пенсии, где ему в удовлетворении его заявления было отказано с указанием о необходимости обращения в налоговый орган.
В связи с этим заявитель 22.02.2006 обратился в Инспекцию Федеральной налоговой службы России по г.Набережные Челны с заявлением о зачете излишне уплаченных страховых взносов в сумме 13014 рублей.
В свою очередь Инспекция Федеральной налоговой службы России по г.Набережные Челны сообщила в письме от 01.03.2006 №10-20/21/4274, что у налоговых органов отсутствуют правовые основания для осуществления возврата или зачета излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, поскольку страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не отвечают понятию налога и не являются составной частью единого социального налога.
Несогласие с действиями налогового органа послужило основанием Обществу для обращения с заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суды обеих инстанций правомерно исходили из следующего.
Правовое положение Пенсионного фонда Российской Федерации, его права и обязанности как страховщика установлены специальным законодательством.
В силу пункта 1 статьи 13 Закона № 167-ФЗ страховщик (территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации) имеет право осуществлять возврат страховых взносов страхователям в случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи уплачены. Иные возможности проведения территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации возврата или зачета, в том числе и излишне уплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, законодательством не установлены.
Согласно пункту 18 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16.12.2004 № 116н (далее - Порядок), возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании решений налоговых органов о возврате, распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений плательщику.
В соответствии с пунктом 30 Порядка взаимодействия Федерального казначейства с администраторами поступлений в бюджет заключается в предоставлении Федеральным казначейством администраторам поступлений в бюджет документов о проведенных операциях по учету поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, а также в получении Федеральным казначейством от администраторов поступлений в бюджет документов о возврате (зачете) плательщикам излишне (ошибочно) перечисленных в бюджет платежей, документов об уточнении вида и принадлежности поступлений. Документы о поступлениях предоставляются органами Федерального казначейства администраторам поступлений в бюджет в пределах возложенных на администраторов полномочий.
Согласно перечню администраторов поступлений в бюджеты Российской Федерации (приложение № 11.1 к Федеральному закону от 15.08.1996 № 115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 23.12.2004 № 174-ФЗ)) администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых на выплату как страховой, так и накопительной частей трудовой пенсии, а также страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемых на выплату накопительной и страховой частей трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба.
На основании вышеизложенного, утверждение налогового органа об отсутствии у него права на осуществление возврата либо зачета ошибочно уплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование обоснованно не принято судами.
При таких обстоятельствах коллегия судебные акты находит законными и обоснованными.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 21 июля 2006 года и постановление апелляционной инстанции от 27 сентября 2006 года Арбитражного суда Республики Татарстан по делу
№А65-10755/2006-са2-22 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
\
Председательствующий В.М.Козлов
судьи Р.Г.Хасанов
С.А.Филимонов