ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001 E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru П О С Т А Н О В Л Е Н И Е | |||
23 августа 2023 года | г. Вологда | Дело № А44-6514/2022 | |
Резолютивная часть постановления объявлена августа 2023 года .
В полном объёме постановление изготовлено августа 2023 года .
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Докшиной А.Ю., судей Болдыревой Е.Н. и Осокиной Н.Н. при ведении протокола секретарем судебного заседания Михайловой Р.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Лесная корпорация» на решение Арбитражного суда Новгородской области от 19 мая 2023 года по делу № А44-6514/2022 ,
у с т а н о в и л:
общество с ограниченной ответственностью «Лесная корпорация» (ОГРН 1225300002509, ИНН 5300004580; адрес: 173015, Великий Новгород, улица Псковская, дом 28, квартира 134; далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением к Министерству природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Новгородской области (ОГРН 1075321000105, ИНН 5321114249; адрес: 173002, Великий Новгород, Воскресенский бульвар, дом 13а; далее – министерство) о признании незаконным отказа, выраженного в письме от 13.10.2022 № ПР-9947-И, в предоставлении обществу по заявлению от 04.10.2022 № ПР-6476-В государственной услуги – проведения аукциона на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений, об обязании министерства в установленном законом порядке устранить нарушение прав и законных интересов общества, допущенное указанным отказом.
К участию в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено государственное областное казенное учреждение «Новгородское лесничество» (ОГРН 1155321008040, ИНН 5310020454; адрес: 173021, Новгородская область, Новгородский район, деревня Новая Мельница, дом 26).
Решением Арбитражного суда Новгородской области от 19 мая 2023 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы ссылается на нарушение судом норм материального права. Полагает, что у министерства не имелось правовых оснований для отказа обществу в проведении спорного аукциона по его заявлению от 04.10.2022 № ПР-6476-В.
Министерство в отзыве на апелляционную жалобу с изложенными в ней доводами не согласилось, просило решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
От третьего лица отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, министерство в отзыве заявило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя. В связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, общество 10.07.2022 включено в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства как микропредприятие.
Общество 04.10.2022 обратилось в министерство с заявлением от 04.10.2022 № ПР-6476-В о проведении аукциона на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений, в котором со ссылкой на часть 4 статьи 29.1 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ) просило министерство провести аукцион на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений, расположенных на лесном участке по адресу: Новгородская область, Новгородское лесничество, Вишерское участковое лесничество, квартал № 154 выделы № 21-24,31,36, площадь лесного участка 11,2 га, кадастровый номер лесного участка 53:11:1200312:3, необходимый объем древесины 2 364 куб. м, из них по породам: сосна – 1738 куб. м, ель – 393 куб. м, береза – 128 куб. м, осина – 96 куб. м, ольха ч. – 6 куб. м, ольха с. – 3 куб. м (лист дела 8).
Министерство направило в адрес общества письмо от 13.10.2022 № ПР-9947-И, в котором сообщило о решении «отказать обществу в проведении аукциона на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений в соответствии с частью 4 статьи 29.1 ЛК РФ», которая определяет особенности заготовки древесины юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, относящимися в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого и среднего предпринимательства, на основании договоров купли-продажи лесных насаждений (лист дела 9).
В указанном письме от 13.10.2022 № ПР-9947-И министерство разъяснило обществу, что причиной отказа является то обстоятельство, что с 01.01.2022 внесены изменения в часть 1 статьи 78 ЛК РФ, которая до 01.01.2022 регламентировала порядок подготовки и организации аукциона по заявлениям граждан и юридических лиц на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений, заключаемого в соответствии с частью 4 статьи 29.1 ЛК РФ, после внесения изменений с 01.01.2022 данная часть 1 статьи 78 ЛК РФ стала регулировать порядок подготовки и организации аукциона по заявлениям граждан и юридических лиц на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений, заключаемого только в соответствии с частью 3 статьи 29.1 ЛК РФ.
Поскольку с 01.01.2022 министерство не имело законом установленных полномочий по подготовке и организации аукциона по заявлениям граждан и юридических лиц на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений, заключаемого в соответствии с частью 4 статьи 29.1 ЛК РФ, в заявлении общества о проведении такого аукциона на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений было решено отказать.
Не согласившись с отказом министерства, выразившимся в письме от 13.10.2022 № ПР-9947-И, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная коллегия не находит правовых оснований для отмены решения суда в силу следующего.
Пунктом 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2022 № 21 «О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» даны разъяснения, что суд также не связан основаниями и доводами заявленных требований (часть 3 статьи 62 КАС РФ, часть 5 статьи 3 АПК РФ), то есть независимо от доводов административного иска (заявления) суд, в том числе по своей инициативе, выясняет следующие имеющие значение для дела обстоятельства:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца (заявителя) или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (часть 4 статьи 198, часть 4 статьи 200 АПК РФ).
В силу положений статьи 198, 201 АПК РФ для признания арбитражным судом незаконным обжалованного отказа министерства необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие отказа закону или иным нормативным правовым актам и нарушение им прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Оценив в порядке статьи 71 АП КРФ доводы сторон и имеющиеся в деле доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии у министерства на дату обращения общества с заявлением от 04.10.2022 полномочий на проведение аукциона на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений, заключаемого в соответствии с частью 4 статьи 29.1 ЛК РФ.
При этом суд обоснованно исходил из следующего.
Порядок подготовки и организации аукциона по заявлениям граждан и юридических лиц на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений установлен статьей 78 ЛК РФ.
Положениями части 1 статьи 78 названного Кодекса правом принятия решения о проведении аукциона на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений наделен орган государственной власти или орган местного самоуправления в пределах полномочий, определенных в соответствии со статьями 81–84 ЛК РФ.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 83 ЛК РФ Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий в области лесных отношений, в частности: «подготовка, организация и проведение торгов на право заключения договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, аукционов на право заключения договоров купли-продажи лесных насаждений»
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что общество является субъектом малого предпринимательства, поскольку 10.07.2022 включено в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства как микропредприятие.
Общество 04.10.2022 обратилось в министерство, как в орган государственной власти Новгородской области, осуществляющий полномочия в области лесных отношений, с заявлением от 04.10.2022 № ПР-6476-В о проведении аукциона на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений, в котором со ссылкой на часть 4 статьи 29.1 ЛК РФ просило Министерство провести аукцион на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений, расположенных на лесном участке по адресу: Новгородская область, Новгородское лесничество, Вишерское участковое лесничество, квартал № 154, выделы № 21-24, 31, 36.
При принятии решения о проведении аукциона на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений министерство обязано руководствоваться нормами статьи 78 ЛК РФ, которой регламентирован порядок подготовки и организации аукциона по заявлениям юридических лиц на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений.
При оценке действий министерства по получении заявления общества как субъекта малого предпринимательства на проведение аукциона на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений, суд обоснованно согласился с правовой позицией ответчика о том, что установленный частью 1 статьи 78 ЛК РФ порядок имеет существенные отличия в редакции указанной нормы, действовавшей до 01.01.2022, и в редакции, действующей после 01.01.2022 на дату обращения общества с заявлением (до 29.12.2023).
Так, согласно части 1 статьи 78 ЛК РФ (в редакции, действовавшей в период до 01.01.2022) решение о проведении аукциона на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений принимается органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 настоящего Кодекса, в том числе по заявлениям граждан и юридических лиц о проведении аукциона на право заключения договора аренды лесного участка для заготовки древесины или договора купли-продажи лесных насаждений, заключаемого в соответствии с частью 4 статьи 29.1 ЛК РФ.
Вместе с тем в соответствии с частью 1 статьи 78 ЛК РФ (в редакции, действующей в период с 01.01.2022 до 29.12.2022) решение о проведении аукциона на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений принимается органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, в том числе по заявлениям граждан и юридических лиц о проведении аукциона на право заключения договора аренды лесного участка для заготовки древесины или договора купли-продажи лесных насаждений, заключаемого в соответствии с частью 3 статьи 29.1 ЛК РФ.
Статьей 29 ЛК РФ определены особенности заготовки древесины отдельными категориями граждан.
Частью 3 статьи 29.1 ЛК РФ определено, что заготовка соответствующей древесины осуществляется на основании договора купли-продажи лесных насаждений или указанного в части 5 статьи 19 ЛК РФ контракта при осуществлении мероприятий, предусмотренных статьей 19 ЛК РФ.
Согласно части 4 статьи 29.1 ЛК РФ осуществление заготовки древесины юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, относящимися в соответствии с относящимися в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого и среднего предпринимательства, в лесничествах, расположенных на землях лесного фонда, допускается на основании договоров купли-продажи лесных насаждений.
Из вышеприведенных положений законодательства следует, что с 01.01.2022 по 29.12.2022 министерство как орган государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий полномочия в области лесных отношений, обязано было руководствоваться нормой статьи 78 ЛК РФ, определяющей порядок подготовки и организации аукциона по заявлениям юридических лиц на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений, который на дату обращения общества – на 04.10.2022 не содержал положений о полномочиях министерства на проведение аукциона на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений, заключаемого в соответствии с частью 4 статьи 29.1 ЛК РФ, на что претендовало общество.
Такие полномочия у министерства в силу части 1 статьи 78 ЛК РФ имелись до 01.01.2022 и снова возникли только после 29.12.2022, поскольку согласно части 1 статьи 78 ЛК РФ (в редакции, действующей с 29.12.2022) решение о проведении аукциона на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений принимается органом государственной власти в пределах полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 настоящего Кодекса, в том числе по заявлениям юридических лиц о проведении аукциона на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений, заключаемого в соответствии с частью 4 статьи 29.1 ЛК РФ.
При существующем нормативном регулировании на дату обращения общества с заявление от 04.10.2022 о проведении аукциона на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений по нормам части 4 статьи 29.1 ЛК РФ, статья 78 ЛК РФ не предусматривала проведение аукциона на получение права заключения договора купли-продажи лесных насаждений, заключаемого в соответствии с частью 4 статьи 29.1 ЛК РФ.
В связи с этим суд первой инстанции верно заключил, что выраженный в письме от 13.10.2022 № ПР-9947-И отказ министерства в предоставлении обществу по заявлению от 04.10.2022 № ПР-6476-В государственной услуги – проведение аукциона на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений, соответствует действующему на дату заявления от 04.10.2022 нормативному регулирования, в частности, статье 78 ЛК РФ, и не нарушает права общества на проведение аукциона на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений, поскольку такие права не были гарантированы заявителю положениями статьи 78 ЛК РФ в действовавшей в спорный период редакции.
Отклоняя ссылку общества на Порядок и способы подачи заявления о проведении аукциона на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или договора купли-продажи лесных насаждений, заключаемого в соответствии с частью 4 статьи 29.1 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденный приказом Минприроды России от 29.06.2018 № 302 (далее – Порядок № 302), суд также обоснованно указал следующее.
Действительно, Порядок № 332 действовал в период с 27.11.2018 и действует по настоящее время, не претерпев никаких изменений в 2022 году, вместе с тем, Порядок № 332 не является каким-то отдельным нормативным документов, по которому министерство обязано провести по заявлению общества аукцион на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений.
Как следует из приказа Минприроды России от 29.06.2018 № 302, Порядок № 332 утвержден в соответствии с частью 5 той же статьи 78 ЛК РФ, последняя же, как раз, и определяет порядок подготовки и организации аукциона по заявлениям юридических лиц на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений.
В части 5 статьи 78 ЛК РФ указано, что порядок и способы подачи заявления о проведении аукциона, а также требования к его формату, если оно подается в форме электронного документа, утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Утвержденный приказом Минприроды России в развитие нормы части 5 статьи 78 ЛК РФ Порядок № 332 не исключает и не заменяет положения части 1 статьи 78 ЛК РФ, которые на дату обращения общества не предусматривали полномочий министерства на проведение аукциона по заявлениям юридических лиц – субъектов малого предпринимательства на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений по основаниям части 4 статьи 29.1 ЛК РФ.
Надо отметить, что такая возможность появилась с 29.12.2022 в действующей редакции части 1 статьи 78 ЛК РФ, общество в настоящее время не лишено права реализовать указанную возможность, обратившись с соответствующим заявлением в министерство.
Судом оценены и правомерно признаны несостоятельными также утверждения общества, что в период отказа обществу в проведении аукциона министерство проводило подобные аукционы.
Так, министерство настаивало, что аукционы, которые в 2022 году им действительно проводились, однако проводились не по заявлениям субъектов малого предпринимательств, как в случае с обществом, а по инициативе лесничеств.
Судом верно отмечено, что установление обстоятельств законности проведения министерством неких иных аукционов не входит в предмет доказывания по настоящему делу.
Довод апеллянта относительно оформления оспариваемого отказа также оценен и мотивированно отклонен судом по основаниям, изложенным в обжалуемом решении, с которыми апелляционная коллегия согласна.
При таких обстоятельствах суд правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Рассматривая доводы, приведенные в апелляционной жалобе общества, арбитражный апелляционный суд констатирует то, что они по смыслу аналогичны доводам, изложенным в заявлении об оспаривании отказа министерства, и исходит из того, что эти доводы уже получили надлежащую оценку суда первой инстанции.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом первой инстанции норм законодательства, подлежащего применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные АПК РФ процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Различная оценка одних и тех же фактических обстоятельств и материалов дела судом первой инстанции и подателем жалобы не является правовым основанием для отмены решения суда по настоящему делу.
Поскольку судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, оснований для отмены состоявшегося судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ в связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1 500 руб. относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
п о с т а н о в и л :
решение Арбитражного суда Новгородской области от 19 мая 2023 года по делу № А44-6514/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Лесная корпорация»– без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий | А.Ю. Докшина |
Судьи | Е.Н. Болдырева Н.Н. Осокина |