ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Москва
26.07.2021
Дело № А40-139110/2020
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июля 2021 года
Полный текст постановления изготовлен 26 июля 2021 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе: председательствующего-судьи Е.Ю. Филиной,
судей А.Р. Беловой, С.В. Красновой,
при участии в судебном заседании:
от АО «Россети Тюмень» - ФИО1, доверенность № 73527 от 27.05.2021;
от АО «НПФ «ОТКРЫТИЕ» - ФИО2, доверенность № 185 от 10.03.2021;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Акционерного общества «Россети Тюмень»
на решение Арбитражного суда города Москвы от 25 января 2021 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 26 апреля 2021 года по делу № А40-139110/2020
по иску АО «Россети Тюмень»
к АО «НПФ «ОТКРЫТИЕ»
о признании сделки недействительной,
УСТАНОВИЛ:
АО «Россети Тюмень» (далее – истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к АО «НПФ «ОТКРЫТИЕ» (далее – ответчик) о признании сделки недействительной, а именно: признать односторонние сделки (распоряжения о выплате негосударственной пенсии) недействительными с момента их заключения в части распоряжений о выплате негосударственной пенсии в отношении следующих распоряжений и участников: ФИО3, 15.02.1970 г. р., распоряжение о выплате негосударственной пенсии от 22.01.2019 № 8/1-20-3353; ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г. р., распоряжение о выплате негосударственной пенсии от 17.09.2019 № 8/1-20-3411; признать действия АО «НПФ «ОТКРЫТИЕ», выразившиеся в отказе (письмо от 27.07.2020 № 20-7/1274-и) от исполнения распорядительного письма АО «Россети Тюмень» о прекращении выплаты негосударственной пенсии (письмо от 20.07.2020 № ФС-5291) незаконными, а также обязать АО «НПФ «ОТКРЫТИЕ» исполнить распорядительное письмо АО «Россети Тюмень» о прекращении выплаты негосударственной пенсии от 20.07.2020 № ФС-5291.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 25 января 2021 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 26 апреля 2021 года решение Арбитражного суда города Москвы от 25 января 2021 года оставлено без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Не согласившись с принятыми судами первой и апелляционной инстанции судебными актами, АО «Россети Тюмень» обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой.
В обоснование доводов кассационной жалобы заявитель указал на нарушение судами первой и апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, считает выводы судов не соответствующими фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель истца поддержал доводы кассационной жалобы, просил обжалуемые судебные акты отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Обсудив заявленные доводы, заслушав присутствующих представителей истца и ответчика, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность принятых по делу судебных актов судами первой и апелляционной инстанции, суд кассационной инстанции пришел к выводу, что судебные акты судов первой и апелляционной инстанции подлежат оставлению без изменения, а кассационные жалобы – без удовлетворения по следующим основаниям.
В обоснование исковых требований истец ссылается на то, что получение негосударственной пенсии участниками Фонда ФИО3 и ФИО4 на основании распорядительных писем от 22.01.2019 № 8/1-20-3353, от 17.09.2019 № 8/1-20-3411, у которых на момент прекращения трудовых отношений с обществом право на получение негосударственной пенсии не возникло, противоречит статье 10 Федерального закона от 07.05.1998 № 75-ФЗ (ред. от 23.07.2008) «О негосударственных пенсионных фондах» (далее - Федеральный закон № 75-ФЗ) (в редакции, действовавшей на момент заключения распорядительных писем), что является основанием для признания сделок недействительными.
Как установлено судами между истцом и ответчиком заключен договор негосударственного пенсионного обеспечения от 01.02.2009 № 385. В состав участников включаются постоянные работники, имеющие стаж работы в подразделениях общества не менее пяти лет (пункт 2.1 Положения о негосударственном пенсионном обеспечении в АО «Тюменьэнерго», вступившим в силу с 01.07.2017).
С целью реализации программы негосударственного пенсионного обеспечения работников общества, которая утверждается в обществе Советом директоров на соответствующий временной период, заключен пенсионный договор Обществом с Фондом и утверждено Положение о НПО.
Как указал истец при проведении АО «Россети Тюмень» внутреннего аудита организации процесса «Негосударственное пенсионное обеспечение» (аудиторский отчет от 25.12.2019 № 41-2019-Россети Тюмень) выявлены нарушения принципов, целей и задач, определенных Программой НПО, в том числе выявлен факт выплаты негосударственной пенсии в отсутствии права на получение негосударственной пенсии у участников Фонда ФИО3 (распоряжение о выплате негосударственной пенсии от 22.01.2019 № 8/1-20-3353), ФИО4 (распоряжение о выплате негосударственной пенсии от 17.09.2019 № 8/1-20-3411).
Установленное нарушение Положения о НПО наступило в результате превышения должностных полномочий должностным лицом общества, в обязанности которого вменено направление распорядительных писем о выплате негосударственной пенсии в Фонд.
В результате получения негосударственной пенсии при отсутствии права на получение негосударственной пенсии нарушено право общества на предоставление негосударственного пенсионного обеспечения работникам общества, которые в последующие периоды будут увольняться на пенсию.
С целью восстановления нарушенного права АО «Россети Тюмень» направило в адрес Фонда требование от 27.03.2020 №ПМ-2202, в том числе и о закрытии именных пенсионных счетов участников, получающих негосударственную пенсию при отсутствии права на ее получение.
Фонд письмом от 17.04.2020 № 20-7/710и отказал АО «Россети Тюмень» в удовлетворении требования от 27.03.2020 № ПМ-2202, утверждая, что Фонд исполнил обязательства перед вкладчиком в отношении участников в полном соответствии с условиями пенсионных правил и пенсионного договора.
Общество направило распорядительное письмо о прекращении выплаты негосударственной пенсии от 20.07.2020 № ФС-5291, в котором указало, что распорядительное письмо от 22.01.2019 № 8/1-10-3353 в части назначения негосударственной пенсии участнику Фонда ФИО3 15.02.1970 г. р. и распорядительное письмо от 17.09.2019 № 8/1-20-3411 в части назначения негосударственной пенсии участнику Фонда ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ г.р. являются недействительными, сославшись на положения статей 168, 180 Гражданского кодекса РФ, пункт 2.2 Положения о НПО, как противоречащие статье 10 Федерального закона от 07.05.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» (в редакции, действовавшей на момент назначения выплаты негосударственной пенсии).
Фонд в письме от 27.07.2020 № 20-7/1274-и «Об отказе в исполнении распорядительного письма» отказал обществу в исполнении распорядительного письма от 20.07.2020 № ФС-5291, мотивируя это тем, что Фонд в соответствии с условиями пенсионного договора исполнил требования, содержащиеся в распоряжениях общества о выплате негосударственной пенсии.
Из представленных для назначения негосударственной пенсии документов следует, что ФИО3 и ФИО4 являются получателями пенсии за выслугу лет в соответствии с законом Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1.
Суды, руководствуясь положениями статей 9, 153, 421, 431 Гражданского кодекса Российской Федерации, пришли к выводу об отсутствии правовых основания для удовлетворения заявленных требований.
Как установлено судами между Фондом и истцом действует договор негосударственного пенсионного обеспечения от 01.02.2009 №385, заключенный между НПФ электроэнергетики и ОАО «Тюменьэнерго» (впоследствии - АО «Россети Тюмень»). Дополнительным соглашением № 6 к договору НПО от 11.06.2014 внесены изменения в преамбулу договора НПО, в соответствии с которыми для правоотношений по договору НПО применяются Пенсионные правила НПФ электроэнергетики, зарегистрированные Центральным банком Российской Федерации 20.03.2014.
В соответствии с пунктом 1.4 договора НПО вкладчик вносит в Фонд пенсионные взносы в пользу участников, а Фонд формирует пенсионные резервы и размещает их с целью получения дохода исключительно в интересах участников для последующих выплат негосударственных пенсий.
Участник - физическое лицо, которому в соответствии с заключенным между вкладчиком и Фондом пенсионным договором должны производиться или производятся выплаты негосударственной пенсии.
Согласно пункту 1.5 договора НПО пенсионные основания, размер, порядок и продолжительность выплат негосударственной пенсии, а также особенности применяемых пенсионных схем установлены Правилами и Положением Вкладчика о негосударственном пенсионном обеспечении.
Согласно статье 10 Федерального закона от 07.05.1998 № 75-ФЗ (ред. от 23.07.2008) «О негосударственных пенсионных фондах» пенсионными основаниями в пенсионных договорах являются пенсионные основания, установленные на момент заключения указанных договоров законодательством Российской Федерации. Пенсионными договорами могут быть установлены дополнительные основания для приобретения участником права на получение негосударственной пенсии. Требования к правилам Фонда установлены статьей 9 Федерального закона № 75-ФЗ, в соответствии с которой пенсионные правила фонда, определяющие порядок и условия исполнения фондом обязательств по пенсионным договорам, должны содержать, в том числе, перечень пенсионных оснований, а также порядок и условия назначения и выплаты негосударственных пенсий.
Во исполнение статьи 9 Федерального закона № 75-ФЗ Фонд установил в Правилах следующие пенсионные основания: достижение пенсионного возраста на общих основаниях; достижение пенсионного возраста с использованием права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости; достижение пенсионного возраста с использованием права на досрочное назначение трудовой пенсии отдельным категориям граждан; приобретение участником права на трудовую пенсию по инвалидности; потеря постоянного места работы в связи с ликвидацией предприятия или сокращением численности (штата) предприятия, при наличии страхового стажа, необходимого для назначения трудовой пенсии по старости на общих основаниях, если до пенсионного возраста остается не более двух лет; иные основания, предусмотренные действующим пенсионным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 11.1 Правил Фонд производит оформление и выплату негосударственной пенсии при наличии: пенсионных оснований у участников; распорядительных писем вкладчиков и личных заявлений участников, подпись в которых заверена в установленном законодательством порядке, а при необходимости договоров о производстве пенсионных выплат - для договоров, заключаемых с вкладчикамиюридическими лицами.
Установлено, что ФИО3 и ФИО4 являются участниками по договору НПО.
В Фонд поступило распорядительное письмо вкладчика от 22.01.2019 № 8/1-20-3353 о выплате негосударственной пенсии ФИО3
28.01.2019 г. в Фонд поступил комплект документов ФИО3 с заявлением на оформление и выплату негосударственной пенсии. В соответствии с предоставленными документами основанием для назначения ФИО3 негосударственной пенсии служит назначенная ему пенсия за выслугу лет в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей». С 01.01.2019 ФИО3 назначена негосударственная пенсия в соответствии с условиями распорядительного письма вкладчика.
17.09.2020 г. в Фонд поступило распорядительное письмо вкладчика № 8/1-20-3411 о выплате негосударственной пенсии ФИО4 Также в Фонд поступил комплект документов ФИО4 с заявлением на оформление и выплату негосударственной пенсии. В соответствии с предоставленными документами основанием для назначения ФИО4 негосударственной пенсии служит назначенная ему пенсия за выслугу лет в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 № 4468-1. С 01.09.2019 ФИО4 назначена негосударственная пенсия в соответствии с условиями распорядительного письма вкладчика.
В соответствии с пунктом 13.2.2 установление факта необоснованного назначения участникам негосударственной пенсии не входит в перечень оснований для приостановления выплат, в связи с чем Фонд не вправе исполнить распорядительное письмо вкладчика, о чем фонд сообщил истцу в письме № 20-7770-2202-129И.
20.07.2020 в Фонд от вкладчика поступило распорядительное письмо № ФС-5291 о прекращении выплаты негосударственной пенсии ФИО3 и ФИО4
Поскольку при назначении негосударственной пенсии указанным участникам Фонд руководствовался договором НПО, Правилами Фонда, а также пенсионным законодательством, основания для исполнения распорядительного письма вкладчика от 20.07.2020 № ФС-5291 также отсутствуют, о чем Фонд сообщил вкладчику в письме от 27.07.2020 исх. № 20-7-1274-И.
В соответствии с пунктом 7.4 договора НПО вкладчик несет ответственность за достоверность и своевременность информации, передаваемой Фонду в целях негосударственного обеспечения участников в соответствии с Договором НПО.
Передав в Фонд распорядительные письма от 22.01.2019 № 8/1-20-3353 и от 17.09.2019 № 8/1-20-3411 о выплате негосударственной пенсии ФИО3 и ФИО4 соответственно, вкладчик подтвердил, что у указанных участников имеются основания для назначения негосударственной пенсии в соответствии с Положением вкладчика.
Суды установили, что по состоянию на 22.01.2019 и 17.09.2019 истцу было известно об условиях выплаты негосударственной пенсии участникам, установленных Положением НПО, в связи с чем согласно пункту 2 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации требование о признании распорядительных писем о выплате негосударственной пенсии ФИО3 и ФИО4 недействительными, правомерно признано необоснованным.
Судами обоснованно указано на применение статьи 9 Федерального закона № 75-ФЗ, поскольку в данном случае основанием для назначения негосударственной пенсии служит назначенная им пенсия за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей».
Отказывая в удовлетворении требований о признании отказа ответчика от исполнения распорядительного письма АО «Россети Тюмень» о прекращении выплаты негосударственной пенсии (письмо от 20.07.2020 № ФС-5291), и требований истца о признании их незаконным и обязании прекратить на будущее время выплаты суды указали, что истцом избран ненадлежащий способ защиты права по смыслу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы признаются судом кассационной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов первой и апелляционной инстанции, поскольку по существу доводы заявителя не касаются нарушения судебными инстанциями норм материального права, а выражают несогласие с установленными судами первой и апелляционной инстанции фактическими обстоятельствами.
Судами первой и апелляционной инстанций дана надлежащая оценка представленным в материалы дела доказательствам и доводам сторон на основании полного и всестороннего исследования доказательств с учетом положений статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствия выводов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1, 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Арбитражный суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в обжалуемом судебном акте либо были отвергнуты судами, разрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими (часть 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Правом иной оценки исследованных судами доказательств суд кассационной инстанции не обладает, поскольку согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, приведенной, в том числе в Определении от 17.02.2015 № 274-О, статьи 286 - 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, находясь в системной связи с другими положениями данного Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, представляют суду кассационной инстанции при проверке судебных актов право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права, но не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела.
Нормы процессуального права, несоблюдение которых является безусловным основанием для отмены судебных актов в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами также не нарушены.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 25 января 2021 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 26 апреля 2021 года по делу № А40-139110/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий-судья Е.Ю. Филина
Судьи: А.Р. Белова
С.В. Краснова