НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Московского округа от 18.10.2022 № А40-246652/2021-146-1905

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Москва                                               Дело № А40-246652/2021-146-1905

21 октября 2022 года

Резолютивная часть постановления объявлена 18 октября 2022 года

Полный текст постановления изготовлен 21 октября 2022 года

Арбитражный суд Московского округа

в составе:

председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,

судей Кузнецова В.В., Шевченко Е.Е.,

при участии в заседании:

от истца (заявителя) ОАО «РЖД»: Мухамедзяновой А.Р. (дов. № ДКРС-282/Д от 06.06.2022 г.);

от ответчика (заинтересованного лица)МТУ Ростехнадзора: Багдасарян К.В. (дов. № Д-200-165 от 28.09.2022 г.);

рассмотрев 18 октября 2022 г. в судебном заседании кассационную жалобу МТУ Ростехнадзора

на решение Арбитражного суда города Москвы от 11 апреля 2022 г.,

постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 20 июня 2022 г.,

по делу № А40-246652/2021-146-1905

по заявлению открытого акционерного общества «Российские железные дороги»

к Межрегиональному технологическому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору

о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 09 ноября 2021 г. № 1130-Г/3.3-17/Х-127,

УСТАНОВИЛ: 07 октября 2021 г. на основании решения Межрегионального технологического управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - МТУ Ростехнадзора) от 27 сентября 2021 г. № Р-200-394 «О проведении внеплановой выездной проверки» проведена проверка в отношении открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (далее - ОАО «РЖД», общество, заявитель), осуществляющего строительство объекта капитального строительства: «Организация ускоренного движения электропоездов на участке Москва-Одинцово Московской железной дороги. III Этап. Реконструкция ст. Москва-товарная Смоленская для пропуска и отстоя ускоренных электропоездов на Усово и Одинцово. Этап III.  Реконструкция ст. Москва-товарная-Смоленская для пропуска и отстоя ускоренных электропоездов на Усово и Одинцово на платформу № 1 Белорусского вокзала», расположенного по адресу: г. Москва, Московская область (далее - объект).

В ходе проведения проверки установлено, что в нарушение части 1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации эксплуатация объекта капитального строительства осуществляется обществом без полученного в установленном порядке разрешения на ввод в эксплуатацию.

По результатам проверки составлен акт выездной внеплановой проверки от 07 октября 2021 г. № 745-Г/3.3-20/Х-127, в котором зафиксировано выявленное нарушение и выдано предписание от 07 октября 2021 г. № 437-Г/3.3-20/Х-127 об устранении нарушений при строительстве объекта капитального строительства.

На основании полученных данных 08 ноября 2021 г. МТУ Ростехнадзора в отношении ОАО «РЖД» составлен протокол об административном правонарушении № 1130-Г/3.3-17/Х-127.

Постановлением МТУ Ростехнадзора от 09 ноября 2021 г. по делу об административном правонарушении № 1130-Г/3.3-17/Х-127 ООО «РЖД» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 1 000 000 руб.

Считая указанное постановление незаконным, ОАО «РЖД» обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к МТУ Ростехнадзора о его отмене.

Решением Арбитражного суда города Москвы от 11 апреля 2022 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 20 июня 2022 г., заявленные требования удовлетворены.

В кассационной жалобе МТУ Ростехнадзора просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, указывая на наличие в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 5 статьи 9.5 КоАП РФ, выразившегося в эксплуатации объекта капитального строительства без разрешения на ввод в эксплуатацию. Приведены также доводы о том, что акт ввода во временную эксплуатацию от 04 декабря 2020 г. объекта капитального строительства не является основанием для временной эксплуатации объекта.

В отзыве на кассационную жалобу ОАО «РЖД» просит оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.

В заседании кассационной инстанции представитель МТУ Ростехнадзора поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель ОАО «РЖД» возражал против ее удовлетворения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

В соответствии с частью 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Частью 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Из положений статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, либо Государственную корпорацию по космической деятельности «Роскосмос», выдавшие разрешение на строительство, непосредственно или через многофункциональный центр с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Федеральным законом от 31 июля 2020 г. № 254-ФЗ «Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 254-ФЗ) установлены особенности регулирования градостроительных, земельных и иных отношений в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры.

Частью 9 статьи 3 Федерального закона № 254-ФЗ предусмотрено, что до получения разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта инфраструктуры, разрешения на ввод в эксплуатацию в отношении этапа строительства, реконструкции такого объекта инфраструктуры допускается осуществление временной эксплуатации такого объекта капитального строительства в целях осуществления перевозки грузов и (или) пассажиров при условии подтверждения технической готовности указанного объекта к временной эксплуатации в соответствии с частями 10 и 11 данной статьи.

Согласно части 10 статьи 3 Федерального закона № 254-ФЗ техническая готовность линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации определяется комиссией, порядок формирования и функционирования которой устанавливается Правительством Российской Федерации.

Соответствующий порядок утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 09 декабря 2020 г. № 2057 «Об утверждении Правил формирования и функционирования комиссии, определяющей техническую готовность линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации», вступившим в силу 22 декабря 2020 г.

Требования к техническому состоянию линейного объекта инфраструктуры, допускаемого к временной эксплуатации, порядок подтверждения технической готовности указанного объекта к временной эксплуатации, порядок осуществления такой временной эксплуатации и технического обслуживания указанного объекта также устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 11 статьи 3 Федерального закона № 254-ФЗ).

Требования к техническому состоянию линейного объекта инфраструктуры, допускаемого к временной эксплуатации, Правила подтверждения технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации, Правила осуществления временной эксплуатации и технического обслуживания линейного объекта инфраструктуры, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 23 января 2021 г. № 35 (вступившие в силу 03 февраля 2021 г.).

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 07 сентября 2020 г. № 2278-р «Об утверждении Перечня объектов инфраструктуры, в отношении которых применяются особенности, установленные Федеральным законом «Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Перечень) утвержден перечень объектов инфраструктуры, в отношении которых применяются особенности, установленные Федеральным законом «Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В пункт 2 Перечня включены объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, проектируемые в их составе объекты капитального строительства, подлежащие строительству (реконструкции) при размещении таких объектов объекты инженерной инфраструктуры, электрические сети и сети связи, перечисленные (указанные) в комплексном плане модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года, утвержденном распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2018 г. № 2101-р, государственных программах Российской Федерации, федеральных целевых программах, федеральной адресной инвестиционной программе, ведомственных целевых программах Российской Федерации, государственных программах субъектов Российской Федерации, ведомственных целевых программах субъектов Российской Федерации, адресных инвестиционных программах субъектов Российской Федерации, долгосрочной программе развития открытого акционерного общества «Российские железные дороги», инвестиционной программе открытого акционерного общества «Российские железные дороги».

Действия, связанные с эксплуатацией объекта капитального строительства без разрешения на ввод его в эксплуатацию, за исключением случаев, если для осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства не требуется выдача разрешения на строительство, образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 5 статьи 9.5 КоАП РФ, и определена в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.

Согласно статье 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушении, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Удовлетворяя заявленные требования, суды на основании оценки представленных в материалы дела доказательств, пришли к выводу о наличии у заявителя основания для временной эксплуатации построенного объекта до получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию в соответствии с частью 9 статьи 3 Федерального закона № 254-ФЗ и об отсутствии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 9.5 КоАП РФ.

Судами установлено, что объект реализуется в рамках инвестиционной программы ОАО «РЖД» по развитию Центрального транспортного узла и реализации комплексного проекта развития Московского транспортного узла на основании разрешения на строительство объекта капитального строительства от 17 ноября 2020 г. № 77-01-2597-2020МС, выданного Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, со сроком действия до 18 января 2023 г., и положительного заключения государственной экспертизы проектной документации от 15 июля 2020 2020 г. № 77-1-1-3-031822-2020, выданного Федеральным автономным учреждением «Главное управление государственной экспертизы» (далее - ФАУ «Главгосэкспертиза России»).

Актом приемки во временную эксплуатацию вновь построенных и реконструированных железнодорожных путей общего пользования проекта: «Организация ускоренного движения электропоездов на участке Москва-Одинцово Московской железной дороги. III Этап. Реконструкция ст. Москва-товарная Смоленская для пропуска и отстоя ускоренных электропоездов на Усово и Одинцово» от 04 декабря 2020 г. объект введен во временную эксплуатацию в соответствии с Федеральным законом № 254-ФЗ, безопасная эксплуатация подтверждена. Каких-либо нарушений в акте проверки не отражено.

Поскольку разрешение на строительство от 17 ноября 2020 г. № 77-01-2597-2020МС действует до 18 января 2023 г., строительно-монтажные работы продолжались на законном основании.

Таким образом, МТУ Ростехнадзора при вынесении постановления о назначении наказания не учел, что заданием на проектирование предусмотрено, что строительство ведется в полосе отвода железной дороги и на прилегающих территориях на действующем железнодорожном участке без прекращения движения поездов, построенная часть объектов эксплуатируется по акту временного ввода в эксплуатацию от 04 декабря 2020 г., полученным в соответствии с Федеральным законом № 254-ФЗ, а также строительно-монтажные работы на объекте не завершены в полном объеме и осуществляются в соответствии с разрешением на строительство от 17 ноября 2020 г. № 77-01-2597-2020МС.

Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным выводы судов о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.

Доводы кассационной жалобы указывают на несогласие с выводами судов, сделанных на основании оценки представленных в материалы дела доказательств.

Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права с учетом доводов кассационной жалобы, а также проверкой соответствия выводов о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в компетенцию суда кассационной инстанции не входит переоценка представленных суду доказательств и сделанных на основании их оценки выводов.

Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.

При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда города Москвы от 11 апреля 2022 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 20 июня 2022 г. по делу № А40-246652/2021-146-1905 оставить без изменения, кассационную жалобу МТУ Ростехнадзора – без удовлетворения.

Председательствующий-судья                                                 Е.А.Ананьина

Судьи                                                                                                          В.В.Кузнецов

                                                                                                          Е.Е.Шевченко