НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Московского округа от 14.11.2023 № А40-298750/2022

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Москва

17.11.2023 Дело № А40-298750/22

Резолютивная часть постановления объявлена 14.11.2023

Полный текст постановления изготовлен 17.11.2023

Арбитражный суд Московского округа в составе:

председательствующего судьи Кочеткова А.А.,

судей: Ворониной Е.Ю., Немтиновой Е.В.,

при участии в заседании:

от истца – Сушильников И.С., дов. № ОВ-132720/14 от 21.12.2022

от ответчика – Кашипов Р.Р., дов. № 19 от 02.01.2023

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Электрик - дуговое оборудование»

на решение Арбитражного суда города Москвы от 01.06.2023 и

постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 07.08.2023,

по иску Министерства промышленности и торговли Российской Федерации

к обществу с ограниченной ответственностью «Электрик - дуговое оборудование»

о взыскании денежных средств,

УСТАНОВИЛ:

иск заявлен Министерством промышленности и торговли Российской Федерации к обществу с ограниченной ответственностью «Электрик - дуговое оборудование» о расторжении соглашения № 020-11-940 от 28.12.2017 и взыскании по соглашению № 020-11-940 от 28.12.2017 предоставленной субсидии в размере 74 412 115 руб. 44 коп., процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 23 693 433 руб. 45 коп.

Решением Арбитражного суда города Москвы от 01.06.2023, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 07.08.2023, исковые требования удовлетворены частично, соглашение № 020-11-940 от 28.12.2017, расторг, взыскал с ответчика в пользу истца предоставленную по соглашению № 020-11-940 от 28.12.2017 субсидию в размере 74 412 115 руб. 44 коп., в удовлетворении остальной части исковых требований отказано.

Не согласившись с судебными актами суда первой и апелляционной инстанций, ответчик обратился в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить обжалуемые судебные акты и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований, поскольку полагает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, имеющимся в деле доказательствам, а обжалуемые судебные акты приняты с нарушением норм материального права.

Заявленное в кассационной жалобе ходатайство о привлечении к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, акционерного общества «Газстройпром», общества с ограниченной ответственностью «ГСП-5», общества с ограниченной ответственностью «ТБК» судом округа отклоняются, поскольку разрешение данных вопросов не отнесено к компетенции суда кассационной инстанции.

В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель ответчика поддержал кассационную жалобу, просил удовлетворить, отменив обжалуемые судебные акты по изложенным в ней доводам.

Представитель истца возражал против удовлетворения кассационной жалобы по мотивам, изложенным в письменных объяснениях на кассационную жалобу, которые приобщены судебной коллегией к материалам дела, как представленные с соблюдением требований, установленных статьей 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Выслушав представителей сторон, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также соответствие выводов в обжалуемых судебных актах имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения кассационной жалобы, по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, и установлено судами первой и апелляционной инстанций, 28.12.2017 между истцом (Министерством) и ответчиком (получателем) было заключено соглашение о предоставлении из федерального бюджета субсидии российским организациям на компенсацию части затрат на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по приоритетным направлениям гражданской промышленности в рамках реализации такими организациями комплексных инвестиционных проектов № 020-11-910 (далее - соглашение), в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 № 1312 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на компенсацию части затрат на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по приоритетным направлениям гражданской промышленности в рамках реализации такими организациями комплексных инвестиционных проектов (далее - Правила).

Согласно пункту 2 Правил, субсидии предоставляются организациям, прошедшим конкурсный отбор на право получения субсидии, на компенсацию части затрат на выполнение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям гражданской промышленности в рамках реализации такими организациями комплексных инвестиционных проектов.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 5 Правил комплексными инвестиционными проектами признаются инвестиционные проекты, отвечающие следующим критериям: реализация инвестиционного проекта обеспечивает осуществление организацией комплекса мероприятий, направленных на решение задач и достижение целевых показателей и индикаторов государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» (далее - государственная программа, Программа), в том числе показателя, связанного с интенсивностью затрат на технологические инновации организаций промышленного производства (доля затрат на технологические инновации в общем объеме затрат на производство отгруженных товаров, выполненных работ, услуг организаций промышленного производства).

Данный пункт Правил корреспондирует пунктам 1 и 3 Правил, устанавливающих цели представления субсидии: развитие промышленного производства в направлении увеличения выпуска высокотехнологичной продукции как приоритетное направлениями гражданской промышленности. Достижение целевых индикаторов и показателей эффективности реализации инвестиционного проекта является целью предоставления субсидии.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 328 задачами государственной программы являются расширение производства и стимулирование экспорта современной высокотехнологичной промышленной продукции, а целевыми индикаторами и показателями Программы являются, в том числе, индекс производства по виду экономической деятельности «Обрабатывающие производства» по отношению к предыдущему году; индекс производительности труда по виду экономической деятельности «Обрабатывающие производства» по отношению к предыдущему году; индекс физического объема инвестиций в основной капитал по виду экономической деятельности «Обрабатывающие производства» по отношению к предыдущему году; прирост высокопроизводительных рабочих мест по виду экономической деятельности «Обрабатывающие производства» по отношению к предыдущему году.

Согласно подпункту «д» пункта 16 Правил, Минпромторг России подготавливает оценку рейтинга заявок об участии в конкурсе по следующим критериям: объем реализации инновационной продукции, которая будет создана с использованием результатов научно-исследовательских работ, полученных в ходе реализации инвестиционного проекта, рассчитанный как объем средств (рублей, в пенах и условиях календарного года, соответствующего дате подачи заявки об участии в конкурсе), вырученных исполнителем и (или) третьими лицами от реализации продукции инвестиционного проекта в течение действия договора о предоставлении субсидии; количество технологий мирового уровня, опытную разработку которых планируется провести или передать в производство в ходе реализации инвестиционного проекта; количество патентов и (или) секретов производства (ноу-хау), которые планируется получить в ходе реализации инвестиционного проекта; срок реализации инвестиционного проекта (срок, в который предполагается обеспечить достижение всех заявленных целевых показателей инвестиционного проекта); количество вновь создаваемых высокопроизводительных рабочих мест в рамках инвестиционного проекта; бюджетная эффективность реализации инвестиционного проекта, определяемая как отношение суммы налоговых отчислений в федеральный бюджет от реализации инновационной продукции, заявленной участником конкурса, к сумме субсидий, заявленной участником конкурса в рамках реализации инвестиционного проекта. Таким образом, целями и условиями предоставления субсидии являются достижение целевых индикаторов и показателей.

Объем предоставленной субсидии по инвестиционному проекту, согласно пункту 2.3 соглашения, составляет 74 412 115 руб. 44 коп.

Факт перечисления ответчику указанных денежных средств подтверждается платежными поручениями.

Согласно пункту 1.1 соглашения, предметом соглашения является предоставление субсидии в целях стимулирования инновационной деятельности организаций, основанной на проведении научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, непосредственно связанных с последующим созданием продукции в рамках реализации получателем комплексного инвестиционного проекта. В соответствии с подпунктом «б» пункта 5 Правил данный инновационный проект должен обеспечивать осуществление организацией комплекса мероприятий, направленных на решение задач и достижение целевых показателей и индикаторов государственной программы.

В соответствии с подпунктами «д», «ж», «з», «л» пункта 22 Правил в договоре о предоставлении субсидии предусматриваются в том числе: показатели результативности использования субсидии, предусматривающие достижение целевых индикаторов реализации инвестиционного проекта, заявленных организацией в заявке об участии в конкурсе; порядок возврата сумм субсидии, использованных организацией, в случае установления по итогам проверок, проведенных Минпромторгом России и уполномоченными органами государственного финансового контроля, факта нарушения целей и условий предоставления субсидии; порядок применения и расчет размера штрафных санкций при установлении по итогам реализации инвестиционного проекта фактов отклонения итоговых значений показателей результативности использования субсидии от значений, установленных договором о предоставлении субсидии и относящихся к существенным условиям его выполнения; план-график реализации инвестиционного проекта, включающий в себя ключевые события реализации инвестиционного проекта, динамику показателей результативности использования субсидии по этапам реализации инвестиционного проекта.

Согласно пункту 4.3.9 соглашения, получатель обязался достичь целевых показателей инвестиционного проекта, установленных Министерством в соответствии с пунктом 4.1.5. соглашения в приложении № 1 к соглашению (план-график реализации инвестиционного проекта).

Планом-графиком реализации инвестиционного проекта (в редакции дополнительного соглашения № 020-11-940/1 от 18.05.2018) целевым индикатором и показателем эффективности нарастающим итогом этапов 4-7.4 инвестиционного проекта установлены: «поступления от реализации» (объем реализованной продукции в натуральном выражении) - 154 млн. руб., с июня 2019 года по декабрь 2021 года; «бюджетная эффективность - 20,8 млн. руб. с июля 2018 года по декабрь 2021 года; «количество полученных патентов и секретов производства» - 1 шт., в июне 2021 года; «количество вновь созданных высокопроизводительных рабочих мест» - 5 шт., в декабре 2020 года; «количество технологий мирового уровня, прошедших опытную отработку» - 1 шт. в декабре 2019 года.

Пунктами 4.3.10.2 и 4.1.7.1.1 соглашения установлена обязанность получателя предоставлять в Минпромторг России отчет о достижении значений показателей результативности не позднее 20 дня, следующего за отчетным.

Так, в обоснование заявленных требований истец указал, что срок предоставления отчета о достижении значений показателей результативности инвестиционного проекта приходится на 04.02.2022. Минпромторгом России направлен запрос от 25.03.2022 № 24869/05 в адрес ответчика о необходимости предоставления отчета о достижении значений показателей результативности инвестиционного проекта. Запрашиваемые документы в Минпромторг России представлены не были. Единственный отчет ответчика о достижении значений показателей результативности инвестиционного проекта был представлен в Минпромторг России письмом от 07.10.2021 № 14. Согласно данному отчету, подписанному генеральным директором ответчика, последний не предоставил подтверждающие документы, свидетельствующие о достижение всех целевых индикаторов инвестиционного проекта, и фактически подтверждает недостижение всех целевых индикаторов инвестиционного проекта. Таким образом, получатель не достиг запланированных целевых индикаторов и показателей результативности, что свидетельствует о нарушении целей и условий предоставления субсидии.

Согласно пункту 7.4.2 соглашения, расторжение соглашения возможно в случае нарушения получателем порядка, целей и условий предоставления субсидии, установленных Правилами и соглашением.

Как указал истец, им на основании пункта 7.4.2 соглашения принято решение о расторжении соглашения, выраженное письмом от 20.06.2022 № 58040/05, с возвратом получателем субсидии в полном объеме, а также процентов за пользование чужими денежными средствами в соответствии со статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Требования истца ответчиком не исполнены. Уклонение ответчика от урегулирования спора в досудебном порядке явилось основанием для обращения в суд с настоящим исковым заявлением.

Оценив представленные доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь статьями 309, 310, 395, 431, 450, 1102, 1107 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, проанализировав условия соглашения в соответствии с положениями статьи 431 Гражданского кодекса Российской Федерации, и установив, что ответчик не достиг запланированных целевых индикаторов и показателей результативности, что свидетельствует о нарушении целей и условий предоставления субсидии, указанные обстоятельства в силу п. 7.4.2 соглашения являются основанием для его расторжения, в связи с чем, суды первой и апелляционной инстанций пришли к законному и обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований о расторжении соглашения о предоставлении субсидии и взыскании выплаченной суммы в размере 74 412 115 руб. 44 коп. и отказали в удовлетворении требований о взыскании с ответчика процентов за пользование чужими денежными средствами.

Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (части 1, 2 статьи 65, части 1 - 5 статьи 71, пункта 2 части 4 статьи 170, пункта 12 части 2 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Иная оценка заявителем кассационной жалобы установленных судами фактических обстоятельств дела и толкование положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.

Доводы кассационной жалобы, в том числе о надлежащем выполнении ответчиком условий соглашения, были предметом исследования судов, получили соответствующую оценку, и с учетом установленных судами фактических обстоятельств выводы судов не опровергают, не подтверждают нарушений норм материального права и норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для отмены судебных актов.

По существу доводы кассационной жалобы направлены на переоценку имеющихся в материалах дела доказательств и изложенных выше обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций, что не входит в круг полномочий арбитражного суда кассационной инстанции, предусмотренных статьей 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем, они не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 3 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых решения и постановления, по делу не установлено.

Судами были установлены все существенные для дела обстоятельства, изучены все доказательства по делу, и им дана надлежащая правовая оценка. Выводы судов основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу, нормы материального права применены правильно.

С учетом изложенного, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 176, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда города Москвы от 01.06.2023 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 07.08.2023 по делу № А40-298750/22 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий-судья

Судьи:

А.А. Кочетков

Е.Ю. Воронина

Е.В. Немтинова