НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Московского округа от 14.09.2022 № А41-47004/2021

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Москва

21 сентября 2022 года Дело № А41-47004/21

Резолютивная часть постановления объявлена 14 сентября 2022 года.

Полный текст постановления изготовлен 21 сентября 2022 года.

Арбитражный суд Московского округа в составе:

председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,

судей: Ананьиной Е.А., Шевченко Е.Е.,

при участии в заседании:

от заявителя: Щеголихин Д.М., доверенность от 01.02.2022;

от заинтересованного лица: Смолянников С.В., доверенность от 08.04.2022;

от третьих лиц: представители не явились, извещены;

рассмотрев 14 сентября 2022 года в судебном заседании кассационную жалобу

заинтересованного лица - Мособлкомлеса

на решение от 11 февраля 2022 года

Арбитражного суда Московской области,

на постановление от 22 июня 2022 года

Десятого арбитражного апелляционного суда

по делу № А41-47004/21

по заявлению ООО «ЛСР. СТЕНОВЫЕ»

об оспаривании решения

к Мособлкомлесу,

третьи лица: Рослесхоз, Управление Росреестра по Московской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Московской области, ТУ Росимущества в Московской области, Минэкологии Московской области, Управление Россельхознадзора по городу Москва, Московской и Тульской областям,

УСТАНОВИЛ:

ООО «ЛСР. СТЕНОВЫЕ» (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Мособлкомлесу (далее - комитет) о признании незаконным решения об отказе в приведении сведений, содержащихся в государственном лесном реестре, в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН), выразившегося в решении об отказе в предоставлении государственной услуги от 07.06.2021, принятом по результатам рассмотрения заявления от 12.04.2021 № Р001-1986158455-44457230, и об обязании привести сведения, содержащиеся в государственном лесном реестре, в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:24:0000000-75367, площадью 280.000 кв.м, расположенного по адресу: Московская область, Орехово-Зуевский район, д. Тимонино (Белавинское с/п.), в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, путем внесения в государственный лесной реестр записи об исключении из государственного лесного реестра сведений о земельном участке с кадастровым номером 50:24:0000000:75367 в части наложения границ указанного земельного участка на границы земель лесного фонда.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Рослесхоз, Управление Росреестра по Московской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Московской области, ТУ Росимущества в Московской области, Минэкологии Московской области и Управление Россельхознадзора по городу Москва, Московской и Тульской областям.

Решением Арбитражного суда Московской области от 11 февраля 2022 года заявленные требования удовлетворены.

Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 22 июня 2022 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Мособлкомлес обратился с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.

Третьи лица, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не направили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.

В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель заинтересованного лица поддержал доводы кассационной жалобы.

Представитель заявителя возражал против удовлетворения кассационной жалобы.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.

Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, общество является недропользователем на основании лицензии на право пользования недрами, выданной Министерством экологии и природопользования Московской области, серия МСК номер 80239 вид ТР, зарегистрированной в реестре 26.04.2017 за № 297/МСК80239ТР, на геологическое изучение, разведку и добычу общераспространенных полезных ископаемых - глин на месторождении «Тимонино-2», площадью 42,5 га, расположенном в 0,4 км северо-западнее д. Тимонино Орехово-Зуевского городского округа Московской области.

Из условий пользования недрами (приложение 1 к лицензии) следует, что согласно географическим координатам угловых точек участка недр, предоставленного в пользование, месторождение «Тимонино-2», площадью 42,5 га, расположено:

1. Полностью в границах земельного участка с кадастровым номером 50:24:0000000:75421 (категория земель: земли сельскохозяйственного назначения; вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного использования; площадь: 120.000 кв.м; адрес (местоположение): Московская область, Орехово-Зуевский район, д. Тимонино (Белавинское с/п.).

Данный земельный участок принадлежит обществу на праве собственности, что подтверждается записью в ЕГРН от 13.10.2017 № 50:24:0000000:75421-50/047/2017-3 (выписка из ЕГРН от 05.08.2020 № КУВИ-002/2020-11229400).

2. Частично в границах земельного участка с кадастровым номером 50:24:0050714:264 (категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; вид разрешенного использования: для добычи общераспространенных полезных ископаемых глин; площадь: 300.000 кв.м; адрес (местоположение): Московская область, Орехово-Зуевский район, севернее д. Тимонино Белавинского с/п, участок 24).

Данный земельный участок принадлежит обществу на праве собственности, что подтверждается записью в ЕГРН от 07.12.2016 № 50-50/047-50/047/008/2016-7023/1 (выписка из ЕГРН от 05.08.2020 № КУВИ-002/2020-11242293).

3. Полностью в границах земельного участка с кадастровым номером 50:24:0000000:75367 (категория земель: земли сельскохозяйственного назначения; вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного использования; площадь: 280.000 кв.м; адрес (местоположение): Московская область, Орехово-Зуевский район, д. Тимонино (Белавинское с/п).

Данный земельный участок принадлежит обществу на праве собственности, что подтверждается записью в ЕГРН от 13.09.2017 № 50:24:0000000:75367-50/047/2017-3 (выписка из ЕГРН от 20.05.2020 № 50/024/001/2020-2022).

Условиями пользования недрами (пункт 2.3) (приложение 1 к лицензии) обществу предписано, что недропользователь обязан оформить правоустанавливающие документы на земельный участок в целях недропользования.

До оформления документов, необходимых для использования соответствующего земельного участка в целях недропользования, обществу запрещается проведение работ по геологическому изучению, разведке и добыче на участке недр.

Из 3 (трех) земельных участков, в границах которых расположено месторождение «Тимонино-2», площадью 42,5 га, два земельных участка с кадастровыми номерами 50:24:0000000:75421 и 50:24:0000000:75367 не отвечают требованиям, установленным пунктом 2.3 условий пользования недрами (приложение 1 к лицензии), так как согласно сведениям ЕГРН использование данных земельных участков в целях недропользования не допустимо, поскольку они относятся к категории земель «земли сельскохозяйственного назначения» и имеют вид разрешенного использования «для сельскохозяйственного использования».

В обоснование заявленных требований общество ссылалось на то, что во исполнение условий пользования недрами и для реализации своего права на пользование недрами, до начала проведения работ по геологическому изучению, разведке и добыче на месторождении «Тимонино-2», площадью 42,5 га, согласно лицензии обществу необходимо оформить перевод земельных участков с кадастровыми номерами 50:24:0000000:75421 и 50:24:0000000:75367 из категории земель «земли сельскохозяйственного назначения» в категорию земель «земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения».

Согласно справкам комитета от 29.05.2020 № Р001-0444319153-35476544 и от 29.05.2020 № Р001-0444319153-35476503 о пересечении границ земель лесного фонда с границами земель в составе иных категорий:

- границы земельного участка с кадастровым номером 50:24:0000000:75421 пересекаются с границами земель лесного фонда, площадь наложения составляет 10.524,07 кв.м;

- границы земельного участка с кадастровым номером 50:24:0000000:75367 пересекаются с границами земель лесного фонда, площадь наложения составляет 16.614,93 кв.м.

В соответствии с пунктом 5 Регламента рассмотрения вопросов перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории земель в другую категорию земель в случаях, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области, для целей размещения промышленных и иных объектов на заседаниях межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в Московской области и градостроительного совета Московской области, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 19.03.2015 № 148/6 (далее - Регламент № 148/6), Министерство имущественных отношений Московской области в срок не более трех рабочих дней со дня поступления ходатайства и документов, необходимых для принятия решения о переводе земельного участка (участков) из одной категории земель в другую категорию земель, уведомляет заинтересованное лицо (заявителя) либо представителя заинтересованного лица (заявителя) через личный кабинет на РПГУ об отказе в приеме ходатайства к рассмотрению по существу в случае наличия пересечений границ земельного участка (участков), предполагаемого к переводу из одной категории земель в другую категорию земель, с землями лесного фонда.

В целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельных участков с кадастровыми номерами 50:24:0000000:75421 и 50:24:0000000:75367 к определенной категории (приведения сведений государственного лесного реестра в соответствие со сведениями ЕГРН) общество обратилось в комитет с заявлениями о предоставлении государственной услуги от 20.03.2020 № Р001-1986158455-34569312 и от 20.03.2020 № Р001-1986158455-34570104, соответственно.

Согласно ответу комитета от 18.06.2020 обществу сообщено, что по результатам рассмотрения заявления от 20.03.2020 № Р001-1986158455-34569312 в соответствии с Федеральным законом от 29.07.2017 № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» (далее - Федеральный закон № 280-ФЗ) в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:24:0000000:75421 принято решение о приведении сведений государственного лесного реестра в соответствие со сведениями ЕГРН. Решение будет отражено в публичной части Региональной геоинформационной системы Московской области (https://rgis.mosreg.ru) в течение 2 календарных дней.

Согласно ответу комитета от 19.05.2020 обществу сообщено, что по результатам рассмотрения заявления от 20.03.2020 № Р001-1986158455-34570104 в соответствии с Федеральным законом № 280-ФЗ в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:24:0000000:75367 принято решение об отказе в предоставлении государственной услуги.

Основанием для отказа послужило: земельный участок, относящийся к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которого регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее - Федеральный закон № 101-ФЗ), при наличии у комитета сведений о результатах проведения государственного земельного надзора, подтверждающих факты неиспользования такого земельного участка по целевому назначению или их использования с нарушением законодательства Российской Федерации.

В качестве разъяснения причин отказа в предоставлении государственной услуги в ответе комитета от 19.05.2020 указано на наличие сведений Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору о привлечении к административной ответственности и назначению штрафа.

Кроме того, в данном ответе комитета от 19.05.2020 обществу дополнительно сообщено о том, что информация о принятом решении направлена на рассмотрение в Рослесхоз для принятия решения о защите имущественных прав Российской Федерации в судебном порядке.

Общество повторно обратилось в комитет с заявлением от 07.12.2020 № Р001-1986158455-41251033 о предоставлении государственной услуги в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка с кадастровым номером 50:24:0000000:75367 к определенной категории.

Согласно ответу комитета от 29.12.2020 по результатам рассмотрения заявления от 07.12.2020 № Р001-1986158455-41251033 обществу повторно отказано в предоставлении государственной услуги, поскольку у комитета имеются сведения о результатах проведения государственного земельного надзора, подтверждающих факты неиспользования такого земельного участка по целевому назначению или их использования с нарушением законодательства Российской Федерации.

В качестве разъяснения причин отказа в предоставлении государственной услуги в ответе комитета от 29.12.2020 указано следующее: непроведение установленных требований и обязательных мероприятий по сохранению земель и охране почв.

При этом комитетом повторно направлена информация о принятом решении в Рослесхоз для принятия решения о защите имущественных прав Российской Федерации в судебном порядке.

Общество в третий раз обратилось в комитет с заявлением от 12.04.2021 № Р001-1986158455-44457230 о предоставлении государственной услуги в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка с кадастровым номером 50:24:0000000:75367 к определенной категории.

Согласно ответу комитета от 07.06.2021 по результатам рассмотрения заявления от 12.04.2021 № Р001-1986158455-44457230 обществу в третий раз отказано в предоставлении государственной услуги, поскольку в отношении земельного участка в комитет поступили сведения о результатах проведения государственного земельного надзора, подтверждающие факты неиспользования такого земельного участка по целевому назначению или их использования с нарушением законодательства Российской Федерации.

В качестве разъяснения причин отказа в предоставлении государственной услуги в ответе комитета от 07.06.2021 указано на непроведение установленных требований и обязательных мероприятий по сохранению земель и охране почв.

При этом в ответе сообщалось о том, что комитетом в третий раз направлена информация о принятом решении в Рослесхоз для принятия решения о защите имущественных прав Российской Федерации в судебном порядке.

Общество, считая отказ комитета незаконным, обратилось в Арбитражный суд Московской области с соответствующим заявлением.

Удовлетворяя заявленные обществом требования, суды первой и апелляционной инстанций правомерно руководствовались следующим.

При рассмотрении указанного дела судами правомерно применены к спорным правоотношениям правила статьи 14 Федерального закона № 101-ФЗ, поскольку право собственности предыдущего правообладателя на земельный участок возникло до 01.01.2016 (12.05.2011).

В соответствии с частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, самостоятельно определив способы их судебной защиты соответствующие статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Выбор способа защиты нарушенного права осуществляется истцом и должен действительно привести к восстановлению нарушенного материального права или реальной защите законного интереса.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействия) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Основаниями для признания ненормативного правового акта незаконным является несоответствие его закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 5 статьи 4.6 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 201-ФЗ), информация о границах лесных участков и правах на них вносится в государственный лесной реестр на основании сведений ЕГРН.

Согласно части 6 статьи 4.6 Федерального закона № 201-ФЗ, сведения о лесных участках, внесенных в государственный лесной реестр, исключаются из государственного лесного реестра органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений, в том числе на основании заявления заинтересованного лица, если указанные сведения соответствуют одновременно следующим условиям: 1) сведения об этих лесных участках не внесены в Единый государственный реестр недвижимости; 2) границы этих лесных участков пересекают границы иных лесных и (или) земельных участков (за исключением случаев пересечения с границами лесного участка, образованного для использования лесов в целях геологического изучения недр, разработки месторождений полезных ископаемых, строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью), а также границы лесничеств, за исключением случаев, если такое пересечение допускается федеральным законом; 3) договоры аренды этих лесных участков прекращены или расторгнуты ко дню исключения сведений об этих лесных участках из государственного лесного реестра (в случае, если эти лесные участки были образованы в целях заключения указанных договоров аренды).

Суды правомерно отметили, что ведение государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных в границах территории субъекта Российской Федерации, возложено на комитет в силу указаний статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации.

Судами установлено, что комитетом 19.05.2020 и 29.12.2020 направлена в Рослесхоз информация об имеющихся противоречиях в государственных реестрах и наличии пересечения границ земельного участка с кадастровым номером 50:24:0000000:75367 с границами земель лесного фонда, то есть на момент получения от комитета первого решения об отказе в предоставлении государственной услуги 19.05.2020, второго решения об отказе в предоставлении государственной услуги 29.12.2020, а тем более на момент третьего обращения 12.04.2021 и получения третьего решения об отказе в предоставлении государственной услуги от 07.06.2021, более чем на протяжении трех месяцев как комитет, так и Рослесхоз обладали указанной информацией.

Таким образом, как правомерно отметили суды, в силу прямого указания закона, если сведения, содержащиеся в государственном лесном реестре, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями ЕГРН, относится к иной категории, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН.

Согласно распоряжению комитета от 27.12.2018 № 26РВ-15 «Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги по приведению сведений государственного лесного реестра в соответствие со сведениями Единого государственного реестра недвижимости» (далее - Административный регламент), перечень оснований для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги является исчерпывающим.

Так, в соответствии с пунктом 13.2 Административного регламента, предоставления государственной услуги по приведению сведений государственного лесного реестра в соответствие со сведениями ЕГРН основаниями для отказа в предоставлении государственной услуги являются:

1. Наличие противоречивых сведений в заявлении и приложенных к нему документах.

2. Право на земельный участок возникло у правообладателя или предыдущих правообладателей после 01.01.2016.

3. Отсутствие в ЕГРН сведений о возникновении права на земельный участок до 01.01.2016.

4. Земельный участок расположен в границах особо охраняемых природных территорий, территорий объектов культурного наследия.

5. Границы особо охраняемых природных территорий, территорий объектов культурного наследия не установлены, а после установления границ указанных территорий земельный участок будет расположен в границах указанных территорий.

6. Земельный участок относится к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения, если на земельном участке отсутствуют объекты недвижимости, права на которые зарегистрированы.

7. Земельный участок, относящийся к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным № 101-ФЗ, при наличии у комитета сведений о результатах проведения государственного земельного надзора, подтверждающих факты неиспользования такого земельного участка по целевому назначению или их использования с нарушением законодательства Российской Федерации.

8. Наличие вступившего в законную силу решения суда о прекращении прав заявителя на земельный участок, указанный в заявлении.

9. Наличие принятых уполномоченными органами власти решений о запрете осуществления регистрационных действий в отношении земельного участка, указанного в заявлении.

10. Наличие сведений, поступивших из правоохранительных органов о проведении оперативно-розыскных или следственных действий в отношении земельного участка, указанного в заявлении.

11. Граница земельного участка не установлена в соответствии с законодательством.

Как указано в части 3 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее - Закон о переводе земель), в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 01.01.2016.

При этом частью 6 статьи 14 Закона о переводе земель предусмотрены исключения, а именно: положения части 3 статьи 14 Закона о переводе земель не распространяются на земельные участки:

1) расположенные в границах особо охраняемых природных территорий, территорий объектов культурного наследия;

2) земельные участки, относящиеся к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения, если на таких земельных участках отсутствуют объекты недвижимости, права на которые зарегистрированы;

3) земельные участки, относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом № 101-ФЗ, при наличии у уполномоченного органа сведений о результатах проведения государственного земельного надзора, подтверждающих факты неиспользования таких земельных участков по целевому назначению или их использования с нарушением законодательства Российской Федерации.

Между тем, как указали суды, законодатель предусмотрел, что положения части 3 статьи 14 Закона о переводе земель применяются в отношении земельных участков, указанных в частях 6 и 7 настоящей статьи, в случае, если в течение трех месяцев со дня выявления сведений, указанных в части 3 настоящей статьи, в орган регистрации прав не поступило уведомление федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление защиты, в том числе в судебном порядке, имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений, об обращении в суд с иском об оспаривании зарегистрированного права на такой земельный участок (часть 8 статьи 14 Закона о переводе земель).

Судами установлено и материалами дела подтверждается, что соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, земельный участок, площадью 280.000 кв.м, с кадастровым номером 50:24:0000000:75367, расположенный по адресу: Московская область, Орехово-Зуевский район, д. Тимонино (Белавинское с/п), отнесен к землям сельскохозяйственного назначения, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 20.05.2020 № 50/024/001/2020-2022.

В соответствии с указанной выпиской из ЕГРН земельный участок с кадастровым номером 50:24:0000000:75367 образован 29.05.2017 в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 50:24:0000000:183.

В соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, земельный участок с кадастровым номером 50:24:0000000:183, площадью 625.657 кв.м, поставлен на государственный кадастровый учет 02.11.2010, отнесен к категории земель «земли сельскохозяйственного назначения» с видом разрешенного использования «для сельскохозяйственного использования», принадлежал дачному некоммерческому партнерству «Лесная поляна» (ИНН 5001077774) на праве собственности, запись регистрации права от 12.05.2011 № 50-50-24/002/2011-270, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 26.05.2017 № 50-0-1-317/4106/2017-1257.

Таким образом, суды обоснованно заключили, что право собственности предыдущего правообладателя на земельный участок возникло до 01.01.2016 (12.05.2011).

В связи с изложенным суды пришли к обоснованному выводу о том, что комитет обязан был при получении обращения общества об устранении противоречий в сведениях государственных реестров (заявление от 12.04.2021 № Р001-1986158455-44457230) вынести решение о предоставлении государственной услуги.

Кроме того, суды обоснованно отметили, что в настоящее время общество не имеет возможности оформить перевод земельного участка с кадастровым номером 50:24:0000000:75367 из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности.

В силу пункта 5 Регламента № 148/6, до момента приведения сведений, содержащихся в государственном лесном реестре, в соответствие со сведениями, содержащимися в ЕГРН, что как правомерно отметили суды, нарушает права общества.

Также суды правомерно указали, что в настоящее время общество не имеет возможности получить указанный спорный земельный участок в аренду в силу указаний подпункта 20 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации до момента приведения сведений, содержащихся в государственном лесном реестре, в соответствие со сведениями, содержащимися в ЕГРН, в связи с чем суды пришли к обоснованному выводу о том, что оспариваемый отказ нарушает права общества.

Довод комитета о том, что земельный участок с кадастровым номером 50:24:0000000:75367 пересекается с границами земель лесного фонда выдела 40 квартала 5 Яковлевского участкового лесничества и выдела 4 квартала 61 Орехово-Зуевского сельского участкового лесничества, обоснованно отклонен судами, поскольку противоречит ранее представленной справке общества о пересечении границ лесного фонда.

Суды указали, что комитет ссылался на пункт 13.2.11 Административного регламента предоставления государственной услуги по приведению сведений государственного лесного реестра в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, утвержденного распоряжением комитета от 26.03.2021 № 28РВ-5, в соответствии с которым земельный участок, относящийся к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом № 101-ФЗ, в отношении которого при поступлении в комитет сведений о результатах проведения государственного земельного надзора подтвердились факты неиспользования такого земельного участка по целевому назначению или их использования с нарушением законодательства Российской Федерации.

Также суды отметили, что принимая во внимание факт привлечения общества к административной ответственности по части 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) за нарушение требований земельного законодательства, выразившееся в непроведении установленных требований и обязательных мероприятий по сохранению земель и охране почв на земельном участке с кадастровым номером 50:24:0000000:75367, по материалам муниципального земельного контроля, комитет отказал обществу в предоставлении государственной услуги, сославшись на пункт 13.2.11 Административного регламента.

Между тем, как правомерно заключили суды, отказывая обществу в предоставлении государственной услуги, комитетом не соблюдены нормы федерального законодательства.

Суды правомерно отметили, что надлежащим доказательством отнесения земельного участка к той или иной категории, вида его разрешенного использования и описания его границ являются сведения государственного кадастра недвижимости.

Как следует из положений статей 77 и 101 Земельного кодекса Российской Федерации, земли сельскохозяйственного назначения и земли лесного фонда являются разными категориями земель. Земельный участок, относящийся к одной категории, не может одновременно являться и участком другой категории.

Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу о том, что земельный участок с кадастровым номером 50:24:0000000:75367 поставлен на кадастровый учет в соответствии с действующим законодательством.

Суд апелляционной инстанции обоснованно отклонил довод комитета о том, что в настоящем деле имеется спор о праве.

Надлежащим способом восстановления прав и законных интересов общества является возложение на комитет обязанности привести сведения, содержащиеся в государственном лесном реестре, в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:24:0000000:75367, площадью 280.000 кв.м, расположенного по адресу: Московская область, Орехово-Зуевский район, д. Тимонино (Белавинское с/пос), в соответствие со сведениями, содержащимися в ЕГРН путем внесения в государственный лесной реестр записи об исключении из государственного лесного реестра сведений о земельном участке с кадастровым номером 50:24:0000000:75367 в части наложения границ указанного земельного участка на границы земель лесного фонда.

При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.

Доводы кассационной жалобы о нарушении судами норм материального права судебной коллегией суда кассационной инстанции отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.

Указанные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационная жалоба не содержит, а приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.

Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.

Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.

Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.

Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Московской области от 11 февраля 2022 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 22 июня 2022 года по делу № А41-47004/21 оставить без изменения, кассационную жалобу Мособлкомлеса - без удовлетворения.

Отменить приостановление исполнения решения Арбитражного суда Московской области от 11 февраля 2022 года и постановления Десятого арбитражного апелляционного суда от 22 июня 2022 года по делу № А41-47004/21, введенное определением Арбитражного суда Московского округа от 23 августа 2022 года.

Председательствующий-судья В.В. Кузнецов

Судьи Е.А. Ананьина

Е.Е. Шевченко