НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Московского округа от 12.03.2020 № А40-103909/19-146-901

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Москва                                                    Дело № А40-103909/19-146-901

19 марта 2020 года

Резолютивная часть постановления объявлена 12 марта 2020 года

Полный текст постановления изготовлен 19 марта 2020 года

Арбитражный суд Московского округа

в составе:

председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,

судей Григорьевой И.Ю., Шевченко Е.Е.,

при участии в заседании:

от истца (заявителя) Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края: Политика А.А. (дов. № 1 от 14.01.2020 г.);

от истца (заявителя) ПСМК «Энергия»: Фунтусовой Е.А. (дов. от 01.04.2019 г.);

от ответчика (заинтересованного лица) Федерального агентства лесного хозяйства: Череватого И.С. (дов. № СА-02-28/22248 от 18.11.2019 г.);

рассмотрев 12 марта 2020 г. в судебном заседании кассационные жалобы Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края и Федерального агентства лесного хозяйства

на решение Арбитражного суда города Москвы от 08 июля 2019 г.,

постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 25 ноября 2019 г.,

по делу № А40-103909/19-146-901

по заявлению Департамента лесного хозяйства Приморского края, производственного строительно-монтажного кооператива «Энергия»

к Федеральному агентству лесного хозяйства

о признании незаконным предписания от 15 октября 2018 г. № 21/2018 в части пунктов 1-15, 17, 20-25, 27-29,

УСТАНОВИЛ: в период с 09 по 27 июля 2018 г. Федеральным агентством лесного хозяйства (далее – Рослесхоз) в соответствии с частями 9 и 11 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации и на основании приказа Рослесхоза от 25 июня 2018 г. № 515 «О проведении плановой выездной проверки деятельности органа государственной власти Приморского края и должностных лиц органа государственной власти Приморского края» проведена проверка исполнения Департаментом лесного хозяйства Приморского края переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений и расходования средств субвенций за 2016-2017 годы, первое полугодие 2018 года.

По результатам проверки составлен акта плановой выездной проверки деятельности органа государственной власти Приморского края и должностных лиц органа государственной власти Приморского края от 27 июля 2018 г. № 21/2018, которым установлены нарушения законодательства Российской Федерации (далее – акт проверки).

Не согласившись с выявленными нарушениями, Департаментом лесного хозяйства Приморского края был представлен протокол разногласий к акту проверки.

15 октября 2018 г. Рослесхозом выдано предписание № 21/2018 об устранении выявленных нарушений при использовании органами государственной власти Приморского края переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, а также о привлечении должностных лиц, исполняющих обязанности по осуществлению переданных полномочий, к дисциплинарной ответственности, подготовленное с учетом поступивших разногласий, для принятия мер по его исполнению в установленные сроки.

Считая свои права нарушенными, Департамент лесного хозяйства Приморского края обратился в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к Рослесхозу о признании незаконным указанного предписания в части пунктов 1 - 15, 17, 20 - 25, 27 – 29.

Делу был присвоен номер А51-23544/2018.

Определением Арбитражного суда Приморского края от 20 марта 2019 г. по делу № А51-23544/2018 вышеуказанное дело передано по подсудности в Арбитражный суд города Москвы.

Делу был присвоен номер А40-103909/19-146-901.

Производственный строительно-монтажный кооператив «Энергия» (далее – ПСМК «Энергия») обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным в части пункта 4 предписания Рослесхоза от 15 октября 2018 г. № 21/2018.

Решением Арбитражного суда города Москвы от 08 июля 2019 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 25 ноября 2019 г., признан незаконным пункт 4 предписания Рослесхоза от 15 октября 2018 г. № 21/2018. В удовлетворении остальной части заявленных Департаментом лесного хозяйства Приморского края требований отказано. Также разрешен вопрос о распределении между сторонами судебных расходов.

В кассационной жалобе Рослесхоз просит об отмене принятых по делу судебных актов в части признания незаконным пункта 4 предписания Рослесхоза от 15 октября 2018 г. № 21/2018, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, ссылаясь на наличие нарушений в части приказа Департамента лесного хозяйства Приморского края от 21 марта 2018 г. № 285. Приведены доводы о пропуске ПСМК «Энергия» трехмесячного срока, предусмотренного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для оспаривания предписания Рослесхоза.

Министерством лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края заявлено ходатайство о замене в порядке процессуального правопреемства Департамента лесного хозяйства Приморского края на Министерство лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края, в связи с реорганизацией в форме слияния.

В обоснование заявленного ходатайства представлены выписки из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ).

В соответствии с частью 1 статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.

Рассмотрев заявленное ходатайство, суд кассационной инстанции находит его подлежащем удовлетворению, поскольку процессуальное правопреемство подтверждено документально.

В кассационной жалобе Министерство лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края просит об отмене судебных актов в части отказа в удовлетворении заявленных требований, указывая на неправильное применение судами норм материального права по каждому указанному в предписании нарушению.

В отзыве на кассационную жалобу Рослесхоз просит оставить судебные акты в обжалуемой части без изменения, а кассационную жалобу Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края – без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судами норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов в указанной части.

Отзывы на кассационную жалобу от иных лиц, участвующих в деле, не поступили.

В заседании кассационной инстанции представитель Рослесхоза поддержал доводы своей кассационной жалобы, с жалобой Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края не согласился. Представитель Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края с кассационной жалобой Рослесхоза не согласился, доводы своей жалобы поддержал. Представитель ПСМК «Энергия» против удовлетворения кассационной жалобы Рослесхоза возражал, с доводами жалобы Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края согласился.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, выслушав представителей лиц, участвующих в дела, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Согласно пунктам 26 и 39 статьи 81 Лесного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений относятся проектирование лесничеств (в том числе установление границ лесничеств), эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов, установление правил проведения лесоустройства, утверждение требований к составу и содержанию проектной документации лесного участка, порядка ее подготовки (пункт 26) и принятие решений об отнесении лесов к защитным лесам (за исключением случая, предусмотренного пунктом 1.1 статьи 82 настоящего Кодекса), принятие решений о выделении особо защитных участков лесов, установлении и изменении границ земель, на которых располагаются защитные леса, особо защитные участки лесов (пункт 39).

Пунктом 3 статьи 107 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что обязательным приложением к решению об отнесении лесов к защитным лесам, эксплуатационным лесам, резервным лесам является текстовое и графическое описание местоположения границ земель, на которых располагаются защитные леса, эксплуатационные леса, резервные леса, включающее в себя перечень географических координат характерных точек границ таких земель или перечень координат этих точек в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 2 статьи 68 Лесного кодекса Российской Федерации).

Действующая в проверяемый период Лесоустроительная инструкция утверждена приказом Рослесхоза от 12 декабря 2011 г. № 516 (далее – Лесоустроительная инструкция № 516), согласно которой устанавливаются правила проведения лесоустройства, содержащие требования к составу, методам, способам и точности выполнения лесоустроительных работ в лесах, расположенных на землях лесного фонда, землях особо охраняемых природных территорий, землях обороны и безопасности и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса (пункт 2).

В соответствии со статьей 68 Лесного кодекса Российской Федерации лесоустройство включает в себя, в том числе таксацию лесов.

Удовлетворяя требования в части признания незаконным пункта 4 предписания Рослесхоза от 15 октября 2018 г. № 21/2018, суды указали на то, что указанный пункт нарушает права и законные интересы ПСМК «Энергия» в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку содержит необоснованное требование, понуждающее орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации обеспечить отмену приказа Департамента лесного хозяйства Приморского края № 285 от 21 марта 2018 г. «О введении в действие материалов лесоустройства лесного участка, переданного в аренду ПСМК «Энергия» по договору от 15 сентября 2008 г. № 60/29 (Рощинское лесничество, Восточное и Вострецовское участковые лесничества), общей площадью 56791,83га» (далее – приказ № 285), который в последующем влечет отмену проекта освоения лесов и утвержденных лесных деклараций.

Выводы судов основаны на следующем.

Так, пунктом 4 предписания Департаменту лесного хозяйства Приморского края предписано в срок до 01 июня 2019 г. обеспечить отмену приказов № 1281 от 20 ноября 2017 г., № 74 от 25 января 2018 г., № 285 от 21 марта 2018 г., № 389 от 11 апреля 2018 г. и № 479 от 28 апреля 2018 г. о введении в действие материалов лесоустройства Рощинского и Спасского лесничеств, утвержденных с нарушением установленных требований (в отсутствии приказов Рослесхоза об отнесении лесов к защитным лесам и установлении их границ, о выделении особо защитных участков лесов и установлении их границ введены в действие материалы лесоустройства, в которых изменены границы особо защитных участков лесов в Мельничном, Восточном, Вострецовском, Новопокровском участковых лесничествах Рощинского лесничества, Свягинском и Нововладимирском участковых лесничествах Спасского лесничества; Новопокровское участковое лесничество Рощинского лесничества: масштаб топографических карт не соответствует масштабу лесоустроительных планшетов, при проектировании мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов не составлены соответствующие ведомости; Свиягинское участковое лесничество Спасского лесничества: запас древесины, коэффициент состава, высоты и диаметра преобладающей породы определены с нарушением установленных нормативов точности, запас насаждений рассчитан с нарушением установленных требований).

ПСМК «Энергия» на основании заключенного с Управлением лесного хозяйства Приморского края договора аренды лесного участка от 15 сентября 2008 г. № 60/29 является арендатором лесного участка площадью 56859 га, местоположение: Приморский край, Красноармейский район, Рощинское лесничество, Восточное участковое лесничество в кварталах 218-248, 333, 357-360, 387-390, 409 и Вострецовское участковое лесничество в кварталах 1-60, 61-99, 100-103, со сроком аренды до 2028 года (далее – договор аренды).

Оспариваемый пункт 4 предписания содержит требование об отмене приказа № 258 от 21 марта 2018 г., которым введены в действие материалы лесоустройства лесного участка, переданного ПСМК «Энергия» по договору аренды.

Приказами Департамента по вводу в действие материалов таксации производилось отнесение лесных участков к особо защитным участкам (далее – ОЗУ) и установление их границ на лесоустроительных планшетах и в таксационных описаниях, а также производилось исключение лесных участков из состава ранее выделенных ОЗУ с соответствующим исключением информации из таксационных описаний и лесоустроительных планшетов.

Вместе с тем, материалы лесоустройства в соответствии с Актами о внесении информации внесены в Государственный лесной регламент (далее - ГЛР) учтены в лесном плане и лесохозяйственном регламенте, процедура исключения их из ГЛР не предусмотрена.

Утвержденный приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 11 ноября 2013 г. № 496 перечь, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение» (далее – Перечень № 496) не содержит положений о возможности исключения сведений из ГЛР.

Таким образом, Департамент лесного хозяйства Приморского края приказом № 258 от 21 марта 2018 г. ввел в действие материалы лесоустройства лесного участка, переданного в аренду ПСМК «Энергия» по договору от 15 сентября 2008 г. № 60/29 (Рощинское лесничество, Восточное и Вострецовское участковые лесничества), общей площадью 56791,83га, а не утвердил ОЗУ.

Таксация лесов на лесном участке, предоставленном ПСМК «Энергия» по договору аренды, проведена глазомерным способом по второму таксационному разряду в соответствии с требованиями Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Рослесхоза от 12 декабря 2011 г. № 516, а также параметрами, работ, установленными в рамках первого лесоустроительного совещания.

Приняв во внимание пункты 84, 85, 93, 96 Лесоустроительной инструкции, суды указали на то, что при выполнении положений лесоустроительной инструкции и Водного кодекса, при проведении таксации лесов, границы и площади ОЗУ не могут не подвергаться изменениям даже в том случае, если при проведении лесоустройства новые ОЗУ не проектировались.

Площадь ОЗУ при проведении базового, предыдущего лесоустройства, составлял 20 174 га.

В конце декабря 2018 года подготовлен новый проект освоения лесного участка ПСМК «Энергия», который прошел экспертизу и утвержден Департаментом лесного хозяйства Приморского края, из которого следует, что площадь ОЗУ по данным материалам составила 20 142,4 га.

В результате проведенного лесоустройства и проекта освоения лесов суммарная площадь ОЗУ на лесном участке по сравнению с базовым лесоустройством 2008 года уменьшалась всего на 31,6 га (на 0,16%) по сравнению с предыдущими материалами лесоустройства незначительное изменение границ и площадей ОЗУ, в данном случае, свидетельствует о том, что при лесоустройстве новые ОЗУ не проектировались, а таксация лесов на лесном участке проведена в полном соответствии с действовавшей в период проведения работ лесоустроительной инструкцией.

Установив указанные обстоятельства, а также приняв во внимание, что изменения границ ОЗУ в Рощинском лесничестве не связана с проектированием новых ОЗУ, суды пришли к выводу об отсутствии со стороны Департамента лесного хозяйства Приморского края в этой части нарушений установленных требований по введению в действие материалов лесоустройства лесного участка в отсутствие приказов Рослесхоза о выделении особо защитных участков лесов и установлении их границ и наличии оснований для признания пункта 4 предписания в указанной части незаконным.

Кроме того, судами сделан вывод о неисполнимости предписания в части пункта 4.

Отказывая в удовлетворении остальной части заявленных требований о признании незаконными пунктов 1-3, 5-15, 17, 20-25, 27-29 предписания Рослесхоза от 15 октября 2018 г. № 21/2018, суды исходили из следующего.

Пунктом 1 предписания Департаменту лесного хозяйства Приморского края предписано в срок до 01 апреля 2019 г. обеспечить принятие мер, направленных на соблюдение установленных требований при ведении ГЛР (не обеспечено ведение ГЛР в отношении лесничеств на землях особо охраняемых природный территорий и землях обороны и безопасности).

Приказом Рослесхоза от 19 июня 2018 г. № 503 утверждено Положение о порядке действий должностных лиц Рослесхоза и его территориальных органов при контроле за исполнением предписаний об устранении выявленных нарушений при исполнении органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений и о внесении изменений в Порядок действий должностных лиц Рослесхоза и его территориальных органов при контроле за исполнением переданных полномочий в области лесных отношений в форме проверок, утвержденный приказом Рослесхоза от 15 апреля 2015 г. № 116.

Пунктом 7.2 указанного Положения установлен перечень документов, подтверждающий обеспечение принятие мер, направленных на недопущение выявленных нарушений, а именно: план устранения нарушений; протокол совещания о рассмотрении нарушений, выявленных в ходе проверки; приказ о направлении сотрудников на обучение; приказ либо распоряжение о закреплении за конкретными лицами персональной ответственности за недопущение выявленных нарушений; документы, подтверждающие недопущение в дальнейшей работе выявленных ранее нарушений; изданные правовые акты; иные документы.

Постановлением Администрации Приморского края от 05 декабря 2012 г. № 373-па утверждено Положение о Департаменте лесного хозяйства Приморского края (далее – Положение № 373-па), в соответствии с пунктом 1.1 которого Департамент является органом исполнительной власти Приморского края, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление в области лесных отношений на территории Приморского края, а также исполняющим за счет субвенций из федерального бюджета переданные Российской Федерацией полномочия в области лесных отношений.

За счет субвенций из федерального бюджета Департамент лесного хозяйства Приморского края обеспечивает ведение государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных в границах Приморского края (подпункт «р» пункта 2.1.5 Положения № 373-па).

Таким образом, в пункте 1 предписания Рослесхозом обоснованно указано на обеспечение Департаментом лесного хозяйства Приморского края мер, направленных на соблюдение установленных требований при ведении ГЛР в отношении лесничеств на землях особо охраняемых природных территорий и землях обороны и безопасности.

Отклоняя доводы Департамента лесного хозяйства Приморского края о том, что неполное внесение в ГЛР документированной информации в лесах, расположенных на землях ООПТ, не означает, что в формах ГЛР по Приморскому краю отсутствует информация, в связи с отсутствием хозяйственной деятельности в лесах на землях ООПТ, ранее внесенная информация фактически остается актуальной, суды указали на то, что проведенной проверкой установлено, что ведение государственного лесного реестра не осуществляется в отношении образованных лесничеств на землях ООПТ и землях обороны и безопасности, что является нарушением требований статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации и пункта 8 Порядка ведения государственного лесного реестра, утвержденного приказом Рослесхоза от 30 мая 2011 г. № 194, в ГЛР информация о лесах на землях иных категорий содержится только в форме 3-ГЛР, но не по лесничествам, а в границах муниципальных образований.

Пунктом 2 предписания Департаменту лесного хозяйства Приморского края предписано в срок до 01 апреля 2019 г. обеспечить устранение нарушений, допущенных при внесении документированной информации в ГЛР и ее изменении (актами о внесении документированной информации в ГЛР № 1-06-2018-Рм от 03 мая 2018 г., № 1-06-2018-Рв от 16 апреля 2018 г., № 1-06-2018-Рвв от 23 марта 2018 г., № 1-06-2018-Рв от 26 января 2018 г., № 1-06-2017-Рн от 21 ноября 2017 г. в ГЛР внесена недостоверная информация о количественных и качественных характеристиках лесов, о видах и границах особо защитных участков лесов; акты об изменении документированной информации ГЛР в отношении 14 земельных участков из состава земель лесного фонда на основании уведомлений Управления Росреестра по Приморскому краю не составлялись).

Проведенной проверкой установлено, что требования приказа Минприроды России от 11 ноября 2013 г. № 496 соблюдались в части составления актов о внесении документированной информации в ГЛР после ввода в действие материалов таксации лесов. Первичные документы (таксационные описания, лесоустроительные планшеты), на основании которых вносятся данные в ГЛР, поступали в Департамент письмами (Заявлениями) от лиц, обеспечивших проведение таксации лесов.

Выборочная проверка показала, что изменения в лесном фонде, связанные с хозяйственной деятельностью, вносятся в таксационные описания лесных кварталов и лесоустроительные планшеты с оценкой «Удовлетворительно» на основании Отчетов об использовании лесов, Актов сдачи-приемки выполненных работ, Первичных документов инвентаризации лесных культур, Отчетов об охране, защите и воспроизводству лесов и т.д. согласно письму Рослесхоза от 20 июня 2014 г. № ЮГ-06-54/7228. На основании первичной документации путем арифметических построений вносятся изменения в площадные и объемные показатели в годовых формах ГЛР.

Акты об изменении документированной информации ГЛР в проверяемый период на основании регулярно поступающей в лесничества и Департамент первичной документации не составлялись ни в Департаменте, ни в филиалах КГКУ «Примлес», что является нарушением требований приказа Минприроды России от 11 ноября 2013 г. № 496.

Акты несоответствия данных ГЛР натурному обследованию в проверяемый период не составлялись.

Пунктом 2.1.5 Положения № 373-па Департамент лесного хозяйства Приморского края обеспечивает ведение ГЛР в отношении лесов, расположенных в границах Приморского края.

Согласно п. 2.7, 2.10 Административного регламента исполнения государственной функции по ведению ГЛР и предоставления государственной услуги по предоставлению выписки из ГЛР, утвержденного приказом Минприроды России от 31 октября 2007 г. № 282, лица, осуществляющие использование, охрану, защиту и воспроизводство лесов, а также органы государственной власти, осуществляющие управление в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, несут ответственность за полноту и достоверность представляемой для внесения в реестр документированной информации.

В случае выявления несоответствия представленной информации установленным критериям качества лицам, представившим информацию, направляется за подписью начальника ответственного структурного подразделения уполномоченного органа государственной власти мотивированный отказ в приемке информации, содержащий прямые ссылки на ошибки и указания на необходимость дополнения представленной информации.

Мотивированный отказ доводится до лиц, предоставивших информацию, в срок не позднее 10 рабочих дней с момента регистрации в канцелярии входящего пакета документов (3 рабочих дней с момента регистрации входящего электронного сообщения).

Лица, предоставившие информацию, обеспечивают корректировку необходимой информации и представление скорректированного пакета документов в уполномоченный государственный орган власти в срок не позднее 10 рабочих дней с момента получения мотивированного отказа.

Таким образом, действующим законодательством установлена процедура и основания внесения изменений в документированную информацию ГЛР, в том числе в случае наличия разночтений в данных ГЛР и натурных (фактических) характеристиках лесных участков.

В соответствии с п. 2.1.3 Перечня форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в ГЛР и ее изменение, утвержденного приказом Минприроды от 11 ноября 2013 г. № 496, одним из документов, являющимся основанием для изменения документированной информации в государственном лесном реестре, является акт несоответствия данных ГЛР натурному обследованию.

Акт составляется при несоответствии данных ГЛР натурному обследованию в случае выявления несоответствия документированной информации, содержащейся в ГЛР, о количественных, качественных и иных характеристиках лесов и лесных ресурсов в границах лесных участков их фактическому состоянию (п.ункт 4.3 приказа № 496).

Основанием для внесения документированной информации в Акты является Акт осмотра лесного участка (пункт 2.2.25 приказа № 496).

Таким образом, Департамент лесного хозяйства Приморского края обязан в установленные сроки составить и утвердить акт несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию и внести сведения в государственный лесной реестр.

Пунктом 3 предписания Департаменту лесного хозяйства Приморского края предписано в срок до 01 апреля 2019 г. обеспечить принятие мер, направленных на соблюдение установленных требований при предоставлении государственной услуги по предоставлению выписки из ГЛР (на информационном стенде департамента размещена неполная информация о предоставлении государственной услуги; допущены нарушения установленных требований при ведении журнала учета заявлений и выписок: в отдельных случаях уведомления об отказе в предоставлении выписки из ГЛР не подготавливалось и не направлялось по почте заинтересованному лицу, отсутствует ФИО ответственного исполнителя, вводившего данные, информация о дате получения выписки и получателе).

Проверкой установлено, что оказание государственной услуги по выдаче выписок из ГЛР производилось на основании Административного регламента исполнения государственной функции по ведению ГЛР и предоставления государственной услуги по предоставлению выписки из государственного лесного реестра, утвержденного приказом МПР РФ от 31 октября 2007 г. № 282 (далее - Административный регламент).

Согласно приложению 3 и пункту 2.13 Административного регламента, информация о процедуре предоставления государственной услуги по предоставлению выписки из ГЛР размещена на сайте государственных услуг; на официальном сайте Департамента в сети Интернет размещен образец заявления и рекомендации по его заполнению, размещена недостоверная информация о нормативном правовом документе, устанавливающем перечень видов информации, предоставляемой в обязательном порядке заинтересованным лицам, и условий ее предоставления.

На информационных стендах Департамента на момент проверки имеется только текст Административного регламента и образец Заявления о предоставлении выписки.

В нарушение пункта 2.13 Административного регламента на информационном стенде Департамента отсутствует следующая информация: законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, содержащие нормы, регулирующие деятельность по предоставлению данной государственной услуги; краткое описание порядка предоставления государственной услуги; месторасположение, график (режим) работы, номера телефонов, адреса официальных сайтов уполномоченных органов государственной власти в сети Интернет и электронной почты; схема размещения сотрудников и режим приема ими заявителей в уполномоченных органах государственной власти; порядок получения консультаций; порядок обжалования решений, действий или бездействия должностных лиц уполномоченных органов государственной власти, предоставляющих государственную услугу.

В нарушение пунктов 3.1 - 3.3 Административного регламента ежегодный контроль за совершением действий и принятием решений по исполнению государственной функции по ведению ГЛР и предоставления государственной услуги по предоставлению выписки из ГЛР в Департаменте в течение проверяемого периода не осуществлялся.

Решения руководителя уполномоченного органа государственной власти по результатам ежегодного контроля не принимались.

В нарушение пунктов 2.19 Административного регламента в Журнале учета заявлений и выписок за 2017 год отсутствуют Ф.И.О. и подпись ответственного исполнителя, ответственного за внесение данных; в Журнале учета заявлений и выписок за 2017 год информация об обращениях и предоставлении выписок из ГЛР вносится нерегулярно и не полностью; в Журнале учета заявлений и выписок за 2016 год имеют место быть случаи: отсутствие информации о получателе (номера 50, 51, 88); отсутствие информации о дате получения выписки и получателе (номера 67-72); отсутствие информации о дате получения выписки (номера 95 96).

В нарушение пункта 2.27 Административного регламента уведомления об отказе в предоставлении выписки из ГЛР по причине непредставления заинтересованным лицом документов, подтверждающих внесение платы за предоставление выписки, не подготавливались и заинтересованным лицам по почте не направлялись.

На основании изложенного суды пришли к выводу об обоснованности указания в оспариваемом предписания мер по обеспечению соблюдение установленных требований при предоставлении государственной услуги по предоставлению выписки из ГЛР.

Пунктом 5 предписания Департаменту лесного хозяйства Приморского края предписано в срок до 01 июня 2019 г. обеспечить принятие мер, направленных на соблюдение установленных требований при предоставлении лесных участков в безвозмездное пользование (в отдельных случаях нарушались сроки направления на государственную регистрацию договоров безвозмездного пользования, сроки предоставления лесных участков; в материалах о предоставлении лесных участков отсутствуют письма в адрес заявителей, извещающие о необходимости явки в уполномоченный орган для подписания договора безвозмездного пользования и акта приема-передачи, информация о направлении заявителю копии решения уполномоченного органа о предоставлении лесного участка в безвозмездное пользование, договора безвозмездного пользования и акта приема-передачи; лесные участки, предоставленные для ведения сельского хозяйства, спроектированы на части выдела).

Судами указано на то, что указанный пункт направлен на недопущение в дальнейшем выявленных нарушений.

Отклоняя доводы Департамента лесного хозяйства Приморского края о том, что указанные требования пункта являются неисполнимыми в силу нечеткого его изложения, суды указали на то, что акт проверки от 27 июля 2018 г. содержит полную информацию о выявленных нарушениях.

В части нарушений, о которых идет речь в предписании, в Акте указано следующее – «Обязанность по регистрации договоров безвозмездного пользования, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 01 мая 2016 г. № 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 119-ФЗ) возложена на Ссудодателя (5 рабочих дней со дня поступления подписанного договора).

Выборочной проверкой установлены нарушения сроков государственной регистрации прав:

заявления Цветаева СЛ., входящие Департамента от 07 марта 2017 г. № 38-2020, № 38-2022, от 24 марта 2017 г. № 38-2687, приказ об утверждении схемы размещения земельного (лесного) участка на публичной кадастровой карте от 16 января 2017 г. № 36 (приказ о внесении изменений от 07 февраля 2017 г. 3 124), приказ о предоставлении лесного участка в безвозмездное пользование от 27 февраля 2017 г. № 231, договор либо уведомление о передаче документов для проведения регистрационных действий в материалах отсутствуют;

материалы о предоставлении Перминову МЛ. (приказ о предоставлении лесного участка от 02 апреля 2018 г. № 352), Бекетову П.В. (приказ о предоставлении от 23 марта 2018 г. № 313) земельного участка в безвозмездное пользование содержат не подписанные сторонами и не зарегистрированные договоры;

в материалах о предоставлении лесного участка Дуюнову Д.В. договор также отсутствует (приказ о предоставлении от 02 июня 2016 г. № 527).

Таким образом, информация о выявленных нарушениях является четкой, конкретной и обоснованной.

Действия, которые следует совершить при исполнении такого рода требований, регламентируются приказом Рослесхоза от 19 июня 2018 г. № 503 (пункт 7.2).

Пунктом 6 предписания Департаменту лесного хозяйства Приморского края предписано в срок до 01 июня 2019 г. обеспечить расторжение договора о передаче прав и обязанностей ООО «Шетуха» по договору аренды лесного участка от 20 декабря 2016 г. № 77/41-16, заключенного с ООО «Приморский базальт» по результатам аукциона для осуществления рекреационной деятельности (нарушение установленных требований Департамента согласована сделка по передаче прав и обязанностей по договору аренды лесного участка).

Проверкой установлено, что победитель торгов от 05 декабря 2016 г. ООО «Приморский базальт» заключает 05 июля 2017 г. с ООО «Шетуха» договор о передаче прав и обязанностей по договору аренды лесного участка из состава земель лесного фонда для осуществления рекреационной деятельности (предоставление участка для детских оздоровительных лагерей) № 77/41-16 от 20 декабря 2016 г. Срок договора о передаче прав до 25 января 2066 г. (регистрационная запись от 21 июля 2017 г.), в то время как в силу требований пункта 7 статьи 448 Гражданского кодекса российской Федерации победитель торгов не вправе уступать права и осуществлять перевод долга по обязательствам, возникшим из заключенного на торгах договора. Обязательства по такому договору должны быть исполнены победителем торгов лично, если иное не установлено в соответствии с законом (формулировка нормы в редакции Федерального закона № 39-ФЗ от 28 марта 2017 г. (действующего в период с 08 апреля 2017 г. по 11 июля 2017 г.).

Пунктом 7 предписания Департаменту лесного хозяйства Приморского края предписано в срок до 01 июня 2019 г. обеспечить принятие мер, направленных на соблюдение установленных требований при подготовке и проведении аукционов по продаже прав на заключение договора аренды лесного участка (отдельные соглашения о задатке не подписывались Департаментом либо заявителем или отсутствуют; в отдельных материалах аукционов: отсутствуют сведения об уведомлении, о допуске к участию в аукционе (2017 год), к заявке на участие не приложена выписка из ЕГРЮЛ и отсутствуют сведения о направлении межведомственного запроса, приложена доверенность без подписи заявителя, отсутствует проектная документация лесных участков, кадастровый паспорт лесного участка, проект договора аренды лесного участка; к протоколам об итогах аукционов отсутствует материалы аудиозаписи с составлением акта, подписанного лицом, осуществляющим аудиозапись, и председателем аукционной комиссии; в отдельных извещениях: не указан срок, в течение которого по результатам аукциона должен быть заключен договор, отсутствует информация о реквизитах решения о проведение аукционов; отсутствует журнал учета договоров, заключенных по результатам аукционов).

Проверкой установлены нарушения действующего законодательства, в том числе положений Административного регламента, утвержденного постановлением Губернатора Приморского края от 04 октября 2016 г. № 72-пг, предписывающие порядок проведения аукционов: соглашения о задатках не подписаны, отсутствуют сведения об уведомлении, о допуске к участию в аукционе, отсутствуют выписки из ЕГРЮЛ, сведения о направлении межведомственных запросов и прочее.

Довод Департамента о неисполнимости указанного пункта был отклонен судами, поскольку действия, которые следует совершить при исполнении такого рода требований, регламентируются приказом Рослесхоза от 19 июня 2018 г. № 503 (пункт 7.2).

Таким образом, ввиду неустранимости нарушений было предписано обеспечить принятие мер, направленных на соблюдение установленных требований при подготовке и проведении аукционов по продаже прав на заключение договора аренды.

Пунктом 8 предписания Департаменту лесного хозяйства Приморского края предписано в срок до 01 июня 2019 г. обеспечить принятие мер, направленных на соблюдение установленных требований при выдаче разрешений на проведение работ по геологическому изучению недр без предоставления лесного участка (в отдельных случаях нарушен срок принятия решения, отсутствуют выписки из ЕГРЮЛ, сведения о постановке на налоговый учет в налоговом органе).

При выдаче разрешений проверкой установлены нарушения Порядка использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых, утвержденных приказом Рослесхоза от 27 декабря 2010 г. № 515, а именно: нарушен срок принятия решений, отсутствуют документы, установленные Положением № 515.

Ввиду неустранимости нарушений было предписано обеспечить принятие мер, направленных на соблюдение установленных требований при выдаче разрешений на проведение работ по геологическому изучению недр без предоставления лесного участка.

Действия, которые следует совершить при исполнении такого рода требований, регламентируются приказом Рослесхоза от 19 июня 2018 г. № 503 (пункт 7.2).

Пунктом 9 предписания Департаменту лесного хозяйства Приморского края предписано в срок до 31 декабря 2018 г. обеспечить привлечение к дисциплинарной ответственности должностных лиц, допустивших выдачу разрешений на проведение работ по геологическому изучению недр без предоставления лесного участка.

Судами установлено, что срок исполнения данного пункта предписания истек и снят Рослесхозом с контроля (письмо от 21 мая 2019 г.).

Пунктом 10 предписания Департаменту лесного хозяйства Приморского края предписано в срок до 01 июня 2019 г. обеспечить устранение нарушений, допущенных при выдаче разрешений при проведении работ по геологическому изучению недр без предоставления лесных участков.

Судом установлено, что проверкой установлено 4 разрешения, выданных с нарушением требований, установленных статьей 87 Лесного кодекса Российской Федерации и пунктом 6 Порядка № 515.

Лесохозяйственные регламенты не приведены в соответствие и указанные в разрешениях виды использования лесов предусмотрены лесохозяйственными регламентами Уссурийского, Сергеевского и Арсеньевского лесничеств.

На момент проведения проверки нарушение имело место, в связи с чем обоснованно включено в предписание для обеспечения устранения.

Пунктом 11 предписания Департаменту лесного хозяйства Приморского края предписано в срок до 01 июня 2019 г. обеспечить принятие мер, направленных на соблюдение установленных требований при заключении договоров купли-продажи лесных насаждений.

Проверкой установлены нарушения действующего законодательства, в том числе положений Административного регламента, утвержденного постановлением Губернатора Приморского края от 04 октября 2016 г. № 71-пг, предписывающие порядок заключения договоров купли-продажи лесных насаждений: нарушены сроки заключения договоров, неполная документация об аукционах, нарушены сроки оформления актов приема-передачи лесных насаждений, отсутствуют наименования лесничеств, осмотры лесосек и прочее.

Ввиду неустранимости нарушений было предписано обеспечить принятие мер, направленных на соблюдение установленных требований при заключении договоров купли-продажи лесных насаждений.

Действия, которые следует совершить при исполнении такого рода требований, регламентируются приказом Рослесхоза от 19 июня 2018 г. № 503 (пункт 7.2).

Пунктом 12 предписания Департаменту лесного хозяйства Приморского края предписано в срок до 01 апреля 2019 г. обеспечить принятие мер, направленных на соблюдение установленных требований при проведении государственной экспертизы проектов освоения лесов (приняты заявления, заполненные с нарушением установленных требований; нарушен срок (30 дней) проведения экспертизы; масштаб тематических лесных карт не соответствует установленным требованиям).

Судами установлено, что в нарушение требований пунктов 5, 7 приказа Минприроды России от 26 сентября 2016 г. № 496 в принятых заявлениях отсутствуют обязательные данные юридического лица (банковские реквизиты, номер договора аренды, регистрационная запись договора), нарушен срок проведения экспертизы, масштаб тематических лесных карт не соответствует установленным требованиям.

На основании изложенного департаменту было предписано обеспечить принятие мер, направленных на соблюдение установленных требований при проведении государственной экспертизы проектов освоения лесов.

Действия, которые следует совершить при исполнении такого рода требований, регламентируются приказом Рослесхоза от 19 июня 2018 г. № 503 (пункт 7.2).

Пунктом 13 предписания Департаменту лесного хозяйства Приморского края предписано в срок до 01 июня 2019 г. обеспечить устранение допущенных при утверждении положительных заключений государственной экспертизы на проекты освоения лесов, разработанных с нарушением требований, установленных пунктами 31 и 33 состава проекта освоения лесов и порядка его разработки, утвержденного приказом Рослесхоза от 29 февраля 2012 г. № 69, а именно, при внесении изменений в проекты освоения лесов в части лесных участков, предоставленных по договорам аренды от 29 декабря 2008 г. № 250/29 (АО «Приморский горно-обогатительный комбинат»), от 15 сентября 2008 г. № 60/29 (ПМСК «Энергия»), от 26 ноября 2008 г. № 171/29 (ООО «Восточный»), от 27 ноября 2008 г. № 174/29 (ООО «ЯППИ») использовались материалы таксации лесов, не внесенные в установленном порядке в лесохозяйственный регламент Рощинского лесничества.

Отклоняя довод Департамента о том, что указанный пункт предписания не является четким, конкретным и обоснованным, судом указано на то, что в пункте прописано нарушение, обоснование нарушения и четкое требование устранения нарушения.

Пунктом 14 предписания Департаменту лесного хозяйства Приморского края предписано в срок до 31 декабря 2018 г. обеспечить привлечение к дисциплинарной ответственности должностных лиц, допустивших принятие лесных деклараций на 2016, 2017, 2018 годы (ООО «Кировсклес», в котором сведения по видам и объемам использования лесов не соответствуют договору аренды лесного участка и проекту освоения лесов).

Судами установлено, что срок исполнения данного пункта предписания истек и снят Рослесхозом с контроля (письмо от 21 мая 2019 г.).

При этом судами указано на то, что истечение сроков привлечения к дисциплинарной ответственности не свидетельствует о том, что на момент вынесения предписания указанное требование являлось необоснованным и неисполнимым.

Пунктом 14 предписания Департаменту лесного хозяйства Приморского края предписано в срок до 01 апреля 2019 г. обеспечить привлечение к установленной законом ответственности ООО «Фортуна», использующее леса по договору аренды лесного участка от 20 мая 2011 г. № 54/41 с нарушением установленных требований, а также принятие мер по устранению обществом выявленных нарушений, в том числе в форме выдачи соответствующих предписаний и (или) представлений, предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований (отчет об использовании лесов за 2017 год не подавался).

Проверкой установлено, что арендатор – ООО «Фортуна» предоставил отчет об использовании лесов за январь - декабрь 2017 года, составленный с нарушением требований приказа Минприроды России от 25 декабря 2014 г. № 573 «Об установлении Порядка представления отчета об использовании лесов и его формы, требований к формату отчета об использовании лесов в электронной форме», а именно, не указаны вид использования лесного участка, площадь участка, предоставленная в аренду.

При этом отчет об использовании лесов за 2017 год согласно приказу Минприроды России от 21 августа 2017 г. № 451 «Об утверждении перечня информации, включаемой в отчет об использовании лесов, формы и порядка представления отчета об использовании лесов, а также требований к формату отчета об использовании лесов в электронной форме» не подавался.

Указанное нарушение квалифицируется по статьям 8.25, 29.13 КоАП РФ.

Между тем, протокол уполномоченным должностным лицом составлен не был, в то время как правонарушение было выявлено 27 июня 2018 г.

Пунктом 17 предписания Департаменту лесного хозяйства Приморского края предписано в срок до 01 апреля 2019 г. обеспечить принятие мер, направленных на соблюдение установленных требований при внесении информации в единую государственную систему информации об учете древесины и сделок с ней (далее - ЕГАИС).

Отклоняя довод департамента о том, что граждане не обязаны вносить данные в ЕГАИС по договорам купли-продажи лесных насаждений, суды указали на то, что информация должна быть предоставлена органами государственной власти, осуществляющими в соответствии со статьями 81-83 Лесного кодекса Российской Федерации.

Согласно части 3 статьи 50.6 Лесного кодекса в целях обеспечения учета древесины, информации о сделках с ней, а также осуществления анализа, обработки представленной в нее информации и контроля за достоверностью такой информации создана Единая государственная автоматизированная информационная система учета древесины и сделок с ней (далее - ЕГАИС учета древесины и сделок с ней).

Информация в ЕГАИС учета древесины и сделок с ней представляется органами государственной власти, органами местного самоуправления, осуществляющими в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации полномочия по предоставлению лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду и заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими маркировку древесины, сделки с древесиной (часть 6 статьи 50.6 Лесного кодекса Российской Федерации).

Обязанность подавать декларацию о сделках с древесиной в форме электронного документа возложена на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, для которых в случае непредставления или несвоевременного представления декларации о сделках с древесиной наступает административная ответственность, предусмотренная статьей 8.28.1 КоАП РФ. Физические лица, приобретающие древесину, декларацию о сделках подавать не обязаны.

Согласно части 2 статьи 50.5, пунктом 8 части 9 статьи 50.6 Лесного кодекса Российской Федерации в ЕГАИС учета древесины и сделок с ней содержится указанная в декларациях о сделках с древесиной информация о лице, подавшем такую декларацию, а также о лице, в собственность которого отчуждается древесина.

В силу пункта 4 части 2 статьи 50.5 Лесного кодекса Российской Федерации в декларации о сделках с древесиной указываются также сведения о договоре, по которому приобретается или отчуждается древесина, в том числе наименования сторон этого договора.

Сделки с древесиной, заключенные с физическими лицами, декларируются в ЕГАИС учета древесины и сделок с ней в одностороннем порядке продавцом древесины - юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем.

Пунктами 2.1.39 и 2.1.47 Положения о Департаменте лесного хозяйства Приморского края, административный орган обеспечивает учет древесины, заготавливаемой гражданами для собственных нужд в соответствии с Лесного кодекса Российской Федерации и представляет в единую государственную автоматизированную информационную систему учета древесины и сделок с ней документированную информацию в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 415-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».

Следовательно, именно Департамент лесного хозяйства Приморского края обязан вносить в ЕГАИС информацию о сделке, совершенной между ним и физическим лицом.

Пунктом 20 предписания Департаменту лесного хозяйства Приморского края предписано в срок до 31 декабря 2018 г. обеспечить привлечение к дисциплинарной ответственности должностных лиц, допустивших нарушения при проведении работ по лесовосстановлению.

Судами установлено, что срок исполнения данного пункта предписания истек и снят Рослесхозом с контроля (письмо от 21 мая 2019 г.).

Пунктом 21 предписания Департаменту лесного хозяйства Приморского края предписано в срок до 01 апреля 2019 г. обеспечить принятие мер, направленных на недопущение использования нерайонированных семян лесных растений.

В нарушение требований пункта 4 статьи 65 Лесного кодекса Российской Федерации, пункта 5 Порядка использования районированных семян лесных растений основных лесных древесных пород, приказа Минприроды России от 17 сентября 2015 г. № 400, из представленных департаментом документов не предоставляется возможным определить происхождение семян.

Пунктом 22 предписания Департаменту лесного хозяйства Приморского края предписано в срок до 31 декабря 2018 г. обеспечить привлечение к дисциплинарной ответственности должностных лиц, допустивших нарушения при осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и при производстве по делам об административных правонарушениях, а также принятие мер, направленных на недопущение указанных нарушений.

Судами установлено, что срок исполнения данного пункта предписания истек и снят Рослесхозом с контроля (письмо от 21 мая 2019 г.), при этом истечение сроков привлечения к дисциплинарной ответственности не свидетельствует о том, что на момент вынесения предписания указанное требование являлось необоснованным и неисполнимым.

Пунктом 23 предписания Департаменту лесного хозяйства Приморского края предписано в срок до 01 ноября 2019 г. обеспечить перерасчет арендной платы по договорам аренды лесных участков с учетом выявленных нарушений и внесение в них изменений, а также доначисление недополученного дохода в федеральный бюджет в сумме 15 144,12 руб.

Отклоняя доводы департамента о том, что указанный пункт предписания фактически исполнен, анализ договоров произведен, нарушения устранены, суды указали на то, что указанное основание не является основанием для признания пункта незаконным и не свидетельствует о том, что на момент вынесения предписания указанное требование являлось необоснованным.

Пунктом 24 предписания Департаменту лесного хозяйства Приморского края предписано в срок до 01 ноября 2019 г. обеспечить принятие мер, направленных на соблюдение установленных требований при расчете платы по договорам купли-продажи лесных насаждений, а также начисление пени за просрочку платежей по договорам купли-продажи лесных насаждений в сумме 47,18 тыс. руб.

Отклоняя ссылки департамента на отсутствие расчетов, сведений о договорах, где требуется провести начисление пени, суды указали на то, что на странице 192 Акта проверки имеется таблица № 11.8, в которой отражены реквизиты договоров, наименование арендатора, суммы, поступившие в ФБ по факту и сумма, которая должна быть перечислена по договору с учетом применения коэффициента, в примечании отражено основания, по которым требуется применение указанного коэффициента 1,51.

Пунктом 25 предписания Департаменту лесного хозяйства Приморского края предписано в срок до 01 ноября 2019 г. обеспечить начисление неустойки по договорам аренды лесных участков за нарушение представления проектов освоения лесов для проведения государственной экспертизы на сумму 4350,0 тыс. руб., а также принятие мер, направленных на соблюдение арендаторами лесных участков установленных требований при использовании лесов в части разработки проектов освоения лесов.

Полная информация о договорах и о суммах по данным комиссии и по данным Департамента, недополученных суммах в ФБ, отражена в Акте проверки в таблице № 11.13 (стр. с 200 по 204).

В конце указанной таблицы сделан анализ о нарушении и отражены суммы, подлежащие начислению (стр. 204 Акта абз. 2 после таблицы) «...пени за 2016 год в сумме 46,81 тыс. руб., за 2017 год в сумме 0,37 тыс. руб.».

Таким образом, довод Департамента о неясности пункта и о его неисполнимости был отклонен судами как необоснованный.

Пунктом 27 предписания Департаменту лесного хозяйства Приморского края предписано в срок до 31 декабря 2018 г. обеспечить привлечение к дисциплинарной ответственности должностных лиц, допустивших нецелевое использование средств субвенций из федерального бюджета, а также принятие мер по недопущению указанных нарушений.

Пунктом 28 предписания Департаменту лесного хозяйства Приморского края предписано в срок до 31 декабря 2018 г. обеспечить привлечение к дисциплинарной ответственности должностных лиц, допустивших неэффективное использование средств субвенций из федерального бюджета, а также принятие мер по недопущению указанных нарушений.

Судами установлено, что срок исполнения данных пунктов предписания истекли и сняты Рослесхозом с контроля (письмо от 21 мая 2019 г.).

Пунктом 29 предписания Департаменту лесного хозяйства Приморского края предписано в срок до 01 апреля 2019 г. обеспечить принятие мер, направленных на соблюдение установленных требований при формировании, доведении и исполнении государственного задания, а также при предоставлении субсидии на финансовое обеспечение государственного задания (в 2016-2017 годах отсутствуют обоснованные расчета нормативных затрат на выполнение работ «Тушение лесных пожаров», «Предупреждение возникновения и распространения лесных пожаров, включая территорию ООПТ»...).

Судами указано на то, что ввиду неустранимости нарушений было предписано обеспечить принятие мер, направленных на соблюдение установленных требований при формировании, доведении и исполнении государственного задания, а также при предоставлении субсидии на финансовое обеспечение государственного задания в последующие периоды.

Действия, которые следует совершить при исполнении такого рода требований, регламентируются приказом Рослесхоза от 19 июня 2018 г. № 503 (пункт 7.2).

Кроме того, судами указано на то, что контроль за исполнением оспариваемого предписания, а также плана мероприятий, возложен на Департамент лесного хозяйства по Дальневосточному федеральному округу.

По истечении срока, предоставленного для исполнения Департаменту лесного хозяйства Приморского края, пунктов предписания Рослесхоза Департамент лесного хозяйства по Дальневосточному федеральному округу проводит проверку исполнения Департаментом лесного хозяйства Приморского края переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений по вопросу исполнения пунктов предписания, по итогу которой составляется Акт проверки.

Актом проверки от 22 апреля 2019 г. № 17 Департамент лесного хозяйства по Дальневосточному федеральному округу отчитался в Рослесхоз об исполнении Департаментом лесного хозяйства Приморского края требований пунктов: 1, 3, 12, 15, 16, 17, 19, 21, 24, 25, 26, 29 и просил Рослесхоз снять их с контроля.

Актом проверки от 28 июня 2019 г. № 32 Департамент лесного хозяйства по Дальневосточному федеральному округу отчитался в Рослесхоз об исполнении Департаментом лесного хозяйства Приморского края требований пунктов: 5, 6, 7, 8, 11, 13 и просил Рослесхоз снять их с контроля.

Письмом от 21 мая 2019 г. № ЕК-07-27/8831 Рослесхоз проинформировал Департамент о том, что в отношении пунктов 9, 14, 20 предписания принято решение о снятии с контроля.

Таким образом, на момент рассмотрения дела в суде первой инстанции Департаментом лесного хозяйства Приморского края были исполнены обжалуемые пункты 1, 3, 5, 6, 7, 8, 9, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 19, 20, 21, 24, 25, 26, 29.

Судами дана надлежащая оценка по каждому выявленному нарушению. Оснований для иной оценки у суда кассационной инстанции не имеется.

Довод Федерального агентства лесного хозяйства о пропуске ПСМК «Энергия» срока, предусмотренного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подлежит отклонению, поскольку судами установлено, что процессуальный срок для обращения в суд ПСМК «Энергия» соблюден. Рослесхозом не указана дата, с которой следует исчислять срок.

Иные доводы кассационных жалоб указывают на несогласие с выводами судов, сделанных на основании оценки представленных в материалы дела доказательств.

Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права с учетом доводов кассационной жалобы, а также проверкой соответствия выводов о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в компетенцию суда кассационной инстанции не входит переоценка представленных суду доказательств и сделанных на основании их оценки выводов.

Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.

При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационные жалобы - без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Заменить в порядке процессуального правопреемства Департамент лесного хозяйства Приморского края на Министерство лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края (ОГРН 1202500000339).

Решение Арбитражного суда города Москвы от 08 июля 2019 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 25 ноября 2019 г. по делу № А40-103909/19-146-901 оставить без изменения, кассационные жалобы Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края и Федерального агентства лесного хозяйства – без удовлетворения.

Председательствующий-судья                                                 Е.А.Ананьина

Судьи                                                                                                         И.Ю.Григорьева

                                                                                                          Е.Е.Шевченко