г. Москва
13.10.2021 Дело № А40-87469/2020
Резолютивная часть постановления объявлена 06.10.2021
Полный текст постановления изготовлен 13.10.2021
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Кузнецова В.В., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу – акционерного общества Техническая фирма «Ватт» – Тимофеевой С.П. (представителя по доверенности от 28.01.2021), Язовцевой И.А. (представителя по доверенности от 11.01.2021),
от Федеральной антимонопольной службы – Арслановой Л.А. (представителя по доверенности от 10.11.2020),
от Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия – извещена, представитель не явился,
рассмотрев 29.09.2021 – 06.10.2021 (объявлялся перерыв) в судебном заседании с использованием информационной системы «Картотека арбитражных дел» (онлайн-заседания) кассационную жалобу акционерного общества Техническая фирма «Ватт»
на решение от 20.10.2020
Арбитражного суда города Москвы,
на постановление от 18.06.2021
Девятого арбитражного апелляционного суда
по делу № А40-87469/2020
по заявлению акционерного общества Техническая фирма «Ватт»
к Федеральной антимонопольной службе
об оспаривании приказов в части,
третье лицо: Республиканская служба по тарифам Республики Мордовия,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество Техническая фирма «Ватт» (далее – общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительными приказов Федеральной антимонопольной службы (далее также – ФАС России, служба) от 27.02.2020 № 181/20 «Об отмене приказа Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия от 30.12.2019 № 232 «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии (мощности) на 2020 год» в части предписания Федеральной антимонопольной службы об исключении затрат необходимой валовой выручки общества» и от 13.05.2020 № 463/20 «Об отмене приказа Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия от 25.03.2020 № 18 «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии (мощности) на 2020 год».
В качестве третьего лица в деле участвует Республиканская служба по тарифам Республики Мордовия (далее также – орган регулирования).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 20.10.2020, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 18.06.2021, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе общество и пояснениях к ней просит отменить данные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права в связи с ненадлежащей, по мнению общества, оценкой доказательств, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам.
В судебном заседании представители общества поддержали доводы и требования кассационной жалобы, представитель ФАС России возражал против удовлетворения кассационной жалобы по доводам, изложенным в отзыве и пояснениях к нему
Республиканская служба по тарифам Республики Мордовия, извещенная о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своего представителя в заседание суда округа не направила, что с учетом положений части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) не признано препятствием для рассмотрения кассационной жалобы.
В приобщении к материалам дела поступивших от общества в электронном виде копий писем от 15.05.2020, от 18.05.2020 отказано ввиду отсутствия у суда кассационной инстанции в силу положений статьи 286 АПК РФ полномочий по сбору и оценке доказательств.
Изучив материалы дела, выслушав представителей общества и ФАС России, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, с учетом представленных пояснений к ним, суд округа пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемых судебных актов ввиду следующего.
Арбитражные суды установили, что оспариваемые приказы приняты ФАС России в порядке, предусмотренном Правилами отмены решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, а также решений органов местного самоуправления поселений или городских округов, принятых во исполнение переданных им полномочий по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию, в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2004 № 123 (далее – Правила № 123).
Основанием для отмены приказа Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия от 30.12.2019 № 232 «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии (мощности) на 2020 год» (далее – Приказ № 232), явилось превышение органом регулирования полномочий при утверждении размеров единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии (мощности) на территории Республики Мордовия.
Согласно пункту 81 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 (далее – Основы ценообразования), ФАС России устанавливаются предельные минимальные и (или) максимальные уровни тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, дифференцировано по субъектам Российской Федерации.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в рамках указанных предельных уровней в соответствии с методическими рекомендациями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой, устанавливают единые (котловые) тарифы.
В соответствии с абзацем 2 пункта 7 статьи 23.1 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике) решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов об утверждении им цен (тарифов), устанавливаемых выше максимального или ниже минимального уровня, установленного федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов, до принятия решения об установлении цен (тарифов) подлежит согласованию с данным федеральным органом исполнительной власти.
Порядок согласования на момент принятия приказа № 232 был утвержден приказом Федеральной службы по тарифам от 07.12.2004 № 236-э «Об утверждении Порядка согласования решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов об установлении тарифов на уровне выше максимального или ниже минимального уровня, установленного федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов».
Суды указали, что приказом № 232 были утверждены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Мордовия. Вместе с тем указанные единые (котловые) тарифы были определены Республиканской службой по тарифам Республики Мордовия выше максимального уровня, установленного приказом ФАС России от 14.11.2019 № 1508/19 «Об утверждении предельных минимальных и максимальных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые потребителям, не относящимся к населению и приравненным к нему категориям потребителей, по субъектам Российской Федерации на 2020 год» (далее – приказ № 1508/19). Приказ Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия регулирования об утверждении цен (тарифов), устанавливаемых на уровне выше максимального, определенного федеральным органом исполнительной власти в области регулирования цен (тарифов) в порядке, предусмотренном пунктом 7 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике, в адрес ФАС России направлен не был.
Согласно абзацу 6 пункта 7 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, принятое им с превышением полномочий, предусмотренных Законом об электроэнергетике, Основами ценообразования, подлежит отмене в соответствии с Правилами № 123.
Таким образом, как отметили суды, приказ № 181/20 был принят Федеральной антимонопольной службой вследствие нарушения Республиканской службой по тарифам Республики Мордовия установленного порядка согласования со ФАС России уровней цен (тарифов) в случае, если они установлены выше максимального уровня, определенного в приказе № 1508/19.
Отклоняя довод общества о том, что данный приказ ФАС России не является законным, поскольку был принят в отсутствие проверки Федеральной антимонопольной службой Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия, суды учли характер и особенности выявленных ФАС России нарушений, выразившихся в несоблюдении требований нормативных правовых актов, регулирующих порядок и процедуру установления регулируемых цен (тарифов), вследствие которого размер установленных тарифов не мог быть признан соответствующим действующему законодательству, нормы Закона об электроэнергетике, Правил № 123, Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331 (далее – Положение № 331).
Вопреки мнению общества, суды, отклоняя доводы общества о том, что оспариваемые приказы в данном случае могли быть приняты ФАС России только по результатам проверки, проведенной в отношении Республиканской службой по тарифам Республики Мордовия, также учли нормы Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государственных цен (тарифов), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543 (далее – Положение № 543).
Дополнительно суды отметили, что ФАС России, выявив при реализации своих полномочий нарушения, допущенные Республиканской службой по тарифам Республики Мордовия, не могла не принять с учетом приведенных положений меры, направленные на их устранение и предотвращение, в связи с чем была вправе рассмотреть вопрос об отмене соответствующего приказа Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия.
Суды также признали несостоятельными доводы общества о том, что предписания, содержащиеся в оспариваемых приказах ФАС России, являются различными, что, по мнению общества, свидетельствует об их незаконности, указав, что в рассматриваемом случае Федеральной антимонопольной службой при проверке исполнения Республиканской службой по тарифам Республики Мордовия положений приказа № 181/20 был выявлен ряд нарушений, допущенных Республиканской службой по тарифам Республики Мордовия, и выразившихся, в том числе в невыполнении предписаний, указанных в приказе № 181/20. При этом в соответствии с положениями статьи 21 Закона об электроэнергетике, пункта 5.3.2.2 Положения № 331, предписания ФАС России об устранении нарушений законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) являются обязательными для исполнения органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Отклоняя доводы общества в отношении отдельных статей затрат, суды указали, что в составе НВВ регулируемой организации без какого-либо обоснования учтены расходы за 2018 год на погашение процентов за пользование заемными денежными средствами в размере 896, 34 тыс. рублей. В экспертном заключении общества указано, что учет фактически привлеченных заемных средств в составе НВВ обусловлен целями исполнения инвестиционной программы общества.
Вместе с тем, как установили суды, Республиканской службой по тарифам Республики Мордовия не представлены документы, подтверждающие величину кредитных средств, отсутствует анализ кредиторской и дебиторской задолженности Общества, отсутствует анализ экономической обоснованности банковских процентов. Указанные обстоятельства послужили основанием для вывода ФАС России о необходимости произвести дополнительный анализ экономической обоснованности указанных затрат. ФАС России соответствующие расходы из числа НВВ регулируемой организации не были исключены.
Значения показателей финансовой устойчивости общества находятся в пределах их нормативных значений и свидетельствуют о стабильном финансовом состоянии предприятия, а также о значительной доле собственного капитала в формировании и обеспечении активов общества.
Рентабельность с продаж за 2018 год составила 13,84%. Чистая прибыль общества за 2018 год - 110,9 млн. рублей, в том числе по передаче электрической энергии - 68,3 млн. рублей.
Кредитные средства в качестве источника финансирования утвержденной инвестиционной программы общества на 2017 - 2018 годы отсутствуют.
В приказе № 128 отсутствует источник финансирования «кредиты».
Обществом инвестиционная программа за 2017 год фактически профинансирована на 82,9% от плана, за 2018 год - на 104,7%.
При этом, как указали суды, Федеральной антимонопольной службой выявлены реализованные мероприятия, не вошедшие в состав мероприятий, предусмотренных утвержденной инвестиционной программой общества. Также в инвестиционной программе учтен выкуп электрических сетей и приобретение земельных участков, следовательно, фактически привлеченные заемные средства на погашение процентов за пользование заемными денежными средствами в размере 896,34 тыс. рублей, которые учтены, как указано экспертами, в целях исполнения утвержденной инвестиционной программы общества, являются необоснованными.
Таким образом, как заключили суды, затраты на погашение банковских процентов в размере 896,34 тыс. рублей в составе НВВ общества учтены с нарушением пунктов 7, 16 Основ ценообразования.
Согласно пункту 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, экспертное заключение помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать анализ основных технико-экономических показателей за 2 предшествующих года, текущий год и расчетный период регулирования.
Основные технико-экономические показатели включают в себя отпуск электрической энергии в сеть, технологический расход электрической энергии при передаче ее по сетям (потери) и полезный отпуск потребителям.
Вместе с тем, как отметили суды, представленные в экспертном заключении органа регулирования по экономической обоснованности затрат на оказание услуг по передаче электрической энергии по электрическим сетям общества на 2020 год, структура баланса электрической энергии на 2017, 2018, 2019 и 2020 годы содержит данные исключительно о плановом полезном отпуске электрической энергии в отсутствие фактических показателей, что подтверждается положениями таблицы № 3, а структура мощности - исключительно данные о фактическом размере мощности в отсутствие планового размера (за 2018, 2019 годы), что свидетельствует о том, что Республиканской службой по тарифам Республики Мордовия в нарушение Приказа № 463/20 не был произведен необходимый сравнительный анализ данных показателей за два предшествующих года.
Под подконтрольными расходами в соответствии с Основами ценообразования понимаются расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, за исключением расходов на финансирование капитальных вложений, расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов, расходов на возврат и обслуживание заемных средств, в том числе направленных на финансирование капитальных вложений, расходов, связанных с арендой имущества, используемого для осуществления регулируемой деятельности, лизинговых платежей, расходов на оплату услуг (продукции), оказываемых организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, а также налогов и сборов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, расходов на оплату нормативных потерь в сетях.
В пункте 23 Правил № 1178 указано, что экспертное заключение помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать анализ экономической обоснованности расходов по статьям затрат.
Вместе с тем, как установили суды, в экспертном заключении отсутствует анализ плановых и фактических расходов общества, понесенных им за предшествующий долгосрочный период регулирования (2015 - 2019 годы), экономическое обоснование размера расходов по соответствующим статьям затрат общества. Отсутствие в экспертном заключении информации, которая достаточно определенно подтверждает экономическую обоснованность расходов регулируемой организации, является нарушением требований законодательства.
В соответствии с пунктом 26 Основ ценообразования регулирующие органы при определении расходов на оплату труда, включаемых в НВВ, размер фонда оплаты труда определяют с учетом отраслевых тарифных соглашений, заключенных соответствующими организациями, и фактического объема фонда оплаты труда и фактической численности работников в последнем расчетном периоде регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.
Суды указали, что общество участником отраслевого тарифного соглашения не является.
На предыдущий долгосрочный период регулирования расходы на оплату труда обществом были утверждены: в 2015 году - на уровне ПО 515, 35 тыс. рублей, в 2019 году - на уровне 145 446, 45 тыс. рублей, а на 2020 год - на уровне 161 261, 40 тыс. рублей (с ростом 11% относительно 2019 года).
Федеральной антимонопольной службой был проведен анализ размера средней заработной платы в иных ТСО на территории Республики Мордовия и размера средней заработной платы в обществе, по итогам которого было установлено их существенное различие.
Суды заключили, что Республиканской службой по тарифам Республики Мордовия в нарушение положений Основ ценообразования не был осуществлен анализ фактических расходов АО ТФ «ВАТТ» на оплату труда за весь предшествующий долгосрочный период регулирования, не указана их экономическая обоснованность, а также в экспертном заключении не был отражен анализ существенного отличия средней заработной платы в обществе и в других ТСО Республики Мордовия. Обществом, в свою очередь, не были представлены документы, обосновывающие фактические расходы на оплату труда в 2015 - 2019 годы. Более того, органом регулирования не были учтены данные раздельного учета расходов по данной статье затрат по видам деятельности общества, которое в соответствии с выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц помимо основного вида деятельности занимается пятью дополнительными видами деятельности.
Таким образом, как заключили суды, указанные обстоятельства правомерно послужили основанием для признания Федеральной антимонопольной службой необоснованным определенный Республиканской службой по тарифам Республики Мордовия размер расходов на оплату труда в обществе на соответствующий долгосрочный период регулирования (2020 - 2024 годы). В приказе № 463/20 верно указано, что расходы на обслуживание котельной в соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования подлежат исключению Республиканской службой по тарифам Республики Мордовия из базового уровня подконтрольных расходов на соответствующий долгосрочный период регулирования, поскольку они не относятся к основному виду деятельности общества - передача электрической энергии, и кроме того, являются экономически необоснованными. Представленные обществом в подтверждение указанных расходов договоры, заключенные не на торгах, без соответствующего расчета экономически обоснованного уровня затрат и подтверждения необходимого объема работ, не свидетельствуют о соблюдении положений пункта 7 Основ ценообразования.
При этом суды отметили, что тот факт, что все производственные и административные здания не подключены к системе централизованного теплоснабжения и отапливаются собственными газовыми котельными, не является основанием для включения в НВВ общества затрат на обслуживание котельных, поскольку пункт 5 Основ ценообразования устанавливает необходимость ведения раздельного учета организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, в частности, объема расходов на производство, передачу, сбыт электрической энергии и технологическое присоединение к электрическим сетям. Обществом данные раздельного учета представлены не были. Соответственно, Республиканской службой по тарифам Республики Мордовия недостатки, на которые было указано ФАС Росии, устранены не были.
Суды отметили, что расходы по статье «Затраты на экологию», как было указано в оспариваемых приказах ФАС России, также подлежат исключению из базового уровня подконтрольных расходов общества как не относящиеся к основному виду деятельности общества. Определенный Республиканской службой по тарифам Республики Мордовия размер затрат на экологию, кроме того, является необоснованным; их рост на 2020 год по сравнению с 2018 годом составляет 244%. Помимо этого, ФАС России правомерно указала на необходимость исключения Республиканской службой по тарифам Республики Мордовия затрат общества на экологию из числа подконтрольных расходов и учету их в качестве неподконтрольных расходов.
Не соглашаясь с доводами общества, суды также указали, что включение расходов на оплату членских взносов в СРО «Ассоциация строителей Мордовии» и некоммерческое партнерство «Альянс развитие» в НВВ общества противоречит статье 33 Закона об электроэнергетике, поскольку в составе НВВ подлежат учету взносы в НП «Совет рынка». Расходы на оплату членских взносов в иную некоммерческую организацию, в частности, в СРО «Ассоциация строителей Мордовии» и некоммерческое партнерство «Альянс развитие» не могут быть признаны экономически обоснованными, вследствие чего подлежат исключению из НВВ регулируемой организации. Кроме того, суды отметили, что требование по самостоятельному осуществлению хозяйствующим субъектом, оказывающим услуги по передаче электрической энергии, проектирования и строительства электросетевых объектов действующим законодательством не предусмотрено. Подобные хозяйствующие субъекты вправе заключать в указанных целях соответствующие гражданско-правовые договоры со специальными организациями. Соответственно, участие в саморегулируемых организациях общества для осуществления им деятельности по передаче электрической энергии не требуется. По итогам анализа представленного органом регулирования экспертного заключения Федеральной антимонопольной службой было установлено, что анализ фактических неподконтрольных расходов обществом за предшествующий долгосрочный период регулирования органом регулирования не произведен.
Согласно пункту 27 Основ ценообразования расходы на амортизацию основных средств определяются в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.
Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов для расчета тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, определяются на уровне, равном сумме отношений стоимости амортизируемых активов регулируемой организации к сроку полезного использования таких активов, принадлежащих ей на праве собственности или ином законном основании, применяемых в сфере оказания услуг по передаче электрической энергии.
Следовательно, при расчете экономически обоснованного размера амортизации на плановый период регулирования органом регулирования помимо отнесения активов общества к соответствующей амортизационной группе и определения их стоимости должен быть определен срок их полезного использования.
Срок полезного использования наряду с основными данными об объекте основных средств, способе начисления амортизации и т.д. указывается в инвентарной карточке объекта основных средств, которая в соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13.10.2003 № 91н «Об утверждении методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств должна быть сформирована на каждый объект основных средств, имеющийся на балансе организации».
Вместе с тем учтенных Республиканской службой по тарифам Республики Мордовия в подтверждение размера затрат по статье «Амортизация основных средств» документов, представленных Обществом, недостаточно.
В экспертных заключениях отсутствует надлежащий пообъектный расчет амортизационных отчислений, данные о фактических амортизационных отчислениях с указанием амортизационных групп в соответствии с Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы», что в своей совокупности не позволяет включить указанный органом регулирования размер расходов по статье затрат «амортизационные отчисления» в размер НВВ на соответствующий период регулирования.
Кроме того, пунктом 27 Основ ценообразования не предусмотрена возможность включения в размер НВВ организации амортизационных затрат на плановый ввод основных средств, в связи с чем учет в числе амортизационных затрат расходов на плановый ввод основных средств противоречит нормам тарифного законодательства.
Вопреки доводам общества, суды указали, что учет амортизационных отчислений в составе НВВ допустим только в отношении объектов, находящихся на балансе организации, в противном случае учет затрат на плановый ввод основных средств привел бы к тому, что в состав НВВ могли бы быть включены затраты на амортизацию основных средств, фактический ввод которых в эксплуатацию, вместе с тем, ничем бы подтвержден не был.
В основу утверждения затрат на аренду объектов электросетевого хозяйства и земельных участков органом регулирования согласно экспертному заключению положены представленные Обществом договоры аренды.
Расходы на аренду помещений, аренду транспорта и аренду земельных участков определяются регулирующим органом в соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования; расходы на аренду объектов электроэнергетики, иных объектов производственного назначения, в том числе машин и механизмов, которые участвуют в процессе снабжения электрической энергией потребителей, - исходя из величины амортизации, налога на имущество и иных установленных законодательством обязательных платежей, связанных с владением имущества, переданным в аренду.
Вместе с тем, как отметили суды, размер затрат по статье «Плата за аренду» установлен Республиканской службой по тарифам Республики Мордовия, вопреки доводам общества, в отсутствие, в частности, пообъектного перечня арендованного имущества, актов приема-передачи основных средств, инвентарных карточек учета основных средств, сформированных арендодателями при приобретении объектов электросетевого хозяйства с указанием их первоначальной стоимости и полезного срока использования, копий налоговых деклараций и иных документов, подтверждающих уплату обязательных платежей по соответствующим договорам аренды и др. Следовательно, размер расходов общества по аренде объектов электросетевого хозяйства и земельных участков в соответствующем размере не подтвержден.
Вопреки доводам общества, суды указали, что пунктом 38 Основ ценообразования прямо предусмотрено, что расходы, связанные с финансовой арендой имущества (лизинговые платежи), используемого организациями для осуществления регулируемой деятельности, могут рассматриваться регулирующими органами только в качестве источника финансирования инвестиционных программ.
В данном случае у общества имеется утвержденная в установленном порядке инвестиционная программа с источником финансирования «лизинговые платежи». Размер же лизинговых платежей, учтенный органом регулирования в составе НВВ общества, превышает размер лизинговых платежей, содержащийся в инвестиционной программе, более чем в два раза.
Под инвестиционным проектом в соответствии с Правилами утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 № 977, понимается вложение инвестиций в сооружение (изготовление, создание, приобретение, реконструкцию, модернизацию (модификацию) и (или) техническое перевооружение) объектов основных средств и (или) нематериальных активов и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.
Суды установили, что в инвестиционную программу общества на 2013 - 2017 годы, утвержденную приказом Министерства энергетики и тарифной политики Республики Мордовия от 20.04.2012 № 31, в 2013 году приказом Министерства энергетики и тарифной политики Республики Мордовия от 20.03.2012 № 6 было добавлено мероприятие «Выкуп электрических сетей комплексной застройки жилыми домами в районе р. Тавлы (сети электроснабжения 1-го микрорайона)». Объем финансирования указанного мероприятия с 2013 по 2017 годы утвержден в размере 59, 385 млн. рублей.
Аналогичное мероприятие включено и в инвестиционную программу общества на 2015 - 2019 годы, утвержденную приказом Министерства энергетики и тарифной политики Республики Мордовия от 15.08.2014 № 42, срок реализации мероприятия – 2015 – 2017 годы.
Объем финансирования данного мероприятия с 2015 по 2019 годы утвержден в размере 30,104 млн. рублей.
Вместе с тем, как указали суды, отчеты о реализации инвестиционной программы на 2013 и 2014 годы на официальном сайте общества отсутствуют.
Более того, ФАС России в письме от 12.07.2019 № ИА/59932/19 «О невозможности учета в необходимой валовой выручке территориальных сетевых организаций затрат на приобретение (выкуп) объектов электросетевого хозяйства», направленном в адрес органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов), было указано, что появление в инвестиционных программах территориальных сетевых организаций инвестиционных проектов по приобретению (выкупу) основных средств (сетевых активов) и учет соответствующих расходов (на приобретение) в тарифах на оказание услуг по передаче электрической энергии может приводить к повторному учету инвестиции, которые ранее уже были осуществлены, и, как следствие, к необоснованному росту цен (тарифов).
В связи с чем инвестиционные проекты (титулы) в рамках формирования (корректировок) инвестиционных программ для территориальных сетевых организаций, связанные с приобретением (выкупом) объектов электросетевого хозяйства у иных собственников, не должны включаться в инвестиционные программы, как расходы источником финансирования которых являются тарифы на услуги по передаче электрической энергии, и, как следствие, учитываться в тарифах. Иное означало бы возможность включения в тарифы территориальных сетевых организаций неограниченного количества средств на приобретение всех иных территориальных сетевых организаций или их электросетевого имущества, которое в свою очередь, может быть осуществлено неоднократно.
Как заключили суды, изложенное явилось основанием для включения в приказ № 463/20 положений и необходимости исключения из НВВ общества на 2020-2024 годы затрат по выкупу объектов электросетевого хозяйства. Вопреки указаниям службы органом регулирования затраты по выкупу электросетевых активов были исключены только за 2017 год, затраты на 2013-2016 годы исключены не были.
Суды установили, что органу регулирования приказом № 463/20 было предписано исключить из НВВ общества затраты на приобретение земельных участков в размере 550, 06 тыс. рублей как экономически необоснованные, при этом указывалось на необходимость расшифровать перечень оборудования, приобретенного на общую сумму 3 990, 76 тыс. рублей и, следовательно, установить размер данных затрат, исходя из соответствующего перечня оборудования общества, которое подтверждало бы необходимость приобретения земельных участков именно на такую сумму. Иначе имела бы место ситуация, при которой в тариф по передаче электрической энергии могли бы быть включены затраты на приобретение земельных участков, использование которых осуществлялось бы не в соответствии с регулируемым видом деятельности общества.
Суды отметили, что требование ФАС России о необходимости проведения Республиканской службой по тарифам Республики Мордовия систематического наблюдения и анализа за использованием инвестиционных ресурсов, включенных в регулируемые государством цены (тарифы) за период с 2015 по 2019 годы, обусловлено тем, что в представленных в ФАС России документах отсутствовали соответствующие отчеты органа регулирования. Обязанность органа регулирования приложить к делу об установлении цен (тарифов) отчеты о проведении систематического наблюдения и анализа за использованием инвестиционных ресурсов закреплена пунктом 22 Положения № 543. Республиканской службой по тарифам Республики Мордовия, вопреки требованиям ФАС России, соответствующие отчеты представлены не были.
Отклоняя довод общества о наличии в экспертном заключении ссылки на акт проверки от 28.09.2018 № 18, составленный Республиканской службой по тарифам Республики Мордовия в ходе осуществления плановой проверки, суды указали, что Положением № 543 прямо закреплена обязанность органа регулирования по составлению отчета, форма которого также содержится в Положении № 543.
Пунктом 37 Основ ценообразования установлено, что в течение долгосрочного периода регулирования регулирующие органы ежегодно в соответствии с Методическими указаниями осуществляют корректировку НВВ и (или) цен (тарифов), установленных на долгосрочный период регулирования, с учетом, в том числе отклонения совокупного объема инвестиций, фактически осуществленных в течение истекшего периода регулирования в рамках утвержденной (скорректированной) в установленном порядке долгосрочной инвестиционной программы, от объема инвестиций, предусмотренного утвержденной (скорректированной) в установленном порядке до начала очередного года долгосрочного периода регулирования инвестиционной программой, учтенного при установлении тарифов на очередной год долгосрочного периода регулирования.
Суды отметили, что Республиканской службой по тарифам Республики Мордовия по итогам реализации инвестиционной программы общества за 2018 год была произведена корректировка НВВ на 2020 год, но вместе с тем корректировка инвестиционной программы по итогам 2018 года, предусмотренная пунктом 11 Методических указаний, Республиканской службой по тарифам Республики Мордовия не произведена и не отражена в экспертном заключении. Также не была произведена корректировка НВВ на 2019 год по итогам реализации инвестиционной программы за 2017 год, НВВ на 2018 год - по итогам реализации инвестиционной программы за 2016 год.
В соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования регулирующие органы принимают меры по исключению из расчетов при установлении регулируемых цен (тарифов) экономически необоснованных доходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, полученных в предыдущем периоде регулирования, с учетом средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предоставленных таким организациям при осуществлении ими регулируемой деятельности.
Суды указали, что Республиканской службой по тарифам Республики Мордовия в экспертных заключениях отражены не были и в ФАС России также представлены не были сведения о фактическом размере предоставленных обществу субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также сведения о произведенных органом регулирования корректировках НВВ общества с учетом фактического размера предоставленных обществу субсидий.
По мнению коллегии судей суда округа, выводы судов первой и апелляционной инстанций по настоящему делу основаны на обстоятельствах, установленных в результате оценки имеющихся в материалах дела доказательств, доводов лиц, участвующих, с соблюдением требований АПК РФ, и на правильном применении норм материального права с учетом установленных обстоятельств. Оснований полагать, что судами при рассмотрении дела не были учтены обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, не имеется.
Доводы кассационной жалобы общества, направленные на иную, чем у судов оценку обстоятельств дела, не могут быть приняты как состоятельные, поскольку их переоценка находится за пределами полномочий арбитражного суда кассационной инстанции, определенных положениями статей 286, 287 АПК РФ.
Оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для отмены обжалуемых судебных актов не усматривается.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 20.10.2020 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 18.06.2021 по делу № А40-87469/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий судья Е.Е. Шевченко
Судьи В.В. Кузнецов
Р.Р. Латыпова