610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Киров | Дело № А28-7908/2019 |
30 января 2020 года
Резолютивная часть постановления объявлена января 2020 года .
Полный текст постановления изготовлен января 2020 года .
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кононова П.И.,
судей Волковой С.С., Ившиной Г.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Свиридовой А.А.,
при участии в судебном заседании представителей:
представителей заявителя – Кабановой Н.Л., действующей на основании доверенности от 24.05.2019, Климова Е.Ю., действующего на основании доверенности от 24.05.2019.
представителя ответчика – Коротышевой Т.В., действующей на основании доверенности от 09.01.2020, представлен документ о высшем юридическом образовании,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства лесного хозяйства Кировской области на решение Арбитражного суда Кировской области от 14.10.2019 по делу № А28-7908/2019
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Закат» (ИНН:4335003970; ОГРН: 1134312000844)
к Министерству лесного хозяйства Кировской области (ИНН:4345164254; ОГРН:1074345003963)
при участии в деле третьего лица: Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (ОГРН: 1027700221450; ИНН: 7710256289) -,
о признании незаконным решения органа исполнительной власти,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Закат» (далее – заявитель, ООО «Закат», Общество) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением о признании незаконным решения Министерства лесного хозяйства Кировской области (далее – ответчик, Министерство) об отказе в проведении лесоустроительного совещания, формализованного в письме от 29.04.2019 № 4383-58-04-03, а также об обязании ответчика провести лесоустроительное совещание.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее – третье лицо, Минприроды России).
Решением Арбитражного суда Кировской области от 14.10.2019 заявленные требования удовлетворены.
Министерство с принятым решением суда первой инстанции не согласно, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Обществом требований в полном объеме, ссылаясь на неправильное применение судом норм права. Заявитель жалобы настаивает на том, что в данном случае основания для организации лесоустроительного совещания отсутствуют в связи с недостаточным сроком, прошедшим после проведения предыдущей таксации лесов на спорном лесном участке.
Более подробно позиция Министерства со ссылками на положения действующего законодательства и конкретные обстоятельства дела раскрыта в апелляционной жалобе.
ООО «Закат» в отзыве на апелляционную жалобу возражает против приваженных в ней доводов и опровергает их, находит обжалуемое решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а жалобу – без удовлетворения.
Минприроды России мотивированный отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Третье лицо своих представителей в судебное заседание не направил, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 24.12.2019 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» 25.12.2019 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителя третьего лица.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 20.10.2008 между Департаментом лесного хозяйства Кировской области (арендодатель) и сельскохозяйственным производственным кооперативом - колхозом «Петруненский» (арендатор) в порядке приведения договоров в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации (далее - ЛК РФ) заключен договор аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, № 7.27 (л.д.43-51), предметом которого является предоставление арендатору во временное владение и пользование лесного участка, определенного в пункте 2 названного договора, для использования в целях заготовки древесины.
Срок действия договора определен с даты его государственной регистрации по 10.12.2047 (пункт 20 договора аренды).
По акту приема-передачи от 20.10.2008 лесной участок принят арендатором.
В результате реорганизации сельскохозяйственного производственного кооператива - колхоза «Петруненский» в форме выделения, а впоследствии преобразования его правопреемником и арендатором по договору является ООО «Закат», что подтверждается выписками из Единого государственного реестра юридических лиц, передаточным актом от 01.12.2012 (л.д.41).
В соответствии с постановлением Правительства Кировской области от 25.06.2015 № 45/335 Департамент лесного хозяйства Кировской области переименован в Министерство.
Письмом от 09.04.2019 ООО «Закат» обратилось к Министерству с заявлением о проведении первого лесоустроительного совещания для рассмотрения основных технических и организационных вопросов таксации лесов в связи с планируемой в 2019 году таксацией лесов, пояснив, что предыдущая таксация проводилась в 2015 году (л.д.39).
Письмом от 29.04.2019 № 4383-58-04-13 Министерство, ссылаясь на пункт 31 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Минприроды России от 29.03.2018 № 122 (далее - Приказ № 122), предусматривающей периодичность проведения таксации лесов 10 лет, отказало Обществу в организации проведения лесоустроительного совещания по мотиву недостаточности срока, прошедшего после проведения предыдущей таксации лесов на арендуемых заявителем лесных участках (л.д.40).
Полагая, что обозначенный отказ в проведении лесоустроительного совещания не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, Общество обратилось в Арбитражный суд Кировской области с соответствующим заявлением (л.д.7-13).
Придя к выводу о наличии совокупности условий, предусмотренных статьями 198, 201 АПК РФ, суд первой инстанции удовлетворил заявленное требование, признав оспариваемый Обществом отказ в проведении лесоустроительного совещания незаконным. При этом арбитражный суд, ссылаясь на положения статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), исходил из того, что положения Приказа № 122, изменившие редакцию пункта 31 Инструкции, не могут применяться к материалам таксации, проведенной в 2015 году на рассматриваемом лесном участке.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее,заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции исходя из нижеследующего.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».
При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности его принятия, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Согласно статье 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1). Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (часть 2).
В соответствии с частями 1, 4 статьи 2 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ) лесное законодательство состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. Федеральные органы исполнительной власти издают нормативные правовые акты, регулирующие лесные отношения, в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 3 ЛК РФ лесное законодательство регулирует отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, лесоразведения (лесные отношения).
Имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, лесных насаждений, древесины и иных добытых лесных ресурсов, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами (часть 2 статьи 3 ЛК РФ).
Статьей 12 ЛК РФ предусмотрено, что освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности (часть 1).
Согласно статье 71 ЛК РФ лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора аренды в случае предоставления лесного участка в аренду (пункт 2 части 1). К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом (часть 4).
Из обстоятельств дела усматривается, что ООО «Закат» является арендатором лесного участка в соответствии с договором аренды от 20.10.2008 № 7.27, предоставленного для заготовки древесины.
В силу части 9 статьи 29 ЛК РФ правила заготовки древесины и особенности заготовки древесины в указанных в статье 23 настоящего Кодекса лесничествах устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение названной нормы Приказом Минприроды России от 13.09.2016 № 474 утверждены Правила заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 ЛК РФ (далее – Правила № 474), согласно раздела II которых в целях заготовки древесины проводится отвод части площади лесного участка, предназначенного в рубку (далее - лесосека), а также таксация лесосеки, при которой определяются количественные и качественные характеристики лесных насаждений и объем древесины, подлежащей заготовке (пункт 17). Отвод и таксация лесосек осуществляются гражданами и юридическими лицами, осуществляющими заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков (пункт 18).
Таксация лесов является составной частью лесоустройства, правила проведения которого устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (статьи 67, 68 ЛК РФ).
В соответствии с положениями статьи 69.1 ЛК РФ таксация лесов проводится для выявления, учета и оценки количественных и качественных характеристик лесных ресурсов (часть 1). По результатам проведения таксации лесов оформляются карточки таксации, составляются таксационные описания и картографические материалы по лесным участкам. В частности при таксации лесов определяются основные характеристики лесных ресурсов, например, преобладающие и сопутствующие древесные породы, диаметр, высота и объем древесины, лесорастительные условия (часть 2 статьи 69.1 ЛК РФ).
Как установлено судом первой инстанции, в 2015 году ООО «Закат» за свой счет проведены работы по таксации лесов на лесных участках, принятых им в аренду по договору аренды. Материалы таксации лесов были введены в действие приказами Министерства от 21.05.2015 № 98 и № 100; лесоустроительная документация внесена в государственный лесной реестр. Данные обстоятельства участвующими в деле лицами не оспариваются.
В обозначенный период правила проведения лесоустройства, содержащие требования к составу, методам, способам и точности выполнения лесоустроительных работ в лесах, расположенных на землях лесного фонда, землях особо охраняемых природных территорий, землях обороны и безопасности и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, были установлены Лесоустроительной инструкцией, утвержденной приказом Рослесхоза от 12.12.2011 № 516 (далее – Инструкция № 516).
По смыслу пункта 5 указанной Инструкции арендатор лесного участка вправе по своей инициативе провести лесоустроительные работы и таксацию лесов на арендованном лесном участке.
Согласно пункту 68 Инструкции № 516 перед началом и по окончании работ по таксации лесов проводятся лесоустроительные совещания. Лесоустроительные совещания организуются заказчиком работ по таксации лесов.
На основании Приказа Рослесхоза от 28.12.2017 № 787 «О признании утратившим силу приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 12 декабря 2011 г. № 516» Инструкция № 516 признана утратившей силу с 04.05.2018.
Приказом Минприроды России от 29.03.2018 № 122 «Об утверждении Лесоустроительной инструкции» в соответствии с частью 2 статьи 67 ЛК РФ утверждена новая Лесоустроительная инструкция (далее – Инструкция № 122).
Согласно пункту 9 указанной Инструкции для обеспечения выполнения работ, оказания услуг по лесоустройству проводятся лесоустроительные совещания перед началом (далее - первое лесоустроительное совещание) и по окончанию (далее - второе лесоустроительное совещание) работ (абзац 1).
Лесоустроительные совещания при выполнении лесоустройства на землях лесного фонда проводятся уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений, а на землях иных категорий (в лесах, расположенных на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, а также на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса) проводятся органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса (абзац 2).
Приведенной нормой также определен перечень вопросов, которые рассматриваются на первом и втором лесоустроительном совещании (абзацы 9, 20).
Решения, принятые на совещаниях, фиксируются в протоколах лесоустроительных совещаний (абзац 21 пункта 9 Инструкции № 122).
Пунктом 31 Инструкции № 122 установлена периодичность проведения таксации лесов, а именно: а) для объектов работ, на которых использование расчетной лесосеки превышает 50%, а также на которых таксация лесов выполнена по первому таксационному разряду лесов - 10 лет; б) для объектов работ, на которых таксация лесов выполнена по второму и третьему таксационным разрядам лесов - 15 лет; в) для резервных лесов - 20 лет.
Анализ вышеприведенных положений позволяет прийти к выводу о том, что в связи с принятием Инструкции № 122 был изменен порядок организации лесоустроительных совещаний.
Действовавшее в 2015 году (год проведения заявителем прежней таксации) лесное законодательство не содержало требований к периодичности проведения лесоустройства на территории лесничества, и поэтому обязанность у арендатора проводить очередную таксацию леса именно через 10 лет, то есть в 2025 году объективно отсутствовала.
Отказывая Обществу в проведении первого лесоустроительного совещания, Министерство сослалось на положения новой Инструкции № 122 (пункт 31), действующей с 04.05.2018.
Между тем, как верно учтено судом первой инстанции в обжалуемом решении, в силу статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
В этой связи апелляционная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что требования Инструкции № 122 изменившие редакцию пункта 31, не подлежат применению к материалам таксации проведенной ООО «Закат» в 2015 году на рассматриваемом лесном участке.
При этом суд апелляционной инстанции также учитывает, что в Инструкции № 122 отсутствуют отсылочные положения о порядке исчисления 10 летнего срока для проведения лесоустроительного совещания с момента предыдущей таксации. Следовательно, условия об их периодичности применимы к таксации лесов, проведенной после 04.05.2018. В рассматриваемой ситуации таких обстоятельств не выявлено.
На основании изложенного оспариваемое решение Министерства об отказе в проведении лесоустроительного совещания по мотивам, изложенным в письме от 29.04.2019, не отвечает требованиям действующего законодательства и, как следствие, нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, оценив представленные в дело доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ во взаимной связи с положениями подлежащего применению законодательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае имелась предусмотренная статьями 198, 201 АПК РФ совокупность условий, необходимых для признания изложенного в письме от 29.04.2019 № 4383-58-04-03 решения ответчика об отказе в организации лесоустроительного совещания незаконным, в связи с чем суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования заявителя.
Оснований для иных выводов из имеющихся материалов дела, при действующем нормативно-правовом регулировании спорных правоотношений, не усматривается.
С учетом изложенного доводы заявителя жалобы об обратном суд апелляционной инстанции находит ошибочными, основанными на неправильном толковании норм материального права применительно к фактическим обстоятельствам дела.
Ссылка Министерства в обоснование своей правовой позиции на пояснения Минприроды России от 23.09.2019 (л.д.93-95) не принимается апелляционным судом, поскольку, как указано уполномоченным органом в названном письме, вопрос применения пункта 31 Инструкции № 122 к ранее возникшим договорным отношениям не является предметом соответствующих разъяснений. Кроме того, данное письмо не является нормативным правовым актом, обязательным для исполнения субъектами лесных отношений.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда первой инстанции, не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а сводятся к иному, чем у суда, толкованию норм права и оценке обстоятельств дела, фактически направлены на их переоценку, данную судом надлежащим образом, и не могут рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Кировской области от 14.10.2019 по делу № А28-7908/2019 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 АПК РФ и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Оснований для взыскания с ответчика государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы не имеется согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового Кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Кировской области от 14.10.2019 по делу № А28-7908/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства лесного хозяйства Кировской области – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Кировской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий | П.И. Кононов |
Судьи | С.С. Волкова Г.Г. Ившина |