610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Киров | Дело № А28-8204/2018 |
25 марта 2019 года
Резолютивная часть постановления объявлена марта 2019 года .
Полный текст постановления изготовлен марта 2019 года .
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сандалова В.Г.,
судей Кормщиковой Н.А., Шаклеиной Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Федотовой Ю.А.,
при участии в судебном заседании:
представителя истца Тухбаевой Е.Б., действующей на основании доверенности от 22.06.2018,
представителя ООО «АМГ-Инвест» Тухбаевой Е.Б., действующей на основании доверенности от 22.02.2019,
представителя Министерства транспорта Кировской области Шиховой Е.А., действующей на основании доверенности от 05.12.2018,
представителя Государственного учреждения - отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по г.Москве и Московской области Порудчиковой О.В., действующей на основании доверенности от 09.11.2018,
представителя Пенсионного фонда Российской Федерации Ветлугаевой О.П., действующей на основании доверенности от 29.10.2018,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства транспорта Кировской области
на решение Арбитражного суда Кировской области от 13.12.2018 по делу № А28-8204/2018, принятое судом в составе судьи Погудина С.А.,
по иску акционерного общества «Авиа Менеджмент Груп» (ИНН 7706563054, ОГРН 1047797045108)
к Кировской области в лице Министерства транспорта Кировской области (ИНН 4345110989, ОГРН 1054316677601,
Российской Федерации в лице Федеральной налоговой службы (ИНН 7707329152, ОГРН 1047707030513),
Государственному учреждению - Пенсионный фонд Российской Федерации (ИНН 7706016118, ОГРН 1027700220624,
Государственному учреждению - отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по г.Москве и Московской области (ИНН 7703363868, ОГРН 1027703026075),
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Государственное учреждение - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации № 10 по г.Москве и Московской области (ИНН 7701319704, ОГРН 1027701022788), Инспекция Федеральной налоговой службы № 9 по г.Москве (ИНН 7709000010, ОГРН 1047709098315) Министерство финансов Кировской области (ИНН 4347015963, ОГРН 1034316505497),
о взыскании 4 383 152 руб. 50 коп.,
установил:
акционерное общество «Авиа Менеджмент Груп» (далее – истец, АО «Авиа Менеджмент Груп», общество) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с исковым заявлением к Кировской области в лице Министерства транспорта Кировской области (далее – Кировская область, Министерство транспорта Кировской области, Министерство) и к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании солидарно 4 383 152 рублей 50 копеек убытков.
К участию в деле в качестве соответчиков по ходатайству истца привлечены Государственное учреждение - Пенсионный фонд Российской Федерации (далее – ПФ РФ), Государственное учреждение - отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по г.Москве и Московской области (далее – ГУ-отделение Пенсионного фонда РФ по г.Москве и Московской области), также истец на основании пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации с учетом ее толкования, данного в пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» известил Федеральную налоговую службу как главного распорядителя бюджетных средств в спорных правоотношениях о времени и месте судебного разбирательства в качестве надлежащего представителя Российской Федерации в настоящем споре (далее – Российская Федерация, ФНС).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Государственное учреждение - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации № 10 по г.Москве и Московской области, Инспекция Федеральной налоговой службы № 9 по г.Москве, Министерство финансов Кировской области (далее соответственно – ГУ Пенсионного фонда РФ № 10 по г.Москве и Московской области, ИФНС № 9 по г.Москве, Министерство финансов Кировской области).
Решением Арбитражного суда Кировской области от 13.12.2018 взыскано с Кировской области в лице Министерства транспорта Кировской области за счет казны Кировской области в пользу АО «Авиа Менеджмент Груп» 4 383 152 руб. 50 коп. убытков и 44 916 руб. расходов по уплате государственной пошлины. В удовлетворении иска к Российской Федерации в лице Федеральной налоговой службы, ГУ-Пенсионный фонд Российской Федерации, ГУ-отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по г.Москве и Московской области отказано.
Министерство транспорта Кировской области с принятым решением суда несогласно, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить.
По мнению заявителя жалобы, судом сделан ошибочный вывод о том, что возникшие у истца недополученные доходы обусловлены установлением льгот или преимуществ по провозной плате (пункт 5 статьи 790 ГК РФ) и подлежат возмещению независимо от возможности предоставления перевозчиком формальных доказательств соответствия установленным нормативными правовыми актами требованиям (статья 16.1 ГК РФ, пункт 16 постановления Пленума ВС РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»). Исходя из буквального толкования, льготы (преимущества) по провозной плате - это полное или частичное освобождение от провозной платы (ее компенсация), устанавливаемые для отдельных определенных категорий пассажиров в целях оказания им социальной поддержки. В тоже время, как следует из Порядка (пункт 1) целью предоставления субсидий является формирование региональной воздушной сети воздушных перевозок и достижение определенных показателей государственной программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы». Таким образом, судом применены нормы материального права, не подлежащие применению при разрешении данного спора, так как специальные тарифы, установленные истцом в соответствии с заключенным с Федеральным агентством воздушного транспорта соглашением от 16.05.2017 № 107-11-040, не являются установленными льготами или преимуществами по провозной плате, а являются расчетной величиной, используемой исключительно для расчета размера субсидии. Необходимо было руководствоваться статьей 16 ГК РФ и установить незаконность действий Министерства. Судом установлена невозможность заключения соглашения Министерства с истцом в связи с не предоставлением последним необходимых документов, предусмотренных Порядком предоставления субсидий из областного бюджета российским организациям воздушного транспорта на осуществление региональных воздушных перевозок пассажиров отправлением с территории Кировской области и формирование региональной маршрутной сети, утвержденным постановлением Правительства Кировской области от 08.08.2017 № 405-П, что подтверждает законность действий Министерства и отсутствие необходимых оснований для обязания Кировской области в лице Министерства к возмещению вреда. Судом не учтены положения пункта 18 постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 № 23. Также судом должно было быть учтено, что даже факт заключения между Министерством и истцом соглашения, регламентирующего порядок определения объема и оплаты неполученных доходов, подлежащих возмещению в связи с реализацией, установленных в соответствии с федеральным нормативным правовым актом специальных тарифов, не могло бы являться само по себе основанием для удовлетворения требования о взыскании неполученных доходов с Кировской области.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу просит решение первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
ГУ-Пенсионный фонд РФ в отзыве на апелляционную жалобу просит решение первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
ГУ-отделение Пенсионного фонда РФ по г.Москве и Московской области в отзыве на апелляционную жалобу просит решение первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
ИФНС № 9 по г.Москве в отзыве на апелляционную жалобу просит решение первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представители заявителя жалобы, истца, ПФ РФ, ГУ-отделение Пенсионного фонда РФ по г.Москве и Московской области поддержали доводы и возражения, изложенные в апелляционной жалобе и отзывах на нее.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 19.02.2019 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» 20.02.2019 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ). На основании указанной статьи стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
ФНС, Министерство финансов Кировской области, ГУ Пенсионного фонда РФ № 10 по г.Москве и Московской области явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей указанных лиц по имеющимся материалам.
От истца и общества с ограниченной ответственностью «АМГ-Инвест» (далее – ООО «АМГ-Инвест») поступило ходатайство о замене первоначального истца – АО «Авиа Менеджмент Груп» его правопреемником ООО «АМГ-Инвест» в связи с состоявшейся уступкой требования.
Согласно части 1 статьи 48 АПК РФ в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
Из общего смысла нормы статьи 48 АПК РФ следует, что процессуальное правопреемство представляет собой переход процессуальных прав и обязанностей от одного лица к другому в связи с материальным правопреемством.
Для этого необходимо подтвердить выбытие лица из того правоотношения, в котором оно является стороной по делу, и передачу им соответствующих прав его правопреемнику в случаях, предусмотренных данной нормой закона.
Истец и новый кредитор в своем ходатайстве сослались на то, что требования, являющиеся предметом рассмотрения в настоящем деле, были уступлены АО «Авиа Менеджмент Груп» (первоначальный кредитор) другому лицу – ООО «АМГ-Инвест» (новый кредитор) на основании договора уступки требования (цессии) № 5 от 11.02.2019.
Также в материалы представлено соглашение о прекращении взаимных обязательств зачетом встречных однородных требований от 14.02.2019, заключенное АО «Авиа Менеджмент Груп» (сторона 2) и ООО «АМГ-Инвест» (сторона 1), согласно которому стороны прекращают взаимные обязательства путем проведения зачета встречных однородных требований, возникших у стороны 1 к сторон 2 на основании договоров финансовой аренды (лизинга) № 1029 от 01.10.2012, № 1026 от 01.10.2012, № 591 от 09.08.2013, договора уступки требования (цессии) № 4 от 11.02.2019 (задолженность в сумме 4 428 068 руб. 50 коп.); требование стороны 2 к стороне 1 возникло на основании договора уступки требования (цессии) № 5 от 11.02.2019 (задолженность в размере 4 428 068 руб. 50 коп.).
Поступившие возражения о том, что исковые требования не могут быть уступлены, поскольку являются субсидией, отклоняются апелляционным судом, поскольку как следует из материалов дела, исковые требования заявлены о взыскании убытков, а не сумм субсидий.
С учетом вышеизложенного, проанализировав представленные документы, суд находит заявление ООО «АМГ-Инвест» и АО «Авиа Менеджмент Груп» о замене стороны истца правопреемником подлежащим удовлетворению.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.2013 № 1242 утверждены Правила предоставления субсидий из федерального бюджета организациям воздушного транспорта на осуществление региональных воздушных перевозок пассажиров на территории Российской Федерации и формирование региональной маршрутной сети (далее – Правила № 1242).
АО «Авиа Менеджмент Груп» согласно пункту 6 Правил № 1242 подало в Федеральное агентство воздушного транспорта заявление о готовности осуществлять в 2017 году региональную воздушную перевозку пассажиров на условиях софинансирования по субсидируемым маршрутам, в том числе Киров-Нижний Новгород, Киров-Уфа, Киров-Пермь, как софинансируемые Кировской областью (далее – спорные маршруты).
Приказами Федерального агентства воздушного транспорта от 22.12.2016 № 1026, от 14.07.2017 № 571-П утвержден перечень субсидируемых маршрутов, в том числе вышеуказанные маршруты.
Федеральное агентство воздушного транспорта и АО «Авиа Менеджмент Груп» заключили соглашение о предоставлении субсидии в 2017 году от 16.05.2017 № 107-11-040 (Т.1, л.д.-25-44), которым предусмотрено предоставление субсидий из федерального бюджета в целях возмещения недополученных доходов общества, связанных с осуществлением воздушной перевозки пассажиров в салонах экономического класса по специальному тарифу. В соглашение вошли три вышеуказанных маршрута в качестве софинансируемых Кировской областью с 20.02.2017.
В период с февраля по сентябрь 2017 года истец осуществлял рейсы по маршрутам Киров-Пермь, Киров-Нижний Новгород, Киров-Уфа, что подтверждено представленными суду заданиями на полет и загрузочными ведомостями с отметками соответствующего аэропорта.
Общество обращалось в Министерство транспорта Кировской области с письмами от 14.03.2017, от 11.04.2017, от 11.05.2017, от 09.06.2017, от 04.07.2017, от 04.08.2017, от 12.09.2017, от 03.10.2017, в которых просило возместить часть затрат по организации рейсов по маршрутам Киров-Пермь, Киров-Нижний Новгород, Киров-Уфа, к которым прилагало расчеты размера субсидий, отчеты о количестве фактически выполненных рейсов, реестры перевозочных документов, а также счета-фактуры (Т.1, л.д.-95-150).
Министерство транспорта Кировской области в письмах от 17.03.2017, от 17.04.2017, от 27.07.2017 указало на временное отсутствие правовых оснований для принятия документов о возмещении затрат (Т.1, л.д.-161-163).
В письме от 07.06.2017 Министерство транспорта Кировской области сообщило об увеличении лимитов бюджетных обязательств, выделенных на возмещение недополученных доходов от осуществления региональных воздушных перевозок в текущем году по специальному тарифу по спорным маршрутам, просил возобновить авиаперевозки (Т.1, л.д.-160).
АО «Авиа Менеджмент Груп» в письме от 26.09.2017 уведомило Министерство транспорта Кировской области о подписании дополнительного соглашения № 107-11-040/1 к соглашению о предоставлении субсидии в 2017 году с Федеральный агентством воздушного транспорта и просило направить в его адрес подписанное со стороны Кировской области соглашение о предоставлении региональных субсидий для проведения взаиморасчетов.
В ответном письме от 27.09.2017 Министерство транспорта Кировской области указало на перечень документов, предоставление которых предусмотрено Постановлением Правительства Кировской области от 08.08.2017 № 405-П для заключения соглашения, направило проект соглашения и просило представить документы согласно перечню.
В целях получения сведений об отсутствии задолженности по расчетам с бюджетом для представления их с пакетом документов для заключения соглашения истец обращался в ИФНС № 9 по г.Москве, откуда было получено требование № 86805 (Т.1, л.д.-167, 168) по состоянию на 09.08.2017 об уплате задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 4 квартал 2016 года, а также справка от 22.08.2017 по состоянию на 01.08.2017 с указанием на наличие указанных обязательств перед бюджетом (Т.1, л.д.-169).
Полагая, что налоговый орган располагает недостоверными сведениями о состоянии расчетов, истец обратился в ГУ Пенсионного фонда РФ № 10 по г.Москве и Московской области за разъяснениями, откуда получил письмо № 210-ПУ-2-И-ОК (Т.1, л.д.-173) о том, что отделением ПФ РФ по г.Москве и Московской области была осуществлена выгрузка первичных сведений в УФНС по г.Москве и 07.12.2017 получен протокол с кодом ошибки.
Истец неоднократно запрашивал сведения о состоянии расчетов с бюджетом. При этом истцом также получено требование № 106739 по состоянию на 17.10.2017 об уплате долга по страховым взносам за 4 квартал 2016 года.
Считая, что данные сведения являются недостоверными, истец обратился в УФНС России по городу Москве с жалобой от 11.10.2017 на неправомерные действия ИФНС № 9 по г.Москве по выставлению требования об уплате задолженности по страховым взносам за 4 квартал 2016 года.
В письме от 26.12.2017 УФНС по г.Москве сообщило о рассмотрении обращения, указав, что предъявленные ранее требования № 86805 и 106739 являются недействительными ввиду отсутствия задолженности (Т.1, л.д.-193, 194).
Истец обратился в Министерство транспорта Кировской области с письмом от 10.05.2018 (Т.1, л.д.-266, 267) о заключении соглашения на возмещение затрат авиаперевозчика на 2017 год, к которому приложил справку об отсутствии задолженности перед бюджетом.
В ответном письме от 31.05.2018 (Т.1, л.д.-268) Министерство транспорта Кировской области сообщило о том, что в связи с отсутствием у АО «Авиа Менеджмент Груп» подтверждения надлежащего выполнения обязательств перед бюджетом соглашение о предоставлении субсидии не было заключено, основания для выделения дополнительных средств областного бюджета в 2018 году на предоставлении субсидии за 2017 год, а также для заключения соглашения не имеется.
Истец, посчитав, что соглашение о предоставлении субсидии не было заключено с Кировской областью по причине представления недостоверных сведений о наличии задолженности по уплате страховых взносов, обратился в Арбитражный суд Кировской области с настоящим иском.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, и, заслушав участвующих в судебном заседании лиц, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решение суда, исходя из нижеследующего.
Согласно пунктам 1 и 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) за перевозку грузов, пассажиров и багажа взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами.
В случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета.
Как разъяснено в пункте 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» (далее – Постановление № 23), в случаях, когда публично-правовое образование в правовых актах, принимаемых во исполнение законов, установивших льготы, предусматривает последующую компенсацию не полученной от потребителей платы, неисполнение этой обязанности по компенсации влечет возникновение убытков у лица, реализовавшего товары (выполнившего работы, оказавшего услуги) по льготным ценам или без получения платы от потребителя. Если действие закона, предоставляющего льготы, не было приостановлено полностью или частично законом о бюджете на очередной год (пункт 4 статьи 83 БК РФ) и требования истца являются обоснованными по существу, суммы убытков могут быть взысканы с публично-правового образования независимо от того, предусмотрены ли соответствующие средства в законе о бюджете.
Статьями 12 и 15 ГК РФ определено, что возмещение убытков является одним из способов защиты гражданских прав, подразумевающим полную компенсацию расходов, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления права. Одним из ключевых условий возмещения убытков является противоправность поведения причинителя вреда.
В соответствии со статьей 16.1 ГК РФ в случаях и в порядке, которые предусмотрены законом, ущерб, причиненный личности или имуществу гражданина либо имуществу юридического лица правомерными действиями государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, а также иных лиц, которым государством делегированы властные полномочия, подлежит компенсации.
Как разъяснено в пункте 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» (далее – Постановление № 25), возможность компенсации вреда, причиненного правомерными действиями государственных органов, в частности, предусмотрена пунктом 5 статьи 790 ГК РФ.
Публично-правовое образование, предусматривая льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, принимает на себя обязанность в порядке и на условиях, предусмотренных соответствующими нормативно-правовыми актами компенсировать перевозчику его расходы, возникшие в связи с осуществлением такой перевозки. При этом перевозчик, фактически осуществлявший перевозки с взиманием льготной провозной платы, имеет право на компенсацию своих расходов при условии соответствия требованиям, которые установлены нормативно-правовым актом, определяющим условия предоставления субсидий в соответствующий период, вне зависимости от возможности представления формальных доказательств соответствия на момент обращения за возмещением субсидий.
Право авиаперевозчика на возмещение части недополученных доходов от осуществления региональных воздушных перевозок пассажиров на территории Российской Федерации предусмотрено Правилами № 1242 (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.2013 № 1242), которые также определяют порядок его реализации.
Кроме того, названные Правила № 1242 предусматривают утверждение комиссией Министерства транспорта Российской Федерации с участием представителей Федерального агентства воздушного транспорта перечня субсидируемых маршрутов на основании представленных авиаперевозчиками заявлений, а также заключение с перевозчиками договора о предоставлении субсидий, предусматривающего обязанности авиаперевозчика обеспечить продажу билетов по стоимости, не превышающей размера специального тарифа, на все места в салоне экономического класса на воздушные перевозки по субсидируемым маршрутам, а также осуществлять воздушные перевозки по субсидируемому маршруту в соответствии с заявлением.
Правительство Кировской области постановлением от 08.08.2017 № 405-П утвердило Порядок предоставления субсидий из областного бюджета российским организациям воздушного транспорта на осуществление региональных воздушных перевозок пассажиров отправлением с территории Кировской области и формирование региональной маршрутной сети (далее – Порядок № 405-П).
По пункту 1.2 Порядка № 405-П получателями субсидии из областного бюджета на осуществление региональных воздушных перевозок пассажиров отправлением с территории Кировской области и формирование региональной маршрутной сети (далее – субсидии) являются российские организации воздушного транспорта (далее – авиаперевозчики): осуществляющие региональные воздушные перевозки пассажиров отправлением с территории Кировской области по софинансируемым маршрутам, включенным в соответствии с приложением в перечень субсидируемых маршрутов в порядке, определенном постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.2013 № 1242 «О предоставлении субсидий из федерального бюджета организациям воздушного транспорта на осуществление региональных воздушных перевозок пассажиров на территории Российской Федерации и формирование региональной маршрутной сети». Перечень субсидируемых маршрутов утверждается Федеральным агентством воздушного транспорта и размещается на официальном сайте Росавиации; имеющие лицензию на осуществление деятельности по перевозкам воздушным транспортом пассажиров (за исключением случая, когда указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя); заключившие с Федеральным агентством воздушного транспорта договор (соглашение) о предоставлении субсидии из федерального бюджета организациям воздушного транспорта на осуществление региональных воздушных перевозок пассажиров на территории Российской Федерации и формирование региональной маршрутной сети.
В силу пунктов 2.1 и 2.2 Правил № 405-П соглашение о предоставлении из областного бюджета субсидий российским организациям воздушного транспорта на осуществление региональных воздушных перевозок пассажиров отправлением с территории Кировской области и формирование региональной маршрутной сети (далее – соглашение) заключается авиаперевозчиком с министерством транспорта Кировской области (далее – Министерство) в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Кировской области и определяет формы отчетности, порядок и сроки ее представления, права и обязанности сторон, ответственность сторон за нарушение условий, целей и порядка, порядок и основания его досрочного расторжения, показатели результативности предоставления субсидии, иные условия в соответствии с действующим законодательством. Субсидии предоставляются Министерством авиаперевозчикам в пределах, утвержденных в установленном порядке на данные цели бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств на текущий финансовый год.
В пункте 2.3 Правил № 405-П указаны требования, которым должен соответствовать авиаперевозчик на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение соглашения, в том числе отсутствие неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно пункту 2.3.6 Правил № 405-П субсидии предоставляются при соблюдении следующих условий: при наличии заключенного между авиаперевозчиком и Министерством соглашения, указанного в пункте 2.1 настоящего Порядка; при соблюдении авиаперевозчиком порядка предоставления отчетности, предусмотренного соглашением, указанным в пункте 2.1 настоящего Порядка; при осуществлении воздушных перевозок с территории Кировской области по софинансируемым маршрутам согласно приложению; при наличии договора о предоставлении субсидии из федерального бюджета между авиаперевозчиком и Федеральным агентством воздушного транспорта; при осуществлении авиаперевозчиком перевозок по тарифу на перевозку одного пассажира в одном направлении на все места в салоне экономического класса по субсидируемым маршрутам, размер которого с учетом налога на добавленную стоимость не превышает размер специального тарифа, установленного постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.2013 № 1242; при отсутствии задолженности по налоговым платежам и страховым взносам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации по состоянию на 1-е число месяца обращения за субсидией (далее – задолженность). В случае наличия задолженности на указанную дату субсидия предоставляется при погашении авиаперевозчиком этой задолженности и предоставлении главному распорядителю бюджетных средств в срок не позднее даты перечисления субсидии документов, подтверждающих такую уплату, либо при условии направления субсидии на погашение задолженности в размере, не превышающем сумму задолженности; при перечислении (уплате) авиаперевозчиком в полном объеме начисленных и удержанных сумм налога на доходы физических лиц по состоянию на 1-е число месяца обращения за субсидией; при размере среднемесячной заработной платы авиаперевозчика не ниже двух минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом; при отсутствии просроченной задолженности по выплате заработной платы работникам авиаперевозчика по состоянию на 1-е число месяца обращения за субсидией.
Пунктом 2.4 Правил № 405-П установлено, что для заключения соглашения авиаперевозчики представляют в Министерство документы, подтверждающие выполнение требований на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение соглашения, в том числе справку Управления Федеральной налоговой службы, подтверждающую отсутствие у авиаперевозчика неисполненных обязательств по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
По пункту 2.6 Правил № 405-П для получения субсидии авиаперевозчик ежемесячно, не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным, представляет в Министерство расчет субсидии и отчет о количестве выполненных рейсов с приложением реестра перевозочных документов, подтверждающих выполнение воздушных перевозок по специальному тарифу.
Основанием для отказа в предоставлении субсидии является нарушение сроков предоставления документов, определенных пунктом 2.6 настоящего Порядка, или непредставление (представление не в полном объеме) документов, определенных пунктом 2.6 настоящего Порядка, недостоверность представленной получателем субсидии информации, нарушение установленных соглашением требований и сроков, а также отсутствие бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств (неиспользованного остатка лимитов бюджетных обязательств) на текущий финансовый год на данные цели (пункт 2.9 Правил № 405-П).
В качестве приложений к Правилам утверждены перечень софинансируемых маршрутов, в который вошли маршруты Киров-Нижний Новгород, Киров-Уфа, Киров-Пермь, а также размеры субсидий.
Исходя из изложенного, Постановлением № 405-П определены условия и порядок предоставления субсидий российским организациям воздушного транспорта на осуществление региональных воздушных перевозок пассажиров отправлением с территории Кировской области по специальным тарифам.
Из письма Министерства транспорта Кировской области от 31.05.2018 № 1249-48-0603 усматривается, что в бюджете Кировской области в 2017 году предусматривались бюджетные ассигнования на государственную поддержку организациям воздушного транспорта, в том числе на предоставление субсидий на воздушные перевозки пассажиров с отправлением с территории Кировской области в общей сумме 8,35 млн.руб.
Следовательно, субсидирование авиаперевозок по специальным тарифам не было прекращено в спорный период.
На момент обращения с заявлением о заключении соглашения о предоставлении субсидии в Министерство транспорта Кировской области перевозчик соответствовал необходимым требованиям, предусмотренным указанными выше Правилами № 405-П.
Иное из материалов дела не следует.
Истец в 2017 году не мог представить справку об отсутствии неисполненных обязательств по уплате платежей, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, в связи с тем, что налоговыми органами предоставлялись некорректные сведения.
Доказательств обратного также не представлено.
Материалами настоящего дела подтверждается осуществление истцом перевозки пассажиров на основании заключенного с Федеральным агентством воздушного транспорта соглашения по специальным тарифам. Получение истцом субсидий из федерального бюджета в связи с осуществлением данной деятельности лицами, участвующими в деле не оспаривается.
В период осуществления перевозок истец представлял Министерству транспорта Кировской области предусмотренные Правилами № 405-П документы отчетности, которые являлись достаточными для подтверждения права на возмещение, расчет и выплату субсидий.
На протяжении всего периода осуществления данной деятельности истец соответствовал требованиям, предусмотренным указанным нормативно-правовым актом.
Основания для отказа в предоставлении субсидий, предусмотренные Постановлением № 405-П отсутствовали.
Справкой № 76271 от 17.07.2017 подтверждается отсутствие у истца задолженности по налогам, сборам и страховым взносам в 2017 году, в том числе за 2016 год.
Документально данный факт заявителем жалобы не опровергнут.
Таким образом, невозможность заключения соглашения с Министерством транспорта Кировской области и, следовательно, фактического получения субсидии явились следствием исключительно отсутствия у истца установленного Правилами № 405-П доказательства соответствия требованию пункта 2.3.1 Правил, которые он не мог получить по независящим от него причинам.
Принимая во внимание изложенного, общество имеет право на возмещение неполученных доходов от осуществления авиаперевозок по субсидируемым маршрутам в 2017 году в части, софинансируемой Кировской областью.
При таких обстоятельствах, требование о возмещении убытков являлось обоснованным.
Иные выводы основаны на неверном толковании норм права.
При этом констатация противоправности действий органов данного публично-правового образования не требуется, поскольку в рассматриваемом случае подлежат применению нормы статьи 16.1 ГК РФ в их толковании, данном в пункте 16 Постановления № 25.
Как разъяснено в пунктах 16-19 Постановления № 23 ответчиком по делам о взыскании убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, является соответствующее публично-правовое образование, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков.
Таким образом, убытки подлежат взысканию с Кировской области в лице Министерства транспорта Кировской области.
Выводы суда документально заявителем жалобы не опровергнуты.
С учетом изложенного, основания для отмены обжалуемого судебного акта отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 48, 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л:
произвести замену истца с акционерного общества «Авиа Менеджмент Груп» (ИНН 7706563054, ОГРН 1047797045108) на общество с ограниченной ответственностью «АМГ-Инвест» (ИНН 7706598515, ОГРН 1057748883334).
Решение Арбитражного суда Кировской области от 13.12.2018 по делу № А28-8204/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства транспорта Кировской области – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Кировской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий | В.Г. Сандалов |
Судьи | Н.А. Кормщикова Е.В. Шаклеина |