НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Кировской области от 05.09.2019 № А28-1620/19

ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Киров

Дело № А28-1620/2019

06 сентября 2019 года

Резолютивная часть постановления объявлена сентября 2019 года .

Полный текст постановления изготовлен сентября 2019 года .

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Хоровой Т.В.,

судей Великоредчанина О.Б., ФИО1,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Кочуровой М.М.,

при участии в судебном заседании:

представителя ответчика: ФИО2, действующей на основании доверенности от 28.05.2019№ 04/130,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения – Кировского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации

на решение Арбитражного суда Кировской области от 17.06.2019, с учетом определения от 05.08.2019, по делу №А28-1620/2019, принятое судом в составе судьи Двинских С.А.,

по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО3 (ИНН: <***>, ОГРН: <***>)

к Государственному учреждению – Кировскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации

(ИНН: <***>, ОГРН: <***>)

о признании частично недействительным решения от 14.11.2018 № 1332, 

установил:

индивидуальный предприниматель ФИО3 (далее - ИП ФИО3, Предприниматель, страхователь) обратился с заявлением в Арбитражный суд Кировской области к Государственному учреждению – Кировскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее – Фонд, Отделение) о признании частично недействительным решения от 14.11.2018 № 1332.

Решением Арбитражного суда Кировской области от 17.06.2019, с учетом определения от 05.08.2019 об исправлении опечатки, заявленные требования удовлетворены.

Фонд с принятым решением суда не согласился и обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, полагая, что суд первой инстанции неверно истолковал действующее законодательство, положения которого свидетельствуют об отсутствии оснований для учета районного коэффициента при определении размера пособия, так как МРОТ, принимаемый за средний заработок работника, не должен увеличиваться на районный коэффициент.

Поэтому заявитель апелляционной жалобы считает, что решение от 17.06.2019 подлежит отмене, поскольку при его принятии суд первой инстанции неправильно применил нормы материального права и неверно оценил фактические обстоятельства дела.

ИП ФИО3 представил возражения на апелляционную жалобу, в которых указал на несогласие с изложенными в жалобе доводами, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения.

Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 24.07.2019 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» 25.07.2019 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). На основании указанной статьи стороны надлежащим образом уведомлены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы.

ИП ФИО3 в судебное заседание апелляционного суда 05.09.2019 не явился, своего представителя не направил, просит рассмотреть жалобу в отсутствие своих представителей.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей ИП ФИО3

В судебном заседании апелляционного суда 05.09.2019 представитель Отделения поддержал доводы апелляционной жалобы.

Законность решения Арбитражного суда Кировской области от 17.06.2019,  с учетом определения от 05.08.2019, проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, при обращении ИП ФИО3 за выделением средств на выплату страхового обеспечения за период с 01.05.2018 по 30.06.2018Отделением была проведена камеральная проверка, по результатам которой установлен факт расходов с нарушением требований Закона № 255-ФЗ в сумме 2 322,41 руб., в том числе, за счет средств ФСС в сумме 1 760,87 руб., о чем составлен акт от 17.10.2018 № 4006/А-ВНиМ и 14.11.2018 принято решение № 1332 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, произведенных с нарушением законодательства Российской Федерации, в сумме 1 760,87 руб. (в том числе: за май 2018 – 561,54 руб., за июнь 2018 – 1 199,33 руб.).

ИП ФИО3 с решением Фонда в части отказа в принятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения ФИО4 в сумме 1 199,33 руб. (ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет) не согласился и обратился с заявлением в суд.

Арбитражный суд Кировской области, руководствуясь Федеральными  законами от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании  на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее – Закон № 255-ФЗ) и от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (далее – Закон № 81-ФЗ), Положением об особенностях порядка исчисления пособий (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2007 № 375, далее – Положение № 375), статьями 139, 315 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 17.10.1988 №546/25-5, требования страхователя признал обоснованными.

Второй арбитражный апелляционный суд, изучив доводы жалобы, выслушав представителя Отделения, исследовав материалы дела, не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.

Порядок исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком установлен Законом № 255-ФЗ и Положением № 375.

Пособие по уходу за ребенком выплачивается застрахованным лицам (матери, отцу, другим родственникам, опекунам), фактически осуществляющим уход за ребенком и находящимся в отпуске по уходу за ребенком, со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста полутора лет.

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается в размере 40%  среднего заработка застрахованного лица, но не менее минимального размера этого пособия, установленного Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».

В случае ухода за двумя и более детьми до достижения ими возраста полутора лет размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком, исчисленный в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суммируется. При этом суммированный размер пособия не может превышать 100 процентов среднего заработка застрахованного лица, определенного в порядке, установленном статьей 14 настоящего Федерального закона, но не может быть менее суммированного минимального размера этого пособия (части 1, 2 статьи 11.2 Закона № 255-ФЗ).

Статьей 15 Закона № 81-ФЗ установлен размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком:

- 1 500 рублей по уходу за первым ребенком и 3 000 рублей по уходу за вторым ребенком и последующими детьми - лицам, указанным в абзацах шестом - восьмом части первой статьи 13 настоящего Федерального закона;

- 40 % среднего заработка, на который начисляются страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, - лицам, указанным в абзаце втором части первой статьи 13 настоящего Федерального закона. При этом минимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком не может быть менее размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком, выплачиваемого лицам, указанным в абзацах шестом - восьмом части первой статьи 13 настоящего Федерального закона;

В районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, минимальный и максимальный размеры указанного пособия определяются с учетом этих коэффициентов.

В случае ухода за двумя и более детьми до достижения ими возраста полутора лет размер пособия, исчисленный в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи, суммируется. При этом суммированный размер пособия, исчисленный исходя из среднего заработка (дохода, денежного довольствия), не может превышать 100 процентов размера указанного заработка (дохода, денежного довольствия), но не может быть менее суммированного минимального размера пособия.

Статьей 4.2 Закона № 81-ФЗ предусмотрен порядок индексации и перерасчета государственных пособий гражданам, имеющим детей. Один раз в год с 1 февраля текущего года исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год в соответствии с коэффициентом индексации, определяемым Правительством Российской Федерации, индексируются, в том числе, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, выплачиваемое лицам, указанным в абзацах шестом - восьмом части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, минимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком, выплачиваемого лицам, указанным в абзаце втором части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, минимальный и максимальный размеры ежемесячного пособия по уходу за ребенком, выплачиваемого лицам, указанным в абзацах третьем и пятом части первой статьи 13 настоящего Федерального закона.

Согласно статье 5 Закона № 81-ФЗ размеры государственных пособий гражданам, имеющим детей, в районах и местностях, где установлены районные коэффициенты к заработной плате, определяются с применением этих коэффициентов, которые учитываются при исчислении указанных пособий в случае, если они не учтены в составе заработной платы.

На основании части 1 статьи 14 Закона № 255-ФЗ пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности.

В средний заработок, исходя из которого исчисляется пособие по временной нетрудоспособности, включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица, на которые начислены страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (часть 2 статьи 14 Закона № 255-ФЗ).

В силу статьи 315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.

Положениями статьи 139 ТК РФ определено, что для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат.

Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 17.10.1988 № 546/25-5 введен районный коэффициент в размере 1,15, в  к заработной плате рабочих и служащих на предприятиях, в организациях и учреждениях, расположенных в Афанасьевском, Белохолуницком, Богородском, Верхнекамском, Даровском, Зуевском, Кирово-Чепецком, Куменском, Лузском, Мурашинском, Омутнинском, Нагорском, Опаринском, Подосиновском, Слободском, Унинском, Фаленском, Халтуринском, Юрьянском районах Кировской области и в городе Кирове.

В соответствии с пунктом 11(1) Положения № 375 в случае, если застрахованное лицо в периоды, указанные в пунктах 6 и 11 настоящего Положения № 375, не имело заработка, а также в случае, если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия, принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая.

В районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, исчисленные застрахованному лицу исходя из минимального размера оплаты труда, размеры пособий определяются с учетом этих коэффициентов.

В случаях, указанных в пункте 11(1) настоящего Положения № 375, а также лицам, добровольно вступившим в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, ежемесячное пособие по уходу за ребенком определяется исходя из минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая (для лиц, работающих на момент наступления страхового случая на условиях неполного рабочего времени, - пропорционально продолжительности рабочего времени). При этом средний дневной заработок не рассчитывается и коэффициент 30,4 не применяется (пункт 23 Положения № 375).

  Следовательно, в целях исчисления спорного пособия районный коэффициент, как гарантированная государством выплата компенсационного характера за работу в особых климатических условиях, подлежит учету в том же порядке, что и при определении фактической заработной платы работника.

Это предполагает, что минимальный размер оплаты труда, который применяется в случаях, установленных частью 2 статьи 11.2 Закона № 255-ФЗ, для целей сравнения со средним заработком работника, из которого районный коэффициент не исключается, также подлежит увеличению на соответствующий районный коэффициент.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, спорная сумма 1 199,33 руб., не принятая Отделением к зачету, является разницей между суммой пособия, выплаченной ФИО4 (работник ИП ФИО3) за июнь 2018 (12 362,33 руб.) и минимальным размером оплаты труда, установленным законодательством на дату начисления пособия (11 163 руб.), который, по мнению заявителя апелляционной жалобы, при начислении пособия следует применять без учета районного коэффициента.

С 01.06.2018 работнику Предпринимателя ФИО4 предоставлен отпуск по уходу за детьми: ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ г.р. и ФИО6 ДД.ММ.ГГГГ г.р.

Работодатель назначил ФИО4 пособие по уходу за двумя детьми в возрасте до полутора лет в сумме 12 362,33 руб. (суммированный размер пособия), в том числе: в сумме 5 134,98 руб. по уходу за ФИО5 (первый ребенок) и 7 227,35 руб. по уходу за ФИО6 (второй ребенок).

Средний заработок ФИО4 составил 1 334,86 руб. в месяц, что меньше МРОТ, поэтому пособие следует исчислять по правилам части 1.1 статьи 14 Закона № 255-ФЗ (исходя из МРОТ на день наступления страхового случая), что сторонами не оспаривается.

ИП ФИО3 определил размер пособия на первого ребенка из расчета 40% от МРОТ на 01.06.2018, который с 01.05.2018 Федеральным законом от 07.03.2018 № 41-ФЗ установлен в размере 11 163 руб. в месяц (11 163 руб. х 40% = 4465,20 руб.), увеличенного на районный коэффициент 1,15, что  составило 5134,98 руб.

При сравнении с минимальным размером пособия на первого ребенка (3142,33 руб.), увеличенного на районный коэффициент 1,15 (3 616,68 руб.) получается, что исчисленный размер пособия на первого ребенка (5 134,98 руб.) не ниже минимального размера пособия на первого ребенка (3 616,68 руб.), соответственно, размер пособия на первого ребенка составляет 5 134,98 руб.

Поскольку минимальный размер пособия на второго ребенка по состоянию на 01.05.2018 составлял 6 284,65 руб., а с учетом районного коэффициента – 7227,35 руб., что превышало 40% от МРОТ с учетом районного коэффициента (5134,98 руб.), размер пособия на второго ребенка равен минимальному размеру пособия на второго ребенка, увеличенного на районный коэффициент – 7 227,35 руб.

При суммировании пособий на двоих детей получится12 362,33 руб. (5134,98 руб. + 7 227,35 руб.).

 При таких обстоятельствах и с учетом изложенных выше норм права апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о правомерности учета ИП ФИО3 районного коэффициента для целей исчисления спорного пособия, что соответствует статьям 5, 15 Закона № 81-ФЗ и пункту 11.1 Положения № 375.

Довод Фонда об отсутствии оснований для учета районного коэффициента при определении размера пособия, так как МРОТ, принимаемый за средний заработок работника, не должен увеличиваться на районный коэффициент, апелляционный суд признает несостоятельным, так как страховой случай наступает в отношении лица, проживающего и осуществляющего трудовую деятельность на территории, которую законодатель относит к местностям с особыми климатическими условиями, что требует увеличение размера пособия, подлежащего выплате, на такой коэффициент.

Фактически жалоба Отделения построена на изложении норм  права, трактуемых им в свою пользу, что в отсутствие доводов и доказательств, опровергающих выводы, сделанные судом первой инстанции, не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.

На основании изложенного Второй арбитражный апелляционный суд признает решение Арбитражного суда Кировской области от 17.06.2019, с учетом определения от 05.08.2019, законным и обоснованным, принятым при правильном применении норм материального и процессуального права, а также с учетом фактических обстоятельств дела. Оснований для удовлетворения жалобы Фонда по изложенным в ней доводам у апелляционного суда не имеется.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

На основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Фонд освобожден от уплаты государственной пошлины, в связи с чем, госпошлина по апелляционной жалобе взысканию не подлежит. 

Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд 

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Кировской области от 17.06.2019,с учетом определения от 05.08.2019, по делу №А28-1620/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения – Кировского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (ИНН: <***>, ОГРН: <***>) – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Кировской области.

Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1 - 291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.

Председательствующий       

Судьи

Т.В. Хорова

ФИО7

ФИО1