Пятый арбитражный апелляционный суд
ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001
тел.: (423) 221-09-01, факс (423) 221-09-98
http://5aas.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Владивосток Дело | № А24-5432/2018 |
30 мая 2019 года |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 мая 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено мая 2019 года .
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Е.Л. Сидорович,
судей А.В. Пятковой, Т.А. Солохиной,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Д.Т. Васильевой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федерального казначейства по Камчатскому краю,
апелляционное производство № 05АП-3018/2019
на решение от 27.03.2019
судьи Сакуна А.М.
по делу № А24-5432/2018 Арбитражного суда Камчатского края
по заявлению краевого государственного казенного учреждения «Камчатский центр по выплате государственных и социальных пособий»
(ИНН <***>, ОГРН <***>)
о признании недействительным предписания Управления Федерального казначейства по Камчатскому краю (ИНН <***>, ОГРН<***>) от 25.07.2018 №38-23-11/12-18
третьи лица: Министерство социального развития и труда Камчатского края, Министерство финансов Камчатского края,
при участии:
от краевого государственного казенного учреждения «Камчатский центр по выплате государственных и социальных пособий»: ФИО1, доверенность от 26.09.2018, сроком на 1 год, паспорт;
от Министерства социального развития и труда Камчатского края: ФИО2, доверенность от 15.05.2019, сроком до 31.12.2019 года, паспорт;
от Управления Федерального казначейства по Камчатскому краю: не явились;
от Министерства финансов Камчатского края: не явились,
УСТАНОВИЛ:
краевое государственное казенное учреждение «Камчатский центр по выплате государственных и социальных пособий» (далее – заявитель, КГКУ «Камчатский центр по выплате государственных и социальных пособий», Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с заявлением о признании недействительным предписания Управления Федерального казначейства по Камчатскому краю (далее – заинтересованное лицо, УФК по Камчатскому краю) от 25.07.2018 № 38-23-11/12-17.
Определением от 16.11.2018 к участию в деле № А24-5432/2018 в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора были привлечены: Министерство социального развития и труда Камчатского края и Министерство финансов Камчатского края (далее – третьи лица).
Решением суда от 27 марта 2019 года заявленные требования были удовлетворены, обжалуемое предписание Управления Федерального казначейства по Камчатскому краю признано недействительным.
Не согласившись с судебным актом, Управление Федерального казначейства по Камчатскому краю обжаловало его в апелляционном порядке.
Ссылаясь на положения статьи 153, части 2 статьи 154 Жилищного кодекса РФ, УФК указывает, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги включает в себя взнос на капитальный ремонт, в связи с чем в силу части 3 статьи 31 Жилищного кодекса РФ совместно проживающие с собственникам члены семьи должны нести солидарную ответственность с собственником по обязательствам, вытекающим из пользования данным жилым помещением, в том числе солидарно уплачивать взнос на капитальный ремонт. Таким образом, как настаивает заявитель жалобы, компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт отдельным собственникам, проживающим совместно с другими членами семьи, исчисляется не в полном объеме и не из общей площади помещения. УФК считает, что судом ошибочно поддержан расчет субсидии, произведенный учреждением без учета совместно проживающих членов семьи, только с учетом количества собственников, что привело к излишней выплаты компенсации одним лицам и недоплате другим, на что обоснованно указало УФК в своем предписании.
КГКУ «Камчатский центр по выплате государственных и социальных пособий», Министерство социального развития и труда Камчатского края против жалобы возражают, считают, что Арбитражным судом Камчатского края сделан обоснованный вывод об отсутствии нарушений использования средств и признании ненормативного правового акта - предписания Управления Федерального казначейства по Камчатскому краю от 25 июля 2018 года № 38-23-11/12-17 недействительным.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции установил следующее.
УФК по Камчатскому краю в период с 14.05.2018 по 15.06.2018 в отношении КГКУ «Камчатский центр по выплате государственных и социальных пособий» проведена выездная проверка соблюдения условий предоставления и использования средств из федерального бюджета на компенсацию отдельным категориям граждан оплаты взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с Правилами предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на компенсацию отдельным категориям граждан оплаты взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2017 № 92 за 2017 год.
По результатам данного контрольного мероприятия был составлен акт выездной проверки учреждения от 28.06.2017, в котором установлены следующие нарушения:
- неправомерное использование бюджетных средств в части начисления и выплаты компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт за счет средств субсидии 23 гражданам отдельной категории в сумме 13 517 руб. 67 коп. (стр. 14–55 акта выездной проверки),
- недоплата за счет средств субсидии компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт 8 гражданам, относящихся к отдельной категории, собственникам жилых помещений в сумме 1 686 руб. 35 коп. (стр. 55–63 акта выездной проверки).
По результатам проведенной проверки на основании статей 269.2, 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) УФК по Камчатскому краю вынесено предписание от 25.07.2018 № 38-23-11/12-17 о возмещении причиненного ущерба Российской Федерации в добровольном или судебном порядке; о перечислении неправомерно использованных средства в сумме 13 517 руб. 67 коп. в доход федерального бюджета; о доплате 8 гражданам, относящимся к отдельным категории, собственникам жилых помещений, компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт в сумме 1 686 руб. 35 коп.
Не согласившись с вынесенным УФК по Камчатскому краю предписанием от 25.07.2018 № 38-23-11/12-17, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Как следует из материалов дела, основанием вынесения предписания от 25.07.2018 № 38-23-11/12-17 явились выводы УФК о неверном (без учета совместно проживающих с собственником членов семьи) исчислении учреждением компенсации отдельным категориям граждан на уплату взноса на капитальный ремонт.
Суд первой инстанции, признавая оспариваемое предписание недействительным, обоснованно исходил из следующего.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2017 № 92 утверждены Правила предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации на компенсацию отдельным категориям граждан оплаты взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
В пунктах 1 и 2 Правил № 92 определен порядок, цели и условия предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации на компенсацию отдельным категориям граждан оплаты взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме (далее соответственно – субсидии, компенсация оплаты взноса на капитальный ремонт).
Субсидии предоставляются на софинансирование расходов субъектов Российской Федерации на компенсацию оплаты взноса на капитальный ремонт, обусловленных принятием ими на основании части 2.1 статьи 169 ЖК РФ в соответствии с законами субъектов Российской Федерации соответствующих расходных обязательств.
Частью 2.1 статьи 169 ЖК РФ субъектам Российской Федерации предоставлено право законом субъекта Российской Федерации предусматривать предоставление компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, одиноко проживающим неработающим собственникам жилых помещений, достигшим возраста семидесяти лет, - в размере пятидесяти процентов, восьмидесяти лет, - в размере ста процентов, а также проживающим в составе семьи, состоящей только из совместно проживающих неработающих граждан пенсионного возраста, собственникам жилых помещений, достигшим возраста семидесяти лет, - в размере пятидесяти процентов, восьмидесяти лет, - в размере ста процентов.
Все граждане, перечисленные в предписании УФК по Камчатскому краю № 38-23-11/12-17от 25 июля 2018 года, обратились в КГКУ «Центр выплат» за предоставлением меры социальной поддержки в виде денежной компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в Камчатском крае. Согласно поданным ими заявлениям просят предоставить денежную компенсацию по следующим льготным категориям: одиноко проживающие неработающие собственники жилого помещения, достигшие возраста 70 или 80 лет и собственники жилого помещения, достигшие возраста 70 или 80 лет, проживающие в составе семьи, состоящей только из совместно проживающих неработающих граждан пенсионного возраста.
На территории Камчатского края компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт установлены Законом Камчатского края от 28.04.2016 № 791 «О предоставлении компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме отдельным категориям граждан, проживающих в Камчатском крае» (далее – Закон Камчатского краяот 28.04.2016 № 791).
В статье 3 Закона Камчатского края № 791 установлено, что компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного постановлением Правительством Камчатского края, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, предоставляется: 1) одиноко проживающим неработающим собственникам жилых помещений, достигшим возраста семидесяти лет, - в размере пятидесяти процентов; 2) одиноко проживающим неработающим собственникам жилых помещений, достигшим возраста восьмидесяти лет, -в размере ста процентов; 3) проживающим в составе семьи, состоящей только из совместно проживающих неработающих граждан пенсионного возраста, собственникам жилых помещений, достигшим возраста семидесяти лет, - в размере пятидесяти процентов; 4) проживающим в составе семьи, состоящей только из совместно проживающих неработающих граждан пенсионного возраста, собственникам жилых помещений, достигшим возраста восьмидесяти лет, - в размере ста процентов.
В статье 4 Закона Камчатского края № 791 указывается также, что порядок предоставления компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт устанавливается нормативным правовым актом исполнительного органа государственной власти Камчатского края, осуществляющего функции по выработке и реализации региональной политики в сфере социального развития и труда.
Соответствующим нормативным правовым актом Камчатского края является приказ Министерства социального развития и труда Камчатского края от 13 ноября 2017 года № 1233-п «Об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате жилых помещений и (или) коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим в Камчатском крае» (далее - Порядок).
Согласно части 1.8 Порядка предоставление денежных компенсаций осуществляется за счет средств федерального и/или краевого бюджета, предусмотренных Министерству социального развития и труда Камчатского края на эти цели через КГКУ «Центр выплат».
В части 1.10 Порядка указано, что назначение денежных компенсаций осуществляется в соответствии с административными регламентами предоставления государственных услуг по назначению денежных компенсаций, утвержденными нормативными правовыми актами Министерства социального развития и труда Камчатского края.
Приказом Министерства социального развития и труда Камчатского края от 30 июня 2016 года № 724-п утверждён Административный регламент предоставления Министерством социального развития и труда Камчатского края государственной услуги по назначению ежемесячной денежной компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме отдельным категориям граждан, проживающим в Камчатском крае.
Порядком № 1233-п установлено, что расчёт ежемесячной денежной компенсации уплаты взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме гражданам, имеющим право на её предоставление, осуществляется КГКУ «Центр выплат» в соответствии с Порядком с учетом количества собственников жилого помещения.
В силу положений, закрепленных в части 1 Приложения 4 к Порядку, ежемесячная денежная компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, рассчитанная исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного постановлением Правительства Камчатского края на соответствующий год, размера регионального стандарта нормативной площади помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, и с учетом количества собственников жилого помещения, но не более общей площади жилого помещения, находящейся в собственности гражданина (далее - размеры взносов), выплачивается в следующих размерах:
1)одиноко проживающим неработающим собственникам жилых помещений, достигшим возраста восьмидесяти лет; проживающим в составе семьи, состоящей только из совместно проживающих неработающих граждан пенсионного возраста, собственникам жилых помещений, достигшим возраста восьмидесяти лет -в размере 100% размера взноса;
2)одиноко проживающим неработающим собственникам жилых помещений, достигшим возраста семидесяти лет; проживающим в составе семьи, состоящей только из совместно проживающих неработающих граждан пенсионного возраста, собственникам жилых помещений, достигшим возраста семидесяти лет - в размере 50% размера взноса.
Постановлением Правительства Камчатского края от 27 сентября 2016 года № 368-П «Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в Камчатском крае на 2017 год» установлены размеры минимального размера взноса на капитальный ремонт по соответствующим муниципальным образованиям, в частности в Петропавловск-Камчатском городском округе он составляет 8 руб. 50 коп. в месяц.
Нормы Закона Камчатского края от 4 мая 2008 года № 50 «О региональных стандартах, применяемых при определении прав граждан на субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и расчете их размеров» применяются в соответствии с прямым указанием Закона Камчатского края № 791 только в части определения размера регионального стандарта нормативной площади помещения для собственников жилых помещений.
Данное согласуется с положениями части 1 статьи 169 Жилищного кодекса РФ, согласно которым обязанность по уплате взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме возлагается на собственников помещений в многоквартирном доме. При этом в данной статье отсутствует указание на обязанность иных граждан, проживающих в жилом помещении, но не являющихся собственниками, нести обязанность по уплате ежемесячных взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме. Также, из анализа положений статьи 31 Жилищного кодекса, граждане, совместно проживающие с собственником жилого помещения, не несут солидарной ответственности с собственником жилого помещения по уплате взноса на капитальный ремонт. В связи с чем, довод УФК об обратном подлежит отклонению.
Поскольку уплата взносов на капитальный ремонт является обязанностью только собственников помещений в многоквартирном доме, КГКУ «Центр выплат», при расчете компенсации расходов на уплату взносов льготной категории граждан, размеры регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, установленные Законом Камчатского края № 50, применялись не к проживающим в одном жилом помещении, а к каждому собственнику жилого помещения. А именно, если гражданин, относящийся к льготной категории граждан, является единственным собственником жилого помещения, то в расчет берется 36 кв.м.; если собственников помещения два, то в расчет берется 23 кв.м. общей площади на каждого собственника жилого помещения; соответственно на трех и более собственников - 18 кв.м. общей площади на каждого собственника жилого помещения.
УФК по Камчатскому краю не учтено, что в силу действующих норм законодательства Камчатского края компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт производится только собственникам жилых помещений, проживающим в Камчатском крае, на одно жилое помещение, расположенное на территории Камчатского края, находящееся в собственности указанных граждан.
Кроме того, как федеральным законодательством (Жилищным кодексом РФ), так и законодательством Камчатского края (Закон Камчатского края № 50) предусмотрено, что исчисление компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт необходимо производить исходя из регионального стандарта (36 кв.м., 23 кв.м. и 18 кв.м.), а не иных данных (1/2 или 1/3 от общей площади жилого помещения), которые применялись УФК по Камчатскому краю.
Исходя из изложенного и с учетом указанных правовых норм, начисление и выплата КГКУ «Центр выплат» ежемесячной денежной компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме отдельным категориям граждан производилась в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами, регулирующими предоставление мер государственной социальной поддержки в Камчатском крае.
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно признал предписание Управления Федерального казначейства по Камчатскому краю от 25 июля 2018 года № 38-23-11/12-17 недействительным.
Апелляционный суд не усматривает оснований для отмены судебного акта и удовлетворения жалобы УФК.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Камчатского края от 27.03.2019 по делу №А24-5432/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.
Председательствующий | Е.Л. Сидорович |
Судьи | А.В. Пяткова Т.А. Солохина |