Пятый арбитражный апелляционный суд
ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001
тел.: (423) 221-09-01, факс (423) 221-09-98
http://5aas.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Владивосток Дело | № А24-7720/2019 |
25 августа 2020 года |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 августа 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено августа 2020 года .
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Т.А. Солохиной,
судей А.В. Пятковой, Е.Л. Сидорович,
при ведении протокола секретарем судебного заседания О.Н. Мамедовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Петропавловск-Камчатского городского округв в лице Управления архитектуры, градостроительства и земельных отношений Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа,
апелляционное производство № 05АП-4070/2020
на решение от 11.06.2020
судьи И.А. Васильевой
по делу № А24-7720/2019 Арбитражного суда Камчатского края
по иску Петропавловск-Камчатского городского округа в лице Управления архитектуры, градостроительства и земельных отношений Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа - муниципального учреждения (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Министерству имущественных и земельных отношений Камчатского края (ИНН <***>, ОГРН <***>),
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Управление Федерального казначейства по Камчатскому краю (ИНН <***>, ОГРН <***>), Министерство финансов Камчатского края (ИНН <***>, ОГРН <***>), Управление финансов администрации Петропавловск-Камчатского городского округа - муниципальное учреждение (ИНН <***>, ОГРН <***>)
об обязании совершить действия,
при участии:
извещенные надлежащим образом о дате, месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились
УСТАНОВИЛ:
Петропавловск-Камчатский городской округ в лице Управления архитектуры, градостроительства и земельных отношений Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа - муниципального учреждения (далее - Управление архитектуры, истец) обратился в Арбитражный суд Камчатского края с иском к Управлению Федерального казначейства по Камчатского края (далее - УФК по Камчатскому краю, ответчик) о взыскании 85 327,24 руб., подлежащих зачислению в бюджет Петропавловск-Камчатского городского округа.
Определением от 22.10.2019 суд привлек к участию в деле на стороне ответчика в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство имущественных и земельных отношений Камчатского края (далее - Министерство).
Определением от 16.01.2020 по ходатайству истца произведена замена ответчика по делу на Министерство имущественных и земельных отношений Камчатского края, исключив Министерство из числа третьих лиц; УФК по Камчатскому краю на основании статьи 51 АПК РФ привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Определением от 16.01.2020 суд принял изменение предмета заявленных требований с взыскания на обязание Министерства имущественных и земельных отношений Камчатского края обратиться в Управление Федерального казначейства по Камчатскому краю за уточнением оставшихся денежных средств в размере 85 327,24 руб. по платежному поручению от 21.08.2017 № 373579, а после поступления денежных средств в размере 85 327,24 руб. в бюджет субъектов Российской Федерации, в силу закона, перечислить их в бюджет Петропавловск-Камчатского городского округа на счет получателя по реквизитам: Управления архитектуры, градостроительства и земельных отношений Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа ИНН <***>, КПП 410101001, КБК 9081110512040000120, Л/С <***>, ОКТМО 30701000.
Определением от 14.05.2020 суд привлек к участию в деле на стороне ответчика в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство финансов Камчатского края (далее - Министерство финансов), Управление финансов администрации Петропавловск-Камчатского городского округа - муниципальное учреждение (далее - Управление финансов).
Решением суда от 11.06.2020 в удовлетворении исковых требований отказано.
Истец, не согласившись с принятым решением, подал апелляционную жалобу и просит его отменить, принять новый судебный акт.
В доводах жалобы указывает на то, что Порядок учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации регулируется Приказом Минфина России от 18.12.2013 № 125н.
В соответствии с пунктом 56 названных Правил, администратор поступлений в бюджет направляет в установленных законодательством Российской Федерации случаях, в том числе в случае осуществления зачета платежей, в орган Федерального казначейства по месту его обслуживания Уведомление об уточнении вида и принадлежности платежа на общую сумму платежа по коду бюджетной классификации и коду ОКТМО без указания реквизитов расчетного документа и плательщика.
Положениями пункта 10 Приказа Казначейства России от 17.10.2016 № 21 н «О порядке открытия и ведения лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства» установлено, что Администратору доходов бюджета открывается один лицевой счет для отражения на нем операций администратора доходов бюджета.
Таким образом, после уточнения Министерством вида и принадлежности платежа в платежном поручении, данные денежные средства в полном объеме из «Невыясненных поступлений» уточнены на «Прочие неналоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации» в связи с чем, не имеет никакого правового значения факт отчисления 20% на счета Министерства, поскольку оставшаяся сумма в размере 80% по-прежнему находится в составе бюджета Камчатского края и распоряжаться оставшейся суммой может только Министерство как администратор доходов.
Извещенные надлежащим образом о дате, месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, в связи с чем, на основании части 3, 5 статьи 156, статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса РФ апелляционная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Из материалов дела следует, что между Министерством (арендодатель) и ФИО1 (арендатор) заключен договор от 02.05.2011 № 139/12 аренды земельного участка с кадастровым номером 41:01:0010118:686, который относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена.
Вступившим в законную силу заочным решением Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 09.04.2015 удовлетворен иск Министерства, с ФИО1 в пользу последнего взыскан основной долг за период с 01.01.2013 по 26.05.2014 в размере 93 548,29 руб. и неустойка за период с 01.07.2011 по 26.05.2014 в сумме 8 524,77 руб.
Во исполнение указанного решение суда должник по платежному поручению от 21.08.2017 № 373579 перечислил на счет Министерства 102 073,06 руб., указав в назначении платежа КБК 82211105012040000120.
Поступившие денежные средства учтены как прочие неналоговые доходы (КБК 10011701010016000180), ввиду того, что с 01.03.2015 Министерство не является администратором доходов по КБК 82211105012040000120.
По запросу УФК по Камчатскому краю Министерство уточнило вид и принадлежность платежа в размере 16 745,82 руб., указав, что данная сумма представляет собой 20% краевого бюджета от арендной платы за 2013 год, в результате чего спорные денежные средства были зачислены в краевой бюджет по КБК 82211705020020000180.
29.08.2017 Министерство сообщило Управлению о поступлении денежных средств от ФИО1 в размере 102 073,06 руб.
В связи с наличием задолженности перед Камчатским краем в размере 16 745,82 руб. по договору аренды земельного участка, государственная собственность которого не разграничена, и представленного для строительства объектов капитального строительства (договор аренды от 26.05.20111 № 61/11), Министерство зачислило в доход краевого бюджета указанную сумму в счет уплаты за 2013 год.
Поскольку задолженность перед Камчатским краем погашена, от оставшейся суммы Министерство отказалось. Аналогичное письмо направлено в адрес Управления 15.01.2018.
12.03.2019 УФК по Камчатскому краю на обращение Управления от 16.01.2019, 14.02.2019 уведомило последнего, что по платежному поручению от 21.08.2017 №373579 на сумму 102 073,06 руб. часть суммы уточнена администратором доходов бюджета - Министерством.
В связи с тем, что действующими правилами учета поступлений в бюджет не предусмотрена возможность учета одного платежного поручения разными администраторами доходов бюджета, отсутствуют основания для перечисления денежных средств Управлению архитектуры.
Поскольку денежные средства до настоящего времени не поступили в местный бюджет, Управление обратилось в суд с настоящим иском.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 АПК РФ правильность применения норм материального и процессуального права, арбитражный апелляционный суд считает, что решение отмене не подлежит в силу следующих обстоятельств.
Как следует из текста апелляционной жалобы, доводы истца сводятся к тому, что после уточнения Министерством имущественных и земельных отношений Камчатского края вида и принадлежности платежа в платежном поручении от 21.08.2017 №373579, денежные средства, взысканные вступившим в законную силу заочным решением Петропавловск-Камчатского городского суда от 09.04.2015 по делу № 2-1666/15 в полном объеме из «Невыясненных поступлений» уточнены на «Прочие неналоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации» в связи с чем, не имеет правового значения факт отчисления 20% на счета Министерства имущественных и земельных отношений Камчатского края, поскольку оставшаяся сумма в размере 80% по-прежнему находится в составе бюджета Камчатского края и распоряжаться ей может только Министерство имущественных и земельных отношений Камчатского края как администратор доходов.
С данным доводом нельзя согласиться в силу следующего.
Как указывалось ранее, вступившим в законную силу заочным решением Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 09.04.2015 по делу № 2-1666/15 удовлетворен в полном объеме иск Министерства имущественных и земельных отношений Камчатского края о взыскании в его пользу с ФИО1 задолженности по договору аренды от 02.05.2011 № 139/12 в размере 102 073,06 руб., из них: 93 548,29 руб. - задолженность по арендной плате за период с 01.01.2013 по 26.05.2014 и 8 524,77 руб. - пени за период с 01.07.2011 по 26.05.2014.
Во исполнение указанного решения суда денежные средства в сумме 102 073,06 руб. были перечислены по платежному поручению от 21.08.2017 № 373579 Петропавловск-Камчатским ГОСП №1 УФССП России по Камчатскому краю (по исполнительному производству в отношении ФИО1) на счет Министерства имущественных и земельных отношений Камчатского края, открытый в Управлении Федерального казначейства по Камчатскому краю, с указанием в назначении платежа КБК 82211105012040000120 (доходы, получаемые в виде арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков).
В связи с тем, что на дату поступления платежного документа Министерство имущественных и земельных отношений Камчатского края в соответствии с действующим законодательством не являлось администратором доходов краевого бюджета по КБК 82211105012040000120, поступившие денежные средства были зачислены 21.08.2017 Управлением Федерального казначейства по Камчатскому краю как прочие неналоговые доходы по КБК 10011701010016000180 (прочие неналоговые доходы - невыясненные поступления, зачисляемые в федеральный бюджет (федеральные государственные органы, Банк России, органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации).
В соответствии с запросом Управления Федерального казначейства по Камчатскому краю от 22.08.2017 №17-000000499443 Министерство имущественных и земельных отношений Камчатского края уточнило вид и принадлежность платежа по платежному поручению от 21.08.2017 № 373579 в части суммы, подлежащей зачислению в доход краевого бюджета в размере 16 745,82 руб., указав, что данная сумма представляет собой 20% от арендной платы за 2013 год, и изменило код бюджетной классификации по зачислению указанной суммы с КБК 10011701010016000180 (прочие неналоговые доходы - невыясненные поступления, зачисляемые в федеральный бюджет (федеральные государственные органы, Банк России, органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации) на КБК 82211705020020000180 (прочие неналоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации).
Указанные изменения были приняты Управлением Федерального казначейства по Камчатскому краю, в результате чего, в доход краевого бюджета по КБК 82211705020020000180 (прочие неналоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации) были зачислены денежные средства в размере 16 745,82 руб.
От зачисления остальных денежных средств в доход краевого бюджета в размере 85 327,24 руб., что представляет собой 80% от арендной платы за 2013 год и 100 % от арендной платы за период с 01.01.2014 по 26.05.2014, Министерство имущественных и земельных отношений Камчатского края отказалось, уведомив об этом Управление Федерального казначейства по Камчатскому краю письмом от 29.08.2017 №07/МН/2502-01-08.
Таким образом, оставшиеся денежные средства в размере 85 327,24 рублей по платежному поручению от 21.08.2017 № 373579 остались на счете в Управлении Федерального казначейства по Камчатскому краю по КБК 10011701010016000180 (прочие неналоговые доходы - невыясненные поступления, зачисляемые в федеральный бюджет (федеральные государственные органы, Банк России, органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации).
При этом, осуществляя действия по уточнению вида и принадлежности платежа по платежному поручению от 21.08.2017 № 373579 в части суммы, подлежащей зачислению в доход краевого бюджета, Министерство имущественных и земельных отношений Камчатского края руководствовалось действующим законодательством Российской Федерации, в соответствии с которым, с 1 января 2014 года (в редакции Бюджетного кодекса Российской Федерации, действующей после 01.01.2014, то есть применительно к периоду взыскания задолженности по договору аренды с 01.01.2014 по 26.05.2014) в отношении доходов от передачи в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов, городских округов с внутригородским делением, а также средств от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков, применению подлежал норматив - 100 % в доход местного бюджета (до 1 января 2014 года применению подлежал норматив 20% - в краевой бюджет, 80 % - в местный бюджет).
Правильность такого правового подхода, основанном на пропорциональном распределении арендных платежей между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации, действующими применительно к периоду взыскания задолженности, подтверждена вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Камчатского края от 17.07.2018 по делу №А24-1801/2018.
При таких обстоятельствах, оставшиеся на счете в Управлении Федерального казначейства по Камчатскому краю по КБК 10011701010016000180 (прочие неналоговые доходы -невыясненные поступления, зачисляемые в федеральный бюджет (федеральные государственные органы, Банк России, органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации) денежные средства в размере 85 327,24 рублей подлежат перечислению в бюджет Петропавловск-Камчатского городского округа по соответствующему КБК городского бюджета.
Вместе с тем, механизм регулирования платежей (доходов) путем перечисления от администратора доходов бюджета одного уровня администратору доходов бюджета другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, бюджетным законодательством не установлен.
В соответствии с положениями статьи 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджеты бюджетной системы Российской Федерации самостоятельны по отношению друг к другу.
Согласно пунктам 1 статей 14 и 15 БК РФ каждый субъект Российской Федерации и каждое муниципальное образование имеют собственные бюджеты.
Полномочия по распределению доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по нормативам и их перечислению на единые счета соответствующих бюджетов отнесены к бюджетным полномочиям органов Федерального казначейства, в связи с чем, Министерство имущественных и земельных отношений Камчатского края, указанными полномочиями не обладает.
Как верно указал суд первой инстанции, в рассматриваемом случае, удовлетворение исковых требований истца в заявленном виде и в отсутствие у него необходимых полномочий, а также в отсутствие соответствующего механизма правового регулирования перечисления денежных средств от администратора доходов бюджета одного уровня администратору доходов бюджета другого уровня бюджетной системы Российской Федерации приведет к невозможности исполнения такого судебного решения, повлечет нарушение общих принципов бюджетного законодательства, а также нарушение прав субъектов спорных бюджетных отношений, неосновательное обогащение казны Камчатского края на сумму 85 327,24 руб., поскольку зачисление указанной суммы в доход краевого бюджета будет произведено без учета предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации нормативов распределения неналоговых доходов на КБК 82211705020020000180 (прочие неналоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации).
Учитывая изложенное, исковые требования в заявленном виде удовлетворению не подлежат.
Нормы материального права применены судом первой инстанции правильно. Судебный акт принят на основании всестороннего, объективного и полного исследования имеющихся в материалах дела доказательств. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Рассмотрев апелляционную жалобу, коллегия приходит к выводу о том, что подателем жалобы не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в жалобе, не содержат фактов, которые повлияли бы на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции. В связи с этим доводы, заявленные в апелляционной жалобе, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Учитывая вышеизложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции не усматривает правовых оснований для отмены решения суда по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Камчатского края от 11.06.2020 по делу №А24-7720/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.
Председательствующий | Т.А. Солохина |
Судьи | А.В. Пяткова Е.Л. Сидорович |