НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Хабаровского края от 28.07.2020 № 06АП-1530/20

Шестой арбитражный апелляционный суд

улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,

официальный сайт:  http://6aas.arbitr.ru

e-mail: info@6aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 06АП-1530/2020

04 августа 2020 года

г. Хабаровск

Резолютивная часть постановления объявлена 28 июля 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен августа 2020 года .

Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи      Мильчиной И.А.

судей                                                Сапрыкиной Е.И., Харьковской Е.Г.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Васильевой И.А.

при участии в заседании:

от общества с ограниченной ответственностью «Промышленный пул «Магеллан»: Азарнина И.В., представитель по доверенности от 02.11.2017 б/н; Азарнин С.А., представитель по доверенности от 02.11.2017 б/н;

от Управления лесами Правительства Хабаровского края: Бахвалова Е.А., представитель по доверенности от 09.01.2020 № 09/10, Павлов С.Ю., представитель по доверенности от 15.01.2020 № 02/02;

рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Департамента лесного хозяйства по Дальневосточному федеральному округу, Управления лесами Правительства Хабаровского края

на решение от 21.02.2020

по делу № А73-21592/2019

Арбитражного суда Хабаровского края

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Промышленный пул «Магеллан» (ОГРН 1172724014286, ИНН 2723194785)

к Управлению лесами Правительства Хабаровского края (ОГРН 1072721021020,  ИНН 2721153053)

третье лицо: Федеральное агентство лесного хозяйства в лице Департамента лесного хозяйства по Дальневосточному федеральному округу                               (ОГРН 1072723002252, ИНН 2723090306)

о признании незаконным решения, бездействия

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Промышленный пул «Магеллан» (далее – ООО «Промышленный пул «Магеллан») обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к Управлению лесами Правительства Хабаровского края (далее – Управление лесами) о признании незаконным решения, изложенного в «Протоколе второго лесоустроительного совещания по рассмотрению материалов лесоустройства арендуемого лесного участка ООО «Промышленный пул «Магеллан» лесного участка для заготовки древесины на территории Уликанского лесничества Хабаровского края» от 01.08.2019; о признании незаконным бездействия, выразившегося в невнесении документированной информации в государственный лесной реестр по результатам таксации лесов, выполненной на лесном участке, предоставленном по договору аренды от 18.02.2010                  № 0128/2010; об обязании внести документированную информацию в государственный лесной реестр по результатам таксации лесов, выполненной на лесном участке, предоставленном по договору аренды от 18.02.2010                 № 0128/2010.

Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное агентство лесного хозяйства в лице Департамента лесного хозяйства по Дальневосточному федеральному округу (далее – Департамент лесного хозяйства).

Решением от 21.02.2020 суд удовлетворил заявленные требования, возложив на Управление лесами обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем внесения документированной информации в государственный лесной реестр.

Не согласившись с судебным актом, Департамент лесного хозяйства, Управление лесами обратились в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просили его отменить, принять по делу новый судебный акт.

Управление лесами несогласно с выводом суда о соответствии материалов таксации требованиям действующего законодательства. Со ссылкой на пункты 62, 107 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Минприроды России от 29.03.2018 № 122 (далее - Лесоустроительная инструкция), указывает, что общество не внесло в результаты таксации участки, отнесенные к особо защитным участкам лесов, выделяемые в отдельные лесотаксационные выделы, информация о которых имеется в государственном лесном реестре (далее – ГЛР). Считает, что лесопользователь в нарушение части 7 статьи 119 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ) самостоятельно упразднил особо защитные участки, выделенные по результатам прошлого лесоустройства, не указав их в представленных материалах таксации. Настаивает на позиции, что к обществу не предъявлялось требований к проектированию новых особо защитных участков.  Поскольку ГЛР в силу статьи 91 ЛК РФ представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах, данные об особо защитных участках должны быть отражены (сохранены) в материалах нового лесоустройства. Кроме того, обращает внимание суда на то, что пунктом 4 решения второго лесоустроительного совещания, оформленного протоколом от 01.08.2019, проведение второго лесоустроительного совещания отложено, решение об отказе в принятии лесоустроительной документации не принималось.

Департамент лесного хозяйства в апелляционной жалобе указывает, что судом не учтены нормы статьи 68 ЛК РФ, регулирующие порядок внесения документированной информации в ГЛР. Полагает, что Управлением лесами не было допущено незаконного бездействия, поскольку общество не прошло процедуру внесения документированной информации в ГЛР и ее изменения, что и послужило основанием для непринятия решения о внесении, либо об отказе во внесении документированной информации в ГЛР. Обществом не направлена в установленном порядке подготовленная и оформленная лесоустроительная документация, соответствующая требованиям законодательства. Считает, что предоставление лесоустроительной документации до проведения второго лесоустроительного совещания не соответствует соблюдению вышеуказанного порядка. Полагает, что представленные обществом материалы работ по таксации лесов не соответствуют требованиям действующего законодательства, так как таксационные описания лесотаксационных выделов не содержат информации об участках земель лесного фонда, отнесенных ранее в установленном порядке к особо защитным участкам лесов.

ООО «Промышленный пул «Магеллан» в отзыве и дополнениях возражало относительно доводов апелляционных жалоб.

Определениями от 14.04.2020, от 08.05.2020, от 03.06.2020, от 07.07.2020 судебные заседания по рассмотрению апелляционных жалоб откладывались.

Определениями суда от 06.07.2020, от 22.07.2020 на основании части 3 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в связи с уходом в отпуск произведены замены судей, участвовавших ранее в рассмотрении апелляционных жалоб, судебное разбирательство по делу начато сначала.

В судебном заседании 23.07.2020 в порядке статьи 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 28.07.2020 до 12 часов 30 минут.

В ходе судебного разбирательства по апелляционным жалобам представители участвующих в деле лиц поддержали позиции, изложенные в апелляционных жалобах, а также в возражениях на жалобы.

Департамент лесного хозяйства, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, состоявшегося 23-28.07.2020, явку своего представителя не обеспечил. 

Департаментом лесного хозяйства в ходе судебного разбирательства по апелляционным жалобам представлялись дополнительные документы, что расценено апелляционным судом как ходатайства о приобщении дополнительных доказательств.

Судебной коллегией отказано в удовлетворении ходатайств, мотивы отказа приведены в протокольном определении от 23-28.07.2020.

Изучив доводы апелляционных жалоб, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив в порядке статей 266-271 АПК РФ правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалоб.

Как следует из материалов дела, 18.02.2010 между Правительством Хабаровского края (арендодатель) и ЗАО «Реликт» (правопредшественник ООО «Промышленный пул «Магеллан») (арендатор) заключен договор аренды лесного участка № 0128/2010.

Согласно условиям договора аренды, арендодатель передает во временное пользование арендатора лесной участок, находящийся в федеральной государственной собственности, площадью 21665 га, в пределах Уликанского лесничества, местоположение - Хабаровский край, Хабаровский муниципальный район, Уликанское лесничество, номера кварталов: 133-137, 155-159, 175-178, 195-197, 211-216, 236-241, 262-266.

Согласно пункту 21 договора аренды срок его действия определен сторонами на 25 лет с момента государственной регистрации.

В соответствии с подпунктами «в», «д» пункта 12 указанного договора арендатор обязан в установленном порядке разработать и представить арендодателю проект освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы, представлять арендодателю информацию, полученную при проведении лесоустроительных работ на лесном участке.

В целях разработки проекта освоения лесов, для выявления, учета и оценки количественных и качественных характеристик лесных ресурсов, подлежащих заготовке, ООО «Промышленный пул «Магеллан» во исполнение решения первого лесоустроительного совещания от 07.08.2017 на основании договора от 02.03.2017 № б/н, заключенного между  ООО «НПО Бифхиф корпорация «РОД» (правопредшественник ООО «Промышленный пул «Магеллан») и индивидуальным предпринимателем  Ковалевым Н.Б. (далее – ИП Ковалев Н.Б.), провело работы по таксации арендуемого лесного участка методом класса возрастов глазомерным способом.

Период выполнения работ составил 2017 - 2018 годы, начало полевых лесоустроительных работ - август 2017 года, камеральные работы проведены в период с августа 2017 года по октябрь 2018 года.

В качестве основы лесотаксационных работ использовались мультиспектральные цифровые космоснимки (SPOT-5, июль 2015 г.) и мультиспектральные цифровые снимки (SPOT-5, 2010 г.) с пространственным разрешением 2,5 м хорошего качества (дополнительно использовались снимки июнь 2017 года), вся площадь глазомерной таксации была обеспечена аэроснимками с пространственным разрешением 1,5 м.

Письмом от 25.06.2018 № 15 исполнитель работ ИП Ковалев Н.Б. уведомил КГКУ «Хабаровское лесничество» о необходимости проведения натурной проверки выполненных работ.

В целях проведения камеральной проверки изготовленных материалов таксации общество письмом от 08.04.2019 № 7 представило материалы таксации в КГУП «Хабаровское лесничество».

По результатам камеральной проверки актом от 16.05.2019, подписанным руководителем КГКУ «Хабаровское лесничество» (филиал «Уликанское лесничество») и представителем общества, документация признана выполненной в соответствии с действующими нормативными документами.

Для организации проведения второго лесоустроительного совещания общество представило в Управление лесами результаты проведенного лесоустройства на арендованном участке, а именно представлены: Таксационное описание части Уликанского участкового лесничества Уликанского лесничества - 2 экз., Пояснительная записка с приложениями (Ведомость поквартальных итогов) - 2 экз., Планшеты №№ 11-15, 19, 20 Уликанского участкового лесничества Уликанского лесничества (М 1:25 000) - 2 экз., План лесонасаждений части Уликанского участкового лесничества Уликанского лесничества Хабаровского края, М 1:50000, цветной - 2 экз., План лесонасаждений части Уликанского участкового лесничества Уликанского лесничества Хабаровского края, М 1:50000, неокрашенный - 2 экз., CD-диск с записью материалов таксации лесного участка - 3 экз., Акт приема-передачи - 2 экз., Акт проверки качества таксации лесов с дополнением от 16.07.2019, Акт проверки камеральных работ от 17.07.2019, составленные КГКУ «Хабаровское лесничество» (филиал «Уликанское лесничество»), в которых зафиксировано, что работы и материалы выполнены удовлетворительно, а также Акт камеральной проверки от 16.05.2019, составленный КГКУ «Хабаровское лесничество» (филиал «Уликанское лесничество»).

Протоколом второго лесоустроительного совещания от 01.08.2019 работы в части таксации лесов на территории лесного участка, предоставленного обществу по договору аренды от 18.02.2010 № 0128/2010, признаны выполненными с нарушением требований Лесоустроительной инструкции. Арендатору рекомендовано выделить особо защитные участки лесов (далее – ОЗУ) на территории лесного участка в соответствии с требованиями Лесоустроительной инструкции. После исправления замечаний, лесничеству проверить материалы лесоустройства на предмет исключения ОЗУ (кедровников), проверить материалы лесоустройства на соответствие требованиям Лесоустроительной инструкции. Проведение второго лесоустроительного совещания отложено до результатов проверки лесничеством материалов лесоустройства с положительным результатом. После исправления замечаний, ООО «Промышленный пул «Магеллан» предложено передать лесоустроительную документацию на устроенную территорию в Управление лесами Правительства Хабаровского края для внесения документированной информации в ГЛР на бумажных носителях в 3-х экземплярах: краткая пояснительная записка; таксационные описания; ведомость поквартальных итогов площадей и запасов лесных насаждений; лесоустроительные планшеты; планы лесонасаждений, неокрашенные; планы лесонасаждений, окрашенные по преобладающим породам; информацию по формам №№ 1- 6, 12 ГЛР - 2 экз. по материалам предыдущего лесоустройства и 2 экз. после проведения лесоустройства; материалы в цифровом формате (диск), содержащую вышеперечисленную информацию - 3 экз.; проект выделения особо защитных участков лесов, установления их границ - 2 экз.

Расценив протокол второго лесоустроительного совещания как отказ в принятии результатов таксации, а невнесение документированной информации в ГЛР как незаконное бездействие, нарушающее права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности, последнее обратилось в арбитражный суд с вышеуказанными требованиями.

Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В рамках настоящего дела оспариваемое решение Управления лесами, зафиксированное протоколом второго лесоустроительного совещания от 01.08.2019, мотивировано наличием в выписке из ГЛР – «Сведения об особо защитных участках лесов (ОЗУ) на 01.01.2020» в пределах арендуемого обществом лесного участка Уликанского лесничества (номера кварталов: 133-137, 155-159, 175-178, 195-197, 211-216, 236-241, 262-266) особо защитных участков – «насаждения К», которые не отражены в представленных таксационных описаниях. В связи с чем обществу рекомендовано выделить ОЗУ лесов на территории лесного участка в соответствии с требованиями Лесоустроительной инструкции и представить лесоустроительную документацию на устроенную территорию в Управление лесами, включая проект выделения ОЗУ лесов, установления их границ.

В пункте 9 Лесоустроительной инструкции указано, что для обеспечения выполнения работ, оказания услуг по лесоустройству проводятся лесоустроительные совещания перед началом (далее - первое лесоустроительное совещание) и по окончанию (далее - второе лесоустроительное совещание) работ.

На втором лесоустроительном совещании рассматриваются результаты работ по таксации лесов, обследованию лесных участков (лесных культур, молодняков естественного происхождения), проектированию мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов и результаты анализа выполненных за период с момента проведения предыдущего лесоустройства мероприятий по охране, защите, воспроизводству и использованию лесов, отражающие динамику состояния лесов (распределение площадей и запасов покрытых лесной растительностью земель по древесным породам и группам возраста, классам бонитетов, полнотам).

Решения, принятые на совещаниях, фиксируются в протоколах лесоустроительных совещаний.

В соответствии со статьей 67 ЛК РФ (в редакции, применяемой к спорным правоотношениям) на землях лесного фонда проводится лесоустройство. Правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Лесоустройство включает в себя: проектирование лесничеств; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, участковых лесничеств, лесных участков и земель, на которых расположены эксплуатационные леса, защитные леса, резервные леса, особо защитные участки лесов; таксацию лесов; проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов (часть 1 статьи 68 ЛК РФ).

Таксация лесов является составной частью лесоустройства, под которой в силу статьи 69.1 ЛК РФ, части V Лесоустроительной инструкции понимаются работы по выявлению, учету и оценке количественных и качественных характеристик лесных ресурсов. При таксации лесов, проводимой в границах лесных участков и лесничеств, осуществляются установление границ лесотаксационных выделов, определение преобладающих и сопутствующих древесных пород, диаметра, высоты и объема древесины, лесорастительных условий, состояния естественного возобновления древесных пород и подлеска, а также других характеристик лесных ресурсов.

Таким образом, исходя из вышеуказанных нормоположений, а также с учетом статей 68.1, 68.2 ЛК РФ, части III Лесоустроительной инструкции при проведении таксации не осуществляется проектирование особо защитных участков лесов, а также закрепление на местности местоположения границ лесных участков и земель, на которых расположены особо защитные участки лесов, как самостоятельные виды лесоустройства.

В соответствии с пунктом 5 Лесоустроительной инструкции проектирование лесничеств и лесопарков, проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов, закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков, таксация лесов, проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов обеспечиваются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса и статьей 10 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации».

Таксация лесов, проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов могут обеспечиваться гражданами и юридическими лицами, использующими леса, в отношении лесных участков, предоставленных им в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или безвозмездное пользование (далее - заказчик работ).

В силу части 1 статьи 10 ЛК РФ леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса.

Согласно части 1 статьи 119 ЛК РФ особо защитные участки лесов могут быть выделены в защитных лесах, эксплуатационных лесах и резервных лесах.

Перечень видов особо защитных участков леса приведен в части 2 статьи 119 ЛК РФ и в пункте 23 Лесоустроительной инструкции.

Обязательным приложением к решению о выделении особо защитных участков лесов является текстовое и графическое описание местоположения границ таких земель, включающее в себя перечень географических координат характерных точек границ таких земель или перечень координат этих точек в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (часть 8 статьи 119 ЛК РФ).

В соответствии с пунктами 2.1, 2.2 Основных положений по выделению особо защитных участков леса, утвержденных приказом Рослесхоза от 30.12.1993 № 348, особо защитные участки леса с ограниченным режимом лесопользования выделяются на основании материалов лесоустройства или специальных обследований. Документация по выделению особо защитных участков леса должна содержать информацию о территориальном размещении указанных участков, количественной и качественной характеристике лесного фонда, включаемого в эти участки, и иные сведения, необходимые для обоснованного решения вопросов выделения таких участков, с учетом региональных (местных) природных, экономических и иных условий и особенностей.

В части 7 статьи 67 ЛК РФ указано, что выделение и упразднение особо защитных участков лесов, установление и изменение границ земель, на которых располагаются особо защитные участки лесов, осуществляются решениями уполномоченного федерального органа исполнительной власти в соответствии со статьей 81 настоящего Кодекса в порядке, установленном лесоустроительной инструкцией, утвержденной в соответствии с частью 2 статьи 67 настоящего Кодекса.

Согласно статье 68.2 ЛК РФ проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов осуществляется в целях подразделения лесов на виды по целевому назначению и выделения особо защитных участков лесов (часть 1). Границы эксплуатационных лесов, защитных лесов и резервных лесов устанавливаются по квартальным просекам, границам лесных кварталов и лесотаксационных выделов с учетом естественных границ лесничеств, лесопарков (часть 2).

Статьей 81 ЛК РФ установлено, что к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений относятся, в том числе проектирование лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов, установление правил проведения лесоустройства, утверждение требований к составу и к содержанию проектной документации лесного участка, порядка ее подготовки (пункт 26); отнесение лесов к защитным лесам (за исключением случая, предусмотренного пунктом 1.1 статьи 82 настоящего Кодекса), выделение особо защитных участков лесов и установление их границ (пункт 39).

Учитывая положения пункта 39 статьи 81 ЛК РФ, пункта 5.4.4 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 № 736, судом первой инстанции верно отмечено, что полномочиями по выделению особо защитных участков лесов и установлению их границ наделен орган государственной власти Российской Федерации, в данном случае Федеральное агентство лесного хозяйства.

С учетом изложенных нормоположений возложение на общество оспариваемым решением, зафиксированным в протоколе второго лесоустроительного совещания от 01.08.2019 (пункты 2, 5), обязанностей по выделению особо защитных участков лесов в соответствии с требованиями Лесоустроительной инструкции и по представлению уполномоченному органу проекта выделения особо защитных участков лесов, установления их границ, правомерно признано судом первой инстанции незаконным.

Доводы апелляционных жалоб о несоответствии материалов таксации выписке из ГЛР – «Сведения об особо защитных участках лесов (ОЗУ) на 01.01.2020», согласно которой на территории арендуемого обществом лесного участка имеются особо защитные участки лесов – «насаждения К», выделенные по результатам прошлого лесоустройства и не указанные в вновь составленном таксационном описании, не принимаются судом апелляционной инстанции в силу следующего.

Приказом Рослесхоза от 27.06.2007 № 292 «Об определении количества лесничеств на территории Хабаровского края и установлении их границ» Уликанское лесничество образовано в границах Уликанского лесхоза. Уликанское лесничество является филиалом КГКУ «Хабаровское лесничество» Управления лесами Правительства Хабаровского края.

Приказом Управления лесами Правительства Хабаровского края от 30.11.2018 № 1021П утвержден Лесохозяйственный регламент Уликанского лесничества (далее - Лесохозяйственный регламент Уликанского лесничества).

В силу части 1 статьи 87 ЛК РФ использование, охрана, защита, воспроизводство лесов, расположенных в границах лесничества, осуществляются в соответствии с лесохозяйственным регламентом лесничества.

Лесохозяйственный регламент является основой для осуществления использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества (лесопарка), разрабатывается в соответствии с частью 7 статьи 87 ЛК РФ и приказом Минприроды России от 27.02.2017 № 72 «Об утверждении состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроков их действия и порядка внесения в них изменений» (далее – Приказ № 72).

Пунктом 8 Приказа № 72 установлено, что глава 3 лесохозяйственного регламента должна содержать, в том числе ограничения по видам особо защитных участков лесов (таблица 19 приложения к Составу лесохозяйственных регламентов, порядку их разработки, срокам их действия и порядку внесения в них изменений). Местоположение и площадь особо защитных участков лесов указываются при их проектировании при лесоустройстве (примечание к таблице 19).

Основой для разработки лесохозяйственного регламента являются сведения, содержащиеся в государственном лесном реестре, материалы лесоустройства лесничества (лесопарка), материалы специальных изысканий и исследований, документы территориального планирования (пункт 11 Приказа № 72).

Определение местоположения, границ, площади, иных характеристик лесничеств и отдельных лесных участков, в соответствии с положениями статьи 68.1, 68.2 ЛК РФ, частей II и III Лесоустроительной инструкции, производится при определении таких видов лесоустройства как проектирование лесничеств, лесопарков, лесных участков.

В силу статьи 91 ЛК РФ государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и о лесопарках (часть 1). В государственном лесном реестре содержится документированная информация, в том числе о составе и границах земель лесного фонда, составе земель иных категорий, на которых расположены леса; о защитных лесах, об их категориях, об эксплуатационных лесах, о резервных лесах, об их границах; об особо защитных участках лесов, об их границах, о зонах с особыми условиями использования территорий (часть 2). Внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение осуществляются на основании документов, перечень, формы и порядок подготовки которых устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 2.1).

Перечень документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение, установлен приказом Минприроды России от 11.11.2013 № 496 «Об утверждении перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение» (далее - Перечень).

В соответствии с частью 2.2.2 Перечня, основанием для внесения документированной информации в Акты, являющиеся основанием для внесения документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменения (далее - Акты), являются решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти Российской Федерации в области лесных отношений, в том числе об установлении границ лесничеств (лесопарков), а также определении их границ.

Нормативы и признаки выделения особо защитных участков леса на момент издания уполномоченным органом оспариваемого отказа, изложенного в протоколе от 01.08.2019, установлены Лесоустроительной инструкцией, утвержденной приказом Минприроды России от 29.03.2018                    № 122, а также ранее регламентировались Лесоустроительной инструкцией (утвержденной приказом Рослесхоза от 12.12.2011 № 516), действовавшей до 03.05.2018.

В Составе Лесохозяйственного регламента Уликанского лесничества не содержится информации о выделении лесных кварталов или лесотаксационных выделов в арендуемых обществом лесных участках и отраженных в таксационном описании, и отнесении их к особо защитным участкам лесов, указанным в части 2 статьи 119 ЛК РФ и в пункте 23 Лесоустроительной инструкции.

Лесохозяйственный регламент Уликанского лесничества, который разрабатывался с учетом сведений, содержащихся в ГЛР, не подтверждает выделение на спорных лесных участках ОЗУ лесов («насаждения К») и установление их границ в пределах Уликанского лесничества. В материалах дела отсутствуют лесоустроительные документы предыдущего лесоустройства (таксационные описания, планшеты на территорию лесничества и лесных участков), являющиеся первичными источниками информации.

Суд апелляционной инстанции также отмечает, что согласно договору аренды арендатору передан лесной участок для использования в целях заготовки древесины, в том числе для проведения сплошных рубок. Характеристика лесного участка и его насаждений, в том числе средние таксационные показатели, не содержат сведений о наличии лесотаксационных выделов, отнесенных к особо защитным участкам лесов.

Таким образом, с учетом части 5 статьи 200 АПК РФ Управлением лесами не доказано, что рассматриваемые на втором лесоустроительном совещании результаты работ в части таксации лесов на территории лесного участка, предоставленного по договору аренды лесного участка от 18.02.2010              № 0128/2010, содержали недопустимые ошибки или отклонения таксационных показателей, тем самым не соответствовали требованиям Лесоустроительной инструкции.

С учетом того, что для проведения второго лесоустроительного совещания общество представило в Управление лесами результаты проведенного лесоустройства в виде таксации лесов, выполненной в соответствии с первым лесоустроительным совещанием и нормативно-справочными материалами, у Управления лесами не имелось оснований для принятия решения об отказе в принятии лесоустроительной документации по изложенным в протоколе от 01.08.2019 мотивам.

Как правильно отмечено судом  первой инстанции, оспариваемое решение, а также бездействие Управления лесами, выразившееся в невнесении документированной информации в ГЛР, препятствует обществу в разработке проекта освоения лесов, тем самым нарушает его права в осуществлении предпринимательской деятельности.

При указанных обстоятельствах у суда первой инстанции имелись основания для удовлетворения заявленных требований с возложением на уполномоченный орган обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем внесения документированной информации в ГЛР по результатам таксации лесов.

Доводы апелляционных жалоб о несоответствии материалов таксации пунктам 62, 107 и 111 Лесоустроительной инструкции отклоняются, поскольку уполномоченным органом не доказано расположение в пределах арендуемого обществом лесного участка Уликанского лесничества (номера кварталов: 133-137, 155-159, 175-178, 195-197, 211-216, 236-241, 262-266) лесотаксационных выделов, отнесенных к особо защитным участкам лесов. Не представлены сведения как о местоположении особо защитных участков лесов с юридическим наименованием «насаждения К», так и об их площади, устанавливаемые при их проектировании при лесоустройстве, материалы лесоустройства также отсутствуют.

В отношении довода об упразднении лесопользователем выделенных по результатам прошлого лесоустройства ОЗУ, как правильно указал суд первой инстанции со ссылкой на часть 7 статьи 119 ЛК РФ, выделение и упразднение особо защитных участков лесов, установление и изменение границ земель, на которых располагаются особо защитные участки лесов, осуществляются решениями уполномоченного федерального органа исполнительной власти в соответствии со статьей 81 настоящего Кодекса в порядке, установленном лесоустроительной инструкцией, поэтому обществом не могли быть исключены ОЗУ «насаждения К» из ГЛР произведенной таксацией лесного участка.

Довод жалобы Управления лесами о том, что на лесопользователя не возлагалось обязанности по выделению новых особо защитных участков лесов, в то время как в представленных материалах таксации им не были указаны особо защитные участки, выделенные по результатам прошлого лесоустройства, опровергается содержанием протокола второго лесоустроительного совещания от 01.08.2019.

Исходя из пункта 2 протокола, арендатору рекомендовано выделить особо защитные участки лесов (наименование не указано) в соответствии с требованиями Лесоустроительной инструкции, в то время как пунктом 23 Лесоустроительной инструкции и частью 2 статьи 119 ЛК РФ не установлен такой вид особо защитных участков лесов как «насаждения К».  

В пункте 5 протокола для внесения документированной информации в ГЛР лесопользователю предложено представить проект выделения особо защитных участков лесов, установления их границ. Согласно выписке из ГЛР – «Сведения об особо защитных участках лесов (ОЗУ) на 01.01.2020», в кварталах, указанных в лесотаксационных описаниях, отсутствовали виды особо защитных участков лесов, предусмотренные в части 2 статьи 119 ЛК РФ и в пункте 23 Лесоустроительной инструкции.  

Доводы апелляционных жалоб об отсутствии оснований для применения указанной судом восстановительной меры отклоняются, поскольку материалами дела установлен факт проведения лесоустроительных работ на лесном участке, переданном в аренду                       ООО «Промышленный пул «Магеллан». Лесоустроительная документация составлена и представлена в Управление лесами в полном объеме. Каких-либо доводов о допущенных в ходе лесоустроительных работ ошибок и недостатков, препятствующих внесению в ГЛР представленных обществом материалов таксации, не приведено.

С учетом установленных по делу обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что представленные обществом материалы таксации подлежали принятию и внесению в ГЛР в соответствии с пунктом 2.1 Административного регламента исполнения государственной функции по ведению государственного лесного реестра и предоставления государственной услуги по предоставлению выписки из государственного лесного реестра, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 31.10.2007 № 282.

Иным доводам государственных органов, повторно заявленным в апелляционных жалобах, относительно отсутствия со стороны уполномоченного органа бездействия, непринятия решения по результатам проведения второго лесоустроительного совещания, а также о несоблюдении порядка внесения документированной информации в ГЛР, судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка, основания для иной оценки у суда апелляционной инстанции отсутствуют.

Апелляционные жалобы не содержат фактов, которые не были проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с этим изложенные в жалобах доводы признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.

Соответственно оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционных жалоб не имеется.

Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 21.02.2020 по делу № А73-21592/2019 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья

И.А. Мильчина

Судьи

Е.И. Сапрыкина

Е.Г. Харьковская