НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Хабаровского края от 27.06.2018 № 06АП-2029/2018

Шестой арбитражный апелляционный суд

улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,

официальный сайт:  http://6aas.arbitr.ru

e-mail: info@6aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 06АП-2029/2018

02 июля 2018 года

                                              г. Хабаровск

                      Резолютивная часть постановления объявлена 27 июня 2018 года.
                     Полный текст постановления изготовлен июля 2018 года .

Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего     Ротаря С.Б.,

судей                                       Брагиной Т.Г., Пичининой И.Е.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Осадчей Н.П.,

при участии в заседании:

от ООО «Межрайтопливо»: Ширяева Е.А., директор, лично, паспорт, Ткаченко О.А., представителя по доверенности от 12.03.2018,

от АО «Теплоэнергосервис»: Лишай А.П., представителя по доверенности от 01.01.2018,

от МООО «Советско-Гаванские теплосети»: Бариновой Т.В., представителя по доверенности от 05.05.2017,

рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Акционерного общества «Теплоэнергосервис», ООО «Межрайтопливо»

на определениеот 20.03.2018

по делу № А73-16872/2016

Арбитражного суда Хабаровского края

принятое судьей Манник С.Д.,

по заявлению Акционерного общества «Теплоэнергосервис»

об обращении взыскания на имущество,

УСТАНОВИЛ:

Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 13.02.2017 исковые требования акционерного общества «Теплоэнергосервис» (далее – АО «Теплоэнергосервис», ОГРН 1071435012439, ИНН 1435191592) удовлетворены, с межмуниципального общества с ограниченной ответственностью «Советско-Гаванские теплосети» (далее – МООО «СГТС», ОГРН 1142709000268, ИНН 2704023199) взыскано 5 038 546, 57 рубля задолженности за оказание услуг по передаче (транспортировке) тепловой энергии за 3 квартал 2016 года, из которых: 4 937 437, 02 рубля составляют основной долг, 101 109, 55 рубля - проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 16.08.2016 по 28.11.2016, а также проценты за пользование чужими денежными средствами на основании статьи 395 Гражданского кодекса РФ, начиная с 29.11.2016 по день фактической оплаты долга, исходя из суммы основного долга и ключевой ставки рефинансирования ЦБ РФ.

Арбитражным судом Хабаровского края на взыскание указанной суммы, а также 48193 рубля государственной пошлины, 01.06.2017 выдан исполнительный лист Серия ФС 011293237.

АО «Теплоэнергосервис» обратилось в арбитражный суд с заявлениями от 15.01.2018 № 429, от 18.01.2018 № 431, от 21.01.2018 № 434, об обращении взыскания на имущество должника, находящееся у третьих лиц в размере 5 086 739, 57 рубля в рамках исполнения исполнительного листа серии ФС 011293237 по исполнительному производству № 35222/17/27014-ИП, а именно: Администрации района, Управлении ЭТИК и КХ администрации, ООО «Межрайтопливо», МООО «РКЦ» (без исключения топливной составляющей).

Определением суда от 20.03.2018 заявленные требования АО «Теплоэнергосервис» удовлетворены, обращено взыскание на денежные средства МООО «СГТС», находящиеся у третьих лиц в пределах суммы 813 617, 92 рубля по состоянию на 19.03.2018, оставшейся задолженности по исполнительному производству №35333/17/27014-ИП, согласно сведениям официального сайта ФССП России (с учетом уточнения требования, заявленного в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ).

Не согласившись с принятым по делу судебным актом, АО «Теплоэнергосервис» и ООО «Межрайтопливо» оспорили определение от 20.03.2018 в апелляционном порядке.

АО «Теплоэнергосервис» в своей апелляционной жалобе оспаривает вывод суда о невозможности обращения взыскания на денежные средства должника, поступающих в виде топливной составляющей, поскольку указанные средства являются обычными расходами общества, на которое возможно возложить взыскание в ходе исполнительного производства. Считает, что судом первой инстанции не исследовались обстоятельства фактического нахождения имущества должника у третьего лица и правовые основания такого нахождения. В этой связи принятие каких-либо мер принудительного исполнения на поступающие денежные средства неправомерно.

В апелляционной жалобе ООО «Межрайтопливо» указало на неполное выяснение судом всех обстоятельств имеющих значение для дела.

В обоснование жалобы заявитель указывает, что в соответствии с постановлением Правительства Хабаровского края от 01.02.2008 № 35-пр денежные средства, поступающие ООО «Межрайтопливо», носят целевое назначение и на них не может быть обращено взыскание.

Также приводит доводы о том, что судом первой инстанции не исследовались обстоятельства фактического нахождения денежных средств у третьего лица в момент обращения АО «Теплоэнергосервис». При этом полагает, что Законом об исполнительном производстве не предусмотрено взыскание денежных средств, которые могут поступить в будущем. В этой связи принятие каких-либо мер принудительного исполнения на поступающие денежные средства неправомерно.

Кроме того указывает, что ООО «Межрайтопливо» осуществляет операторские услуги по договорам поручения,заключенным с Администрацией, согласно которым на расчетный счет Общества поступают денежные средства от третьих лиц, а обращение на их взыскание приведет к нарушению их интересов.

Директор ООО «Межрайтопливо» и его представитель  в судебном заседании доводы своей апелляционной жалобы поддерживали, в отношении жалобы истца представили возражения.

Представитель АО «Теплоэнергосервис» возражал против доводов жалобы ООО «Межрайтопливо» по основаниям, изложенным в отзыве, полагает свою жалобу подлежащую удовлетворению.

Представитель МООО «СГТС» поддерживает позицию ООО «Межрайтопливо», в отношении доводов апелляционной жалобы АО «Теплоэнергосервис» возражал.

Изучив материалы дела, заслушав в судебном заседании присутствующих представителей, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

В соответствии с частью 4 статьи 69 и ч. 1 ст. 77 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон № 229-ФЗ), при отсутствии или недостаточности у должника денежных средств взыскание обращается на иное имущество, в том числе на имущество должника, находящееся у третьих лиц, на основании судебного акта.

Согласно пункту 61 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» вопрос об обращении взыскания на имущество должника, находящееся у третьих лиц, подлежит разрешению судом по заявлению взыскателя или судебного пристава-исполнителя. Бремя доказывания принадлежности имущества должнику в этом случае возлагается на заявителя.

В предмет доказывания при рассмотрении заявления об обращении взыскания на имущество должника, находящееся у третьих лиц, подлежат включению следующие обстоятельства: принадлежность имущества должнику; возможность обращения взыскания на это имущество; фактическое нахождение имущества у третьего лица и правовые основания такого нахождения, иные обстоятельства в зависимости от позиций участников процесса.

В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ обязанность доказывания обстоятельств, являющихся основанием заявленных требований и возражений, возлагается на лицо, которое на эти обстоятельства ссылается.

В силу части 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Должнику – МООО «СГТС» постановлением Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 19.12.2015 № 38/5 «Об утверждении тарифов на тепловую энергию для потребителей межмуниципального общества с ограниченной ответственностью «Советско-Гаванские тепловые сети» в Советско-Гаванском муниципальном районе на 2016-2018 годы утвержден тариф на оказываемые услуги по теплоснабжению, а постановлением Комитета от 16.12.2015 № 38/7 утвержден тариф на услуги по горячему водоснабжению.

В то же время, экономически обоснованный тариф для должника превышает предельный тариф для населения, установленный Постановлением Правительства Хабаровского края от 19.08.2015 № 80 «О предельных максимальных тарифах на тепловую энергию на 2016 год», в связи с чем в силу статьи 2 Закона Хабаровского края «О возмещении организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую для нужд населения», обществу производится возмещение убытков, связанных с применением регулируемых тарифов.

В силу статьи 1 Закона Хабаровского края от 31.10.2007 № 150 «О наделении органов местного самоуправления Хабаровского края государственными полномочиями Хабаровского края по возмещению организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению» (далее – Закон № 150) государственными полномочиями по возмещению МООО «СГТС» таких убытков является администрация Советско-Гаванского муниципального района.

Пунктом 2 статьи 2 Закона № 150 установлено, что органы местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий обязаны производить расчет и возмещать организациям убытки, связанные с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению, в порядке, установленном Правительством края.

Из пункта 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» следует, что в тех случаях, когда публично-правовое образование в правовых актах, принимаемых во исполнение законов, установивших льготы, предусматривает последующую компенсацию неполученной от потребителей платы, неисполнение этой обязанности по компенсации влечет возникновение убытков у лица, реализовавшего товары (выполнившего работы, оказавшего услуги) по льготным ценам или без получения платы от потребителя.

Как установлено вступившим в законную силу решением арбитражного суда по делу № А73-10393/2016, денежные средства, предназначенные на возмещение МООО «СГТС» убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению, являются денежными средствами данной организации, при этом не имеет правового значения характер данных денежных средств.

Доводы апелляционной жалобы о недоказанности принадлежности денежных средств должнику, находящихся на счете ООО «Межрайтопливо», судом апелляционной инстанции отклоняются в силу следующего.

МООО «СГТС» осуществляет деятельность по организации теплоснабжения населения и социальных объектов г. Советская Гавань и организаций, финансируемых за счет средств бюджета Советско-Гаванского муниципального района за счет средств собственных средств, а также за счет субвенций краевого бюджета и средств местного бюджета района.

Губернатором Хабаровского края 30.12.2016 издано распоряжение № 681-р «О централизованной поставке топлива в муниципальные районы Хабаровского края в 2017 - 2019 годах» (в редакции от 09.02.2018). Данным распоряжением утверждена Типовая схема централизованного завоза топлива в муниципальные районы Хабаровского края в 2017 - 2019 годах (далее – Типовая схема).

В силу пункта 2 Типовой схемы, централизованная поставка топлива осуществляется для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, принявших решение об участии в централизованных поставках топлива и заключивших следующие договоры:

- договор поручения с администрацией муниципального района края (далее также - Договор поручения) в соответствии с подпунктом 3.4 пункта 3 настоящей Типовой схемы;

- агентский договор с ООО «Межрайтопливо» на осуществление действий по начислению и сбору платежей за оказанные потребителям коммунальные услуги и ведению претензионно-исковой работы (далее также - Агентский договор).

Согласно подпункту 3.4 пункта 3 Типовой схемы юридические лица и индивидуальные предприниматели, являющиеся получателями топлива в рамках централизованной поставки топлива (далее - Получатели) заключают 9 договоры поручения с администрациями муниципальных районов края на совершение следующих действий:

- заключение договоров с ООО «Межрайтопливо» на организацию в соответствии с Положением о закупках централизованной поставки топлива (подпункт 3.4.2);

- перечисление на счет ООО «Межрайтопливо» средств, предусмотренных для Получателей в соответствующих бюджетах муниципальных образований края (подпункт 3.4.3).

Согласно пункту 4 Типовой схемы Администрации муниципальных районов края:

- в соответствии с заключенными с Получателями Договорами поручения (подпункт 3.4 пункта 3 настоящей Типовой схемы) заключают договоры поручения с ООО «Межрайтопливо» на организацию централизованных поставок топлива Получателям (подпункт 4.2);

- в соответствии с заключенными с Получателями Договорами поручения (подпункт 3.4 пункта 3 настоящей Типовой схемы) перечисляют ООО «Межрайтопливо» средства, направляемые на оплату централизованных поставок топлива (подпункт 4.3);

 - получают от ООО «Межрайтопливо» счета-фактуры за централизованно поставленное топливо и оказанные услуги, обрабатывают их и передают Получателям (подпункт 4.4);

- ежемесячно производят взаиморасчеты по оплате централизованных поставок топлива с Получателями (подпункт 4.5).

Согласно пункту 6 Типовой схемы ООО «Межрайтопливо»:

- принимает счета-фактуры от поставщиков топлива и лиц, оказывающих услуги по перевозке, разгрузке (перевалке) топлива. В течение пяти рабочих дней со дня отгрузки топлива или оказания услуг по перевозке, разгрузке (перевалке) топлива производит перевыставление счетов-фактур Получателям. Документооборот ведется через администрации муниципальных районов края (подпункт 6.2.3);

- заключает агентские договоры с Получателями на осуществление действий по начислению и сбору платежей за оказанные потребителям коммунальные услуги и ведению претензионно-исковой работы (подпункт 6.10);

- осуществляет расчет размера платы за коммунальные услуги в соответствии с действующим законодательством (подпункт 6.11);

- осуществляет сбор денежных средств с потребителей коммунальных услуг самостоятельно через свои пункты сбора платежей и (или) через сеть уполномоченных кредитных и иных организаций на своем расчетном счете (подпункт 6.12);

- обеспечивает учет средств топливной составляющей (подпункт 6.13).

Согласно пункту 9 Типовой схемы, до 31 июля 2018 года устанавливается переходный период, в течение которого до создания структурных подразделений ООО «Межрайтопливо» на территориях соответствующих муниципальных образований и заключения Агентских договоров между Получателями и ООО «Межрайтопливо» (подпункт 3.5 пункта 3 настоящей Типовой схемы) функции, предусмотренные подпунктами 6.10 - 6.13 пункта 6 настоящей Типовой схемы, осуществляют действующие организации по сбору платежей за коммунальные услуги.

С учетом анализа положений Типовой схемы следует, что в схеме централизованной поставки топлива в муниципальные районы Хабаровского края, ООО «Межрайтопливо» определена как организация, аккумулирующая поступающие из краевого, муниципального бюджетов, получателей топлива финансовые средства и распределяющая их на организацию закупки топлива юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, являющимся получателями топлива в рамках централизованной поставки топлива.

Во исполнение Типовой схемы 2013 года между МООО «СГТС» (доверитель) и Администрацией Советско-Гаванского района (поверенный) заключен договор поручения от 01.10.2014 № 7 на организацию централизованной поставки топочного мазута и угля для доверителя; для исполнения поручения поверенному выдана доверенность.

Для исполнения указанного договора поручения и Типовой схемы на 2017 - 2019 Администрация заключила с ООО «Межрайтопливо» (оператор) рамочный договор поручения от 10.11.2016 № 04-2017-ЮГ (соц) на организацию завоза топлива для предприятий ЖКХ, а также других предприятий, предоставляющих услуги по выработке тепловой и электрической энергии для населения, предприятий и организаций и учреждений различных форм собственности, прочих социальных нужд муниципального района в период 2017 – 2019 год, указанных в приложении № 1 к договору, в том числе и для МООО «СГТС»

Представленными в материалы дела платежными поручениями и выпиской по банковскому счету подтверждается факт того, что на расчетный счет ООО «Межрайтопливо» от Администрации Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края поступают субсидий в рамках договора № 04-2017-ЮГ (соц), в том числе на поставку топлива для МООО «СГТС», что обоснованно принято судом во внимание.

Тем самым подтверждается факт передачи денежных средств должника МООО «СГТС» третьему лицу - ООО «Межрайтопливо».

Указанные выше выводы подтверждаются судебными акта по делам № А73-10646/2015, № А73-1386/2016, № А73-10393/2016, № А73-11663/2016, № А73-6699/2017, в связи с чем имеют преюдициальное значение в рассматриваемом споре, согласно части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

При этом суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об уклонении должника от добровольного исполнения требований в ходе исполнительного производства, в том числе по средствам реализации своего имущества.

Поскольку у должника отсутствует какого-либо имущество, требование АО «Теплоэнергосервис» об обращении взыскания на денежные средства должника, находящиеся у ООО «Межрайтопливо», правомерно удовлетворено в части суммы 813617,92 рубля (остаток задолженности по состоянию на 19.03.2018).

Довод о том, что Федеральным законом «Об исполнительном производстве» не предусмотрено обращения взыскания на денежные средства, находящиеся у третьего лица, которые поступят в будущем, апелляционной коллегией не принимается, как не подтвержденный соответствующими нормами.

Ссылка на заключенные договора поручительства, согласно которым на расчетный счет ООО «Межрайтопливо» поступают денежные средства от третьих лиц, а обращение на их взыскание приведет к нарушению их интересов, подлежит отклонению, поскольку поступающие средства не имеют целевого назначения и расходуются в ходе обычной деятельности общества.

Довод жалобы АО «Теплоэнергосервис» о необходимости исключить топливную составляющую из средств, на которые невозможно произвести взыскание, не состоятелен.

Согласно распоряжению Губернатора Хабаровского края 30.12.2016 № 681-р «О централизованной поставке топлива в муниципальные районы Хабаровского края в 2017 - 2019 годах» (в редакции от 09.02.2018), «топливная составляющая» - средства юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся получателями топлива в рамках централизованной поставки топлива, на приобретение топлива при производстве электрической и тепловой энергии с учетом транспортных расходов по его доставке, учтенные комитетом по ценам и тарифам Правительства края в утвержденных тарифах на тепловую и электрическую энергию. Размер топливной составляющей определяется в агентском договоре на осуществление действий по начислению и сбору платежей за оказанные потребителям коммунальные услуги и ведению претензионно-исковой работы (подпункт 3.5 пункта 3 настоящей Типовой схемы).

Типовой схемой централизованного завода топлива в муниципальные районы Хабаровского края предусмотрено выделение топливной составляющей и определены обстоятельства её сбора и перечисления, на нормах утверждённой распоряжением Губернатора Хабаровского края от 30.12.2016 № 681-р.

В постановлении Арбитражного суда Дальневосточного округа от 21.03.2017 по делу № А73-1386/2017, дана оценка правовой позиции, согласно которой на денежные средства, предназначенные в счет оплаты топливной составляющей, не может быть обращено взыскание в соответствии со статьей 77 Закона об исполнительном производстве. При этом установлено, что должник является участником типовой схемы централизованного завоза топлива и целевые денежные средства, поступающие за коммунальные услуги от юридических и физических лиц, должны исчислять топливную составляющую.

Доказательств того, что средства топливной составляющей расходуется на иные цели, вместо закупки топлива, в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ не представлено.

При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения апелляционных жалоб, по содержащимся в них доводам, не имеется.

Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ основаниями для безусловной отмены судебного акта при рассмотрении дела арбитражным судом апелляционной инстанции не установлено.

Руководствуясь статьями 258, 268-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Определение от 20.03.2018  по делу № А73-16872/2016 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение одного месяца со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий

                  С.Б. Ротарь

Судьи

                Т.Г. Брагина

            И.Е. Пичинина