НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Хабаровского края от 25.04.2019 № 06АП-1577/19

Шестой арбитражный апелляционный суд

улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,

официальный сайт:  http://6aas.arbitr.ru

e-mail: info@6aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 06АП-1577/2019

25 апреля 2019 года

г. Хабаровск

Шестой арбитражный апелляционный суд  в составе:

судьи А.П. Тищенко,

рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу  государственного учреждения – Хабаровского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации

на решение от 06.03.2019,

принятое судьей Гавриш О.А.

по делу № А73-22003/2018 Арбитражного суда Хабаровского края, рассмотренному в порядке упрощенного производства,

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Автомир Премиум» (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к государственному учреждению – Хабаровскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН <***>, ИНН <***>)

о признании недействительным решения,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Автомир Премиум» (далее – Общество, ООО «Автомир Премиум») обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к государственному учреждению – Хабаровскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее – Фонд, учреждение) о признании недействительным решения от 03.12.2018 № 440 «О привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах».

Определением суда от 20.12.2018 заявление было принято для рассмотрения в порядке упрощенного производства, возбуждено производство по делу № А73-22003/2018.

Решением в виде резолютивной части от 21.02.2019 по делу № А73-22003/2018 Арбитражный суд Хабаровского края признал недействительным решение Фонда в части предложения уплатить недоимку в сумме 376 руб. 98 коп., начисления соответствующей данной сумме суммы пени и привлечения к ответственности по пункту 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования» в виде штрафа в размере 75 руб. 39 коп.; в остальной части в удовлетворении заявленного требования отказал.

Мотивированное решение было составлено судом 06.03.2019.

Полагая, что решение суда первой инстанции вынесено при неполном выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для дела, учреждение обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, содержащей требование решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Апелляционная жалоба была принята к рассмотрению Шестым арбитражным апелляционным судом.

В возражениях на апелляционную жалобу ООО «Автомир Премиум» не согласилось с доводами жалобы, просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

На основании пункта 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся деле доказательствам.

Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, суд апелляционной инстанции, установил следующие обстоятельства и пришел к следующим выводам.

Фондом, на основании решения от 01.10.2018 № 600, была проведена выездная плановая проверка на предмет правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации, ООО «Автомир Премиум» за период с 01.01.2015 по 31.12.2016.

В ходе проверки Фондом установлено занижение ООО «Автомир Премиум» базы для начисления страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на сумму 13 000 руб., составляющих компенсацию расходов по оплате услуг VIP-зала аэропорта генеральному директору Общества.

Результаты выездной проверки зафиксированы в акте проверки от 31.10.2018 № 600, по результатам рассмотрения которого Фондом 03.12.2018 было принято решение № 440 «О привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах».

ООО «Автомир Премиум» представил возражения на акт проверки от 31.10.2018 № 600, согласно которым считает неправомерным доначисление страховых взносов, так как компенсация расходов по оплате услуг VIP-залов предусмотрена пунктом 4.2 положения о командировках Общества.

Решением Фонда от 03.12.2018 № 440 ООО «Автомир Премиум» было привлечено к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», в виде штрафа в сумме 75 руб. 39 коп. Кроме того, ООО «Автомир Премиум» начислены пени в сумме 31 руб. 48 коп. и предложено уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 376 руб. 98 коп.

Не согласившись с решением Фонда, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (далее также - фонды обязательного медицинского страхования) на обязательное медицинское страхование (далее также - страховые взносы), а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах урегулированы Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Закон № 212-ФЗ).

Плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым, в том числе относятся организации (статья 5 Закона № 212-ФЗ).

Объектом обложения страховых взносов для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые ими в пользу физических лиц, в частности, в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров (статья 7 Закона № 212-ФЗ).

База для начисления страховых взносов для плательщиков-организаций определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 названного Закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 Закона № 212-ФЗ (часть 1 статьи 8 Закона № 212-ФЗ).

Не облагаются страховыми взносами все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в том числе, с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей (за некоторыми исключениями). При оплате плательщиками страховых взносов расходов на командировки работников как в пределах территории Российской Федерации, так и за пределами территории Российской Федерации не подлежат обложению страховыми взносами суточные, а также фактически произведенные и документально подтвержденные целевые расходы на проезд до места назначения и обратно, сборы за услуги аэропортов, комиссионные сборы, расходы на проезд в аэропорт или на вокзал в местах отправления, назначения или пересадок, на провоз багажа, расходы по найму жилого помещения, расходы на оплату услуг связи, сборы за выдачу (получение) и регистрацию служебного заграничного паспорта, сборы за выдачу (получение) виз, а также расходы на обмен наличной валюты или чека в банке на наличную иностранную валюту. Аналогичный порядок обложения страховыми взносами применяется к выплатам, производимым физическим лицам, находящимся во властном (административном) подчинении организации, а также членам совета директоров или любого аналогичного органа компании, прибывающим для участия в заседании совета директоров, правления или другого аналогичного органа этой компании (пункт 2 части 1 статьи 9, часть 2 статьи 9 Закона № 212-ФЗ).

Пунктом 1 статьи 15 Закона № 212-ФЗ установлено, что сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона (далее в настоящей статье - плательщики страховых взносов), отдельно в каждый государственный внебюджетный фонд.

Пенями признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм страховых взносов и независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах (статья 25 Закона № 212-ФЗ).

Неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов неуплаченной суммы страховых взносов (пункт 1 статьи 47 Закона № 212-ФЗ).

В соответствии с пунктом 2 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.2008 № 749 «Об особенностях направления работников в служебные командировки» (далее – Положение № 749) в командировки направляются работники, состоящие в трудовых отношениях с работодателем.

Срок командировки определяется работодателем с учетом объема, сложности и других особенностей служебного поручения (пункт 4 Положения № 749).

Работникам возмещаются расходы по проезду и найму жилого помещения, дополнительные расходы, связанные с проживанием вне постоянного места жительства (суточные), а также иные расходы, произведенные работником с разрешения руководителя организации (пункт 11 Положения № 749).

Понятие трудовых отношений определено в статье 15 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ), согласно которой трудовые отношения - это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Взаимосвязанное толкование приведенной нормы и норм статьи 7 Закона № 212-ФЗ позволяет сделать вывод, что под выплатой или вознаграждением, произведенными в рамках трудовых отношений, следует понимать суммы, полученные работником от работодателя за выполнение трудовой функции, обусловленной трудовым соглашением, определяемые в соответствии с перечисленными нормативными правовыми и локальными актами.

Заработная плата (оплата труда работника) представляет собой вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) Понятие компенсаций определено в статье 164 ТК РФ, согласно которой под компенсациями понимаются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных названным Кодексом и другими федеральными законами (статья 129 ТК РФ).

Статьей 165 ТК РФ установлено, что такие компенсации предоставляются работникам помимо общих гарантий и компенсаций, предусмотренных названным Кодексом (гарантии при приеме на работу, переводе на другую работу, по оплате труда и другие).

В соответствии со статьей 166 ТК РФ служебной командировкой признается поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. При направлении работника в командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных с командировкой (статья 167 ТК РФ) В частности, статья 168 ТК РФ возлагает на работодателя обязанности по возмещению работникам расходов, связанных со служебной командировкой; статья 168.1 ТК РФ обязывает работодателя возмещать расходы, связанные со служебными поездками работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, а также с работой в полевых условиях, работами экспедиционного характера.

И в том, и в другом случае работодатель обязан возместить работнику такие расходы, как: расходы по проезду; расходы по найму жилого помещения; дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные, полевое довольствие); иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя.

Таким образом, законодатель, возлагая на работодателя обязанности по исчислению и уплате страховых взносов на обязательное социальное страхование с выплат, производимых им в рамках трудовых отношений в качестве платы за труд, одновременно прямо исключает часть таких выплат из облагаемой базы для начисления страховых взносов.

В частности, в силу прямого указания подпунктом 2 части 1 статьи 9 Закона № 212-ФЗ, исключаются из облагаемой базы для начисления страховых взносов компенсации, указанные в статье 168.1 ТК РФ, производимые работникам в связи с разъездным или экспедиционным характером их работы по перечню работ, профессий, должностей, утвержденному страхователем.

В Определении Верховного Суда Российской Федерации от 25.08.2016 № 304-КГ16-10760 указано, что спорные выплаты не являются суточными в силу определения, содержащегося в трудовом законодательстве, но исходя из их направленности и экономического содержания могут быть признаны возмещением иных расходов, связанных со служебной командировкой, произведенных с разрешения или ведома работодателя, в связи с чем, не являются доходом (экономической выгодой) работника.

Пунктом 1 статьи 64 Воздушного кодекса Российской Федерации (далее – ВК РФ) предусмотрено, что оказание услуг в области гражданской авиации осуществляется на платной основе (тарифы, сборы), если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Перечень тарифов на услуги в области гражданской авиации и сборов за данные услуги, правила формирования указанных тарифов и сборов, правила взимания рассчитанной на основе указанных тарифов и сборов платы за услуги в области гражданской авиации, а также правила продажи билетов, выдачи грузовых накладных и других перевозочных документов устанавливаются уполномоченным органом в области гражданской авиации (пункт 2 статьи 64 ВК РФ).

В соответствии со статьей 100 Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 28.06.2007 № 82, перевозчик или обслуживающая организация могут предоставлять пассажиру дополнительные услуги повышенной комфортности в полете и на земле.

На основании пункта 5.2.2. постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 395 «Об утверждении Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации» Министерство транспорта Российской Федерации осуществляет полномочия в установленной сфере деятельности, в том числе, на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно принимает нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности перечень тарифов на услуги в области гражданской авиации и сборов за эти услуги, правила формирования указанных тарифов и сборов, правила взимания рассчитанной на основе указанных тарифов и сборов платы за услуги в области гражданской авиации, а также правила продажи билетов, выдачи грузовых накладных и других перевозочных документов.

Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 17.07.2012 № 241 «Об аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифах за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации» утверждены Перечень и правила формирования тарифов и сборов за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации и Правила взимания рассчитанной на основе тарифов и сборов платы за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации.

Согласно пункту 4.9.1 Перечня и правил формирования тарифов и сборов за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации (далее – Перечень), тариф устанавливается за услуги, предоставляемые при обслуживании убывающих пассажиров в секторах и помещениях для особо важных персон, бизнес-центрах и других специальных помещениях, включая: регистрацию пассажиров, взвешивание и оформление багажа; укладку багажа на транспортные средства; накопление и сопровождение пассажиров до воздушного судна, проверку количества пассажиров после посадки в воздушное судно; погрузку, разгрузку и транспортировку багажа между зданием аэровокзала и воздушным судном.

В силу пункта 4.9.2 Перечня, тариф устанавливается за услуги, предоставляемые при встрече, сопровождении и обработке багажа прибывающих пассажиров и обслуживании транзитных (прямой транзит) пассажиров в соответствии с установленной технологией в секторах и помещениях для особо важных персон, бизнес-центрах и других специальных помещениях.

Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из названного Кодекса, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права, а также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права (статья 5 ТК РФ).

Следовательно, компенсация, определенная в локальном нормативном акте в соответствии с нормами действующего законодательства, признается законно установленной.

Оплата ООО «Автомир Премиум» расходов по компенсации оплаты услуг VIP-залов была произведена генеральному директору ООО «Автомир Премиум» ФИО2 в соответствии с положением о командировках от 10.03.2014.

Согласно пункту 4.2 положения о командировках

- работнику, направленному в командировку как внутри Российской Федерации, так и за ее пределы, возмещаются следующие расходы: суточные и фактически произведенные и документально подтвержденные целевые расходы (по найму жилого помещения; на проезд до места назначения и обратно; проезд от Аэропорта до города на аэроэкспрессе; проезд по городу в общественном транспорте и метрополитене; сборы за услуги аэропортов, комиссионные сборы; на проезд в аэропорт или на вокзал в местах отправления, назначения или пересадок; на провоз багажа; на служебные телефонные переговоры; по получению и регистрации служебного заграничного паспорта, получению виз; связанные с обменом наличной валюты или чека в банке на наличную иностранную валюту).

- генеральному директору предприятия, направленному в командировку, оплачиваются услуги VIP-залов (залов повышенной комфортности, залов официальных лиц и делегаций, ЗОД, и т.п.) аэропортов в связи с необходимостью оперативного управления обществом, срочного решения возникающих вопросов доступа к телекоммуникационным средствам связи, вести переговоры при сохранении коммерческой тайны.

Таким образом, как верно отмечено судом первой инстанции, указанным локальным актом ООО «Автомир Премиум», принятым в соответствии со статьей 168 ТК РФ, определен порядок направления генерального директора в служебные командировки, порядок компенсации ему расходов, связанных со служебной командировкой.

Согласно материалам дела, приказами от 24.06.2016 № 1 и от 10.11.2016 № 3 директор Общества ФИО2 направлен в командировку на период с 25.06.2016 по 03.07.2016, с 12.11.2016 по 19.11.2016.

В подтверждения факта направления в командировку в материалы дела представлены документы: авансовый отчет от 15.07.2016 № 16, электронный авиабилет Хабаровск-Москва-Хабаровск на 25.06.2016 и 03.07.2016, квитанции разных сборов от 25.06.2016 № 00000011595 на сумму 4 000 руб., от 03.07.2016 № 00000012504 на сумму 3 000 руб., чеки от 25.06.2016, от 03.07.2016, бронирование гостиницы на период с 25.06.2016 по 03.07.2016, авансовый отчет от 23.11.2016 № 48, электронный авиабилет Хабаровск-Москва-Хабаровск на 12.11.2016 и 18.11.2016, квитанции разных сборов от 12.11.2016 N 00000025581 на сумму 4 000 руб., от 19.11.2016 № 00000026257 на сумму 3 000 руб., чеки от 12.11.2016, от 19.11.2016, бронирование гостиницы на период с 13.11.2016 по 18.11.2016.

В назначении платежа квитанций разных сборов от 25.06.2016 № 00000011595, от 03.07.2016 № 00000012504, от 12.11.2016 № 00000025581, от 19.11.2016 № 00000026257 указано – тариф по обслуживанию убывающих пассажиров в зале повышенной комфортности аэровокзала на 1 500 пассажиров.

При таких обстоятельствах, поскольку спорные расходы были понесены ООО «Автомир Премиум» с целью обеспечения генеральному директору Общества в силу специфики его деятельности комфортных условий труда, обеспечение оперативного управления Обществом в период командировки, доступа к телекоммуникационным средствам связи, обеспечения возможности вести переговоры при сохранении коммерческой тайны, т.е. направлены на обеспечение эффективного решения генеральным директором производственных вопросов и управления Обществом в период ожидания вылета.

Кроме того, расходы по компенсации оплаты услуг VIP-залов в аэропортах генерального директора ООО «Автомир Премиум» предусмотрены локальным нормативным актом и не зависят от количества и качества исполнения трудовых обязанностей, являются компенсацией расходов при командировках генерального директора общества, суд приходит к выводу об отсутствии у Фонда оснований для доначисления Обществу страховых взносов с суммы спорных выплаты.

В связи с вышеизложенным, суд первой инстанции правомерно признал решение Фонда в части доначисления страховых взносов в сумме 376 руб. 98 коп. и привлечения Общества к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 47 Закона № 212-ФЗ, в виде штрафа в сумме 75 руб. 39 коп., недействительным.

Поскольку доначисление Обществу страховых взносов в сумме в сумме 376 руб. 98 коп. признано неправомерным, то оснований для начисления пени на указанную сумму также не имеется.

Доводы апелляционной жалобы пенсионного фонда отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании норм права, подлежащих применению к рассматриваемым правоотношениям.

Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе, и опровергающих выводы суда первой инстанции апелляционная жалоба не содержит, в силу чего удовлетворению не подлежит.

Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения дела по существу, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования, имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка судом первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения судебного акта.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

Руководствуясь статьями 258, 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение от 06.03.2019 по делу № А73-22003/2018 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья

А.П. Тищенко