Шестой арбитражный апелляционный суд
улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,
официальный сайт: http://6aas.arbitr.ru
e-mail: info@6aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 06АП-5558/2017
30 октября 2017 года | г. Хабаровск |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 октября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен октября 2017 года .
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Швец Е.А.
судей Вертопраховой Е.В., Харьковской Е.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Абрамовым Д.А.
при участии в заседании:
от акционерного общества "Дальневосточная генерирующая компания": Иккерт П.М. представитель по доверенности от 17.07.2017 № 51/316; Жерновникова О.М. представитель по доверенности от 01.03.2017 № 51/116;
от Инспекции федеральной налоговой службы России по Центральному району г. Хабаровска: Калашникова О.Н. представитель по доверенности от 21.11.2016 № 04-1-27/35;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы России по Центральному району г. Хабаровска
на решение от 07.08.2017
по делу № А73-16943/2016
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Маскаевой А.Ю.
по заявлению акционерного общества "Дальневосточная генерирующая компания"
к Инспекции федеральной налоговой службы России по Центральному району г. Хабаровска
о признании недействительными решений
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество «Дальневосточная генерирующая компания» (далее – заявитель, Общество, АО «ДГК») обратилось в арбитражный суд с заявлением к инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Хабаровска (далее – Инспекция, налоговый орган) о признании недействительными решений от 17.06.2016: № 5078 «Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения» в части доначисления налога на имущество организаций в сумме 77 519 907 руб., № 5079 «Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения» в части доначисления налога на имущество организаций в сумме 65 907 514 руб.
Решением от 07.08.2017 суд заявленные Обществом требования удовлетворил.
Не согласившись с решением суда, Инспекция заявила апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда первой инстанции ввиду неправильного применения норм права, несоответствия выводов суда обстоятельствам дела, необоснованном принятии в качестве доказательства заключение эксперта ООО «Саратовское бюро судебных экспертиз» № 223 от 15.06.2017 и не принятии заключения ООО «Энергерц» от 21.04.2016 № 23.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы апелляционной жалобы, просил, отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представители Общества в представленном отзыве и в судебном заседании отклонили доводы апелляционной жалобы Инспекции, ссылаясь на наличие у Общества права применения налоговой льготы по спорным объектам имущества.Просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, как законное и обоснованное апелляционную жалобу без удовлетворения.
Исследовав представленные материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Из материалов дела следует, что Инспекцией проведены камеральные налоговые проверки представленных АО «ДГК» уточненных налоговых деклараций по налогу на имущество за 2012 год (корректировка № 1), за 2013 год (корректировка № 3).
Результаты проверок отражены в актах от 16.12.2015 № 1965, № 1957.
По результатам проверок уточненных налоговых деклараций 17.06.2016 Инспекцией: за 2012 год принято решение № 5078 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, доначислен налог в сумме 79 998 706 руб.; за 2013 год принято решение № 5079 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, доначислен налог в сумме 68 058 783 руб.
Решением УФНС России по Хабаровскому краю от 10.08.2016 жалоба Общества оставлена без удовлетворения, оспариваемые решения Инспекции оставлены без изменения.
Не согласившись с решениями Инспекции, Общество обратилось с заявлением в арбитражный суд, который удовлетворяя заявленные требования, обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 374 НК РФ (в редакции, действовавшей в 2012, 2013 годах) объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 настоящего Кодекса.
Налоговая база определяется налогоплательщиками самостоятельно как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения (пункты 1 статьи 375 НК РФ, пункт 3 статьи 376 НК РФ).
Согласно статье 381 НК РФ в 2012 году были освобождены от налогообложения налогом организации - в отношении железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов (пункт 11).
Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утвержден постановлением Правительства РФ от 30.09.2014 №504.
С 01.01.2013 льгота, установленная пунктом 11 статьи 381 НК РФ, действовала только в отношении федеральных автомобильных дорог общего пользования и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью, согласно указанному Перечню.
В отношении железнодорожных путей общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, налоговые ставки, определяемые законами субъектов Российской Федерации, были ограничены и не могли превышать в 2013 году 0,4 процента.
В соответствии с Перечнем имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 №504 (далее – Постановление №504), подлежит льготированию имущественный объект, код которого по ОКОФ содержится в перечне, с учетом иерархической структуры кодов (если иное не указано в самом перечне).
При этом льготированию подлежит не только имущество, код которого по ОКОФ непосредственно указан в перечне, но и имущество, являющееся составной неотъемлемой частью данного объекта, которое может иметь свой код ОКОФ, независимый от кода ОКОФ основного объекта (сооружения). Такое имущество, являющееся составной частью сложного технологического объекта, поименовано в перечне по соответствующему коду ОКОФ в графе «Примечание», состав имущественных объектов которой является закрытым.
Право на применение льготы и пониженной налоговой ставки законодатель связывает с функциональной принадлежностью объектов, а не с теми данными, которые указаны в учете налогоплательщика (в инвентарных карточках). ОКОФ применяется для выполнения статистических задач, а не регулирует вопросы налогообложения, при этом само по себе присвоение имуществу кода ОКОФ, отмеченного в перечне, не означает, что у налогоплательщика автоматически возникает право на применение льготы в отношении данного имущества.
Обязательным условием для отнесения имущества к льготируемому является наличие технологической связи между данным имуществом и магистральными трубопроводами, линиями энергопередачи (оборудованием, имуществом), относящимися в соответствии с Перечнем к линиям энергопередачи, а также фактическое использование льготируемого имущества в передаче энергии (тепла).
Общество, заявляя в уточненных декларациях по налогу на имущество организаций за 2012 и 2013 год право на льготу, полагало, что спорные объекты являются неотъемлемыми частями линий энергопередачи и участвуют в передаче энергии.
Инспекция, в обоснование возражений доводам заявителя, ссылается на результаты экспертизы от 21.04.2016 № 23, проведенной в ходе камеральных налоговых проверок ООО «Энергерц».
Согласно экспертному заключению 38 объектов Общества не имеют отношения к оборудованию, которое входит в перечень имущества, относящегося к линиям энергопередачи, а также к сооружениям, являющимся неотъемлемой частью указанных объектов в целях Постановления № 504, поскольку не участвуют в процессе передачи (транспорта) энергии, что исключает возможность применения налогоплательщиком пониженной ставки, установленной пунктом 3 статьи 380 НК РФ.
Обществом в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции представлено заключение технического специалиста АО «ДГК», согласно которому 27 объектов основных средств Общества относятся к льготируемому имуществу.
Проанализировав экспертное заключение от 21.04.2016 № 23, судом первой инстанции установлены противоречия в выводах эксперта.
Поскольку между сторонами имелись разногласия относительно технических характеристик и функционального назначения объектов недвижимости Общества, подлежащих оценке, противоречивости в выводах экспертного заключения, а также учитывая то, что Обществом в материалы дела представлено заключение технического специалиста Общества, результаты которого противоречат выводам экспертизы проведенной Инспекцией, судом первой инстанции была назначена техническая экспертиза на предмет принадлежности объектов Общества к линиям энергопередачи, а также сооружениям, являющимся неотъемлемой технологической частью указанных объектов и, соответственно, участвуют ли они в процессе энергопередачи.
Вопросы, заданные эксперту были согласованы со сторонами спора, отводов эксперту не заявлено, эксперт предупрежден об уголовной ответственности.
Согласно экспертному заключению ООО «Саратовское бюро судебных экспертиз» № 223 от 15.06.2017 указанные объекты основных средств относятся к линиям энергопередачи, а также к сооружениям являющихся их неотъемлемой технологической частью, а также участвуют в передаче тепловой и электрической энергии или обеспечивают процесс передачи энергии (безаварийную эксплуатацию линий энергопередачи).
Доводы налогового органа о том, что заключение эксперта от 15.06.2017 № 223 не содержит исследование и выводы по каждому спорному объекту основных средств, в том числе о том для каких целей используется каждое оборудование, правомерно отклонено судом первой инстанции, поскольку объединение аналогичных объектов в группу по их функциональной и конструктивной тождественности всего оборудования в исследовательской части заключения не противоречит нормам действующего законодательства, с чем соглашается и суд апелляционной инстанции. При этом, заключение эксперта содержит выводы в отношении каждого исследуемого объекта.
Как следует из заключения эксперта от 15.06.2017 № 223, исследуемые объекты объединены по признаку функциональной и конструктивной тождественности в три группы объектов.
Перечень исследованных экспертом технических документов поименован в приложении № 1.
Согласно экспертному заключению от 15.06.2017 № 223 в отношении первой группы объектов – Здания и сооружения, и не оспаривается сторонами, здания и сооружения с инвентарными номерами В020000000360; В020000000362; В020000000622; В020000000624; В020000000626; В020000000628; В030000002561; В040000000078; В050020200201; В050020300101; В060000000399; В070000000108; В090000000008; В0900000008/1 являются тепловыми электростанциями, на которых производится комбинированная выработка электрической энергии и тепла на базе внешнего теплового потребления.
В главных корпусах ТЭЦ расположены: теплофикационные установки ТЭЦ (Бойлеры, подогреватели сетевой воды) – тепловая энергия направляется потребителям; деаэраторы, теплообменники, редукционно-охладительные установки с вспомогательным оборудованием; турбогенераторы; специальные средства монтажа и ремонта оборудования энергетического и тепловых сетей. Указанное оборудование участвует в процессе производства и передачи тепловой и электрической энергии потребителю, и является специальным оборудованием тепловых и электрических сетей.
Эксперт указал, что рассматриваемые здания по своему функциональному назначению относятся к линиям энергопередачи, участвуют в передаче тепловой и электрической энергии или обеспечивают процесс передачи энергии (безаварийную эксплуатацию линий энергопередачи), т.е. относятся к объектам основных средств поименованных в Постановлении № 504, и соответствуют коду ОКОФ 11 4521012 «Здания электрических и тепловых сетей», Примечание: инженерные сооружения для размещения специального оборудования электрических и тепловых сетей, общестанционного пункта управления, трансформаторной подстанции, блочной комплектной трансформаторной подстанции и т. д., закрытого распределительного устройства, переходного пункта, автоматического подпитывающего устройства маслонаполненных кабелей высокого давления, подпитывающего маслохозяйства маслонаполненных кабелей низкого давления, электролизной установки, компрессорной установки, преобразовательной подстанции (установки), павильонов тепловой сети, насосно-перекачивающих станций, зданий линейно-эксплуатационной службы, предназначенных для размещения электросетевого оборудования линий электропередачи и подстанций.
Проанализировав выводы эксперта в совокупности с представленными доказательствами, суд апелляционной инстанции, также соглашается с ними.
Согласно введению к Общероссийскому классификатору основных фондов, утвержденному Постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 № 359, группировки объектов ОКОФ образованы в основном по признакам назначения, связанным с видами деятельности, осуществляемыми с использованием этих объектов и производимыми в результате этой деятельности продукцией и услугами. Разделы представляют собой высший уровень деления, образованный с учетом классификации основных фондов; подраздел представляет собой уровень деления объектов классификации, учитывающий их значимость для экономики в целом и сложившейся традиции; классы обеспечивают детализацию объектов классификации и могут являться наименьшим значимым уровнем их классификации.
Так, в подраздел 11 4521000 «Здания топливно - энергетических, металлургических, химических и нефтехимических предприятий» включаются классы: Здания электроэнергетики (11 4521010), Здания предприятий топливной промышленности (11 4521020), Здания предприятий черной металлургии (11 4521 030), Здания предприятий цветной металлургии (11 4521040), Здания предприятий химической и нефтехимической промышленности (11 4521050).
В класс «Здания электроэнергетики» (11 4521010), в свою очередь, включаются подклассы: Здания электростанций (11 4521011), Здания электрических и тепловых сетей (114521012).
При этом, видами «Зданий электрических и тепловых сетей» (11 4521012) являются: теплоэлектроцентраль промышленно-отопительная (ТЭЦ) (11 4521111), теплоэлектроцентраль атомная (11 4521112), станция теплоснабжения атомная (11 4521113).
С учетом изложенного, здания В020000000360 Здание главного корпуса / надземная часть /; В020000000362 Здание главного корпуса / надземная часть 4-я очередь/; В020000000622 Главный корус: Здание машинного зала / надземная часть I очередь/; В020000000624 Главный корус: Здание машинного зала / II очередь/; В020000000626 Главный корус: Здание машинного зала / III очередь /; В020000000628 Главный корус: Здание машинного зала / надземная часть IV очередь /; В030000002561 Здание главного корпуса; В040000000078 Здание главного корпуса; В050020200201 Главный корпус; В050020300101 Главный корпус / турбинный цех /; В060000000399 Главный корпус / турбинный цех /; В070000000108 Главный корпус электростанции; В090000000008 Главный корпус I очередь; В0900000008/1 Главный корпус II очереди по нижеизложенным основаниям являются зданиями теплоэлектроцентрали промышленно-отопительной (ТЭЦ) (11 4521111) и входят в подкласс «Здания электрических и тепловых сетей» (11 4521012).
Здания электрических и тепловых сетей (код ОКОФ 11 4521012) включены в Перечень №504 в состав имущества, относящегося к линиям энергопередачи, а также сооружениям, являющимся их неотъемлемой технологической частью.
В спорных зданиях размещается как оборудование, вырабатывающее тепловую и электрическую энергию, так и специальное оборудование электрических и тепловых сетей, здания относятся и к процессу выработки и к процессу передачи тепловой и электрической энергии на расстояние. Обратного налоговый орган не доказал.
В отношении второй группы объектов - оборудование (В070000041271 Бойлерная установка; В020000000584 Бойлерная БО-350,ПБ-350,ПБ-300; В020000000583 Бойлерная БО-350,ПБ-300-1/4А с насосами тепловой сети/; В030000000071 Теплофикация 1 очередь; В060000000455 Подогреватель сетевой воды ст № 2; В060000000499 Подогреватели сетевой воды ст.№ 1; В060000000508 Подогреватель сетевой воды ст.№ 3) экспертом установлено, что данное оборудование в соответствии с исследованной технической документацией по своему функциональному назначению имеют непосредственное отношение к коду ОКОФ 14 2911090 «оборудование энергетические прочее» в части «…оборудование павильонов тепловой сети, тепломеханическое оборудование с запорной, регулирующей…арматурой…».
В отношении третей группы объектов - оборудование (В030000000002 Кабельная линия связи ТЭЦ 3-ПС РЦ-АТС 37; В020020902/1 Волоконно-оптическая линия связи ХТЭЦ-1; В030020901/1 Волоконно-оптическая линия связи ХТЭЦ-3; В040021083/1 Волоконно-оптическая линия связи КТЭЦ-3; В060020876 Волоконно-оптическая линия связи Атэц-1; В070000000343 Волоконно-оптическая линия связи Мгрэс) экспертом сделаны следующие выводы.
Согласно карточки учета основных средств кабельная линия связи ТЭЦ 3-ПС РЦ-АТС 37 Инв № В030000000002 предназначена для принятия оперативно-диспетчерской информации. данное линейно-кабельное сооружение связи имеет длину 11,2 км (подземные кабельные линии), применен кабель марки ТЗАБ 7?4?1,2.
Рассматриваемая кабельная линия связи относится к системе технологической связи, одной из подсистем технологического управления, без которого невозможна производственная деятельность; предназначена для нужд диспетчерского, технологического, административно-технического управления, а также для ремонтно-эксплуатационного обслуживания. Кабельная линия связи необходима для обеспечения технологического процесса рассматриваемой ТЭЦ.
На основании предоставленной для рассмотрения технической документации, а также графы «Примечание» Постановления № 504 экспертом сделан вывод о том, что кабельная линия связи ТЭЦ 3-ПС РЦ-АТС 37 Инв № В030000000002 подлежит определению по коду ОКОФ 12 4521010, имеет непосредственное отношение к линии энергопередачи и является сооружением электроэнергетики.
Волоконно-оптическая линия связи ХТЭЦ-1, Волоконно-оптическая линия связи ХТЭЦ-3, Волоконно-оптическая линия связи КТЭЦ-3, Волоконно-оптическая линия связи Атэц-1, Волоконно-оптическая линия связи Мгрэс предназначены для передачи информации, и используют в качестве носителя информационного сигнала электромагнитное излучение оптического (ближнего инфракрасного) диапазона, а в качестве направляющих систем – волоконно-оптические кабели.
В соответствии с инструкциями по эксплуатации, техническими паспортами рассматриваемых волоконно-оптических линий связи, функционально линии ВОЛС предназначены для передачи и обмена информацией в цифровом виде между комплектами защит линий электропередачи и имеет непосредственное отношение к линиям энергопередачи; указанное оборудование по своим характеристикам и своему функциональному назначению соответствует коду ОКОФ 14 3222040 «системы связи оптоволоконные» в соответствии с разъяснениями графы «Примечания» Постановления № 504 «системы связи оптоволоконные, входящие в состав линии электропередачи».
В силу пункта 1 статьи 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
В рассматриваемом случае, право на применение льготы по налогу на имущество налоговое законодательство связывает с отнесением имущества применительно к Постановлению № 504, что доказано заявителем в отношении двадцати семи спорных объектов, в связи с чем, как верно указал суд первой инстанции, основания для вывода о необходимости уплаты налога на имущество организаций без учета права на льготу отсутствует.
Оценив представленные доказательства в совокупности, с учетом того, что фактические наименования спорных объектов соответствуют положениям примечаний Перечня и такие объекты в соответствии с проектно-сметной документацией на них являются неотъемлемой технологической частью объекта, код по ОКОФ которого включен в Перечень, суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии всех предусмотренных законодательством условий для применения льготы при обложении налогом на имущество спорных объектов, принадлежащих Обществу.
Доказательств использования поименованных объектов в ином качестве налоговым органом не представлено, таким образом, применение налогоплательщиком льготы, предусмотренной пунктом 11 статьи 381 Кодекса, является правомерным.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Таким образом, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 07.08.2017 по делу № А73-16943/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий | Е.А. Швец |
Судьи | Е.В. Вертопрахова |
Е.Г. Харьковская |