Шестой арбитражный апелляционный суд
улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,
официальный сайт: http://6aas.arbitr.ru
e-mail: info@6aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 06АП-5248/2017
20 октября 2017 года | г. Хабаровск |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 октября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен октября 2017 года .
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Швец Е.А.
судей Вертопраховой Е.В., Харьковской Е.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Абрамовым Д.А.
при участии в заседании:
от Федерального бюджетного учреждения «Администрация Амурского бассейна внутренних водных путей»: Есипчук И.А., представитель по доверенности от 09.01.2017 № 07;
от Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Хабаровске и Хабаровском районе Хабаровского края: не явились;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Хабаровске и Хабаровском районе Хабаровского края
на решение от 04.08.2017
по делу № А73-7148/2017
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Леоновым Д.В.
по заявлению Федерального бюджетного учреждения «Администрация Амурского бассейна внутренних водных путей»
к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Хабаровске и Хабаровском районе Хабаровского края
о признании недействительным решения
УСТАНОВИЛ:
Федеральное бюджетное учреждение «Администрация Амурского бассейна внутренних водных путей» (далее – заявитель, ФБУ «Администрация Амурводпуть», страхователь) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании недействительным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Хабаровске и Хабаровском районе Хабаровского края (далее – Управление ПФР) от 10.05.2017 № 037С04170000601 «О привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах».
Кроме того, в случае отказа в удовлетворении требования, заявитель просит снизить размер подлежащего взысканию штрафа до 1 000 руб.
Решением суда от 04.08.2017 оспариваемое решение Пенсионного фонда признано недействительным, как не соответствующее Федеральному закону Российской Федерации от 03.07.2016 № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» (далее - Закон № 250-ФЗ), в связи с тем, что норма, на основании которой плательщик был привлечен к ответственности, на момент вынесения оспариваемого решения утратила силу.
Не согласившись с данным судебным актом, управление заявило апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда в связи с неправильным применением норм материального права.
В судебном заседании апелляционного суда, а так же в возражениях на жалобу, представитель учреждения выразил несогласие с доводами жалобы, просил оставить судебный акт без изменения.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы и возражений на нее, выслушав представителя учреждения, Шестой арбитражный апелляционный суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что страхователь 21.02.2017 представил в Пенсионный фонд по телекоммуникационным каналам связи расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам формы РСВ-1 за отчетный период – 2016 год с просрочкой срока представления на 1 день, что послужило основанием для вынесения решения от 10.05.2017 № 037С04170000601 о привлечении общества к ответственности по части 1 статьи 46 Закона № 212-ФЗ в виде штрафа в сумме 245 099,31 руб.
Считая данное решение незаконным, страхователь оспорил его в судебном порядке.
В соответствии с пунктом 1 части 9 статьи 15 Закона № 212-ФЗ плательщики страховых взносов ежеквартально представляют в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту своего учета следующую отчетность: в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации на бумажном носителе не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, а в форме электронного документа не позднее 20-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, - расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
Пунктом 3 части 2 статьи 28 Закона определено, что плательщик страховых взносов обязан представлять в установленном порядке в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам.
Согласно части 1 статьи 46 Закона № 212-ФЗ непредставление плательщиком страховых взносов в установленный настоящим Федеральным законом срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы страховых взносов, начисленной к уплате за последние три месяца отчетного (расчетного) периода, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.
Судебной коллегией установлено, что расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, (форма РСВ-1) за 2016 года в форме электронного документа подлежал представлению не позднее 20.01.2017, однако представлен страхователем 21.02.2017.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о наличии в рассматриваемом случае у контролирующего органа оснований для привлечения страхователя к ответственности по части 1 статьи 46 Закона № 212-ФЗ является правомерным.
При этом, удовлетворяя требование страхователя, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
С 01.01.2017 функции по контролю, обеспечению исполнения обязанности по уплате страховых взносов переданы налоговому органу. Правильность и своевременность уплаты страховых взносов, обеспечение исполнения обязанности по их уплате контролируются в соответствии с порядком, установленным НК РФ.
Согласно статье 20 Закона № 250-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Статьей 19 указанного Закона установлено, что передача органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации налоговым органам сведений о суммах недоимки, пеней и штрафов по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также суммах страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, предусмотренных статьей 20 настоящего Федерального закона и проведенных за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), за исключением сведений о суммах задолженности, пеней и штрафов, содержащихся в решениях и иных актах органа контроля за уплатой страховых взносов ненормативного характера, по которым начата процедура обжалования в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов (вышестоящему должностному лицу) или в суд, осуществляется в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Пунктом 2 статьи 4 Закона № 243-ФЗ установлено, что взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации.
Так, оспариваемое решение от 10.05.2017 вынесено Пенсионным фондом тогда, когда Закон № 212-ФЗ уже утратил силу, но контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, продолжал осуществляться соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В силу части 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации, являющейся нормой прямого действия, никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
В Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 № 37 «О некоторых вопросах, возникающих при устранении ответственности за совершение публично-правового правонарушения» указано, что в целях реализации положений части 2 статьи 54 Конституции привлекающий к ответственности орган обязан принять меры к тому, чтобы исключить возможность несения лицом ответственности за совершение такого публично-правового правонарушения полностью либо в части (пункт 1).
Закон № 212-ФЗ утратил силу с 01.01.2017 в связи с принятием Закона № 250-ФЗ, включая его положения части 1 статьи 46, предусматривающие ответственность плательщика страховых взносов за несвоевременное расчета по начисленными уплаченным страховым взносам.
Указанное в связи с принятием Законов № 243-ФЗ и №250-ФЗ не означает устранение ответственности за вмененное учреждению оспариваемым решением правонарушение (статья 119 НК РФ в редакции Закона № 243-ФЗ), но не позволяет в силу конституционных норм применять к нему в части привлечения к ответственности утративший силу закон.
С учетом вышеизложенного суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные страхователем требования, признав недействительным оспариваемое решение управления.
Таким образом, арбитражным судом первой инстанции обстоятельства спора исследованы всесторонне и полно, нормы материального и процессуального права применены правильно, выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Основания для переоценки обстоятельств, правильно установленных судом первой инстанции, у апелляционного суда, располагающего такими же доказательствами по делу, что и суд первой инстанции, отсутствуют.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 04.08.2017 по делу № А73-7148/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий | Е.А. Швец |
Судьи | Е.В. Вертопрахова |
Е.Г. Харьковская |