Шестой арбитражный апелляционный суд
улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,
официальный сайт: http://6aas.arbitr.ru
e-mail: info@6aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 06АП-3778/2018
21 августа 2018 года | г. Хабаровск |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 августа 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен августа 2018 года .
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Харьковской Е.Г.
судей Вертопраховой Е.В., Тищенко А.П.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бутенко А.А.
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью «Восточный союз Пилигрим»: Азарнина И.В. представитель по доверенности от 02.11.2017, Азарнин С.А. представитель по доверенности от 02.11.2017;
от управления лесами правительства Хабаровского края: Пестова А.В. представитель по доверенности от 09.01.2018;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу управления лесами Правительства Хабаровского края
на решение от 04.06.2018 по делу № А73-3961/2018
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Шестак Ж.Г.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Восточный союз Пилигрим»
к управлению лесами Правительства Хабаровского края
о признании незаконным решения об отказе в принятии лесных деклараций
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью «Восточный союз Пилигрим» (ОГРН 1172724014264, ИНН 2722092413) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным решения управления лесами правительства Хабаровского края (далее - управление) об отказе в принятии лесных деклараций от 19.12.2017 №№ 17, 18, 19, 21, 23, 31, 36, 40, 42, 43, 45, 46, 47, 50, 51 по договору аренды лесного участка № 1030/2012 от 16.03.2012, изложенного в письме от 26.12.2017 № 02-19/17236, об обязании управления принять лесные декларации общества от 19.12.2017.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 04.06.2018 по делу № А73-3961/2018 заявленные обществом требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом в части деклараций от 19.12.2017 №№ 36, 40, 42, 43, 45 управление обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции от 04.06.2018 по делу № А73-3961/2018 в обжалуемой части отменить, принять новый судебный акт. В обоснование доводов апелляционной жалобы управление ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда ф актическим обстоятельствам дела.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель управления доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель общества против доводов апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве. Просил решение Арбитражного суда Хабаровского края от 04.06.2018 по делу № А73-3961/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив установленные обстоятельства, заслушав представителей участвующих в деле лиц, исследовав доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве, Шестой арбитражный апелляционный суд не установил оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы. Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции и отклоняет рассмотренные доводы жалобы исходя из следующего.
В силу части 5 статьи 268 АПК РФ апелляционный суд проверяет законность решения суда только в обжалуемой части.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) одним из видов использования лесов является заготовка древесины.
В соответствии с частями 1, 4, 8 и 9 статьи 29 ЛК РФ заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, их трелевкой, частичной переработкой, хранением и вывозом из леса древесины. Запрещается заготовка древесины в объеме, превышающем расчетную лесосеку (допустимый объем изъятия древесины), а также с нарушением возрастов рубок. Граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков. Правила заготовки древесины и особенности заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 названного Кодекса, устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Правила заготовки древесины и особенности заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации, утверждены приказом Минприроды России от 13.09.2016 N 474 (далее - Правила заготовки N 474).
Частью 1 статьи 26 ЛК РФ предусмотрено, что лесной декларацией является заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов. Соответствующие форма и порядок заполнения и подачи лесной декларации, требования к формату лесной декларации в электронной форме, утверждены приказом Минприроды России от 16.01.2015 N 17 (далее - Порядок N 17).
В силу пункта 3 Порядка N 17 при использовании лесов в целях заготовки древесины лесная декларация может подаваться как на весь допустимый объем древесины, подлежащий изъятию в соответствующем году, установленный договором аренды лесного участка, или иным документом, в соответствии с которым осуществляется использование лесов, проектом освоения лесов, так и на каждую лесосеку, где планируется заготовка древесины согласно проекту освоения лесов.
Форма лесной декларации утверждена приложением N 2 к Порядку N 17, требования к приложениям NN 1,3,4 к лесной декларации установлены пунктами 4.1, 4.3, 4.4 названного Порядка.
Лесные декларации составлены по форме, утвержденной приложением N 2 к Порядку N 17, приложения NN 1,3,4 к лесным декларациям заполнены в соответствии с пунктами 4.1, 4.3, 4.4 названного Порядка.
Между правительством Хабаровского края (арендодатель) и ООО "Лесная корпорация "РОД" (арендатор) заключен договор аренды лесного участка N 1030/2012 от 16.03.2012 (далее - договор аренды), по которому арендатор принял во временное пользование лесной участок площадью 108 096,0 га сроком на 25 лет с момента государственной регистрации договора аренды. Местоположение лесного участка: Хабаровский край, Хабаровский муниципальный район, Кур-Урмийское лесничество, кварталы: 757-759, 770, 772-787, 790-796, 798-803 Талаканского участкового лесничества; кварталы: 80-84, 111-119, 132-135, 145-147, 160-164, 190-193,204-207,221, 222, 238, 239, 270, 271, 273, 283-288, 305-309, 326-329, 348-350, 375 Урмийского участкового лесничества; кварталы: 61, 62, 71, 72, 82-84, 93-95, 108-119, 127-136, 143-151, 159-169, 174-179, 189-197, 207-212, 224-229 Куканского участкового лесничества. Договор аренды зарегистрирован 12.05.2012.
По условиям заключенного договора аренды (пункт 4, приложение N 3) арендатор получил в пользование лесной участок для целей заготовки древесины с ежегодным объемом заготовки 106 000 кубометров с разделением по хозяйствам (хвойное - 63 000 кубометров, твердолиственное - 300 кубометров, мягколиственное - 42 700 кубометров).
В соответствии с Положением об управлении лесами правительства Хабаровского края, утвержденным постановлением правительства Хабаровского края от 21.09.2007 N 185-пр, на территории Хабаровского края полномочия арендодателя по договорам аренды лесных участков, осуществляет управление лесами правительства Хабаровского края (п. 3.42), на которое также возложены функции по проведению государственной экспертизы проектов освоения лесов (п. 3.6), принятию лесных деклараций об использовании лесов (п. 3.17).
Проект освоения лесов названного лесного участка, разработанный на период 2014-2018 годы, прошел государственную экспертизу, утвержденную приказом управления лесами правительства Хабаровского края от 30.06.2014 N 533П.
В связи с реорганизацией "Лесная корпорация "РОД" в форме слияния права и обязанности (обязательства) в результате универсального правопреемства по договору аренды перешли к ООО "Научно-производственное объединение биоинженерная физико-химическая и фармацевтическая Корпорация РОД", а после реорганизации последнего в форме выделения - к ООО "Восточный союз Пилигрим".
В соответствии со статьей 26 Лесного кодекса Российской Федерации, пп. "г" п. 11 заключенного договора аренды ООО "Восточный союз Пилигрим" 20.12.2017 представило в управление лесами лесные декларации от 19.12.2017 NN 13-53.
Решением управления лесами, изложенным в письме от 26.12.2017 N 02-19/17236, отказано в принятии части лесных деклараций, в том числе 36, 40, 42, 43, 45. Полагая отказ незаконным, общество обратилось в арбитражный суд, который обоснованно удовлетворил требование общества.
Пунктом 6 Порядка N 17 предусмотрено, что уполномоченный орган в случае выявления несоответствия лесной декларации форме и установленным требованиям к ее содержанию, проекту освоения лесов, недостоверности сведений, содержащихся в лесной декларации, в течение 5 рабочих дней со дня ее получения направляет лицу, подавшему лесную декларацию, письменное извещение об отказе в ее приеме, содержащее обоснование отказа.
Согласно письму от 26.12.2017 N 02-19/17236 управление лесами отказало обществу в принятии деклараций от 19.12.2017 NN 36,40,42,43,45,50,51, указав на их несоответствие проекту освоения лесов, что выразилось в следующем.
1) Декларируемые лесовозные усы: N 1 в квартале N 793 (выд.10,12) (декларация N 36), N 1, N 2 в квартале N 792 (выд.13,14) (декларация N 40), N 1 в квартале N 793 (выд.10) (декларация N 42), N 1 в квартале N 793 (выд.11) (декларация N 43), N 1 в квартале N 793 (выд.4,5,6) (декларация N 45) отсутствует в проекте освоения лесов (таблица 3.2.1 и план пространственного размещения дорожной сети).
2) Расположение декларируемых лесосек сплошной формы рубки не соответствует пункту 6.2 проекта освоения лесов и пунктам 43 и 45 Правил заготовки древесины, в соответствии с которыми лесосеки одного года рубки (зарубы) размещаются в установленном порядке на определенном расстоянии друг от друга в зависимости от ширины лесосеки и других условий (лесные декларации NN 36,40,43,50,51).
Суд первой инстанции верно установил необоснованность указанных доводов управления. В пункте 3.1 "Характеристика существующих и проектируемых объектов лесной инфраструктуры на лесном участке и их пространственное размещение (тематическая лесная карта)" раздела 3 "Создание лесной инфраструктуры" проекта освоения лесов указано, что проектирование магистралей и веток автомобильных лесовозных дорог, располагаемых на территории арендованного лесного участка, обеспечивающих перевозку грузов лесозаготовительных предприятий, осуществляется в соответствии со строительными нормами и правилами "Промышленный транспорт" (СНиП - 2.05.07-91*).
Магистраль лесовозной дороги - основной участок лесовозной дороги, связывающей осваиваемый лесной массив с нижним складом лесозаготовительного предприятия, дорогой общего пользования или пунктом потребления, и рассчитанный на весь период эксплуатации арендованного лесного участка предприятия.
Ветка лесовозной дороги - ответвление от магистрали лесовозной дороги, обслуживающее часть лесного участка предприятия;
Лесовозный ус - временный лесовозный путь, примыкающий к ветке или магистрали лесовозной дороги и предназначенный для освоения отдельных лесосек.
Дорожная сеть нанесена на схему и план лесонасаждений, при этом протрассированы ветки и частично лесовозные усы, прокладка которых вызовет затруднения в связи со сложным рельефом местности (стр. 57 проекта).
На плане пространственного размещения лесных дорог и выделов, в которых проектируется заготовка древесины на арендованном участке на период 2014-2018 гг., указаны проектируемые ветки и частично усы (стр. 59).
Согласно приказу Рослесхоза от 29.02.2012 N 69 в проекте освоения лесов лесосеки не обозначаются (пункт 12). Отвод лесосек в натуре (установление и обозначение на местности их границ) осуществляется в соответствии с вышеуказанными пунктами 17, 18, 26 Правил заготовки N 474 на стадии подачи лесной декларации (пункты 4.1, 4.3, 4.4 Порядка N 16.01.2015 N 17). Сведения об отведенных лесосеках (месте их расположения, номере и площади, координатах и др.) указываются в лесной декларации, до подачи которой данные сведения отсутствуют, т.е. на стадии проектирования такие сведения отсутствуют).
Спорными лесными декларациями задекларированы, в том числе лесовозные усы, предназначенные для освоения лесосек, прокладка лесовозных усов производится непосредственно к лесосекам для проезда к ним (и вывозки древесины). Проектирование лесовозных усов в проекте освоения лесов при отсутствии сведений о месте расположения лесосек (их координат и др. сведений о лесосеках) невозможно и проект освоения лесов этого не требует, как указано в проекте.
Задекларированный объем заготовки древесины на лесовозных усах включен в общий годовой объем заготовки по договору аренды, который не превышен, соотношение по видам хозяйств не нарушено.
С учетом изложенного суд верно указал, что спорные лесные декларации в части декларирования лесовозных усов соответствуют проекту освоения лесов.
Управлением не доказано расположение декларируемых лесосек сплошной формы рубки в нарушение пункту 6.2 проекта освоения лесов и пунктов 43, 45 Правил заготовки древесины.
На основании приведенных выше нормативных актов и установленных обстоятельств, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения суда, апелляционная инстанция не установила оснований для отмены или изменения судебного акта, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 04.06.2018 по делу № А73-3961/2018 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий | Е.Г. Харьковская |
Судьи | Е.В. Вертопрахова |
А.П. Тищенко |