НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Хабаровского края от 12.04.2017 № 06АП-1528/2017

Шестой арбитражный апелляционный суд

улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,

официальный сайт:  http://6aas.arbitr.ru

e-mail: info@6aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 06АП-1528/2017

19 апреля 2017 года

г. Хабаровск

Резолютивная часть постановления объявлена 12 апреля 2017 года.
Полный текст  постановления изготовлен апреля 2017 года .

Шестой арбитражный апелляционный суд  в составе:

председательствующего     Вертопраховой Е.В.,

судей                                       Брагиной Т.Г., Швец Е.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мамонтовой Н.А.,

при участии  в заседании:

от общества с ограниченной ответственностью  «Научно-производственное объединение биоинженерная физико-химическая и фармацевтическая Корпорация РОД»: Азарнина С.А.. представителя по доверенности от 01.07.2016 (сроком на три года); Азарниной И.В., представителя по доверенности от 01.07.2016 (сроком на три года);

от Управления лесами Правительства Хабаровского края: Пестовой А.В., представителя по доверенности от 09.01.2017 (сроком по 31.12.2017);

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу  Управления лесами Правительства Хабаровского края

на решение от  06.02.2017

по делу № А73-17853/2016

Арбитражного суда Хабаровского края

принятое судьей С.Д. Манником

по заявлению общества с ограниченной ответственностью  «Научно-производственное объединение биоинженерная физико-химическая и фармацевтическая Корпорация РОД» (ОГРН 1162724059178; ИНН 2721222902)

к Управлению лесами Правительства Хабаровского края (ОГРН 1072721021020; ИНН 2721153053)

о признании незаконным решения  об отказе в принятии лесных декларацийот 07.12.2016 №№ 6, 7, 8, 9, изложенного в письме от 13.12.2016 № 02-19/14019

и об обязании принять вышеуказанные лесные декларации

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Научно-производственное объединение биоинженерная физико-химическая и фармацевтическая Корпорация РОД» (далее – ООО «НПО БИФХИФ Корпорация РОД»; общество; заявитель) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к Управлению лесами Правительства Хабаровского края (далее – Управление лесами; Управление) о признании незаконным решения от 13.12.2016 № 02-19/14019 об отказе в принятии лесных деклараций от 07.12.2016 №№ 6, 7, 8, 9; об обязании Управления  принять лесные декларации общества от 07.12.2016 №№ 6, 7, 8, 9.

Решением суда от 06.02.2017  решение Управления от 13.12.2016                    № 02-19/14019 об отказе в принятии лесных деклараций от 07.12.2016 №№ 6, 7, 8, 9, признано незаконным  с обязанием Управления принять лесные декларации  от 07.12.2016 №№ 6, 7, 8, 9; с Управления в пользу общества взыскано 3000 руб. в возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины.

Суд первой инстанции, исследовав материалы дела, и руководствуясь  частью  1 статьи 198, статьями  71, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), статьями  29, 26 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ), пунктами 2, 3, 4.3, 4.4, 6 Порядка, утвержденного Приказом Минприроды России от 16.01.2015 № 17 (далее – Порядок № 17), пунктами  2.3, 2.4, 2.8 Административного Регламента, утвержденного Постановлением Губернатора Хабаровского края от 14.12.2012 № 124, установил, что  лесные декларации подавались обществом для заготовки древесины в счет недоиспользования общего объема древесины за 2013 год на арендуемом лесном участке, а Управление  лесами, отказывая обществу в принятии лесных деклараций, не доказало обоснованность такого отказа.

Не согласившись с принятым судебным актом, Управление обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, отказать заявителю в удовлетворении требований в полном объеме.

Заявитель жалобы, ссылаясь на пункт 10 Правил заготовки древесины, утвержденных Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 01.08.2011 № 337, указывает на то, что судом первой инстанции не принят довод Управления о том, что прием лесных деклараций сверх установленного договором аренды будет противоречить Проекту освоения лесов.

В  отзыве на апелляционную жалобу ООО «НПО БИФХИФ Корпорация РОД» доводы жалобы отклонило, просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу -  без удовлетворения.

В судебном заседании представитель Управления поддержала доводы апелляционной жалобы в полном объеме, дав по ним пояснения,  просила решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.

Представители ООО «НПО БИФХИФ Корпорация РОД»отклонили доводы апелляционной жалобы как несостоятельные по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.

Как видно из материалов дела, общество является арендатором лесного участка площадью 55450 га, расположенного на территории Кур-Урмийского лесничества, который в соответствии с договором аренды лесного участка от 19.01.2011 № 0776/2011 предоставлен Правительством Хабаровского края в целях заготовки древесины на срок 25 лет ЗАО «ФСК «Харон-Холдинг», правопреемником которого является ООО «НПО БИФХИФ Корпорация РОД»; согласно пункту 4 договора аренды арендатору передается лесной участок для видов использования и в объемах по  приложению №3 к договору, где  лесной участок предоставлен для заготовки древесины; среднегодовой объем заготовки составляет 34 тыс. кубометров;  арендатор обязан ежегодно в установленном порядке подавать лесную декларацию.

Общество 07.12.2016 подало лесные декларации №№ 6, 7, 8, 9, в которых указало, что в период с 18.12.2016 по 17.12.2017 намеревается использовать леса для заготовки объемов древесины в соответствующих кварталах и расчетных лесосеках;  при этом из материалов дела следует, что к каждой лесной декларации обществом приложены, в том числе объем использования лесов в целях заготовки древесины и (или) живицы (приложение № 1); общая схема расположения мест проведения работ при использовании лесов в 2017 году (приложение № 3); схема размещения лесосеки, объекта лесной инфраструктуры, лесоперерабатывающей инфраструктуры и объекта, не связанного с созданием лесной инфраструктуры в 2017 году (приложение № 4).

В сопроводительном письме от 07.12.2016 № 45 общество известило Управление лесами, что лесные декларации подаются для заготовки древесины в счет недоиспользованного объема древесины за 2013 год  на арендуемом лесном участке.

Управление лесами письмом от 13.12.2016 № 02-19/1419 известило общество о невозможности принятия лесных деклараций по следующим причинам: «Проектом освоения лесов установлен ежегодный годовой объем заготовки древесины на лесном участке, переданном в аренду – 34 тыс. м3. ООО «НПО БИФХИФ корпорация «РОД»» уже заявлен для заготовки древесины в 2017 году весь объем, установленный договором аренды - таким образом, прием лесных деклараций сверх установленного договоров аренды будет противоречить проекту освоения лесов. В соответствии с пунктом 10 Правил заготовки древесины № 337 разрешается заготовка древесины в объеме, не совпадающим с допустимым объемом изъятия древесины по лесному участку, при условии, если суммарный объем древесины, заготовленный за последние 3 года, установленной расчетной лесосеки по лесничеству;  вместе с тем, в соответствии с разъяснениями Рослесхоза, условием выделения дополнительного объема древесины является полное использование установленного на текущий год допустимого объема изъятия древесины по договору аренды;  вопрос о согласовании дополнительного объема древесины сверх установленного договором аренды, может быть рассмотрен только после заготовки всего годового объема, подтвержденного отчетами об использовании лесов; заготовка древесины в 2017 году за счет недоиспользованных объемов за счет 2013 года будет противоречить пункту 10 Правил»;  кроме того, здесь же содержится рекомендация  обществу при обращении об увеличении объемов заготовки древесины за счет недоиспользованных объемов прошлых лет,  указывать точный объем недоиспользованной древесины и предоставлять в адрес Управления  копии отчетов об использовании лесов за последние 3 года.

Не согласившись с указанным решением об отказе в приеме лесных деклараций, общество обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.

В силу частей 1, 4, 8 и 9 статьи 29 ЛК РФзаготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, их трелевкой, частичной переработкой, хранением и вывозом из леса древесины; запрещается заготовка древесины в объеме, превышающем расчетную лесосеку (допустимый объем изъятия древесины), а также с нарушением возрастов рубок; граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков; правила заготовки древесины и особенности заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 названного Кодекса, устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Согласно положениям статьи 26 ЛК РФ лесной декларацией является заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов; ежегодно лесная декларация подается в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая единый портал государственных и муниципальных услуг, лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду; форма лесной декларации, порядок ее заполнения и подачи, а также требования к формату лесной декларации в электронной форме утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Пунктом 2 и пунктом 3  Порядка № 17 установлено, что лесная декларация подается не менее чем за 10 дней до начала предполагаемого срока использования лесов; срок действия лесной декларации составляет не более 12 месяцев с даты начала предполагаемого срока использования лесов; в лесной декларации отражается информация о лице, подавшем лесную декларацию; о договоре аренды лесного участка или ином документе, в соответствии с которым осуществляется использование лесов; о местоположении лесного участка; об объеме использования лесов; о видах использования лесов, которые предусмотрены договором аренды лесного участка, или иным документом, в соответствии с которым осуществляется использование лесов, проектом освоения лесов на декларируемый период.

В приложении 3 к лесной декларации указывается общая схема расположения мест проведения работ при использовании лесов в пределах лесных кварталов и лесотаксационных выделов в соответствии с приложениями 1 и 2 к лесной декларации; при размещении лесосек указываются схема(ы) размещения лесосеки декларируемого периода и предшествующих ему четырех лет в пределах лесного квартала и лесных кварталов, смежных с ним (пункт 4.3 Порядка № 17).

Согласно пунктам  4.4 и 6  Порядка № 17 в приложении к лесной декларации указывается: схема(ы) размещения лесосеки, объекта лесной инфраструктуры, лесоперерабатывающей инфраструктуры и объекта, не связанного с созданием лесной инфраструктуры; для каждой лесосеки декларируемого периода указывается: номер и площадь лесосеки; номера точек (номера столбов) на углах лесосеки и расстояния между ними (длина линий, м); румбы (азимуты) линий; привязка лесосеки к квартальным просекам, таксационным визирам или другим постоянным ориентирам; выделенные в пределах лесосеки не эксплуатационные участки; уполномоченный орган в случае выявления несоответствия лесной декларации форме и установленным требованиям к ее содержанию, проекту освоения лесов, недостоверности сведений, содержащихся в лесной декларации, в течение 5 рабочих дней со дня ее получения направляет лицу, подавшему лесную декларацию, письменное извещение об отказе в ее приеме, содержащее обоснование отказа.

На территории Хабаровского края предоставление Управлением лесами соответствующей государственной услуги по приему лесных деклараций регламентировано Административным регламентом № 124, в разделе 2 которого установлены следующие существенные стандарты предоставления государственной услуги: результат предоставления государственной услуги - результатом предоставления государственной услуги является прием лесной декларации или отказ в приеме лесной декларации; срок предоставления государственной услуги - государственная услуга предоставляется в течение пяти рабочих дней со дня получения Управлением лесной декларации в порядке, установленном настоящим Административным регламентом (включая направление письма о приеме или об отказе в приеме лесной декларации); исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги - основанием для отказа в предоставлении государственной услуги является выявление несоответствия представленной лесной декларации форме и установленным требованиям к ее содержанию, проекту освоения лесов, недостоверности сведений, содержащихся в лесной декларации; при принятии решения об отказе в предоставлении государственной услуги заявителю направляется письмо об отказе в приеме лесной декларации.

Таким образом, из анализа положений пункта 6 Порядка № 17 и пункта 2.8 Административного регламента следует, что в них содержится исчерпывающий перечень оснований для отказа в принятия лесной декларации, а именно: несоответствие лесной декларации форме и установленным требованиям к ее содержанию; несоответствие лесной декларации проекту освоения лесов; недостоверность сведений, содержащихся в лесной декларации.

Вместе с тем, как установлено судом и подтверждается материалами дела, отказ в принятии лесных деклараций, отраженный в оспариваемом решении Управления от 13.12.2016 № 02-19/14019, основан на замечаниях и обнаруженных несоответствиях  применительно к положениям пункта 10 Правилзаготовки древесины, утвержденных Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 01.08.2011 № 337, действующих в рассматриваемый период (далее – Правила № 337).

Пунктом 10 Правил № 337 установлено, что заготовка древесины осуществляется в пределах расчетной лесосеки лесничества (лесопарка) по видам целевого назначения лесов, хозяйствам и преобладающим породам; на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, разрешается заготовка древесины в объеме, не совпадающем с допустимым объемом изъятия древесины по лесному участку, при условии, если суммарный объем древесины, заготовленной за последние 3 года, не превышает установленной расчетной лесосеки по лесничеству.

То есть, единственным условием выделения дополнительного объема является соблюдение требований о недопустимости превышения расчетной лесосеки по лесничеству, что согласуется с частью 4 статьи 29 ЛК РФ, по которой запрещается заготовка древесины в объеме, превышающем расчетную лесосеку (допустимый объем изъятия древесины).

При этом в ЛК РФ, Правилах  № 337, Порядке № 17 или ином нормативном правовом акте отсутствуют положения, аналогичные положениям, на которые ссылается Управление лесами.

Поскольку в рассматриваемом  случае имеет место ежегодное недоиспользование арендатором расчетной лесосеки по Кур-Урмийскому лесничеству, то, как верно отмечено судом первой инстанции, отсутствуют препятствия для предоставления обществу недоиспользованного им объема заготовки.

При таких обстоятельствах, арбитражный суд апелляционной инстанции  поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что Управлением в нарушение статьи 65 АПК РФ не доказан соответствующими расчетами по поданным обществом лесным декларациям о заготовке на 2017 год   довод о том, что обществом ранее заявлен для заготовки древесины весь годовой объем (34 тыс. м3), установленный договором.

На основании изложенного выше, суд первой инстанции обоснованно установил, что Управлением не представлено доказательств законности оспариваемого решения последнего, и пришел к правильному выводу о том, что такое  решение не соответствует закону, а также нарушает права заявителя в сфере предпринимательской деятельности.

Обязание Управления в обжалуемом судебном акте  принять лесные декларации общества  не противоречит пункту 3 части 5 статьи 201 АПК РФ.

Выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, соответствуют материалам дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права при вынесении решения судом не допущено, в связи с чем арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены принятого по делу решения суда первой инстанции.

Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Хабаровского края от  6 февраля 2017 года по делу № А73-17853/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд

Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий

Е.В. Вертопрахова

Судьи

Т.Г. Брагина

Е.А. Швец