НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Хабаровского края от 10.12.2020 № 06АП-6035/20

Шестой арбитражный апелляционный суд

улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,

официальный сайт:  http://6aas.arbitr.ru

e-mail: info@6aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 06АП-6035/2020

16 декабря 2020 года

г. Хабаровск

Резолютивная часть постановления объявлена 10 декабря 2020 года.

Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Тищенко А.П.

судей Сапрыкиной Е.И., Харьковской Е.Г.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Осадчей Н.П.

при участии в заседании:

от индивидуального предпринимателя ФИО1: ФИО2 по доверенности от 25.06.2018 б/н;

от министерства социальной защиты населения Хабаровского края: ФИО3 по доверенности от 08.09.2020 № 2.1-15615,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу министерства социальной защиты населения Хабаровского края

на решение от 30.09.2020

по делу № А73-7007/2020

Арбитражного суда Хабаровского края

по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к министерству социальной защиты населения Хабаровского края (ОГРН <***>, ИНН <***>)

о признании незаконным уведомления от 14.04.2020 № 01-29-6404 об отказе в предоставлении компенсации (субсидии) за февраль 2020 года в сумме 188 347,15 руб.,

установил:

индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – ИП ФИО1, предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к министерству социальной защиты Хабаровского края (далее – Министерство) о признании незаконным уведомления от 14.04.2020 № 01-29-6404 об отказе в предоставлении компенсации (субсидии) за февраль 2020 года в сумме 188 347,15 руб. в отношении 9 граждан.

Заявление было принято к рассмотрению, возбуждено производство по делу № А73-7007/2020.

Решением от 30.09.2020 суд удовлетворил заявленные требования.

Не согласившись с вышеуказанным судебным актом, Министерство обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, содержащей требование - решение отменить, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований.

В обоснование апелляционной жалобы ее податель сослался на неправильное применение судом норм материального права. По мнению апеллянта, ИП ФИО1 в предоставлении субсидии отказано правомерно, поскольку представленные документы не отвечали требованиям полноты и достоверности.

Доводы жалобы по существу сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции, изложенными в решении.

Апелляционная жалоба была принята к рассмотрению определением от 12.11.2020 Шестого арбитражного апелляционного суда.

В отзыве на апелляционную жалобу ИП ФИО1 не согласилась с доводами жалобы, просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

В судебном заседании представитель Министерства поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме.

Представитель ИП ФИО1 поддержал ранее изложенную в отзыве позицию, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Выслушав пояснения лиц, участвовавших в судебном заседании, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд не нашел оснований для отмены обжалуемого судебного акта на основании следующего.

Согласно материалам дела, ИП ФИО1 зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя и осуществляет предпринимательскую деятельность по представлению социальных услуг гражданам.

В качестве поставщика социальных услуг ИП ФИО1 включена в реестр поставщиков социальных услуг Хабаровского края с 10.08.2015 года.

ИП ФИО1 13.03.2020 обратилась в Министерство с заявлением о предоставлении компенсации за оказанные в феврале 2020 года социальные услуги девяти гражданам по индивидуальной программе предоставления социальных услуг.

Уведомлением от 14.04.2020 № 01-29-6404 Министерство известило ИП ФИО1 об отказе в предоставлении компенсации расходов (субсидии) на основании подпункта «д» пункта 13 Постановления Правительства Хабаровского края от 29.12.2015 № 480-пр «Об утверждении Порядка определения размера и выплаты компенсации поставщикам социальных услуг, включенным в реестр поставщиков социальных услуг Хабаровского края, но не участвующим в выполнении государственного задания (заказа)».

На запрос предпринимателя Министерство письмом от 23.04.2020 № 01-29-6993 разъяснило, что документы, представленные предпринимателем вместе с заявлением не соответствуют требованиям, предусмотренным пунктами 8, 10 Порядка определения размера и выплаты компенсации поставщикам социальных услуг, включенным в реестр поставщиков социальных услуг Хабаровского края, но не участвующим в выполнении государственного задания (заказа), а именно: отчет о фактически произведенных расходах содержит арифметические ошибки, а отдельные показатели отчета не подтверждены, либо частично подтверждены копиями первичных учетных документов.

Полагая, что отказ в предоставлении компенсации не соответствует закону и нарушает права на получение компенсации (субсидии), предприниматель обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края с настоящим заявлением.

В обоснование заявленных требований ИП ФИО1 указала следующее: в отчете за февраль 2020 года по форме, утвержденной Министерством, заявителем указаны фактически понесенные расходы за счет собственных средств исходя из общего количества проживающих лиц, кому оказывались социальные услуги (13 чел), из которых 9 человек это граждане, которым были оказаны социальные услуги по индивидуальным программам. В связи с этим из фактически понесенных расходов на 13 чел. в сумме 336 303,72 руб., заявитель в Отчете представил достоверную информацию по фактическим расходам, понесенным в отношении 9 человек, которым были оказаны социальные услуги по индивидуальным программам. Поскольку сумма фактически понесенных расходов на 9 чел. по индивидуальным программам больше, чем размер компенсации, рассчитанной согласно справке – расчету по формуле, установленной пунктом 15 Порядка, то в Отчете в итоговой графе была указана сумма не фактически понесенных расходов на 9 чел. по ИППСУ, а сумму компенсации на 9 чел., рассчитанной по формуле и размере которой составил 188 347,15 руб., т.е. меньше, чем фактически понесенные расходы на 9 чел.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.

С 01.01.2015 вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (далее – Закон № 442-ФЗ), устанавливающий правовые, организационные и экономические основы социального обслуживания граждан в Российской Федерации, полномочия федеральных органов государственной власти и полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания граждан, права и обязанности получателей социальных услуг, права и обязанности поставщиков социальных услуг.

В силу статьи 3 Закона № 442-ФЗ под социальным обслуживанием граждан понимается деятельность по предоставлению социальных услуг гражданам.

Социальная услуга - действие или действия в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности;

Пунктом 5 статьи 3 Закона № 442-ФЗ определено, что поставщик социальных услуг – это юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и (или) индивидуальный предприниматель, осуществляющие социальное обслуживание.

В соответствии со статьей 5 Закона № 442-ФЗ система социального обслуживания включает в себя, в том числе, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление предусмотренных настоящим Федеральным законом полномочий в сфере социального обслуживания на территории субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган субъекта Российской Федерации), в том числе на признание граждан нуждающимися в социальном обслуживании, составление индивидуальной программы предоставления социальных услуг, а также индивидуальных предпринимателей, осуществляющих социальное обслуживание.

На территории Хабаровского края органом, уполномоченным на осуществление предусмотренных Законом № 442-ФЗ полномочий в сфере социального обслуживания граждан, является Министерство социальной защиты населения Хабаровского края.

В свою очередь, ИП ФИО1 осуществляет деятельность по предоставлению социальных услуг и включена в Реестр поставщиков социальных услуг Хабаровского края. В соответствии с порядком предприниматель имеет право на возмещение Министерством части затрат в виде компенсации за фактически понесенные расходы при предоставлении социальных услуг.

В силу пункта 2 части 1 статьи 12 Закона № 442-ФЗ поставщики социальных услуг обязаны в частности предоставлять социальные услуги получателям социальных услуг в соответствии с индивидуальными программами и условиями договоров, заключенных с получателями социальных услуг или их законными представителями, на основании требований настоящего Федерального закона.

Согласно части 1 статьи 16 Закона № 442-ФЗ индивидуальная программа является документом, в котором указаны форма социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг, перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг, а также мероприятия по социальному сопровождению, осуществляемые в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона.

Как установлено судом, подтверждается материалами дела и не опровергнуто Министерством, ИП ФИО1 оказывает социальные услуги 13 гражданам, в том числе 9 гражданам в соответствии с индивидуальными программами.

Частью 8 статьи 30 Закона № 442-ФЗ предусмотрено, что если гражданин получает социальные услуги, предусмотренные индивидуальной программой, у поставщика или поставщиков социальных услуг, которые включены в реестр поставщиков социальных услуг субъекта Российской Федерации, но не участвуют в выполнении государственного задания (заказа), поставщику или поставщикам социальных услуг выплачивается компенсация в размере и в порядке, которые определяются нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Порядок определения размера и выплаты компенсации поставщикам социальных услуг, включенным в реестр поставщиков социальных услуг Хабаровского края, но не участвующих в выполнении государственного задания (заказа), утвержден постановлением Правительства Хабаровского края от 29.12.2015 № 480-пр (далее – Порядок).

В соответствии с пунктом 3 Порядка компенсация предоставляется поставщикам - юридическим лицам независимо от их организационно-правовой формы (за исключением государственных (муниципальных) учреждений) и (или) индивидуальным предпринимателям, осуществляющим социальное обслуживание граждан, являющихся получателями социальных услуг, в том числе срочных социальных услуг.

Согласно пункту 4 Порядка компенсация предоставляется в виде субсидий из краевого бюджета министерством социальной защиты населения края в пределах бюджетных  ассигнований, предусмотренных министерству в текущем финансовом году законом о краевом бюджете на текущий финансовый год и плановый период и (или) сводной бюджетной росписью краевого бюджета в целях возмещения поставщикам части затрат, связанных с бесплатным оказанием социальных услуг, в том числе срочных социальных услуг, либо с оказанием социальных услуг за частичную плату.

В соответствии с пунктом 4 Порядка целью предоставления субсидии является компенсация следующих расходов, связанных с оказанием социальных услуг, в том числе срочных социальных услуг:

- оплата труда;

- оплата услуг связи;

- оплата коммунальных услуг;

- оплата работ, услуг по содержанию имущества поставщика, за исключением расходов на капитальный ремонт зданий, помещений, приобретение оборудования;

- увеличение стоимости материальных запасов, связанных с оказанием социальных услуг, в том числе срочных социальных услуг;

- уплата налогов, сборов, страховых взносов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, обязательства по уплате которых возникают в связи с оказанием социальных услуг, в том числе срочных социальных услуг.

Требования, предъявляемые к поставщикам, обращающимся за выплатой компенсации, установлены пунктом 5 Порядка.

В соответствии с пунктом 8 Порядка поставщик для получения субсидии ежемесячно до 15 числа месяца, следующего за месяцем, в котором им оказаны социальные услуги, представляет в Министерство следующие документы:

1) заявление о предоставлении субсидии по форме, утвержденной Министерством (далее - заявление), с указанием банковских реквизитов поставщика для перечисления субсидии;

2) список получателей по форме (за отчетный месяц), утвержденной Министерством, с указанием номера и даты индивидуальных программ и договоров с получателями о предоставлении социальных услуг с приложением следующих документов, заверенных поставщиком:

а) копии актов о предоставлении социальных услуг;

б) копии документов, подтверждающих оплату социальных услуг получателями, - в случае предоставления услуг за частичную оплату;

3) гарантийное письмо в произвольной форме за подписью лица, имеющего право действовать без доверенности от имени поставщика в соответствии с его учредительными документами, либо иного уполномоченного лица (далее - руководитель поставщика):

а) о соответствии по состоянию на 01 число месяца, в котором поставщик обратился за предоставлением субсидии, размера среднемесячной заработной платы работников поставщика не ниже размера минимальной заработной платы в крае и об отсутствии у поставщика задолженности по заработной плате перед работниками;

б) о неполучении поставщиком по состоянию на 01 число месяца, в котором поставщик обратился за предоставлением субсидии, средств из краевого бюджета в соответствии с иными нормативными правовыми актами края на цели, указанные в пункте 3 настоящего Порядка;

в) о том, что поставщик по состоянию на 01 число месяца, в котором поставщик обратился за предоставлением субсидии, не является иностранным юридическим лицом, а также российским юридическим лицом, в уставном (складочном) капитале которого доля участия иностранных юридических лиц, местом регистрации которых является государство или территория, включенные в утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении таких юридических лиц, в совокупности превышает 50 процентов;

4) перечень утвержденных тарифов, а также расчет тарифов с указанием расходов, включенных в структуру тарифа, - в случае изменения размера тарифов на социальные услуги или получения субсидии впервые.

5) отчет о произведенных фактических расходах, на возмещение которых предоставляется субсидия, при оказании социальных услуг по форме, утвержденной Министерством, с приложением копий документов, подтверждающих фактически понесенные расходы за счет собственных средств (первичные учетные документы, платежные поручения и иные документы).

В пункте 10 Порядка указано, что документы должны содержать достоверную и полную информацию, позволяющую установить все фактические условия и обстоятельства предоставления социальных услуг, а также факт частичной оплаты социальных услуг их получателем (при наличии такой обязанности).

Из материалов дела следует, что 13.03.2020 предприниматель обратилась в Министерство с заявлением о предоставлении компенсации поставщику социальных услуг за февраль 2020 года в сумме 188 347,15 руб. в отношении 9 граждан с приложением документов, предусмотренных пунктом 8 Порядка.

Уведомлением от 14.04.2020 № 01-29-6404 Министерство отказало ИП ФИО1 в предоставлении компенсации расходов (субсидии) на основании подпункта «д» пункта 13 Порядка, в соответствии с которым одним из оснований отказа является несоответствие представленных поставщиком документов требованиям, предусмотренным пунктами 8, 10 настоящего Порядка.

При рассмотрении заявления ИП ФИО1 о предоставлении компенсации Министерствоприняло решение об отказе в предоставлении субсидии за февраль 2020 года, исходя из того, что отчет о фактически произведенных расходах поставщика содержал арифметические ошибки, а также из того, что к отчету не были представлены доказательства, подтверждающие фактически понесенные расходы, указанные в отчете.

Министерство указало, что при проверке отчета выявлена ошибка в графе 4 «Размер компенсации (гр. 9 справки-расчета), руб., а именно: сумма показателей гр. 4 Отчета в арифметическом подсчете составляет 227 786,16 руб., тогда как в строке «Итого» гр. 4 указана сумма 188 347,15 руб.

Действительно, в графе 3 Отчета «Фактически понесенные расходы за счет собственных средств, руб.» ИП ФИО1 указана итоговая сумма – 336 303,72 руб. с разбивкой на расходы по оплате труда, оплате коммунальных услуг, оплате услуг связи, оплате услуг по содержанию имущества, увеличению стоимости материальных запасов, связанных с оказание социальных услуг, уплатой налогов, сборов и иных обязательных платежей.

В графе 4 «Размер компенсации (гр. 9 справки – расчета), руб.» ИП ФИО1 указана итоговая сумма компенсации в размере188 347,15 руб., тогда как сумма составляющих компенсации составляет 227 786,16 руб.

Однако судом в данном случае приняты во внимание пояснения ИП ФИО1 о том, что сумма составляющих фактически является не компенсацией, а расходами предпринимателя на оказание социальных услуг по индивидуальным программам в отношении 9 граждан.

Так, утвержденная форма отчета предусматривает указание в графе 4 размера компенсации с разбивкой по видам расходов. Однако при этом в наименовании графы 4 Отчета имеется отсылка к графе 9 справки – расчета.

В свою очередь, графа 9 справки – расчета предусматривает указание размера компенсации применительно не к видам расходов, а применительно к конкретной социальной услуге.

Таким образом, утвержденные формы справки-расчета и отчета о фактически произведенных расходах допускают неясности в порядке заполнения графы 4 Отчета, которая предусматривает указание размера компенсации применительно к видам расходов, но при этом данный размер компенсации должен соответствовать суммам, отраженным в графе 9 справки-расчета, содержащей показатели применительно к видам социальных услуг, а не расходов на оказание этих услуг.

Как верно отмечено судом первой инстанции, наличие указанных неясностей не может влиять на право поставщика социальных услуг на получение компенсации.

В данном случае, в графе 9 справки – расчета отражена сумма компенсации в размере 188 347,15 руб. Эта же сумма отражена как итоговое значение графы 4 Отчета.

Таким образом, размер компенсации, на которую претендует ИП ФИО1 согласно справке – расчету, соответствует размеру компенсации, отраженной в итоговом значении графы 4 Отчета.

Судом в данном случае учтено, что фактический размер компенсации в рассматриваемом случае не может превысить суммы 188 347,15 руб.

Данное обстоятельство Министерством не оспаривалось.

В пункте 15 Порядка содержится формула определения размера субсидии.

Этим же пунктом Порядка установлено, что в случае если тарифы на социальные услуги, в том числе на срочные социальные услуги, поставщика (далее - тарифы поставщика) выше уровня тарифов, утвержденных норма­тивным правовым актом Хабаровского края для организаций социального обслуживания, находящихся в ведении Хабаровского края, на аналогичные услуги, при расчете размера субсидии применяются тарифы, утвержденные нормативным правовым актом Хабаровского края для организаций социального обслуживания, находящихся в ведении Хабаровского края, с учетом территориальных особенностей Хабаровского края и места фактиче­ского оказания социальных услуг, в том числе срочных социальных услуг.

В Хабаровском крае тарифы на социальные услуги утверждены постановлением Губернатора Хабаровского края от 29.12.2017 № 142 «Об утверждении тарифов на социальные услуги, предоставляемые населению организациями социального обслуживания, находящимися в ведении Хабаровского края».

Как установлено судом, подтверждается материалами дела и не оспорено лицами, участвующими в деле, утвержденные ИП ФИО1 тарифы выше тарифов, утвержденных Губернатором Хабаровского края, в связи с чем применяется правило пункта 15 Порядка о том, что при расчете размера субсидии используются тарифы, утвержденные постановлением Губернатора Хабаровского края.

Именно в соответствии с тарифами, утвержденными вышеназванным постановлением и рассчитан размер субсидии, отраженный заявителем в справке – расчете и Отчете.

При этом акты, регулирующие порядок расчета и предоставления субсидии не содержат положений, обязывающих поставщика социальных услуг помимо расчета размера субсидии применительно к видам социальных услуг, дополнительно производить расчет субсидии применительно к видам расходов, тем более в случае, когда размер субсидии определяется по тарифам, утвержденным постановлением Губернатора Хабаровского края.

Таким образом, судом первой инстанции были правомерно отклонены доводы Министерства о необходимости расчета поставщиком социальных услуг размера субсидии применительно к каждому из видов расходов, как не влияющие на право получения субсидии.

Судом первой инстанцией правомерно не приняты доводы Министерства об отсутствии документального подтверждения ИП ФИО4 расходов, поскольку Министерство в представленных в судебном заседании первой инстанции дополнительных письменных пояснениях на основании анализа документов, подтверждающих расходы предпринимателя, не оспаривало факт несения и документальное подтверждение расходов в сумме 189 475,21 руб., то есть, в размере большем, чем размер испрашиваемой предпринимателем субсидии.

В этой связи судебная коллегия приходит к выводу о том, что наличие недостатков в отдельных первичных документах, а равно и не принятие Министерством части первичных документов, не является основанием для отказа в предоставлении субсидии в полном объеме.

Вместе с тем, суд первой инстанции правомерно отклонил доводы предпринимателя о том, что субсидия компенсирует части стоимости оказанных услуг, а не расходов.

Так пунктом 4 Порядка прямо предусмотрено, что целью предоставления субсидии является именно компенсация расходов, связанных с оказанием социальных услуг.

Апелляционный суд, оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи по правилам, установленным статьей 71 АПК РФ, приходит к выводу о несоответствии оспариваемого уведомления об отказе в предоставлении субсидии требованиям вышеприведенных нормативных актов, регулирующих спорные правоотношения и нарушении данным отказом прав заявителя на получение денежных средств в целях компенсации понесенных при оказании социальных услуг расходов.

Таким образом, суд первой инстанции принял правильный судебный акт об удовлетворении требования о признании незаконным уведомления от 14.04.2020 № 01-29-6404.

Руководствуясь пунктом 3 части 5 статьи 201 АПК РФ, суд указал в резолютивной части решения о признании оспариваемого уведомления незаконным на обязание Министерства предоставить ИП ФИО1 компенсацию как поставщику социальных услуг за февраль 2020 года, размер которой подлежит определению Министерством социальной защиты населения Хабаровского края на стадии исполнения настоящего решения суда.

Апелляционная жалоба не содержит доводов, которые не были исследованы и оценены судом первой инстанции. Апеллянт выразил лишь несогласие с выводами суда первой инстанции, применением судом норм материального права, что само по себе не служит основанием для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы (ст. 270 АПК РФ).

При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда не имеется, в удовлетворении апелляционной жалобы следует отказать.

Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение от 30.09.2020 по делу № А73-7007/2020 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий

А.П. Тищенко

Судьи

Е.И. Сапрыкина

Е.Г. Харьковская