НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.05.2023 № А56-84911/2022

1123/2023-74030(2)



ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург 

Постановление изготовлено в полном объеме 21 мая 2023 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Титовой М.Г.,
судей Геворкян Д.С., Горбачевой О.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём Сизовым А.К.,

при участии в судебном заседании представителя ООО «Стройкомплект»  ФИО1 (доверенность от 01.01.2023), представителя ГУ Отделение ПФ РФ по  Санкт-Петербургу и Ленинградской области ФИО2 (доверенность от  18.01.2023), представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой  службы № 9 по Санкт-Петербургу ФИО3 (доверенность от 28.02.2023), 

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу  (регистрационный номер 13АП-999/2023) ГУ Отделение ПФ РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.12.2022 по делу № А56-84911/2022,  принятое по иску ООО «Стройкомплект» к ГУ Отделение ПФ РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области 

об обязании возвратить суммы излишне уплаченных страховых взносов, пени и  штрафов, 

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Стройкомплект» (далее – истец,  ООО «Стройкомплект») обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и  Ленинградской области с иском к Государственному учреждению - Отделению  Пенсионного фонда Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской  области (далее – ответчик, Отделение) об обязании возвратить суммы излишне  уплаченных страховых вносов, пени и штрафов в общем размере 75 132, 08 руб. 

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных  требований относительно предмета спора, привлечена Межрайонная инспекция  Федеральной налоговой службы № 9 по Санкт-Петербургу. 

Решением арбитражного суда от 06.12.2022 требования удовлетворены.


В апелляционной жалобе ответчик, ссылаясь на несоответствие выводов суда  обстоятельствам дела, просит указанное решение отменить как необоснованное и  принятое с нарушением норм материального и процессуального права, принять по  делу новый судебный акт об отказе в иске. По мнению апеллянта, судом не учтено,  что истцом пропущен срок для обращения за возвратом излишне уплаченных  страховых взносов, а также срок исковой давности для обращения с настоящим  иском в суд. 

В отзыве на апелляционную жалобу истец просил обжалуемое решение  оставить без изменения. 

В отзыве на апелляционную жалобу третье лицо по делу, поддержав доводы  апелляционной жалобы, просило об отмене решения суда первой инстанции. 

В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 18 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) произведена замена в составе  апелляционного суда. 

В судебном заседании представители ответчика и налогового органа  поддержали доводы апелляционной жалобы, представитель истца против её  удовлетворения возражал. 

Законность и обоснованность решения суда проверена в апелляционном  порядке. 

Как следует из материалов дела, 26.05.2022 ООО «СтройКомплект» обратилось  в ОПФР по Санкт-Петербургу и Ленинградской области с заявлением о возврате  сумм излишне уплаченных страховых взносов, пеней и штрафов, а именно:  страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего  населения в размере 71 978,83 руб. и пени в размере 582,35 руб. (всего  72 561,18 руб.), пени по страховым взносам на обязательное пенсионное  страхование в размере 2 570,90 руб. 

Полагая, что уведомлением от 21.06.2022 ГУ – Отделение пенсионного Фонда  РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области неправомерно отказало в  возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов, пени и штрафов – 

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из их  обоснованности, указав на то, что срок исковой давности истцом в настоящем споре  не пропущен. 

Апелляционная коллегия не может согласиться с указанными выводами суда  первой инстанции с учетом следующего. 

Согласно части 13 статьи 26 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О  страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального  страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного  медицинского страхования» (далее - Федеральный закон № 212-ФЗ) заявление о  зачете или возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов может быть  подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы. 

Аналогичные положения предусмотрены статьей 78 Налогового кодекса  Российской Федерации (далее - НК РФ). 


В силу частей 1 и 4 статьи 21 Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ «О  внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и  признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений  законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального  закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса  Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по  администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и  медицинское страхование» (далее - Федеральный закон от 03.07.2016 № 250-ФЗ)  решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов,  пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017  года, принимается соответствующими органами Пенсионного фонда Российской  Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в течение 10  рабочих дней со дня получения письменного заявления (заявления,  представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной  электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) страхователя о  возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и  штрафов. На следующий день после принятия решения о возврате сумм излишне  уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов орган Пенсионного  фонда Российской Федерации, орган Фонда социального страхования Российской  Федерации направляют его в соответствующий налоговый орган. 

Пунктами 2, 6 статьи 78 НК РФ установлено, что зачет или возврат суммы  излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета  налогоплательщика, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, без  начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено настоящей статьей  по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня  получения налоговым органом такого заявления. 

Согласно пункту 7 статьи 78 НК РФ заявление о зачете или о возврате суммы  излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты  указанной суммы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. 

Исходя из правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего  Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 № 17750/10,  Определениях Верховного Суда Российской Федерации от 03.09.2015 № 306-КГ156527 и от 11.10.2017 № 305-КГ17-6968, юридические основания для возврата  переплаты по итогам финансово-хозяйственной деятельности наступают с даты  представления налоговой декларации (расчета) за соответствующий налоговый  (расчетный) период, но не позднее срока, установленного для ее представления в  налоговый орган. 

В силу частей 1 и 4 статьи 21 Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ «О  внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и  признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений  законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального  закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса  Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по  администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и  медицинское страхование» (далее - Федеральный закон от 03.07.2016 № 250-ФЗ)  решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов,  пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января  2017 года, принимается соответствующими органами Пенсионного фонда  Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в  течение 10 рабочих дней со дня получения письменного заявления (заявления,  представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной 


электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) страхователя о  возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и  штрафов. На следующий день после принятия решения о возврате сумм излишне  уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов орган Пенсионного  фонда Российской Федерации, орган Фонда социального страхования Российской  Федерации направляют его в соответствующий налоговый орган. 

Согласно ст.20 Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ контроль за  правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления)  страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате  за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, осуществляется  соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда  социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня  вступления в силу настоящего Федерального закона. 

Согласно ст. 19 Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ передача  органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального  страхования Российской Федерации налоговым органам сведений о суммах  недоимки, пеней и штрафов по страховым взносам в государственные  внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января  2017 года, а также о суммах страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных  органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального  страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий,  предусмотренных статьей 20 настоящего Федерального закона и проведенных за  отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по которым  имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в  привлечении к ответственности) (за исключением сведений о суммах  задолженности, пеней и штрафов, содержащихся в решениях и иных актах органа  контроля за уплатой страховых взносов ненормативного характера, по которым  начата процедура обжалования в вышестоящий орган контроля за уплатой  страховых взносов (вышестоящему должностному лицу), или в суд, а также  сведений о суммах задолженности, пеней и штрафов, в отношении которых  утрачена возможность взыскания в связи с истечением до 1 января 2017 года  сроков взыскания, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации),  осуществляется в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной  власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.  Первичные документы, подтверждающие обоснованность начисления указанных в  части 1 настоящей статьи сумм, своевременность и полноту принятия мер по их  взысканию, представляются органами Пенсионного фонда Российской Федерации,  органами Фонда социального страхования Российской Федерации по запросам  налоговых органов в порядке, утверждаемом федеральным органом  исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов  и сборов. 

Согласно статье 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты  права по иску лица, право которого нарушено. 

Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре,  сделанному до вынесения судом решения (пункт 2 статьи 199 ГК РФ). 

В соответствии с пунктом 1 статьи 196 ГК РФ общий срок исковой давности  составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200  настоящего Кодекса. 

В силу пункта 1 статьи 200 ГК РФ, если законом не установлено иное, течение  срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было 


узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по  иску о защите этого права. 

Как видно из дела, ответчик и третье лицо по делу, возражая на иск, заявили о  пропуске истцом срока на своевременный зачет или возврат сумм излишне  уплаченных страховых взносов, так и срока исковой давности по заявленным  требованиям (л.д. 15-16, 18-19, 22-23). 

Истец ссылается на то, что в переходный период узнал о переплате по  уплаченным страховым взносам и пени после того, как налоговый орган по итогам  полученных от пенсионного фонда в полном объеме сведений учел указанные  суммы как переплату. Считает, что правовые оснований для возврата спорных сумм  наступили с даты установления налоговым органом переплаты, что было отражено  в полученной в налоговом органе выписке операций по расчету с бюджетом, по его  утверждению, именно с этого момента он с достоверностью узнал о нарушении  своих прав. 

При этом истец привел сравнение сведений, отраженных в выписках операций  по расчету с бюджетом, последовательно полученных в налоговом органе. 

Так, истец ссылается на выписку операций по расчету с бюджетом по состоянию  с 01.01.2019 по 03.12.2019, в которой не отражено наличие излишне переплаченных  сумм, в то время как в выписке операций по расчету с бюджетом по состоянию с  01.01.2019 по 23.12.2019 уже было отражено наличие переплаты в суммах  71 978,83 руб. и 582,35 руб., всего на сумму 72 561,18 руб., а в выписке за период с  01.01.2019 по 30.09.2019 отражена переплата пени 2 570, 90 руб. 

С учетом данных сведений истец утверждает, что узнал о наличие переплаты по  основной сумме долга 23.12.2019 и по пени 30.09.2019 соответственно. 

Разрешая спор, суд первой инстанции с указанным доводом истца согласился.

Из материалов дела следует, что наличие у истца спорных переплат ответчиком  и третьим лицом не оспаривается, возражения указанных лиц сводятся только к  пропуску истцом установленных законом сроков для возврата такой переплаты из  бюджета и исковой давности для защиты нарушенного права в судебном порядке. 

Вместе с тем, соглашаясь с доводом истца, суд не дал оценки иным  обстоятельствам наличия у истца сведений о переплатах в бюджет и не учел их при  разрешении спора. 

Как видно из дела, предметом настоящего спора являются суммы излишне  уплаченных страховых взносов, образовавшиеся за расчетные периоды, истекшие  до 01.01.2017 и пени по ним. 

На основании пункта 1 части 9 статьи 15 Федерального закона № 212-ФЗ срок  представления расчета по страховым взносам по форме РСВ-1 ПФР за 2016 год  установлен не позднее 15.02.2017 года. 

Из материалов дела следует, что спорные взносы на ОМС уплачены истцом за  декабрь 2016 года платежным поручением № 276 от 06.02.2017 с указанием самим  плательщиком – повторно. 

Следовательно, производя указанные перечисления, истец с достоверностью  знал, что уплата денежных средств производится необоснованно, поскольку,  ссылаясь на повторность, отдавал себе отчет и обладал информацией, что  первоначальная уплата такого взноса уже произведена. 

В этой связи истец с 06.02.2017 знал о наличии переплаты в бюджет, поскольку  взносы за один и тот же период в любом случае не уплачиваются дважды. 

Также в материалах дела имеется ответ территориального пенсионного органа,  подписанный 16.01.2017, на обращение истца с просьбой о возврате ошибочного  платежа по платежному поручению № 27 от 12.01.2017, где страхователю 


сообщалось, что с 01.01.2017 все вопросы по платежам необходимо решать только  с налоговым органом. 

Налоговый орган требованием № 105753 от 09.08.2017 обязал истца оплатить  недоимку по страховым взносам на ОМС в бюджет – в Фонд обязательного  медицинского страхования за 2016 год в размере отличном от суммы, заявленной в  расчете РСВ-1, 34 369, 34 руб. 

Данное требование было оплачено истцом платежным поручением № 2362 от  28.08.2017. Как указывает истец, оплата была произведена им с целью избежать  блокировки счетов. 

После получения и оплаты указанного требования, истец направил запросы в  ФНС и ПФР на проведение сверки по оплате страховых взносов, пени и штраф за  2016 года в бюджет, что подтверждается обращением в налоговый орган от  21.11.2017 и запросом в территориальный орган пенсионного фонда от 24.08.2017. 

Согласно справке о состоянии расчетов по страховым взносам, пени и штрафам  от 29.08.2017, сформированной пенсионным фондом по состоянию на 31.12.2016  (подписано ЭЦП 30.08.2017) у истца отсутствовала задолженность перед бюджетом,  равно как и отсутствовала переплата. 

Из анализа последовательных действий истца по оплате взносов на ОМС за  декабрь 2016 года следует, что первая уплата страховых взносов в размере 37 611,  15 руб. была произведен истцом 12.01.217 (из которой учли 37 609, 49), вторая  уплата страховых взносов 06.02.2017 в размере 37 611, 15 руб., третья уплата  28.08.2017 в размере 34 369, 34 коп. (учтено полностью). 

Таким образом, спорная задолженность образовалась в результате  добровольной уплаты истцом 06.02.2017 и 28.08.2017 страховых взносов на ОМС за  декабрь 2016 года. При том, что истец с достоверностью знал об уплате этих же  взносов 12.01.2017 по платежному поручению № 27 согласно произведенному  расчету РСВ-1 ПФР в адрес УФК по г. Санкт-Петербургу (ОПФР по Санкт-Петербургу  и Ленинградской области). 

Согласно пояснениям налогового органа, спорные суммы пени перечислены  истцом в составе платежей 16.02.2018 и 21.02.2018 (л.д. 18об). При этом каких-либо  подтверждающих первичных документов о начислении и уплате спорных пени  истцом в дело не представлено, в иске, кроме ссылки на ошибочность такой уплаты,  иных доводов о данных обстоятельствах не приведено. 

Поскольку ответчиком, заявившем о пропуске истцом как срока на возврат  денежных средств из бюджета в бесспорном порядке, так и о пропуске им срока  исковой давности по заявленным требованиям, приведены убедительные  мотивированные доводы, а истцом соответствующих документов, на основании  которых было возможно определить период начисления штрафных санкций и  обстоятельства возникновения их переплаты, не представлено, то суд  апелляционной инстанции приходит к выводу о не доказанности истцом, что  обращение в суд с настоящим иском в части взыскания пени по страховым и  пенсионным взносами им не пропущен, поскольку единственными достоверными  сведениями об их уплате являются даты 16.02.2018 и 21.02.2018, в то время как  обращение в суд с иском о их возврате произведено истцом 19.08.2022. 

При этом полученная истцом выписка операций по расчету с бюджетом,  отразившая такую переплату только 30.09.2019, не может рассматриваться в  качестве достаточного и достоверного доказательства осведомленности истца о  дате ее возникновения, поскольку истец, будучи плательщиком обязательных  платежей, обладая первичной документацией, должен самостоятельно отслеживать  правильность уплаты страховых взносов на ОМС. 


Учитывая изложенное, апелляционный суд приходит к выводу о том, что истец,  уплатив взносы на ОМС 12.01.217, в дальнейшем повторно оплачивая их 06.02.2017  и 28.08.2017 все также за декабрь 2016 года, должен был знать о нарушении своего  права на уплаты таких взносов в установленном законом размере, соответственно,  совершая повторные оплаты он не мог не знать, что в результате таких его  действий образуется переплата. 

При таком положении, апелляционный суд считает, что именно с указанных дат  следует исчислять трехлетний срок исковой давности. 

Таким образом, общий срок исковой давности по требованию о возврате  излишне уплаченных сумм истек 06.02.2020 и 28.08.2020 соответственно. 

В данном случае общество обратилось в налоговый орган 26.05.2022 с  заявлением о возврате излишне уплаченных страховых взносов в ГУ ОПФР по СПб  и ЛО, и 19.08.2022 в суд с иском о возврате излишне уплаченных страховых  взносов, то есть по истечении трехлетнего срока. 

Доводы о том, что после получения требования налогового органа № 105753 от  09.08.2017 обществом были отправлены запросы в ФНС и ПФР на проведение  сверки с бюджетом по страховым взносам, пеням и штрафам за 2016, при  изложенных обстоятельствах не влияют на дату начала течения трехлетнего срока  исковой давности. 

По мнению апелляционного суда, общество, располагая достоверными  сведениями о неоднократной уплате сумм страховых взносов, имело возможность  реализовать своё право на обращение с заявлением и иском о их возврате в  пределах установленных законом сроков. 

Таким образом, оснований для удовлетворения настоящего иска у суда первой  инстанции не имелось. 

С учетом изложенного, обжалуемое решение подлежит отмене с вынесением по  делу нового судебного акта. 

Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд 

постановил:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области 

от 06.12.2022 по делу № А56-84911/2022 отменить. Принять по делу новый 

судебный акт.
В удовлетворении требования отказать.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия. 

Председательствующий М.Г. Титова 

Судьи Д.С. Геворкян 

 О.В. Горбачева