НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.10.2020 № А56-19314/20

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

16 октября 2020 года

Дело № А56-19314/2020

Резолютивная часть постановления объявлена      октября 2020 года

Постановление изготовлено в полном объеме   октября 2020 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Загараевой Л.П.

судей  Горбачевой О.В., Лебедева Г.В.

при ведении протокола судебного заседания:  секретарем судебного заседания Хариной И.С.

при участии: 

от истца (заявителя): ФИО1 – доверенность от 15.10.2019 (до и после перерыва)

от ответчика (должника): ФИО2 – доверенность от 140.01.2020 (до и после перерыва)

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер  АП-25109/2020 )  Инспекции Федеральной налоговой службы России по Всеволожскому району Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.07.2020 по делу № А56-19314/2020 (судья Захаров В.В,), принятое

по заявлению Благотворительного фонда поддержки культурных и социальных программ "Классика"

к  Инспекции Федеральной налоговой службы России по Всеволожскому району Ленинградской области

о признании незаконным решения № 2214 о привлечении к налоговой ответственности от 22.10.2019

установил:

Благотворительный фонд поддержки культурных и социальных программ «Классика» (далее - заявитель, Фонд) обратился в арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным решения Инспекции Федеральной Налоговой Службы России по Всеволожскому району Ленинградской области (далее - заинтересованное лицо, Инспекция) № 2214 о привлечении к налоговой ответственности от 22.10.2019.

Решением суда от 29.07.2020 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.

Инспекция, не согласившись с решением суда, направила апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на нарушение норм материального права, на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просила решение суда отменить.

В судебном заседании налоговой орган поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить. Представитель Фонда возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения.

В судебном заседании 07.10.2020 объявлен перерыв до 08.10.2020.

В судебном заседании 08.10.2020 представители лиц, участвующим в деле, поддержали ранее высказанные позиции.

Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, Инспекцией была проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации по земельному налогу за 2018 год, представленной Благотворительным фондом поддержки культурных и социальных программ «Классика».

По результатам камеральной налоговой проверки Инспекцией вынесено решение о привлечении Фонда к ответственности за совершение налогового правонарушения от 22.10.2019 № 2214, согласно которому налогоплательщику доначислен земельный налог в размере 7 199 131 руб., пени по земельному налогу в размере 891 492 руб. 39 коп., штраф по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в размере 331 706 руб. 50 коп.

Фонд, не согласившись с Решением Инспекции от 22.10.2019 № 2214, подал апелляционную жалобу. Решением Управления ФНС России по Ленинградской области от 30.01.2020 № 16-21-03/01540@ решение Инспекции от 22.10.2019 № 2214 оставлено без изменений.

Не согласившись с Решением Инспекции, считая его необоснованным и нарушающим права и законные интересы, Фонд обратился в суд с настоящим заявлением.

Фонд полагает, что ставка по земельному налогу в размере 0,3 % в отношении земельных участков применена им правомерно, основания для доначисления земельного налога по ставке 1,5 % у налогового органа отсутствовали, так как принадлежащие Фонду на праве частной собственности земельные участки не используются в предпринимательской деятельности.

Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования в полном объеме.

Апелляционный суд, изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, усматривает основания для изменения решения.

Исчисление земельного налога на территории Российской Федерации производится в соответствии с Главой 31 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

В соответствии со статьей 387 НК РФ земельный налог устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Согласно статье 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

Статьей 389 НК РФ установлено, что объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.

В соответствии с пунктом 3 статьи 391 НК РФ налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.

В силу пункта 1 статьи 394 НК РФ налоговые ставки для исчисления земельного налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать 0,3% кадастровой стоимости земельного участка, а именно в отношении земельных участков приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства. В отношении прочих земельных участков налоговая ставка не может превышать 1,5% кадастровой стоимости земельного участка (согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 394 НК РФ).

Как следует из материалов дела, Фонд в 2018 году являлся правообладателем на праве собственности 476 земельных участков с разрешенным видом использования - «для дачного строительства», категория земель - «земли сельскохозяйственного назначения», которые расположены на территории муниципального образования «Рахьинское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области; и 3 земельных участков (кадастровые номера 47:07:0957005:254, 47:07:0957006:304, 47:07:0957007:553) с разрешенным видом использования - «для сельскохозяйственного использования», категория земель - «земли сельскохозяйственного назначения», которые расположены на территории муниципального образования «Щегловское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области.

На территории муниципального образования «Рахьинское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области земельный налог установлен в 2018 году Решением Совета депутатов муниципального образования Рахъинское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области от 24.10.2017 № 21(170), пунктом 4 приложения которого, установлены налоговые ставки земельного налога в размере 0,3 процента в отношении земельных участков занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или предоставленных для индивидуального жилищного строительства, в том числе для индивидуального жилищного строительства, - приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства.

На территории муниципального образования «Щегловское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области земельный налог установлен в 2018 году Решением Совета депутатов муниципального образования Щегловское сельское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области от 21.11.2017 № 11.6/17, пунктом 6 которого установлена налоговая ставка земельного налога в размерах 0,3 процента в отношении земельных участков приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства.

Судом установлено, что Фонд является некоммерческой организацией, земельные участки приобретены с целью их последующей передачи в государственную собственность для дальнейшего перераспределения между многодетными семьями.

По данным Инспекции на момент вынесения спорного решения налогоплательщик за 2018 год, с учетом ставки земельного налога 1.5 %, должен исчислить земельный налог в размере 8 366 863 руб.

Самостоятельно налогоплательщиком по декларации по земельному налогу за 2018 год исчислена сумма земельного налога к уплате в размере 1 167 732 руб.

Соответственно, Инспекцией налогоплательщику было доначислена сумма земельного налога по решению в размере 7 199 131 руб.

В обоснование вынесенного решения налоговым органом указывает на то, что Фонд использовал принадлежащие ему на праве собственности земельные участки не для ведения коммерческой деятельности, что подтверждается договором дарения №5/1.6-28 от 22.07.2019, заключенным с Администрацией муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области, и договором дарения №12-2019/УРИ от 12.11.2019, заключенным Санкт-Петербургом в лице Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга.

Налогоплательщиком в рамках рассмотрения материалов камеральной проверки были предоставлены доказательства использования данных земельных участков в благотворительной деятельности, предоставлены возражения, со ссылками на нормы налогового законодательства, подтверждающими отсутствие фактов использования данных земельных участков в коммерческой деятельности.

В подтверждение своей позиции при доначислении земельного налога Инспекцией представлены копии выписок о движении денежных средств по счетам налогоплательщика, а также копия соглашения о расторжении договора купли-продажи №1-06/14 от 23.05.2016. Так, согласно данных выписок и соглашения, в 2017, 2018 годах Фондом был осуществлен возврат авансов по договору купли-продажи, что по мнению заинтересованного лица, указывает на осуществление Фондом коммерческой деятельности.

В обоснование апелляционной жалобы налоговый орган указывает, что не имеет правового значения, что Фонд является некоммерческой организацией, поскольку существенным является то обстоятельство, что Фонд не является организацией, непосредственно использующей земли в целях удовлетворения личных потребностей граждан при ведении дачного хозяйства   или   дачного   строительства.   Целью   деятельности   Фонда   является осуществление благотворительной деятельности, что в силу действующего законодательства не предоставляет налогоплательщику право на применение пониженной ставки земельного налога.

Вместе с тем, согласно Постановлению  Конституционного суда Российской Федерации от 08.11.2018 №2725-0, по смыслу налогового законодательства, пониженные ставки земельного налога, предусмотренные абз. 5 подпункта 1 пункта 1 ст. 394 НК РФ, устанавливаются для физических лиц, непосредственно использующих земли в целях удовлетворения личных потребностей при ведении дачного хозяйства или дачного строительства и создающих исключительно для этих целей некоммерческие организации, и не могут распространяться на коммерческие организации, которые приобрели эти земельные участки для строительства дачного комплекса и их последующей реализации юридическим и физическим лицам в целях извлечения прибыли.

Кроме того, с 01.01.2020 года абзац 4 п.п.1 п. 1 ст. 394 излагается в новой редакции, в соответствии с ФЗ от 15.04.2019г. №63-Ф3  не используемых в предпринимательской деятельности, приобретенных (предоставленных) для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества, а также земельных участков общего назначения, предусмотренных Федеральным законом от 29 июля 2017 года N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации.

Следовательно, законодатель, как и Конституционный Суд РФ определил правомерность применения налоговой ставки земельного налога 0,3%, для земельных участков с данным видом разрешенного использования, если они не используются в предпринимательской деятельности.

Как неоднократно отмечалось Конституционным Судом Российской Федерации (постановления от 16.07.2004 N 14-П, определение от 12.07.2006 N 266-0), в силу конституционного требования о необходимости уплаты только законно установленных налогов и сборов во взаимосвязи с предписаниями статей 15 и 18 Конституции Российской Федерации, механизм налогообложения должен обеспечивать полноту и своевременность взимания налогов и сборов с обязанных лиц и одновременно -надлежащий правовой характер деятельности уполномоченных органов и должностных лиц, связанной с изъятием средств налогообложения.

Если, осуществляя налоговый контроль, налоговые органы руководствуются целями и мотивами, противоречащими действующему правопорядку, налоговый контроль в таких случаях может превратиться из необходимого инструмента налоговой политики в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности, что в силу статей 34 (часть 1), 35 (части 1 - 3) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации недопустимо.

В решениях Конституционного Суда Российской Федерации также неоднократно отмечалось, что в силу требований статей 1 (часть 1), 2, 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации применение условий реализации прав и свобод должно осуществляться на основе принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства (в том числе определения от 03.03.2015 N 417-0, от 02.04.2015 N 583-0).

Таким образом, принимая Решение о правомерности применения налоговой ставки земельного налога в размере 0,3% в 2015 году, налоговый орган фактически одобрил правомерность применения Заявителем данной налоговой ставки на последующие периоды, при отсутствии изменений законодательства в этой области, а также, при условии неиспользования земельных участков с целью извлечения прибыли.

Вместе с тем, установлено, что налогоплательщиком не отражен в декларации и не исчислен к уплате земельный налог отношении двух земельных участков (кадастровые номер 47:07:0957005:254 и 47:07:0957007:553) отнесенных к категории земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства.

Земельный налог в отношении данных двух земельных участков с учетом ставки в размере 0,3 процента от кадастровой стоимости составляет 1 090 руб.

Согласно сведениям с сайта Росреестра земельный участок с кадастровым номером 47:07:0957006:304 был снят с кадастрового учета 16.11.2015 года. Данный земельный участок был отчужден Фондом по Договору дарения от 22.06.2015 №07-2015/УРИК, что подтверждается копией свидетельства 47-АВ503183 от 24.07.2015, то есть Фонд в 2018 году не являлся правообладателем данного земельного участка и у него отсутствовала обязанность по уплате земельного налога за указанный участок в 2018 году.

Факт уплаты земельного налога в полном объеме из расчета 12 месяцев владения по ставке земельного налога в размере 0,3% от кадастровой стоимости в сумме 1 677 603 руб., подтверждается платежными поручениями, предоставленными Заявителем.

Таким образом, в случае доначисления налогоплательщику земельного налога по ставке 0,3 процента от кадастровой стоимости, с учетом верного указания коэффициентов месяцев владения земельных участков налогоплательщиком не исчислена сумма земельного налога к уплате в размере 512 100 руб.

Между тем, у налогоплательщика, момент наступления срока уплаты налога (01.02.2019) имелась переплата по земельному налогу в размере 564 996 руб., которая сохранилась на момент вынесения спорного решения налогового органа (22.10.2019).

При доначислении спорной суммы налога Инспекцией данная переплата не учитывалась.

Между тем, при доначислении штрафа по п. 1 ст. 122 НК РФ налоговым органом данная переплата учтена в полном объеме, налогоплательщику штраф на сумму в размере 564 996 руб. не начислялся.

При таких обстоятельствах, налоговым органом неправомерно доначислен налог в размере 7 854 763 руб.

Пунктом 1 статьи 75 НК РФ установлено, что пеней признается установленная денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Согласно пункту 2 статьи 75 НК РФ сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

В соответствии с пунктом 5 статьи 75 НК РФ пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

В силу статьи 72 НК РФ пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов.

Учитывая, что решение налогового органа, которыми доначислен земельный налог в отношении спорных участков в размере 7854763 руб., является недействительным, апелляционная коллегия приходит к выводу об отсутствии основания для начисления пени в размере 891492, 39 руб.

Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области   от 29.07.2020 по делу №  А56-19314/2020   изменить, изложив резолютивную часть в следующей редакции.

Признать недействительным решение Инспекции Федеральной налоговой службы России по Всеволожскому району Ленинградской области № 2214 от 22.10.2019 в части доначисления земельного налога в сумме 6687031 руб., пени в сумме 891492, 39 руб.

В остальной части в удовлетворении требований отказать.

Постановление  может быть  обжаловано  в  Арбитражный  суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

Л.П. Загараева

Судьи

О.В. Горбачева

 Г.В. Лебедев