НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Дальневосточного округа от 31.08.2023 № Ф03-2994/2023

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Пушкина ул., д. 45, г. Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Хабаровск

01 сентября 2023 года № Ф03-2994/2023

Резолютивная часть постановления объявлена 31 августа 2023 года.

Полный текст постановления изготовлен 01 сентября 2023 года.

Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:

председательствующего судьи Ширяева И.В.

судей Меркуловой Н.В., Михайловой А.И.

при участии:

от акционерного общества «ССК»: представитель не явился;

от Хабаровской таможни: Пузанкова А.В., представитель по доверенности от 09.01.2023 № 05-51/001;

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Хабаровской таможни

на решение от 04.04.2023, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2023

по делу № А73-1707/2023

Арбитражного суда Хабаровского края

по заявлению акционерного общества «ССК»

к Хабаровской таможне

о взыскании процентов в размере 102 850 руб. 30 коп.

УСТАНОВИЛ:

Акционерное общество «ССК» (ОГРН 1142801007975, ИНН 2801199399; адрес: 678960, Республика Саха (Якутия), г. Нерюнгри, база Альянс, район ГСК «Черемушки»; далее – общество, декларант, АО «ССК») обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о взыскании с Хабаровской таможни (ОГРН 1022701131826, ИНН 2722009856; адрес: 680013, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Карла Маркса, д. 94А; далее – таможня, таможенный орган) процентов на сумму излишне взысканного утилизационного сбора в размере 102 850,30 руб. в отношении товара, задекларированного по ДТ № 10009100/210820/0074057 (далее – ДТ № 74057).

Решением суда от 04.04.2023, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2023, заявленные требования удовлетворены частично: с таможни в пользу декларанта взысканы проценты в сумме 62 020,88 руб., в остальной части требований отказано.

Таможня, не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, обратилась в Арбитражный суд Дальневосточного округа с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда в удовлетворенной части отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.

Таможенный орган настаивает, что поскольку в спорной ситуации не осуществлялось принудительное взыскание утилизационного сбора за ввезенные транспортные средства, сбор был рассчитан и уплачен декларантом самостоятельно, то оснований для уплаты процентов за излишне уплаченный утилизационный сбор в силу императивного запрета, установленного пунктом 35 Правил взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 № 1291 «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее – Постановление Правительства РФ № 1291 и Правила № 1291), в редакции до внесения изменений постановлением Правительства РФ от 06.03.2023 № 350, не имелось. Считает, что не имелось таких оснований и после вынесения Конституционным Судом Российской Федерации постановления от 08.11.2022 № 47-П «По делу о проверке конституционности пункта 37 Правил взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.02.2016 № 81 «Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», поскольку АО «ССК» ввезены колесные транспортные средства (автосамосвалы), в отношении которых подлежит уплате утилизационный сбор на основании Постановления Правительства РФ № 1291.

Определением суда от 28.08.2023 на основании пункта 2 части 3 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) произведена замена судьи Луговой И.М. на судью Меркулову Н.В. В силу части 5 статьи 18 АПК РФ рассмотрение кассационной жалобы после изменения состава суда начато сначала.

Отзыв на кассационную жалобу не поступил.

В судебном заседании представитель таможни доводы кассационной жалобы поддержал, дал по ним пояснения.

Общество, извещенное в надлежащем порядке о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе посредством размещения определения о принятии кассационной жалобы к производству на официальном сайте www.arbitr.ru в сети Интернет, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечило.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке и пределах статей 284, 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для её удовлетворения.

Как установлено судами и следует из материалов дела, АО «ССК» в августе 2020 года ввезло на территорию ЕАЭС и задекларировало путем подачи в Центральную акцизную таможню ДТ № 74057 новые грузовые автомобили – самосвалы (четырехосный) марки «SHACMAN», модель SX33186Т366, полная масса 41 000 кг в количестве 2 единиц.

Уплата утилизационного сбора в отношении автосамосвалов, оформленных по названной ДТ, произведена обществом в размере 945 000 руб. за один грузовой автомобиль, всего 1 890 000 руб.

Посчитав, что утилизационный сбор ошибочно исчислен и уплачен в завышенном размере, общество обратилось в Хабаровскую таможню с заявлением от 12.07.2021 о возврате излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в отношении ввезенных колесных транспортных средств по вышеуказанной декларации на товары.

Решением от 21.07.2021 № 23 таможня отказала в возврате в связи с отсутствием факта его излишней уплаты.

Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Хабаровского края от 13.12.2021 по делу № А73-14636/2021 решение таможенного органа признано незаконным; на Хабаровскую таможню возложена обязанность возвратить обществу излишне уплаченный утилизационный сбор в сумме 1 053 000 руб.

Во исполнение решения суда таможня 11.04.2022 возвратила уплаченный утилизационный сбор в присужденной сумме.

Полагая, что на сумму излишне уплаченного утилизационного сбора подлежат начислению проценты с даты излишней уплаты до даты фактического возврата, общество 07.12.2022 направило в Хабаровскую таможню претензию с требованием перечислить проценты в размере 102 850,30 руб., начисленные за период с 21.08.2020 по 11.04.2022 на сумму излишне уплаченного утилизационного сбора по названной выше ДТ.

Решением от 12.01.2023 таможенный орган отказал в выплате процентов со ссылкой на отсутствие факта излишнего взыскания утилизационного сбора.

Полагая, что отказ в выплате процентов не соответствует закону и нарушает его права, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд, который, придя к выводу о нарушении оспариваемым решением таможни прав и законных интересов декларанта и наличии правовых оснований для выплаты процентов, признал требования подлежащими удовлетворению частично.

Выводы суда первой инстанции поддержаны апелляционным судом.

Суд округа соглашается с судами, принимая во внимание следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон) за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним, ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, за исключением транспортных средств, указанных в пункте 6 настоящей статьи, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа.

Согласно пункту 4 статьи 24.1 Закона порядок взимания утилизационного сбора (в том числе порядок его исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора), а также размеры утилизационного сбора и порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты утилизационного сбора в бюджет Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации. Взимание утилизационного сбора осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.

Постановлением Правительства РФ № 1291 утверждены Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств и шасси, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора.

В пункте 24 Правил № 1291 указано, что в случае уплаты (взыскания) утилизационного сбора в размере, превышающем размер утилизационного сбора, подлежащий уплате (взысканию), или в случае ошибочной уплаты утилизационного сбора излишне уплаченный (взысканный) утилизационный сбор подлежит возврату плательщику (его правопреемнику, наследнику) либо зачету в счет предстоящей уплаты плательщиком утилизационного сбора.

Пунктом 35 Правил № 1291 (в редакции, действующей на момент спорных правоотношений) предусматривалось, что при возврате излишне уплаченных (взысканных) утилизационных сборов проценты с излишне уплаченных (взысканных) утилизационных сборов не выплачиваются, суммы не индексируются и комиссионное вознаграждение по банковским операциям выплачивается за счет переводимых средств.

Вместе с тем Конституционный Суд Российской Федерации в абзацах 1 и 6 пункта 4 Постановления КС РФ № 47-П указал на следующее: «Законодательство о налогах и сборах содержит публично-правовые механизмы восстановления имущественного положения плательщика при излишней уплате или излишнем взыскании публичных платежей. Институт возврата соответствующих сумм урегулирован главой 12 Налогового кодекса Российской Федерации. Из статей 78 и 79, включенных в эту главу, следует, что первая регулирует порядок возврата, когда плательщик самостоятельно исполнил обязанность перед бюджетом, а вторая - когда имели место действия налогового органа по взысканию денежных сумм. Значит, правовой режим начисления процентов на возвращаемую сумму зависит от того, идет ли речь об излишне уплаченных или излишне взысканных платежах. Проценты на сумму излишне уплаченного начинают начисляться исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации при нарушении налоговым органом установленного срока для ее возврата (по общему правилу - в течение одного месяца со дня получения налоговым органом заявления плательщика о возврате излишне уплаченной суммы) (пункты 6, 8.1 и 10 статьи 78 данного Кодекса), а для случая излишне взысканного - со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата (пункт 5 статьи 79 данного Кодекса).

Следовательно, регулируя основания, условия и порядок возврата излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, таможенных платежей, в частности предусматривая начисление процентов на излишне взысканную сумму, федеральный законодатель установил дополнительные гарантии с целью защитить права граждан и юридических лиц от незаконных действий либо бездействия органов государственной власти. Это направлено на реализацию предписаний статьи 35 Конституции Российской Федерации, гарантирующей принцип охраны права частной собственности законом, а также её статей 52 и 53, согласно которым каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями либо бездействием органов государственной власти и их должностных лиц».

Также в этом постановлении отмечено, что отграничение излишне уплаченных от излишне взысканных сумм публичных платежей осуществляется в том числе с учетом выводов, сформулированных Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 21.06.2001 № 173-О, Определении от 27.12.2005 № 503-О. Вопросы дифференциации действия статей 78 и 79 Налогового кодекса Российской Федерации затронуты в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 23.06.2009 № 832-О-О.

В абзаце 5 пункта 4 Постановления КС РФ № 47 обращено внимание на то, что применительно к таможенным правоотношениям норма о начислении процентов включена в Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В силу части 11 статьи 67 Закона в отношении излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, подлежат выплате проценты на сумму излишне взысканных платежей.

Этим же постановлением Конституционный Суд Российской Федерации разъяснил, что Правительству Российской Федерации надлежит внести в действующее правовое регулирование изменения, вытекающие из настоящего Постановления, на основе требований Конституции Российской Федерации и с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации. Впредь до внесения таких изменений, для выплаты процентов с излишне взысканных, в том числе путем направления уполномоченным органом уведомления об уплате, утилизационных сборов при их возврате плательщику подлежит применению по аналогии порядок выплаты процентов, предусмотренный статьей 79 Налогового кодекса Российской Федерации для случаев излишнего взыскания налога, сбора, страховых взносов.

С учетом приведенных разъяснений Конституционного Суда РФ, сформировавшего правовую позицию о праве всех плательщиков излишне взысканных (уплаченных) сумм обязательных платежей на получение процентов на такие суммы, и принимая во внимание отсутствие в спорный период упрощенного механизма для плательщиков утилизационного сбора на реализацию своих прав, что влечет нарушение принципов охраны права частной собственности, равенства и соразмерности публичных платежей, поддержания доверия к закону и действиям государства применительно к сфере публичных финансов, суды пришли к обоснованному заключению о нарушении таможней указанных принципов и, соответственно, прав декларанта.

В этой связи суды, указав, что факт излишней уплаты утилизационного сбора за ввезенные колесные транспортные средства подтвержден вступившим в законную силу судебным актом по делу № А73-14636/2021, правомерно сочли возможным применить указанную Конституционным Судом Российской Федерации правовую позицию к спорным отношениям таможни и общества в рамках настоящего арбитражного дела.

При этом суды обоснованно отметили, что в данном случае платежи, произведенные обществом при ввозе транспортных средств, следует квалифицировать как излишне уплаченные, и поэтому произвели пересчет предъявленной заявителем ко взысканию с таможни суммы процентов с учетом правил о начале течения срока, ключевых ставок Центрального банка Российской Федерации (6,5%, 6,75%, 7,5%, 8,5%, 9,5% 17% и 20%), действующих в соответствующие периоды незаконного невозврата излишне уплаченного обязательного платежа.

Заявление на возврат излишне уплаченного утилизационного сбора получено таможней 20.07.2021. Установленный пунктом 33 Порядка № 1291 тридцатидневный срок на возврат истекал 19.08.2021. Проценты подлежали начислению за период с 20.08.2021 по 11.04.2022 с применением действующих в соответствующие периоды ключевых ставок Центрального банка Российской Федерации (6,5%, 6,75%, 7,5%, 8,5%, 9,5% и 20%). Суды также учли, что, обращаясь в суд с иском по настоящему делу, общество основало свои требования на положениях пункта 11 статьи 67 Закона № 289-ФЗ исходя суммы излишней уплаты сбора, из периода невозврата и 1/360 ключевой ставки ЦБ РФ.

Расчет процентов суда первой инстанции проверен апелляционным судом и признан верным.

Таким образом, суды признали обязанность таможенного органа уплатить заявителю проценты в сумме 62 020,88 руб. Возражений со стороны общества не заявлено.

Оснований для удовлетворения требований в остальной части у судов обоснованно не имелось.

При таких обстоятельствах доводы таможни о внеправовом подходе судов при разрешении спора не нашли подтверждения при рассмотрении дела в суде округа.

Поскольку судами правильно установлены все имеющие существенное значение для разрешения спора обстоятельства, верно применены нормы материального права, нарушений процессуальных норм, в том числе влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов, не выявлено, кассационная жалоба – удовлетворению, а судебные акты – отмене не подлежат.

Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 04.04.2023, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2023 по делу № А73-1707/2023 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья И.В. Ширяев

Судьи Н.В. Меркулова

А.И. Михайлова