АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
Пушкина ул., д. 45, г. Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru
г. Хабаровск
01 августа 2023 года № Ф03-3071/2023
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 августа 2023 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего судьи С.Н. Новиковой
судей М.Ю. Бурловой-Ульяновой, С.И. Гребенщикова
при участии:
от акционерного общества «Камголд»: Дрыкина А.К., доверенность от 13.12.2022.
рассмотрев в проведенном с использованием системы веб-конференции судебном заседании кассационную жалобу агентства лесного хозяйства Камчатского края
на постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2023
по делу № А24-4857/2022 Арбитражного суда Камчатского края
по иску агентства лесного хозяйства Камчатского края (ОГРН 1114101003708, ИНН 4101145761, адрес: 683006, Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Чубарова, 18)
к акционерному обществу «Камголд» (ОГРН 1024101016235, ИНН 4101027920, адрес: 683001, Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Ленинская, 59, эт. 13, пом. 51)
о взыскании 69 586 руб. 74 коп.
УСТАНОВИЛ:
агентство лесного хозяйства Камчатского края (далее – истец, агентство) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с иском к акционерному обществу «Камголд» (далее – ответчик, АО «Камголд») о взыскании 69 586,74 руб. недополученного дохода в федеральный бюджет по договору аренды лесного участка от 05.07.2018 № 29.
В соответствии с правилами главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) дело рассмотрено в порядке упрощенного судопроизводства.
Решением от 01.12.2022 с АО «Камголд» в пользу агентства лесного хозяйства Камчатского края взыскано 69 586,74 руб. задолженности.
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь разъяснениями, приведенными в абзаце втором пункта 51 постановления Пленума ВС РФ от 18.04.2017 № 10 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса РФ и Арбитражного процессуального кодекса РФ об упрощенном производстве», счел возможным перейти к рассмотрению спора по общим правилам искового производства, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции (часть 6.1 статьи 268 АПК РФ).
Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2023 решение от 01.12.2022 отменено, в иске отказано.
В кассационной жалобе агентство лесного хозяйства Камчатского края просит отменить постановление суда апелляционной инстанции как необоснованное. Заявитель указывает, что сведения об особо защитных участках лесов (ОЗУ) отражались по форме 1,5-ГЛР на основании приказа Минприроды России от 06.10.2016 № 514, по форме 6-ГЛР на основании приказа Минприроды России от 24.12.2021 № 1007. В деле представлены соответствующие формы ГЛР, в которых имеются сведения об ОЗУ лесов в период 2019 – 2020 годов. Ссылается на презумпцию достоверности сведений, содержащихся в ГЛР. Приводит доводы, что статус ОЗУ лесов, указанный в материалах лесоустройства, проведенного до 01.01.2007, сохраняется до момента внесения соответствующих изменений в ГЛР.
В отзыве на кассационную жалобу АО «Камголд» приводит свои возражения против ее доводов и просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
От агентства поступило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие представителя, которое судом кассационной инстанции рассмотрено и удовлетворено в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ.
В судебном заседании представитель АО «Камголд» посредством системы веб-конференции поддержал позиции, приведенные в отзыве на кассационную жалобу, дав соответствующие пояснения.
Проверив законность обжалуемого судебного акта, с учетом доводов, изложенных в кассационной жалобе, Арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает оснований для его отмены.
Как следует из материалов дела, 05.07.2018 между агентством лесного хозяйства и охраны животного мира Камчатского края (арендодатель) и АО «Камголд» (арендатор) заключен договор аренды лесного участка № 29, согласно которому арендатору на основании приказа агентства от 04.07.2018 № 458-пр предоставлен лесной участок площадью 8,7923 га с кадастровым номером 41:04:0010106:99, местоположение которого определено: Камчатский край, Быстринский муниципальный район, в пределах земель лесного фонда Быстринского лесничества Камчатского края, квартал 517 части выделов 1, 2, 3, квартал 529 части выделов 4, 5, 6, 9, 11 Эссовского участкового лесничества (часть 1), имеющий категорию защитности – нерестоохранные полосы лесов, с целью строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, сроком на 49 лет с даты государственной регистрации договора (пункт 6.1 договора).
Пунктом 2.1 договора установлена арендная плата в размере 76 982,20 руб. в год, которая определена в соответствии со статьей 73 ЛК РФ на основе минимального размера арендной платы. Расчет арендной платы приведен в приложении № 3 к договору.
Согласно пункту 2.2 договора размер арендной платы подлежит изменению в соответствии с коэффициентами к ставкам платы, установленными Постановлением Правительства РФ от 22.05.2007 № 310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности» для соответствующего года.
Приложением № 2 к договору определены характеристики лесного участка по состоянию на 05.07.2018, согласно которым лесной участок по целевому назначению относится к защитным лесам нерестоохранных полос лесов; полностью расположен на нелесных землях (8,7923 га); в разделе 5 указано на отсутствие в границах лесного участка особо защитных участков лесов.
Приложением № 3 определен размер арендной платы на 2018 год – 76 982,20 руб. в год; на 2019 – 92 672,84 руб. в год; на 2020 – 110 815,14 руб. в год. При этом расчет арендной платы осуществлен с коэффициентом 4, применяемом в отношении целевого назначения лесов.
Дополнительным соглашением от 11.12.2018 стороны изменили приложение № 2 к договору, исключив техническую ошибку в части отнесения выдела 3 к лесному кварталу 517 (вместо 529), сохранив условие об отсутствии особозащитных участков лесов в лесных кварталах 517 и 529.
Актом оформлена передача лесного участка; договор зарегистрирован в установленном порядке.
В ходе проведенной проверки Федеральным агентством лесного хозяйства (Рослесхоз) выявлено, что при расчете арендной платы по договору от 05.07.2018 № 29, заключенному в порядке статей 43- 45 ЛК РФ, допущено нарушение, а именно не применен коэффициент «6» в отношении особо защитных участков лесов в защитных лесах, установленный примечанием 6 к таблицам 16 Постановления Правительства РФ от 22.05.2007 № 310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности (далее – Постановление № 310), что повлекло недополученный доход в федеральный бюджет за 2019 год в сумме 31 691,31 руб., за 2020 – в сумме 37 895,43 руб.; результаты проверки отражены в итоговом акте от 24.09.2021 № 31/2021.
Агентство лесного хозяйства Камчатского края, осуществляющее функции арендодателя по договорам аренды лесных участков, произвело перерасчет арендной платы по договору № 29 с учетом повышающего коэффициента «6», предусмотренного примечанием 6 к таблице 16 Постановления № 310, согласно которому задолженность по договору за 2019 год составила 31 691,31 руб., за 2020 год – 37 895,43 руб., за 2021 год – 39 404,54 руб., всего 108 991,28 руб., направило в адрес общества уведомление от 27.12.2021 № 59.02/5824 об ее уплате, указав, что если задолженность не будет погашена в течение 30 дней со дня получения уведомления, агентство оставляет за собой право на обращение в суд о ее взыскании.
Отсутствие оплаты задолженности в виде недополученного дохода за 2019-2020 годы в федеральный бюджет в сумме 69 586,74 руб. послужило основанием для обращения агентства в арбитражный суд с настоящим иском.
При разрешении спора в порядке упрощенного производства суд первой инстанции удовлетворил исковые требования в полном объеме, признав подтвержденным факт допущенной ошибки при расчете арендной платы за лесной участок на основании выписки из государственного лесного реестра по форме № 6-ГЛР на 01.01.2020, согласно которой выделы 2,3 квартала 517 и выделы квартала 529 Эссовского участкового лесничества (часть 1) Быстринского лесничества отнесены к особо защитным участкам (далее – ОЗУ) лесов.
Суд апелляционной инстанции, установив необходимость принятия дополнительных мер по выяснению вопроса отнесения части лесного участка к ОЗУ лесов, руководствуясь разъяснениями, приведенными в абзаце втором пункта 51 постановления Пленума ВС РФ от 18.04.2017 № 10 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса РФ и Арбитражного процессуального кодекса РФ об упрощенном производстве», счел возможным перейти к рассмотрению спора по общим правилам искового производства, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции (часть 6.1 статьи 268 АПК РФ).
При разрешении спора апелляционной инстанцией установлено следующее.
Судом правомерно квалифицированы спорные правоотношения как регулируемые нормами главы 34 «Аренда» ГК РФ, земельного и лесного законодательства, условиями договора аренды лесного участи от 05.07.2018 № 29.
По общему правилу части 1 статьи 24 ЛК РФ использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесных участков, с изъятием или без изъятия лесных ресурсов.
Согласно пункту 13 части 1 статьи 25 ЛК РФ строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов признаются самостоятельными видами лесопользования.
Часть 1 статьи 45 ЛК РФ предусматривает, что использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется в соответствии со статьей 21 ЛК РФ.
Предоставление лесных участков в аренду для указанных целей осуществляется без проведения торгов (пункт 1 части 3 статьи 73.1 ЛК РФ).
Как указано выше, лесной участок с кадастровым номером 41:04:0010106:99 предоставлен обществу с целью строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов в порядке статей 21, 45, 72, 74, 83 ЛК РФ, здесь и далее в редакции, действующей на момент заключения договора, на что непосредственно указано в приказе агентства от 04.07.2018 № 458-пр, на основании которого обществу предоставлен лесной участок без проведения торгов, без изъятия лесных ресурсов.
Одним из основополагающих принципов лесного и земельного законодательства является платность использования земельных и лесных участков.
Согласно статье 73 ЛК РФ размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 данной статьи (часть 1); при использовании лесного участка без изъятия лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу площади лесного участка и площади арендуемого лесного участка.
Таким образом, размер платы по договору аренды лесного участка от 05.07.2018 № 29 определяется как произведение двух указанных элементов: ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и площади лесного участка.
Из части 4 статьи 73 ЛК РФ следует, что для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Ставки платы за единицу объема лесных ресурсов для федеральной собственности установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 № 310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности» (далее - Постановление № 310).
В соответствии с таблицей № 16 Постановления № 310 установлена ставка платы за единицу площади лесного участка при строительстве, реконструкции и эксплуатации линейных объектов во всех районах Камчатского края.
Примечаниями к указанной таблице № 16 предусмотрены поправочные коэффициенты, подлежащие применению при расчете арендной платы. Так, к ставкам в отношении защитных лесов применяются следующие поправочные коэффициенты: в отношении нерестоохранных полос лесов коэффициент «4» (подпункт «и» пункта 5 Примечаний); к ставкам в отношении особо защитных участков защитных лесов - поправочный коэффициент «6» (пункт 6 Примечаний). Если для одного и того же лесного участка может быть установлено несколько поправочных коэффициентов, то в расчетах используется наибольший из них (9 пункт 7 Примечаний).
Аналогичные коэффициенты действуют и в настоящий момент.
Согласно условиям договора аренды от 05.07.2018 № 29 переданный обществу в пользование лесной участок по целевому назначению относится к защитным лесам, нерестовые охранные полосы лесов, что отражено в Приложении № 2 к договору «Характеристики лесного участка», в акте приема передачи; при расчете арендной платы применен поправочный коэффициент со значением «4».
Агентство, обращаясь в суд с настоящим иском, настаивало на том, что часть лесного участка относится к ОЗУ лесов (выделы 2, 3 квартала 517, выделы 2, 3, 4, 5 квартала 529), поэтому необходимо применять при расчете арендной платы по договору № 29 поправочный коэффициент со значением «6», в обоснование чего представило выписку из ГЛР по форме № 6-ГЛР «Сведения об особо защитных участков лесов» на 01.01.2020, в которой вышеназванные участки отнесены к ОЗУ лесов.
В данном случае спорным является вопрос об отнесении лесного участка с кадастровым номером 41:04:0010106:99 либо его частей к ОЗУ лесов.
В соответствии со статьей 10 ЛК РФ леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению делятся на: защитные леса, эксплуатационные леса, резервные леса.
Статьей 102 ЛК РФ, в редакции, действующей на момент заключения договора, ОЗУ лесов могут быть выделены в защитных лесах, эксплуатационных лесах и резервных лесах (часть 4); отнесение лесов к ценным и выделение ОЗУ лесов, и установление их границ осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 названного кодекса.
В силу действовавшего на момент заключения договора федерального закона - пункты 39, 41 статьи 81 ЛК РФ – выделение особо защитных участков лесов и установление их границ отнесено к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений.
В соответствии со статьей 68 ЛК РФ в редакции, действующей на момент заключения договора, лесоустройство включает в себя, в том числе проектирование; местоположение границ, в частности ОЗУ лесов может быть закреплено на местности с помощью лесоустроительных, лесохозяйственных знаков и (или) указано на картах лесов. По результатам осуществления мероприятий по лесоустройству, предусмотренных названной статьей кодекса, составляется документированная информация, которая включается в состав сведений государственного лесного реестра, представляющего собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и о лесопарках (части 1, 2 статьи 91 ЛК РФ). При этом документированная информация, содержащаяся в государственном лесном реестре, относится к общедоступной информации, и в обязательном порядке предоставляется лицам, осуществляющим использование лесов (части 3, 4 статьи 91 ЛК РФ).
Согласно части 1 статьи 119 ЛК РФ, действующей с 01.07.2019, ОЗУ лесов могут быть выделены в защитных лесах, эксплуатационных лесах и резервных лесах. При этом выделение и упразднение ОЗУ лесов, установление и изменение границ земель, на которых располагаются ОЗУ лесов, осуществляется решениями уполномоченного федерального органа исполнительной власти в соответствии со статьей 81 названного кодекса в порядке, установленном лесоустроительной инструкцией, утвержденной в соответствии с частью 2 статьи 67 кодекса (часть 7 статьи 119 ЛК РФ).
В материалы дела представлены следующие документы:
- письмо агентства от 13.01.2023 № 59.06/161, направленное в адрес общества по его запросу о предоставлении документов об использовании им ОЗУ лесов, из которого следует, что решения федерального органа исполнительной власти о выделении спорных лесных участков в ОЗУ лесов в отношении земель лесного фонда на территории Камчатского края не принимались; приложения к решениям в виде графических координат характерных точек границ, с перечнем координат этих точек в системе координат отсутствуют (часть 8 статьи 119 ЛК РФ); ведомости ОЗУ лесов на спорных участках отсутствуют (пункты 22, 23 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Минприроды России от 29.03.2018 № 122); проекты установления ОЗУ лесов на спорных участках отсутствуют;
- письмо агентства от 23.01.2023 № 06-44/118, согласно которому в 2021 году были устранены выявленные несоответствия информации, содержащиеся в форме № 6-ГЛР путем приведения ее в соответствие с данными таксационных описаний по состоянию на 01.01.2022;
- выписка из ГЛР от 07.11.2022 № 244-11-2022, согласно которой лесной участок с кадастровым номером 41:04:0010106:99 имеет целевое назначение – защитные леса, категория защитности – ценные леса – нерестоохранные полосы лесов; в особых отметках указано: лесной участок не находится в границах особо охраняемых природных территориях; к выписке приложены таблицы таксационного описания кварталов 517 и 529, в которых обозначены выделы участков, их площади и занятость дорогами;
- приложение 3 6 к приказу Минприроды России от 06.10.2016 № 514 по форме № 6-ГЛР «Сведения об особо защитных участках лесов (ОЗУ) на 01.01.2022 на землях лесного фонда Камчатского края», в котором указано, что на лесах Быстрицкого лесничества находятся ОЗУ в виде кедрового стланика, участки леса на склонах более 20 градусов, особоохранные части государственных природных заказников и других особо охранных природных территорий, памятники природы, кустарники, участки спелого леса с запасом менее 70 м/га. При этом выписка сведений, в каких кварталах находятся приведенные участки ОЗУ лесов, не содержит;
- приложение 3 6 к приказу Минприроды России от 06.10.2016 № 514 по форме № 6-ГЛР «Сведения об особо защитных участках лесов на 01.01.2022 на землях лесного фонда Быстрицкого лесничества», в которой кварталы 517 и 529 не обозначены.
Апелляционная инстанция, исследуя и оценивая согласно правилам статьи 71 АПК РФ представленные в дело доказательства в их совокупности и взаимосвязи, приняв во внимание выявленные и устраненные несоответствия информации в форме № 6-ГЛР относительно лесных участков кварталов 517 и 529 Быстринского лесничества Камчатского края, отсутствие надлежащих доказательств отнесения спорных лесных участков к ОЗУ лесов, руководствуясь вышеприведенными нормами права, признала доначисление арендной платы с применением поправочного коэффициента со значением «6», установлено пунктом 6 Примечаний к таблице 16 Постановления № 310, неправомерным, поэтому отказала в удовлетворении исковых требований.
Выводы суда апелляционной инстанции соответствуют установленным по делу обстоятельствам и являются правильными.
Доводы, приведенные обществом в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, получили надлежащую правовую оценку и обоснованно отклонены судом.
Иное толкование подателем жалобы действующего законодательства Российской Федерации и иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судом норм права.
Оснований для отмены постановления апелляционной инстанции, предусмотренных частью 4 статьи 288 АПК РФ, судом округа не установлено.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2023 по делу № А24-4857/2022 Арбитражного суда Камчатского края оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья С.Н. Новикова
Судьи М.Ю. Бурлова-Ульянова
С.И. Гребенщиков