НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Дальневосточного округа от 21.09.2022 № А04-1415/2022

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Пушкина ул., д. 45, г. Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Хабаровск

сентября 2022 года                                                               № Ф03-3865/2022

Резолютивная часть постановления объявлена сентября 2022 года .

Полный текст постановления изготовлен сентября 2022 года .

Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:

председательствующего судьи Филимоновой Е.П.

судей Луговой И.М., Черняк Л.М.

при участии:

от Министерства финансов Амурской области: представитель не явился;

от Управления Федерального казначейства по Амурской области:                      ФИО1, представитель по доверенности от 10.01.2022 № 23-19-12/2;

 от Министерства финансов Российской Федерации: представитель не явился;

от Министерства жилищно-коммунального хозяйства Амурской области: представитель не явился;                         

рассмотрев в проведенном с использованием системы веб-конференции судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Амурской области

на решение от 03.05.2022, постановлениеШестого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2022

по делу №  А04-1415/2022 Арбитражного суда Амурской области

по заявлению Министерства финансов Амурской области                                       (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 675023, <...>)

к Управлению Федерального казначейства по Амурской области                     (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 675004, <...>)

третьи лица: Министерство финансов Российской Федерации                         (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 109097, <...>); Министерство жилищно-коммунального хозяйства Амурской области (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 675023, <...>)

о признании недействительным представления

УСТАНОВИЛ:

Министерство финансов Амурской области (далее - Минфин Амурской области, министерство) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о признании недействительным представления Управления Федерального казначейства по Амурской области (далее - УФК по Амурской области, управление) от 10.02.2022 № 23-13-47/23-1026.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требования относительно предмета спора, привлечены  Министерство финансов Российской Федерации (далее – Минфин России) и Министерство жилищно-коммунального хозяйства Амурской области (далее – Министерство ЖКХ Амурской области).

Решением суда от 03.05.2022, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2022, в удовлетворении заявленных требования отказано.

В кассационной жалобе Минфин Амурской области просит отменить решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда как незаконные и необоснованные. По мнению заявителя кассационной жалобы, вывод о направлении дотации, полученной из федерального бюджета, на цели, не предусмотренные целям её предоставления, не соответствует бюджетному законодательству Российской Федерации. Полагает, что судами оставлен без внимания довод о том, что предоставленная дотация фактически была направлена на компенсацию ранее произведенных расходов областного бюджета в 2018 году по возмещению расходов теплоснабжающим организациям именно на мазут и уголь.

Отзывы на кассационную жалобу участвующие в деле лица не представили.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав в проведенном с использованием системы веб-конференции судебном заседании представителя управления, проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судами норм материального права и соблюдение норм процессуального права, Арбитражный суд Дальневосточного округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Судами по материалам дела установлено, что на основании приказа от 12.10.2021 № 426 «О назначении плановой выездной проверки Министерства финансов Амурской области» и пункта 22 Плана контрольных мероприятий в финансово-бюджетной сфере на 2021 год, управлением в отношении министерства проведена выездная проверка целевого и эффективного использования дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации.

В ходе контрольных мероприятий выявлено нарушение статьи 131 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – Бюджетный кодекс), пункта 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 13.04.2010 № 231 «О порядке распределения и предоставления дотаций бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации» (далее – Порядок № 231), пункта 1.2, подпункта 3.2.2 пункта 3.2 Соглашения от 20.12.2018 № 01-01-06/06-465 о предоставлении бюджету Амурской области дополнительной финансовой помощи из федерального бюджета в виде дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации (далее – соглашение № 01-01-06/06-465), заключенного между Минфином России и Правительством Амурской области, выразившееся в компенсации расходов областного бюджета, связанных с возмещением теплоснабжающим организациям расходов на электрическую энергию в сумме 24 977 48,504 руб., что повлекло направление средств федерального бюджета на цели, не предусмотренные их предоставлению.

По результатам контрольного мероприятия составлен акт выездной проверки Минфина Амурской области от 28.12.2021.

 10.02.2022 министерству выдано представление № 23-13-47/23-1026, согласно которому требуется устранить нарушение, обеспечив принятие мер по возврату в доход федерального бюджета средств в сумме 24 977 484, 50 руб., а также принять меры по устранению причин и условий нарушения в срок до 23.05.2022.

Не согласившись с указанным представлением, Минфин Амурской области обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, судебные инстанции правомерно руководствовались следующим.

Согласно статье 28 Бюджетного кодекса бюджетная система Российской Федерации основана, в том числе, на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования (статья 38 Бюджетного кодекса).

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

Нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств (пункт 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса).

В силу части 11 статьи 131 Бюджетного кодекса дотации бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации предоставляются в порядке и на условиях, установленных Правительством Российской Федерации, в том числе в целях поощрения достижения наилучших значений показателей по итогам оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и (или) органов местного самоуправления.

Согласно пункту 4 Порядка № 231 предоставление дотаций на основании отдельных поручений и указаний Президента Российской Федерации и (или) поручений Председателя Правительства Российской Федерации и на основании распоряжений Правительства Российской Федерации осуществляется в соответствии с соглашением, заключаемым Министерством финансов Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Как установлено судами по материалам дела, во исполнение поручения Президента Российской Федерации 24.10.2018 № Пр-1949 и поручения Председателя Правительства Российской Федерации от 15.11.2018 № ДМ-П9-7959р в целях компенсации расходов организациям жилищно-коммунального хозяйства, связанных с ростом цен на мазут и уголь регионам были предоставлены дотации на компенсацию роста цен на мазут и уголь.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.12.2018 №2654-р (далее – распоряжение № 2654-р) утверждено распределение дотаций бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов в рамках подпрограммы «Выравнивание финансовых возможностей бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов» государственной программы Российской Федерации «Развитие федеративных отношений и создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами» на 2018 год. Амурской области выделены денежные средства в размере 268 718 100 руб.

Во исполнение распоряжения № 2654-р между Минфином России и Правительством Амурской области (получатель) заключено соглашение                № 01-01-06/06-465.

Предметом соглашения № 01-01-06/06-465 является предоставление Минфином России бюджету Амурской области в 2018 году за счет средств федерального бюджета дополнительной финансовой помощи из федерального бюджета в виде дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации в размере 268 718 100 руб.

Согласно пункту 1.2 соглашения № 01-01-06/06-465, дотация предоставляется на основании распоряжения № 2654-р, подпункта «а» пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации от 24.10.2018 № Пр-1949 и поручения Председателя Правительства Российской Федерации от 15.11.2018 № ДМ-П9-7959р в целях компенсации расходов организациям жилищно-коммунального хозяйства, связанных с ростом цен на мазут и уголь.

В соответствии с пунктами 3.2.2, 3.2.4 соглашения № 01-01-06/06-465, получатель обязан обеспечить направление дотации на цели, указанные в пункте 1.2. настоящего соглашения; предоставлять в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации отчеты о выполнении обязательств, предусмотренных подпунктами 3.2.2 - 3.2.3 пункта 3.2, ежеквартально до 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

Дотация на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации в размере 268 718 100 руб. поступила на лицевой счет по учету доходов, открытый Минфину Амурской области в УФК по Амурской области, платежным поручением от 21.12.2018 № 784592.

Письмом Министерство ЖКХ Амурской области от 27.11.2018                     № 08-6060 в адрес Минфина Амурской области направлено предложение о внесении изменений в Закон Амурской области от 13.12.2017 № 158-03 «Об областном бюджете на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов» с приложением Сводной бюджетной заявки на изменение ассигнований от 27.11.2018 № 5442, в части увеличения бюджетных ассигнований по Гл 911 РПР 0502 ЦСР 0510169510 ВР 811 на сумму 268 718 100 руб.

Закон Амурской области № 290-ОЗ «О внесений изменений в Закон Амурской области «Об областном бюджете на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов» принят 06.12.2018 (далее - Закон № 290-ОЗ) и лимиты бюджетных обязательств доведены главному распорядителю средств областного бюджете - Министерству ЖКХ Амурской области 07.12.2018 на выплату субсидий на возмещение затрат, связанных не только с ростом цен на мазут и уголь, но и с ростом расходов на электрическую энергию.

Уведомлениями об изменении бюджетных назначений от 27.11.2018               № 5212 и № 5442 министерством 07.12.2018 Министерству ЖКХ Амурской области утверждено изменение лимитов 2018 года по КФСР 0502 «Коммунальное хозяйство» КЦСР 0510169510 «Возмещение теплоснабжающим организациям части затрат, возникших, в связи с оказанием коммунальных услуг, по расходам на топливо и электрическую энергию, превышающим учтенные уполномоченным исполнительным органом государственной власти области, осуществляющим функции в сфере государственного регулирования цен и тарифов на продукцию (товары, услуги), при установлении экономически обоснованных тарифов на тепловую энергию» КВР 811 «Субсидии на возмещение недополученных доходов и (или) возмещение фактически понесенных затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работу оказанием услуг» на сумму 268 718 100 руб.

18.01.2019 Министерство ЖКХ Амурской области направило отчет в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, о том что средства дотации из федерального бюджета израсходованы на возмещение теплоснабжающим организациям части затрат, возникших в связи с оказанием коммунальных услуг по расходам на топливо и электрическую энергию.

Средства, предусмотренные Законом № 290-ОЗ в размере 268 718 100,00 руб., направлены на выплату субсидии 50 теплоснабжающим организациям в декабре 2018 года.

Поскольку из содержания пункта 4 распоряжения № 2654-р и соглашения № 01-01-06/06-465 следует, что вся сумма дотация (268 718 100 руб.) была выделена исключительно в целях компенсации расходов организациям жилищно-коммунального хозяйства, связанным с ростом цен на мазут и уголь, то, как верно указано судами, полученные денежные средства необходимо было расходовать только на указанные цели.

При этом суды обеих инстанций правомерно исходили из того, что на заявителя как получателя бюджетных средств в силу пунктов 1.2 и 3.2.2 соглашения № 01-01-06/06-465 возложена обязанность обеспечить их целевое использование.

Однако, управлением в ходе проверки установлено и не опровергнуто заявителем кассационной жалобы, что бюджетные средства в сумме              24 977 484, 50 руб. в нарушение пунктов 1.2 и 3.2.2 соглашения                            № 01-01-06/06-465 были перечислены теплоснабжающим организациям для компенсации части затрат связанных с ростом расходов на электрическую энергию, что не соответствует целям их предоставления, определенным документами, на основании которых они выделены.

Согласно пункту 2 статьи 270.2 Бюджетного кодекса под представлением в целях настоящего Кодекса понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля и содержащий информацию о выявленных в пределах компетенции органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля нарушениях и одно из следующих обязательных для исполнения в установленные в представлении сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан, требований по каждому указанному в представлении нарушению: 1) требование об устранении нарушения и о принятии мер по устранению его причин и условий; 2) требование о принятии мер по устранению причин и условий нарушения в случае невозможности его устранения.

Исследовав и оценив представленный в материалы дела доказательства по правилам главы 7 АПК РФ в совокупности и взаимосвязи, правильно применив положения Бюджетного кодекса и  Порядка № 231,  с учетом установленных фактических обстоятельств, содержания распоряжения         № 2654-р и соглашения № 01-01-06/06-465, судебные инстанции пришли к правомерному выводу о том, что оспариваемое представление управления соответствует закону,  не нарушает права министерства и отказали в удовлетворении заявленного требования.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, основаны на неверном толковании норм действующего законодательства, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и мотивированно отклонены, не влияют на правильность выводов судов и не опровергают их, свидетельствуют о несогласии с оценкой, данной фактическим обстоятельствам, и подлежат отклонению, поскольку направлены на переоценку представленных в дело доказательств, что противоречит положениям статьи 286 АПК РФ.

Выводы судебных инстанций в соответствии со статьей 71 АПК РФ сделаны на основе полного и всестороннего исследования доказательств по делу, с правильным применением норм материального права. Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

Обеспечительные меры, принятые определением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 22.07.2022, подлежат отмене на основании положений главы 8 АПК РФ.

Руководствуясь статьями 284,286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 03.05.2022, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2022 по делу №  А04-1415/2022 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Отменить обеспечительные меры в виде приостановления действия представления Управления Федерального казначейства по Амурской области от 10.02.2022 № 23-13-47/23-1026, принятые определением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 22.07.2022 № Ф03-3865/2022.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья                                       Е.П. Филимонова                        

Судьи                                                                                И.М. Луговая              

                                                                                     Л.М. Черняк