НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Дальневосточного округа от 20.04.2010 № Ф03-2383/2010

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

  арбитражного суда кассационной инстанции

г. Хабаровск

26 апреля 2010 г. № Ф03-2383/2010

Резолютивная часть постановления от 20 апреля 2010 года. Полный текст постановления изготовлен 26 апреля 2010 г.

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

  в составе:

Председательствующего:   И.А. Тарасова

Судей:   С.Н. Новиковой, Л.Б. Шариповой

представители не явились

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу

открытого акционерного общества «Лесопромышленный комплекс «Тындалес»

на   решение от 20.04.2009, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 15.01.2010

по делу   А04-444/2009 Арбитражного суда   Амурской области

Дело рассматривали:   в суде первой инстанции судья О.П. Косарева, в апелляционном суде судьи С.Б.Ротарь, Е.Н.Головнина, Т.С.Кустова

По иску   Государственного учреждения Амурской области "Дипкунское лесничество"

к   открытому акционерному обществу «Лесопромышленный комплекс "Тындалес"

о   взыскании 3 242 761 руб. 04 коп., расторжении договоров аренды

Государственное учреждение Амурской области «Дипкунское лесничество» (далее – ГУ Амурской области «Дипкунское лесничество») обратилось в Арбитражный суд Амурской области с иском к открытому акционерному обществу «Лесопромышленный комплекс «Тындалес» (далее – ОАО ЛПК «Тындалес») о расторжении договоров аренды от 06.07.2005 №№ 2, 3, 4 и взыскании 3 242 761 руб. 04 коп., из которых 3 220 859 руб. 20 коп. – задолженность по договорам аренды от 06.07.2005 №№ 2,3,4 за период с 01.10.2008 по 31.12.2008, 21 901 руб. 84 коп. – пени за период с 21.11.2008 по 28.01.2009, а именно:

- по договору от 06.07.2005 № 2 – основной долг в размере 258 331 руб. 25 коп., пеня в размере 1 744 руб. 79 коп.;

- по договору от 06.07.2005 № 3 – основной долг в размере 2 161 446 руб. 16 коп., пеня в размере 14 598 руб. 56 коп.;

- по договору от 06.07.2005 № 4 – основной долг в размере 817 425 руб. 14 коп., пеня в размере 5 558 руб. 49 коп.

До принятия решения истец в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявил отказ от иска в части расторжения договоров аренды от 06.07.2005 №№ 2, 3, 4.

Решением от 20.04.2009 исковые требования в части взыскания задолженности и пени по договорам от 06.07.2005 №№ 2, 3, 4 удовлетворены в полном объеме. В части расторжения договоров аренды от 06.07.2005 №№ 2, 3, 4 производство по делу прекращено на основании пункта 4 части 1 статьи 150 АПК РФ.

Постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 15.01.2010 решение оставлено без изменения.

В кассационной жалобе ОАО «ЛПК «Тындалес» просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты как несоответствующие нормам права. Заявитель не согласен с выводами суда о применении к расчётам арендной платы повышающего коэффициента 1,4, поскольку договоры, итоговые протоколы вопроса о применении коэффициента 1,4 не содержат. Методика расчёта арендной платы согласована сторонами на основании Порядка определения арендной платы за пользование лесными ресурсами на территории Амурской области от 16.02.2005 №25, в котором пунктом 6 раздела 2 определена возможность применения повышающего коэффициента, содержащегося в конкурсных предложениях. Не согласен с доводом суда о преюдициальном характере выводов, изложенных в постановлении Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 09.02.2009 по делу № А04-5326/08-15/222, поскольку данное дело направлено на новое рассмотрение. При новом рассмотрении в решении указано на отсутствие доказательств наличия условия о применении коэффициента 1,4 в конкурсной документации.

В отзыве на кассационную жалобу ГУ Амурской области «Дипкунское лесничество» просит жалобу оставить без удовлетворения.

В судебное заседание кассационной инстанции представители лиц, участвующих в деле, не явились, при этом о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом. От ОАО «ЛПК «Тындалес», ГУ Амурской области «Дипкунское лесничество» поступили ходатайства о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие их представителей.

Проверив законность обжалуемых судебных актов, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа считает необходимым отменить их в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 287 АПК РФ.

Как следует из материалов дела, 06.07.2005 между ФГУ «Дипкунский лесхоз» Агентства лесного хозяйства по Амурской области и ОАО ЛПК «Тындалес» заключены три договора аренды участков лесного фонда РФ за №№ 2,3,4 на срок 25 лет со дня государственной регистрации договоров.

Договоры заключены на основании итоговых протоколов о результатах лесного конкурса от 01.07.2005 за №№ 2,3,4.

Разделом 2 договоров установлены размер, порядок и сроки внесения арендной платы за пользование соответствующими участками лесного фонда для осуществления ежегодной заготовки древесины.

Договоры зарегистрированы в УФРС по Амурской области в установленном порядке.

ГУ Амурской области "Дипкунское лесничество" (правопреемник - ГУ «Дипкунский лесхоз»), ссылаясь на отсутствие платы по договорам от 06.07.2005 №№ 2,3,4 за пользование участками лесного фонда в 4 квартале 2008, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.

При разрешении спора установлено следующее.

Так, указанные договоры аренды участков лесного фонда за №№ 2,3,4 заключены в соответствии со ст. 31 Лесного кодекса РФ от 29.01.1997 на основании итоговых протоколов о результатах лесного конкурса от 01.07.2005 за №№ 2,3,4 и регулируются Положением об аренде участков лесного фонда, утверждённым Правительством РФ; на момент заключения договора такое Положение утверждено Постановлением Правительства РФ от 24.03.1998 № 345.

Договоры заключены, в том числе для ежегодной заготовки древесины в установленном объёме по годам, в пределах действия договора.

Арендная плата определена в виде ежегодного расчёта согласно Порядку определения арендной платы за пользование лесными ресурсами на территории Амурской области, утверждённому приказом Агентства лесного хозяйства по Амурской области от 16.02.2005 №25, и ставок лесных податей, действующих на момент расчёта.

Приложением №3 к договорам определён базовый расчет арендной платы по конкретным участкам лесного фонда, установленного объёма лесопользования.

Данные договоры с учётом базовых размеров арендной платы (приложение №3) заключены на срок 25 лет в соответствии со ст. 32 ЛК РФ; 29.01.1997 зарегистрированы в установленном порядке.

В соответствии со ст.33 названного кодекса обязательным условием договора аренды участка лесного фонда является размер арендной платы и порядок её внесения. Статья 103 ЛК РФ от 29.01.1997 №22-ФЗ предусматривает платежи за пользование лесным фондом в виде лесных податей или арендной платы. Арендная плата за осуществление лесопользования определяется на основе ставок лесных податей. Минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню, устанавливаются Правительством РФ. При этом размер арендной платы устанавливается с учётом вида лесопользования, в том числе заготовка древесины, размера участка, годового размера лесопользования на арендуемом участке лесного фонда и действующих ставок лесных податей за данный вид лесопользования (п.3,24 Постановления Правительства РФ от 24.03.1998 № 345 «Об утверждении Положения об аренде участков лесного фонда»).

Таким образом, вышеназванными нормами установлено, что арендная плата за участок лесного фонда является регулируемой.

Аналогичные нормы регулирования арендной платы установлены правилами Лесного кодекса РФ от 04.12.2006, в частности, ст. 73 установлен порядок определения размера арендной платы, п.4 которой определено, что для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта РФ, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством РФ, органами государственной власти субъекта РФ, органами местного самоуправления.

По настоящему делу спор возник в отношении лесных участков, находящихся в федеральной собственности, за их использование в 4 квартале 2008, поэтому с учётом названного законодательства в части регулирования арендной платы, ст. 424 ГК РФ следует руководствоваться предписанными размерами арендной платы за участки лесного фонда, установленными уполномоченным органом.

Действующие на момент заключения договора минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню, по Амурскому лесотаксовому району, установленные Постановлением Правительства РФ от 19.02.2001 № 127 «О минимальных ставках платы за древесину, отпускаемую на корню», утратили силу в связи с принятием Постановления Правительства РФ от 22.05.2007 №310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности». Аналогично, утратил силу Приказ Федерального агентства лесного хозяйства МПР РФ от 14.09.2005 №255 (зарегистрирован в Минюсте РФ 20.09.2005 №7022) «О ставках лесных податей за древесину, отпускаемую на корню», которым утверждены коэффициенты для расчёта ставок лесных податей за древесину, отпускаемую на корню, в том числе для Амурской области в связи с изданием Приказа Федерального агентства лесного хозяйства МПР РФ от 29.02.2008 №60 (зарегистрирован в Минюсте РФ 13.03.2008 № 11329) «Об отмене некоторых приказов Федерального агентства лесного хозяйства».

При разрешении спора суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя исковые требования в части взыскания задолженности за 4 квартал 2008 по договорам от 06.07.2005 №№ 2,3,4, с учётом названного законодательства фактически не выяснили на основании каких правовых актов произведен расчёт задолженности, не установили соответствие расчета требованиям лесного законодательства.

Судебные инстанции, ссылаясь на преюдициальный характер постановления кассационной инстанции от 09.02.2009 по делу №А04-5326/08-15/222, в части обстоятельств, связанных с применением коэффициента 1,4 (ст. 69 АПК РФ), вместе с тем не учли правила ч. 2 ст. 69 АПК РФ, полномочия кассационной инстанции (ч.2 ст.287 АПК РФ), а также то, что названным постановлением отменены судебные акты в соответствии с п.3 ч. 1 ст. 287 АПК РФ.

Таким образом, принятые по делу судебные акты подлежат отмене с направлением материалов дела на новое рассмотрение.

При новом рассмотрении суду необходимо установить отмеченное, выяснить значимые для дела обстоятельства и с учётом их оценки разрешить спор.

Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 20.04.2009, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 15.01.2010 по делу № А04-444/2009 Арбитражного суда Амурской области отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Амурской области.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий И.А. Тарасов

Судьи С.Н. Новикова

Л.Б. Шарипова