АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
Пушкина ул., д. 45, г. Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru
г. Хабаровск
17 августа 2023 года № Ф03-3483/2023
Резолютивная часть постановления объявлена 15 августа 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 августа 2023 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего судьи С.Н. Новиковой
судей С.И. Гребенщикова, В.А. Гребенщиковой
при участии:
от акционерного общества «Камчатское золото»: Степаненко Ю.Л., доверенность от 13.12.2022 № СТ-123/22.
рассмотрев в проведенном с использованием системы веб-конференции судебном заседании кассационную жалобу агентства лесного хозяйства Камчатского края
на постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 01.05.2023
по делу № А24-4860/2022 Арбитражного суда Камчатского края
по иску агентства лесного хозяйства Камчатского края (ОГРН 1114101003708, ИНН 4101145761, адрес: Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Чубарова, д. 18)
к акционерному обществу «Камчатское золото» (ОГРН 1024101221902, ИНН 4104000436, адрес: 683001, Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Ленинская, д. 59, эт. 13, пом. 51)
о взыскании 18 841,86 руб.
УСТАНОВИЛ:
Агентство лесного хозяйства Камчатского края обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с иском к акционерному обществу «Камчатское золото» (далее – общество, АО «Камчатское золото») о взыскании 18 841,86 руб. недополученного в федеральный бюджет дохода, в том числе: 16 894,58 руб. по договору аренды лесного участка от 14.10.2016 № 35, их которых: за 2019 год – 4 046,30 руб., за 2020 год – 12 848,28 руб., и 1 947,28 руб. по договору аренды лесного участка, предоставленного для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов от 24.09.2020 № 22, за 2020 год.
В соответствии с правилами главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) иск принят к производству и дело рассмотрено в порядке упрощенного судопроизводства.
В ходе судебного разбирательства ответчиком в суде первой инстанции было заявлено ходатайство о переходе к рассмотрению дела по общим правилам искового производства, а также ходатайство об истребовании доказательств.
Решением Арбитражного суда Камчатского края от 25.11.2022 в удовлетворении названных ходатайств отказано, исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь разъяснениями, приведенными в абзаце втором пункта 51 постановления Пленума ВС РФ от 18.04.2017 № 10 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса РФ и Арбитражного процессуального кодекса РФ об упрощенном производстве», счел возможным перейти к рассмотрению спора по общим правилам искового производства, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции (часть 6.1 статьи 268 АПК РФ) (определение от 16.02.2023).
Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 01.05.2023 решение от 25.11.2022 отменено, в иске отказано.
В кассационной жалобе агентство лесного хозяйства Камчатского края просит отменить постановление суда апелляционной инстанции как необоснованное. Заявитель указывает, что сведения об особо защитных участках лесов (ОЗУ) отражались по форме 1,5-ГЛР на основании приказа Минприроды России от 06.10.2016 № 514, по форме 6-ГЛР на основании приказа Минприроды России от 24.12.2021 № 1007. В деле представлены соответствующие формы ГЛР, в которых имеются сведения об ОЗУ лесов в период 2019 – 2020 годов. Ссылается на презумпцию достоверности сведений, содержащихся в ГЛР. Приводит доводы, что статус ОЗУ лесов, указанный в материалах лесоустройства, проведенного до 01.01.2007, сохраняется до момента внесения соответствующих изменений в ГЛР.
В отзыве на кассационную жалобу АО «Камчатское золото» приводит свои возражения против ее доводов и просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
01.08.2023 от АО «Камчатское золото» поступило ходатайство о предоставлении представителям общества (Степаненко ЮЛ., Дрыкиной А.К.) возможности участвовать в судебном заседании путем использования системы веб-конференции. Данное ходатайство подписано и направлено с учетной записи Дрыкиной А.К., с приложением всех необходимых документов, подтверждающих полномочия двух вышеназванных представителей.
Определением от 04.08.2023 ходатайство ответчика удовлетворено судом.
В судебном заседании, организованном с использованием системы веб-конференции, от АО «Камчатское золото» с учетной записи представителя Дрыкиной А.К. подключился один представитель - Степаненко Ю.Л., которая поддержала позиции, приведенные в отзыве на кассационную жалобу, дав соответствующие пояснения.
Агентство лесного хозяйства Камчатского края явку своего представителя в судебное заседание суда кассационной инстанции не обеспечило, что в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в его отсутствие.
Проверив законность обжалуемого судебного акта, с учетом доводов, изложенных в кассационной жалобе, Арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает оснований для его отмены.
Как следует из материалов дела, 14.10.2016 между агентством лесного хозяйства и охраны животного мира Камчатского края (арендодатель) и АО «Камчатское золото» (арендатор) заключен договор аренды лесного участка от № 35, согласно которому арендатору на основании приказа агентства от 13.10.2016 № 775-пр предоставлен лесной участок площадью 1,9800 га с кадастровым номером 41:04:0010103:321, местоположение которого определено: Камчатский край, Быстринский муниципальный район, в пределах земель лесного фонда Быстринского лесничества Камчатского края, квартал 505 части выделов 9,10, квартал 506 части выделов 4, 5 Эссовского участкового лесничества (часть 1), с целью строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, сроком с 21.10.2016 до 25.11.2020 (пункт 22 договора).
Пунктом 5 договора установлена арендная плата в размере 33 526,78 руб. в год, которая определена в соответствии со статьей 73 ЛК РФ на основе минимального размера арендной платы. Расчет арендной платы приведен в приложении № 3 к договору; арендная плата вносится в федеральный бюджет.
Размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов или за единицу площади лесного участка, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 ЛК РФ без заключения дополнительного соглашения.
Приложением № 2 к договору определены характеристики лесного участка, согласно которым лесной участок по целевому назначению относится к защитным лесам нерестоохранных полос лесов; полностью расположен на землях, не занятых лесами (1,9800 га); в разделе 5 указано на отсутствие в границах лесного участка особо защитных участков лесов (далее – ОЗУ лесов).
Приложением № 3 определен размер арендной платы на 2016 год – 33 526,78 руб. в год; на 2017 – 35 149,04 руб. в год. При этом расчет арендной платы осуществлен с коэффициентом 4, применяемом в отношении защитных лесов.
Актом оформлена передача лесного участка; договор зарегистрирован в установленном порядке.
В последующем, в отношении указанного лесного участка между теми же сторонами и с той же целью заключен договор аренды лесного участка от 24.09.2020 № 22, на срок с 25.11.2020 по 31.12.2025 (пункт 6.1 договора).
Характеристики лесного участка по состоянию на 24.09.2020, приведенные в приложении № 2 к договору, остались прежние (по целевому назначению лесной участок относится к нерестоохранные полосы лесов; ОЗУ лесов отсутствуют).
При расчете арендной платы применен коэффициент 4 (применяется в отношении защитных лесов). На 2020 год арендная плата составляет 61 872,73 руб., на 2021 – 64 336,69 руб., на 2022 – 66 800,65 руб., на 2023 – 69 538,38 руб.
Договор зарегистрирован в установленном порядке.
В ходе проведенной проверки Федеральным агентством лесного хозяйства (Рослесхоз) выявлено, что при расчете арендной платы по договорам от 14.10.2016 № 35 и от 24.09.2020 № 22, заключенных в порядке статей 43-45 ЛК РФ, допущено нарушение, а именно не применен повышающий коэффициент в отношении особо защитных участков лесов в защитных лесах, установленный примечанием 6 к таблице 16 Постановления Правительства РФ от 22.05.2007 № 310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности» (далее – Постановление № 310), что повлекло недополученный доход в федеральный бюджет за 2019 год в сумме 4 046,30 руб. по договору № 35, за 2020 – 12 848,28 руб. по договору № 35, 1 947,28 руб. по договору № 22; результаты проверки отражены в итоговом акте от 24.09.2021 № 31/2021.
Агентство лесного хозяйства Камчатского края, осуществляющее функции арендодателя по договорам аренды лесных участков, произвело перерасчет арендной платы по договорам № 35 и № 22 с учетом повышающего коэффициента «6», предусмотренного примечанием 6 к таблице 16 Постановления № 310, согласно которому задолженность по договору № 35 составила 16 894,58 руб., по договору № 22 – 1 947,28 руб., всего 18 841,86 руб., и направило в адрес общества уведомление от 27.12.2021 № 59.02/5824 об ее уплате, указав, что если задолженность не будет погашена в течение 30 дней со дня получения уведомления, агентство оставляет за собой право на обращение в суд о ее взыскании.
Отсутствие оплаты задолженности в виде недополученного дохода за 2019-2020 годы в федеральный бюджет в сумме 18 841,86 руб. послужило основанием для обращения агентства в арбитражный суд с настоящим иском.
При разрешении спора в порядке упрощенного производства суд первой инстанции удовлетворил исковые требования в полном объеме, признав подтвержденным факт допущенной ошибки при расчете арендной платы за лесной участок на основании выписки из государственного лесного реестра по форме № 6-ГЛР на 01.01.2020, согласно которой выделы 9,10 квартала 505 и выдел 4 квартала 506 Эссовского участкового лесничества (часть 1) Быстринского лесничества отнесены к особо защитным участкам (далее – ОЗУ) лесов.
Суд апелляционной инстанции, установив необходимость принятия дополнительных мер по выяснению вопроса отнесения части лесного участка к ОЗУ лесов, руководствуясь разъяснениями, приведенными в абзаце втором пункта 51 постановления Пленума ВС РФ от 18.04.2017 № 10 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса РФ и Арбитражного процессуального кодекса РФ об упрощенном производстве», счел возможным перейти к рассмотрению спора по общим правилам искового производства, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции (часть 6.1 статьи 268 АПК РФ).
При разрешении спора апелляционной инстанцией установлено следующее.
Судом правомерно квалифицированы спорные правоотношения как регулируемые нормами главы 34 «Аренда» ГК РФ, земельного и лесного законодательства, условиями договоров аренды лесного участка от 14.10.2016 № 35 и от 24.09.2020 № 22.
По общему правилу части 1 статьи 24 ЛК РФ использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесных участков, с изъятием или без изъятия лесных ресурсов.
Согласно пункту 13 части 1 статьи 25 ЛК РФ строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов признаются самостоятельными видами лесопользования.
Часть 1 статьи 45 ЛК РФ предусматривает, что использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется в соответствии со статьей 21 Лесного кодекса РФ. Предоставление лесных участков в аренду для указанных целей осуществляется без проведения торгов (пункт 1 части 3 статьи 73.1 Лесного кодекса РФ).
Как указано выше, лесной участок с кадастровым номером 41:04:0010103:321 предоставлен обществу с целью строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов в порядке статей 21, 45, 72, 74, 83 ЛК РФ, здесь и далее в редакции, действующей на момент заключения договора, на что непосредственно указано в приказах агентства от 13.10.2016 № 775-пр (договор № 35), от 24.09.2020 № 650-пр (договор № 22), на основании которых обществу предоставлен лесной участок, без проведения торгов, без изъятия лесных ресурсов.
Одним из основополагающих принципов лесного и земельного законодательства является платность использования земельных и лесных участков.
Согласно статье 73 ЛК РФ размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 данной статьи (часть 1); при использовании лесного участка без изъятия лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу площади лесного участка и площади арендуемого лесного участка.
Таким образом, размер платы по договорам аренды лесного участка № 35 и № 22 определяется как произведение двух указанных элементов: ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и площади лесного участка.
Из части 4 статьи 73 ЛК РФ следует, что для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Ставки платы за единицу объема лесных ресурсов для федеральной собственности установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 № 310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности» (далее - Постановление № 310).
В соответствии с таблицей № 16 Постановления № 310 установлена ставка платы за единицу площади лесного участка при строительстве, реконструкции и эксплуатации линейных объектов во всех районах Камчатского края.
Примечаниями к указанной таблице № 16 предусмотрены поправочные коэффициенты, подлежащие применению при расчете арендной платы. Так, к ставкам в отношении защитных лесов применяются следующие поправочные коэффициенты: в отношении нерестоохранных полос лесов коэффициент «4» (подпункт «и» пункта 5 Примечаний); к ставкам в отношении особо защитных участков защитных лесов - поправочный коэффициент «6» (пункт 6 Примечаний). Если для одного и того же лесного участка может быть установлено несколько поправочных коэффициентов, то в расчетах используется наибольший из них (9 пункт 7 Примечаний).
Согласно условиям договоров аренды от 14.10.2016 № 35 и от 24.09.2020 № 22, переданный обществу в пользование лесной участок по целевому назначению относится к защитным лесам, нерестовые охранные полосы лесов, что отражено в Приложении № 2 к договорам «Характеристики лесного участка», в актах приема-передачи; при расчете арендной платы применен поправочный коэффициент со значением «4».
Агентство, обращаясь в суд с настоящим иском, настаивало на том, что часть лесного участка относится к ОЗУ лесов (выделы 9,10 квартала 505, выдел 4 квартала 506), поэтому необходимо применять при расчете арендной платы по договорам 35 и 22 поправочный коэффициент со значением «6», в обоснование чего представило выписку из ГЛР по форме № 6-ГЛР «Сведения об особо защитных участков лесов» на 01.01.2020, в которой вышеназванные участки отнесены к ОЗУ лесов.
В данном случае спорным является вопрос об отнесении лесного участка с кадастровым номером 41:04:0010103:321 либо его частей к ОЗУ лесов.
В соответствии со статьей 10 ЛК РФ леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению делятся на: защитные леса, эксплуатационные леса, резервные леса.
Статьей 102 ЛК РФ, в редакции, действующей на момент заключения договора, ОЗУ лесов могут быть выделены в защитных лесах, эксплуатационных лесах и резервных лесах (часть 4); отнесение лесов к ценным и выделение ОЗУ лесов, и установление их границ осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 названного кодекса.
В силу действовавшего на момент заключения договора федерального закона - пункты 39, 41 статьи 81 ЛК РФ – выделение особо защитных участков лесов и установление их границ отнесено к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений.
В соответствии со статьей 68 ЛК РФ в редакции, действующей на момент заключения договора, лесоустройство включает в себя, в том числе проектирование; местоположение границ, в частности ОЗУ лесов может быть закреплено на местности с помощью лесоустроительных, лесохозяйственных знаков и (или) указано на картах лесов. По результатам осуществления мероприятий по лесоустройству, предусмотренных названной статьей кодекса, составляется документированная информация, которая включается в состав сведений государственного лесного реестра, представляющего собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и о лесопарках (части 1, 2 статьи 91 ЛК РФ). При этом документированная информация, содержащаяся в государственном лесном реестре, относится к общедоступной информации, и в обязательном порядке предоставляется лицам, осуществляющим использование лесов (части 3, 4 статьи 91 ЛК РФ).
Согласно части 1 статьи 119 ЛК РФ, действующей с 01.07.2019, ОЗУ лесов могут быть выделены в защитных лесах, эксплуатационных лесах и резервных лесах. При этом выделение и упразднение ОЗУ лесов, установление и изменение границ земель, на которых располагаются ОЗУ лесов, осуществляется решениями уполномоченного федерального органа исполнительной власти в соответствии со статьей 81 названного кодекса в порядке, установленном лесоустроительной инструкцией, утвержденной в соответствии с частью 2 статьи 67 кодекса (часть 7 статьи 119 ЛК РФ).
В материалы дела представлены следующие документы:
- приложение № 6 к приказу Минприроды России от 06.10.2016 № 514 по форме № 6-ГЛР «Сведения об особо защитных участков лесов на 01.01.2020 на землях лесного фонда Камчатского края Быстрицкого лесничества», в котором указано, что часть лесного квартала 505 (выделы 9,10) занята ОЗУ – участок леса на крутых горных склонах, лесного квартала 506 (выдел 4) занят кедровым стлаником;
- письмо агентства от 13.01.2023 № 59.06/161, направленное в адрес общества по его запросу о предоставлении документов об использовании им ОЗУ лесов, из которого следует, что решения федерального органа исполнительной власти о выделении спорных лесных участков в ОЗУ лесов в отношении земель лесного фонда на территории Камчатского края не принимались; приложения к решениям в виде графических координат характерных точек границ, с перечнем координат этих точек в системе координат отсутствуют (часть 8 статьи 119 ЛК РФ); ведомости ОЗУ лесов на спорных участках отсутствуют (пункты 22, 23 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Минприроды России от 29.03.2018 № 122); проекты установления ОЗУ лесов на спорных участках отсутствуют;
- приложение № 6 к приказу Минприроды России от 06.10.2016 № 514 по форме № 6-ГЛР «Сведения об особо защитных участков лесов (ОЗУ)» на 01.01.2022 на землях лесного фонда Быстрицкого лесничества, в котором кварталы 505 и 506 не обозначены;
- письмо агентства от 16.01.2023 № 59.06/174, согласно которому в 2021 году были устранены выявленные несоответствия информации, содержащиеся в форме № 6-ГЛР, путем приведения ее в соответствие с данными таксационных описаний по состоянию на 01.01.2022.
Апелляционная инстанция, исследуя и оценивая согласно правилам статьи 71 АПК РФ представленные в дело доказательства в их совокупности и взаимосвязи, приняв во внимание выявленные и устраненные несоответствия информации в форме № 6-ГЛР относительно лесных участков кварталов 505 и 506 Быстринского лесничества Камчатского края, отсутствие надлежащих доказательств отнесения спорных лесных участков к ОЗУ лесов, руководствуясь вышеприведенными нормами права, признала доначисление арендной платы с применением поправочного коэффициента со значением «6», установленного пунктом 6 Примечаний к таблице 16 Постановления № 310, неправомерным, поэтому отказала в удовлетворении исковых требований.
Выводы суда апелляционной инстанции соответствуют установленным по делу обстоятельствам и являются правильными.
Доводы, приведенные обществом в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, получили надлежащую правовую оценку и обоснованно отклонены судом.
Иное толкование подателем жалобы действующего законодательства Российской Федерации и иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судом норм права.
Оснований для отмены постановления апелляционной инстанции, предусмотренных частью 4 статьи 288 АПК РФ, судом округа не установлено.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 01.05.2023 по делу № А24-4860/2022 Арбитражного суда Камчатского края оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья С.Н. Новикова
Судьи С.И. Гребенщиков
В.А. Гребенщикова