АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
Пушкина ул., д. 45, г. Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru
г. Хабаровск
августа 2022 года № Ф03-3599/2022
Резолютивная часть постановления объявлена августа 2022 года .
Полный текст постановления изготовлен августа 2022 года .
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего судьи Басос М.А.
судей Луговой И.М., Никитиной Т.Н.
при участии:
от сельскохозяйственного потребительского кооператива «Агроресурс-ДВ»: Дружин А.В., председатель, лично;
от Комитета государственного финансового контроля Правительства Хабаровского края: Ульянова А.А., представитель по доверенности от 24.03.2022 № 5;
от Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Хабаровском крае: Горячева М.В. по доверенности от 01.08.2022 № 3;
от Министерства сельского хозяйства, торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности Хабаровского края: не явились;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу сельскохозяйственного потребительского кооператива «Агроресурс-ДВ»
на решение от 14.02.2022, постановление Шестого арбитражного апелляционного уда от 06.05.2022
по делу № А73-17051/2021 Арбитражного суда Хабаровского края
по заявлению сельскохозяйственного потребительского кооператива «Агроресурс-ДВ» (ОГРН 1162724052996, ИНН 2720054074) к Комитету государственного финансового контроля Правительства Хабаровского края (ОГРН 1192724025757, ИНН 2721245096); третьи лица: Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Хабаровском крае; Министерство сельского хозяйства, торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности Хабаровского края(ОГРН 1022700922221, ИНН 2721025245); о признании незаконными представления и распоряжения
УСТАНОВИЛ:
сельскохозяйственный потребительский кооператив «Агроресурс-ДВ» (далее – кооператив) обратился в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконными представления Комитета государственного финансового контроля Правительства Хабаровского края (далее – комитет) от 07.07.2021 №19 и распоряжения от 31.08.2021 №87-р.
К участию в деле привлечены Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Хабаровском крае, Министерство сельского хозяйства, торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности Хабаровского края (далее – министерство).
Решением суда от 14.02.2022, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2022, в удовлетворении заявленных требований отказано.
С кассационной жалобой в Арбитражный суд Дальневосточного округа обратился кооператив, который просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, считая их принятыми с неправильным применением норм материального права, дело направить на новое рассмотрение.
В обоснование жалобы приведены доводы о несогласии с выводами судов о том, что кооперативом в подтверждение соответствия показателям результативности в целях получения гранта на поддержку материально-технической базы – создание новых рабочих мест, формально введена в штатное расписание новая должность без фактического трудоустройства. Заявитель кассационной жалобы указывает, что новые рабочие места введены штатным расписанием до заключения соглашения о предоставлении из краевого бюджета сельскохозяйственным потребительским кооперативам, осуществляющим деятельность на территории Хабаровского края, грантов для развития материально-технической базы. Полагает, что введение в штатное расписание новой должности до момента получения гранта само по себе не является основанием для выводов о не достижении показателя результативности использования гранта. Обращает внимание суда на то, что полученные в рамках соглашения о предоставлении грантов денежные средства полностью освоены и использованы в соответствии с целями соглашения; факт нецелевого расходования бюджетных средств отсутствует.
В направленных суду округа отзывах на кассационную жалобу комитет против ее доводов возражал, Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Хабаровском крае поддержал позицию кооператива.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представители кооператива, комитета, Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Хабаровском крае, настаивали на своих доводах и возражениях.
Министерство направило в суд кассационной инстанции ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие своего представителя.
Изучив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив в порядке статей 284, 286, 287, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и соблюдение норм процессуального права при принятии обжалуемых судебных актов, а также соответствие выводов в указанных актах установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.
Как установили суды при рассмотрении спора, министерство заключило с кооперативом соглашение от 20.12.2017 №171 о предоставлении из краевого бюджета сельскохозяйственным потребительским кооперативам, осуществляющим деятельность на территории Хабаровского края, грантов для развития материально-технической базы (далее – Соглашение), в условиях которого установило показатели результативности использования гранта, а именно: количество новых постоянных рабочих мест, созданных получателем гранта (по состоянию на 31.12.2017) – 1 ед.; прирост объема сельскохозяйственной продукции, реализованной получателем гранта – 10%; размер гранта составил 442 500 рублей.
Кооператив получил средства гранта в размере 442 500 рублей 21.12.2017.
На основании распоряжения от 24.02.2021 №15-р комитет провел проверку кооператива по вопросам предоставления субсидий из краевого бюджета и соблюдения условий соглашений об их предоставлении за 2018-2020 годы, по результатам которой установил
- нарушение условия предоставления гранта, а именно недостижение показателя результативности использования гранта «количество новых постоянных рабочих мест, созданных получателем гранта» по состоянию на 31.12.2017.
Комитет выдал кооперативу представление от 07.07.2021 №19, в котором отразил нарушение условия предоставления гранта в части возврата средств гранта, в случае недостижения значений показателей результативности использования субсидии («количество новых постоянных рабочих мест, созданных получателем гранта») в сумме 212 519 рублей за счет средств краевого бюджета.
В связи с выявлением нарушений представлением от 07.07.2021 № 19 комитет потребовал от кооператива принять меры по устранению причин и условий их совершения в срок до 01.11.2021 - осуществить возврат средств краевого бюджета на счет министерства в сумме 212 519 рублей.
Вменяя кооперативу нарушение, выразившееся в недостижении показателя результативности использования гранта «количество новых постоянных рабочих мест, созданных получателем гранта» по состоянию на 31.12.2017, комитет исходил из того, что новые рабочие места введены кооперативом штатным расписанием от 01.12.2017, то есть до момента заключения Соглашения и получения гранта, а соответственно не являлись условием по достижению показателя результативности, установленного Соглашением. Кроме того, комитет исходил из того, что работник принят на работу в кооператив в соответствии с приказом кооператива от 20.02.2018 №04 и трудовым договором от 20.02.2018 №2, таким образом по состоянию на 31.12.2017, а также в срок до даты представления отчета о достижения значения показателей результативности использования гранта в году, следующим за годом предоставления гранта (15.01.2018), показатель результативности не достигнут.
Не согласившись с указанным представлением, кооператив 04.08.2021 обратился в комитет с жалобой. По результатам рассмотрения жалобы, комитет письмом от 31.08.2021 № 12.3.58-13046 сообщил кооперативу об оставлении жалобы без удовлетворения, о чем 31.08.2021 издал распоряжение от 31.08.2021 №87-р.
Не согласившись с представлением от 07.07.2021 №19, а также распоряжением от 31.08.2021 № 21-р, кооператив обратился в арбитражный суд с требованием о признании указанных актов недействительными.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу об отсутствии оснований для признания недействительными оспариваемых представления и распоряжения.
Поддерживая принятые по делу судебные акты, суд кассационной инстанции исходит из следующего.
Сельскохозяйственным потребительским кооперативом признается сельскохозяйственный кооператив, созданный сельскохозяйственными товаропроизводителями и (или) ведущими личное подсобное хозяйство гражданами при условии их обязательного участия в хозяйственной деятельности потребительского кооператива. Потребительские кооперативы являются некоммерческими организациями (статья 4 Федерального закона от 08.12.1995 №193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации»).
Бюджетный кодекс Российской Федерации в пункте 4 статьи 78.1 определяет, что в законе (решении) о бюджете в соответствии с решениями высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации могут предусматриваться бюджетные ассигнования на предоставление некоммерческим организациям, не являющимися казенными учреждениями, грантов в форме субсидий.
В Хабаровском крае утвержден Порядок предоставления грантов из краевого бюджета сельскохозяйственным потребительским кооперативам, осуществляющим свою деятельность на территории Хабаровского края (постановление Правительства Хабаровского края от 25.11.2016 № 427).
В целях развития материально-технической базы гранты предоставляются сельскохозяйственным потребительским кооперативам, осуществляющим свою деятельность на территории Хабаровского края, на определенных условиях, одним из которых является создание сельскохозяйственным потребительским кооперативом не менее одного нового постоянного рабочего места на каждые 3 млн. рублей гранта в году его получения, но не менее одного нового постоянного рабочего места на один грант.
Кооперативу грант предоставлен на основании Соглашения, обязательными положениями которого являются:
- согласие получателя гранта на проведение министерством и органами государственного финансового контроля проверки соблюдения сельскохозяйственным потребительским кооперативом условий, целей и порядка предоставления гранта;
- возврат в текущем финансовом году получателем гранта средств гранта, не использованных в отчетном финансовом году, в краевой бюджет;
- обязательство получателя гранта по представлению сведений о наличии неиспользованных остатков гранта не позднее 15 рабочих дней по истечении установленного срока;
- значения показателей результативности использования гранта;
- обязательство сельскохозяйственного потребительского кооператива о достижении значений показателей результативности использования гранта;
- обязательство получателя гранта о предоставлении отчетности.
Правильно применив нормы действующего законодательства, установив все обстоятельства, имеющие значение для дела, суды двух инстанций пришли к выводу, что кооперативом не выполнено условие о создании новых постоянных рабочих мест и надлежащим образом не подтверждено достижение установленного результата использования полученных средств гранта.
Суды установили, что новые должности введены в кооперативе до момента заключения Соглашения и получения гранта, следовательно, не являются выполнением условий по достижению показателя результативности; работник Широков А.П. принят на должность разнорабочего, тогда как штатным расписанием от 25.12.2017 введена должность рабочего; работник принят на работу в кооператив до 31.12.2017, тогда как по Соглашению постоянное рабочее место должно быть создано по состоянию на 31.12.2017.
Более того, судами установлено, что трудоустроенный в феврале 2018 года Широков А.П. согласно документам кооператива с момента приема на работу и до момента увольнения – 30.12.2019, фактически трудовую деятельность не осуществлял, находясь в отпуске без сохранения заработной платы.
Предоставление грантов под условие создания новых рабочих мест направлено на решение важных государственных задач, преодоление безработицы, повышение уровня жизни населения, развитие российской экономики и направлений социальной политики, что требует от получателей грантов фактического выполнения этого условия.
Оценив доказательства, представленные кооперативом в подтверждение соблюдения условий предоставления гранта, суды первой и апелляционной инстанций сделали вывод о том, что новая должность была формально введена кооперативом в штатное расписание, без фактического трудоустройства, в связи с чем факт создания нового постоянного рабочего места в течение отчетного периода нельзя признать подтвержденным.
Доводы кассационной жалобы являлись предметом рассмотрения судов, им дана надлежащая правовая оценка.
Доводы кассационной жалобы не подтверждают неправильного применения судами норм материального права и нарушения норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебных актов и принятие нового судебного акта; направлены по существу на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы суд округа не установил оснований, предусмотренных частями 1 - 4 статьи 288 АПК РФ, для отмены (изменения) обжалуемых судебных актов, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 14.02.2022, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2022по делу № А73-17051/2021Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья М.А. Басос
Судьи И.М. Луговая
Т.Н. Никитина