82/2017-19757(3)
ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001
http://14aas.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
Резолютивная часть постановления объявлена 28 апреля 2017 года. В полном объёме постановление изготовлено 04 мая 2017 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Потеевой А.В., судей Докшиной А.Ю., Мурахиной Н.В., при ведении протокола секретарём судебного заседания Мазалецкой О.О.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Архангельского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Архангельской области от 08 февраля 2017 года по делу
№ А05-10270/2016 (судья Болотов Б.В.),
у с т а н о в и л:
индивидуальный предприниматель ФИО1
(ОГРН <***>; место нахождения: Архангельская обл., г. Северодвинск; далее – Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительным решения Государственного учреждения – Архангельского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН <***>; место нахождения: 163045, <...>; далее – Отделение ФСС, Учреждение) от 12.09.2016 № 1635 о непринятии к зачёту расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Решением от 08 февраля 2017 года суд удовлетворил заявленные требования, обязал Учреждение устранить допущенные нарушения, взыскал с него в пользу Предпринимателя 300 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
Отделение ФСС обжаловало решение в апелляционную инстанцию, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит его отменить, принять по делу новый судебный акт, отказав в удовлетворении заявленных требований. Полагает, что при исчислении пособий по временной
нетрудоспособности и в связи с материнством необходимо применять коэффициент 1,2, установленный пунктом 17 постановления Правительства Российской Федерации от 31.05.1995 № 534 «О мерах по решению неотложных проблем стабилизации социально-экономического положения в Новосибирской области» (далее – постановление Правительства РФ № 534). Суд ошибочно поддержал Предпринимателя и применил повышенный районный коэффициент в размере 1,25, установленный постановлением администрации Новосибирской области от 20.11.1995 № 474 «О введении повышенного районного коэффициента к заработной плате на территории области» (далее – постановление администрации № 474).
Предприниматель в отзыве на апелляционную жалобу возражает против её доводов, просит решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Лица, участвующее в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили. Предприниматель заявил ходатайство о рассмотрении жалобы в его отсутствие. Судебное разбирательство по делу произведено без участия представителей сторон в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, изучив доводы жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для её удовлетворения.
Как следует из материалов дела, Предприниматель 04.08.2016 обратился в Отделение ФСС с заявлением о выделении средств на выплату пособий по обязательному социальному страхованию в сумме 103 341 руб. 54 коп.
По результатам камеральной проверки правильности произведённых расходов Учреждением составлен акт от 05.08.2016 № 1635 с/с (л.д. 15-18) и принято решение от 12.09.2016 № 1635 (л.д. 12-14), согласно которому не приняты к зачёту расходы Предпринимателя по обязательному социальному страхованию, в сумме 1000 руб. 01 коп., доначислены страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 29 руб. Предпринимателю предписано произвести корректировку в бухгалтерском учёте и отразить в расчёте по форме 4-ФСС за 9 месяцев 2016 года сумму непринятых к зачёту расходов.
Разница между заявленной и принятой суммой явилась следствием разногласий о размере районного коэффициента, подлежащего применению в спорной ситуации: Предприниматель произвёл расчёты, исходя из коэффициента 1,25, установленного постановлением администрации № 474, Отделение ФСС применило коэффициент 1,2, установленный постановлением Правительства РФ № 534
Рассматривая требования Предпринимателя о признании недействительным решение Учреждения, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов,
незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Отношения, связанные с порядком исчисления пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством, регулируются Федеральным законом от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее – Закон № 255-ФЗ).
Частью 2 статьи 14 названного Закона предусмотрено, что в средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия, включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица, на которые начислены страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (за период по 31 декабря 2016 года включительно) и (или) в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (начиная с 1 января 2017 года).
Согласно статье 5 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (далее – Закон № 81-ФЗ) предусмотрено, что размеры государственных пособий гражданам, имеющим детей, в районах и местностях, где установлены районные коэффициенты к заработной плате, определяются с применением этих коэффициентов, которые учитываются при исчислении указанных пособий в случае, если они не учтены в составе заработной платы.
В соответствии со статьями 1 и 3 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» действие данного Закона распространяется на лиц, работающих по найму или временно на предприятиях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, независимо от форм собственности, и лиц, проживающих в указанных районах и местностях.
Государственные гарантии и компенсации для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях, устанавливаются названным Законом и другими соответствующими законодательными актами Российской Федерации.
Пунктом 3 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 19.02.1993 № 4521-1 «О порядке введения в действие Закона Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» установлено, что государственные гарантии и компенсации, предусмотренные указанным Законом, распространяются на районы Севера, в которых начисляются районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, но не отнесённые к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям.
Пунктом 17 постановления Правительства РФ № 534 на территории Новосибирской области с учётом её природно-климатических условий с 01.01.1996 введён районный коэффициент к заработной плате 1,2. При этом этим же пунктом администрации Новосибирской области на период стабилизации социально-экономической ситуации в области предоставлено право увеличивать в отдельных административных образованиях выплаты по районному коэффициенту на 50 процентов с учётом уровня жизни населения.
Главой администрации Новосибирской области во исполнение вышеназванного нормативного акта принято постановление администрации № 474, согласно которому с 01.01.1996 на территории Новосибирской области установлен единый районный коэффициент к заработной плате в размере 1,25. Законность указанного нормативного акта не оспорена.
В ходе проверки Учреждением не опровергнут тот факт, что базой для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования у страхователя является заработная плата с учётом районного коэффициента в размере 1,25.
Таким образом, суд пришёл к правильному выводу о том, что применяя действующий нормативный правовой акт администрации Новосибирской области, заявитель обоснованно учитывал районный коэффициент в размере 1,25 при назначении пособий застрахованным лицам.
Ссылка ответчика на письмо Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 13.03.2015 № 17-1/10/В-1691 апелляционным судом во внимание не принимается, поскольку данный документ не относится к нормативным актам и носит информационный характер.
Доводы подателя жалобы о неправомерности применения коэффициента 1,25 к спорным пособиям, поскольку они исчисляются страхователем из МРОТ либо в фиксированном размере, установленном законом, также отклоняются апелляционным судом как основанным на неправильном толковании норм материального права.
Порядок исчисления пособия по временной нетрудоспособности установлен статьёй 14 Закона № 225-ФЗ.
Из содержания частей 1 и 1.1 названной нормы следует, что такое пособие исчисляется исходя из среднего заработка застрахованного лица за два
календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности. Если средний заработок, рассчитанный на расчётный период, в расчёте за полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты труда, установленного на день наступления страхового случая, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, принимается равным минимальному размеру оплаты труда
По правилам статьи 139 ТК РФ для расчёта средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источника этих выплат. Оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в силу статьи 315 ТК РФ осуществляется с применением районных коэффициентов к заработной плате.
Таким образом, при исчислении пособия по временной нетрудоспособности, средний заработок формируется исходя из заработка за два предшествующих календарных года учётом районного коэффициента, либо исходя из МРОТ с учётом районного коэффициента.
Единовременное пособие при рождении ребёнка установлено Законом № 81-ФЗ. В силу статьи 4 названного закона выплата данного пособия осуществляется за счёт средств Фонда социального страхования. Как указано в статье 1.2 Закона № 255-ФЗ, средства обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством формируются за счёт уплаты страхователями страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Базой для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования у Предпринимателя является заработная плата с учётом районного коэффициента в размере 1,25. Доказательств иного Учреждением не представлено.
Следовательно, законодательное установление фиксированного размера пособия не устраняет необходимость его выплаты с учётом районного коэффициента.
Выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено, оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
п о с т а н о в и л :
решение Арбитражного суда Архангельской области от 08 февраля
отделения Фонда социального страхования Российской Федерации – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо- Западного округа в срок, не превышающий два месяца со дня его принятия.
Председательствующий А.В. Потеева
Судьи А.Ю. Докшина
Н.В. Мурахина