НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Архангельской области от 26.01.2017 № А05-9907/16

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

02 февраля 2017 года

г. Вологда

Дело № А05-9907/2016

Резолютивная часть постановления объявлена января 2017 года .

В полном объёме постановление изготовлено февраля 2017 года .

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Романовой А.В., судей Зайцевой А.Я. и Шадриной А.Н.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Вершининой Т.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального агентства научных организаций на решение Арбитражного суда Архангельской области от 17 ноября 2016 года по делу № А05-9907/2016 (судья Бунькова Е.В.),

у с т а н о в и л:

Федеральное агентство научных организаций (место нахождения: 119334, Москва, просп. Ленинский, д. 32а; ОГРН 5137746009462, ИНН 7736666554; далее - Агентство) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с исковым заявлением к Федеральному государственному унитарному предприятию «Холмогорское» (место нахождения: 164567, Архангельская обл., Холмогорский р-н, д. Харлово, ул. Ветеранов, д. 14а; ОГРН 1022901564531, ИНН 2923004142; далее - Предприятие) о взыскании 1 266 842 руб. 50 коп., в том числе 69 750 руб. задолженности по перечислению в федеральный бюджет части прибыли за 2014 год и 1 197 092 руб. 50 коп. – за 2015 год.

Решением Арбитражного суда Архангельской области от 17.11.2016 в  удовлетворении исковых требований отказано.

Агентство с решением не согласилось, обратилось с жалобой в суд, в которой просит решение отменить и принять новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования в полном объеме. В обоснование жалобы указывает, что судом первой инстанции неверно дана оценка понятию субсидии и целям их предоставления сельхозтоваропроизводителям, а также не были применены подлежащие применению положения Бюджетного кодекса Российской Федерации и Налогового кодекса Российской Федерации.

Стороны извещены надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, представителей не направили. Дело рассмотрено в порядке статей 123, 156, 266 АПК РФ в отсутствие представителей сторон.

Предприятие в отзыве на жалобу против ее удовлетворения возражало.

Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.

Как следует из материалов дела, в соответствии с пунктом 5.3.1 Положения о Федеральном агентстве научных организаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25.10.2014 № 959, Агентство осуществляет в порядке и в пределах, которые определены федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, функции и полномочия учредителя организаций, федерального имущества, закрепленного за подведомственными Агентству организациями.

В соответствии с пунктом 87 раздела II Перечня организаций, подведомственных Агентству, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 № 2591-р федеральное государственное унитарное предприятие «Холмогорское» Российской академии сельскохозяйственных наук является предприятием, подведомственным истцу.

Приказом Агентства от 11.07.2014 № 219 федеральное государственное унитарное предприятие «Холмогорское» Российской академии сельскохозяйственных наук переименовано в Предприятие.

В соответствии с приказом Агентства от 30.04.2015 № 208 «О перечислении федеральными государственными унитарными предприятиями, подведомственными Федеральному агентству научных организаций, части прибыли в федеральный бюджет в 2015 году» Предприятие было обязано в срок до 15.06.2015 перечислить в федеральный бюджет не менее 25 % прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и иных обязательных платежей по итогам деятельности за 2014 год, уменьшенной на сумму расходов на реализацию мероприятий по развитию предприятия, утвержденных в составе программы деятельности предприятия.

Согласно представленной ответчиком для утверждения бухгалтерской (финансовой) отчетности за 12 месяцев 2014 года и справке о величине чистой прибыли, полученной Предприятием за 2014 год, подписанной руководителем и главным бухгалтером ответчика, чистая прибыль Предприятия составила
279 000 руб.

В соответствии с приказом Агентства от 29.04.2016 № 211 «О перечислении федеральными государственными унитарными предприятиями, подведомственными  Федеральному агентству научных организаций, части прибыли в федеральный бюджет в 2016 году» Предприятие обязано было в срок до 15.06.2016 перечислить в федеральный бюджет не менее 25 % прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и иных обязательных платежей по итогам деятельности за 2015 год, уменьшенной на сумму расходов, на реализацию мероприятий пор развитию предприятия, утвержденных в составе программы деятельности Предприятия.

Согласно представленной ответчиком для утверждения бухгалтерской (финансовой) отчетности за 12 месяцев 2015 года и справке о величине чистой прибыли, полученной Предприятием за 2015 год, подписанной руководителем и главным бухгалтером ответчика, чистая прибыль Предприятия составила
16 542 820 руб.

В соответствии с реестрами начисления части прибыли, подлежащей перечислению в федеральный бюджет в 2014, 2015 годах федеральными государственными унитарными предприятиями, подведомственным Федеральному агентству научных организаций (приложение № 3 к протоколу заседания Комиссии по проведению анализа эффективности деятельности федеральных государственных унитарных предприятий, подведомственных Агентству от 25.05.2015 № 20 и приложение № 2 к протоколу заседания Комиссии по проведению анализа эффективности деятельности федеральных государственных унитарных предприятий от 29.04. 2016 № 3) Предприятию начислено для перечисления в федеральный бюджет 1 266 842 руб. 50 коп., в том числе за 2015 год – 69 750 руб., за 2016 год – 1 197 092 руб. 50 коп (т. 1, л. 58, 102).

В связи с тем, что Предприятие указанную сумму не перечислило, истец направил ответчику претензионные письма от 01.09.2015 и от 07.07.2016 об уплате сумм задолженности в добровольном порядке.

Поскольку данные претензии оставлены без удовлетворения, Агентство обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.

Суд первой инстанции признал требования необоснованными и отказал в их удовлетворении.

Арбитражный суд апелляционной инстанции не может не согласиться обжалуемым судебным актом.

Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из следующих норм права и обстоятельств дела.

В силу статьи 294 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с Кодексом.

Собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранности принадлежащего предприятию имущества. Собственник имеет права на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия (пункт 1 статьи 295 ГК РФ).

Пункт 1 статьи 17 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных предприятиях» (далее - Закон № 161-ФЗ) предусматривает, что собственник имущества государственного или муниципального предприятия имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении такого предприятия.

Согласно пункту 2 статьи 17 Закона № 161-ФЗ, государственное или муниципальное предприятие ежегодно перечисляет в соответствующий бюджет часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в порядке, в размерах и в сроки, которые определяются Правительством Российской Федерации, уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.04.2002 № 228 «О мерах по повышению эффективности использования федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении федеральных государственных унитарных предприятий» утверждены Правила разработки и утверждения программ деятельности и определения подлежащей перечислению в федеральный бюджет части прибыли федеральных государственных унитарных предприятий (далее - Правила).

В соответствии с пунктами 6, 8 Правил часть прибыли предприятия за предыдущий год, подлежащая перечислению в федеральный бюджет в текущем году, определяется решением федерального органа исполнительной власти не позднее 1 мая на основании отчета о деятельности предприятия за прошедший год и утвержденной программы деятельности предприятия. При этом часть прибыли, подлежащая перечислению в федеральный бюджет, определяется как часть прибыли федерального государственного унитарного предприятия, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и иных обязательных платежей, уменьшенной на сумму расходов на реализацию мероприятий по развитию предприятия, утвержденных в составе программы деятельности предприятия на текущий финансовый год, осуществляемых за счет чистой прибыли, но не менее 25 % прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и иных обязательных платежей, если иное не установлено актами Правительства Российской Федерации.

При отсутствии утвержденной программы деятельности предприятия на текущий финансовый год часть прибыли предприятия, подлежащая перечислению в федеральный бюджет в текущем году, определяется как часть прибыли федерального государственного унитарного предприятия, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и иных обязательных платежей, уменьшенной на сумму обязательных отчислений в фонды предприятия, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом предприятия, но не менее 25 процентов прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и иных обязательных платежей, если иное не установлено актами Правительства Российской Федерации.

Чистая прибыль (нераспределенная прибыль) определяется на основании данных бухгалтерской отчетности.

Перечисление в федеральный бюджет части прибыли осуществляется предприятием до 15 июня (пункт 8 Правил).

Судом первой инстанции установлено, что прибыль Предпритяия в 2014, 2015 годах по результатам хозяйственной деятельности сложилась за счет субсидий - средств федерального и областного бюджетов, направляемых на поддержку сельскохозяйственного производства, в рамках государственной программы поддержки сельхозпроизводителей Архангельской области
(в 2014 году - 23 865 000 руб., в 2015 году - 21 331 000 руб.).

Основанием для получения указанных субсидий явилось исполнение Предприятием обязательств по соглашениям от 10.02.2014, 10.02.2015 об участии в реализации государственных программ в сфере развития сельского хозяйства в 2014, 2015 годах, в соответствии с которыми ответчик - сельхозпроизводитель обязан был направлять субсидии на выполнение целевых показателей и производственные нужды.

В соответствии со статьей 41 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главой "Налог на прибыль организаций" Кодекса. Объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью для российских организаций в целях указанной главы признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 НК РФ (пункт 1 статьи 247
НК РФ).

К доходам в силу пункта 1 статьи 248 НК РФ относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав и внереализационные доходы.

Исходя из положений статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), субсидия является формой безвозвратного использования бюджетных средств, при условии ее целевого и своевременного использования.

Целевые поступления не учитываются при определении налоговой базы (статья 251 НК РФ). Статья 250 НК РФ не относит целевое бюджетное финансирование к внереализационным доходам.

С учетом установленных обстоятельств, в том числе исходя из положений статьи 38 БК РФ, суд считает, что предоставленные Предприятию из федерального и регионального бюджетов субсидий для целей поддержки сельскохозяйственных производителей могут расходоваться только в соответствии с целями их предоставления и не подлежат перераспределению в пользу собственника имущества Предприятия, представителем которого в настоящее время является Агентство; средства, перечисленные Предприятию из бюджета на реализацию целевых программ, не должны приниматься во внимание при определении размера «чистой» прибыли, 25 % которой подлежит

перечислению в доход федерального бюджета.

Поскольку указанные обстоятельства истцом не опровергнуты, и наличие в 2014 – 2015 годах у Предприятия «чистой» прибыли от использования государственного имущества (а не от получения субсидий) материалами дела не подтверждено, то в данном случае отсутствуют основания для удовлетворения требований Агентства.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводов суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, в связи с чем не могут служить основанием для отмены состоявшегося судебного акта.

Апелляционная инстанция считает, что судом первой инстанции полно исследованы обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не установлено, апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения обжалуемого решения.

Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

п о с т а н о в и л :

решение Арбитражного суда Архангельской области от 17 ноября
2016 года по делу № А05-9907/2016  оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального агентства научных организаций – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий                                                                  А.В. Романова

Судьи                                                                                               А.Я. Зайцева

                                                                                                         А.Н. Шадрина