НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Архангельской области от 23.11.2023 № А05-4187/2023

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

23 ноября 2023 года

г. Вологда

Дело № А05-4187/2023

Резолютивная часть постановления объявлена ноября 2023 года .

В полном объёме постановление изготовлено ноября 2023 года .

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Шадриной А.Н. судей Зайцевой А.Я. и               Черединой Н.В.

при ведении протокола секретарем судебного заседания                   Бахориковой М.А.

при участии от общества с ограниченной ответственностью «СМП «ШАНС» Скачковой О.А. по доверенности от 10.01.2023, Ершова Д.Л на основании приказа от 10.11.2023, от Министерства здравоохранения Архангельской области Коробейникова Д.Е. по доверенности от 06.02.2023,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 09 октября 2023 года по делу              № А05-4187/2023 ,

у с т а н о в и л:

общество с ограниченной ответственностью «СМП «ШАНС» (ОГРН 1067746585961, ИНН 7714647678; адрес: 163046, Архангельская область, город Архангельск, улица Суфтина, дом 18; далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к Министерству здравоохранения Архангельской области (ОГРН 1022900547207, ИНН 2901070303; адрес: 163004, Архангельская область, город Архангельск, проспект Троицкий, дом 49; далее – Министерство) о взыскании 265 244 руб. 07 коп., израсходованных для оплаты отпусков и выплат компенсаций за неиспользованные отпуска работникам (с учетом уточнения исковых требований).

Решением суда от 09 октября 2023 года исковые требования удовлетворены в полном объеме.

Министерство с решением суда не согласилось, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить. В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что механизм определения суммы финансовых средств, который использован истцом для взыскания с Министерства, законодательством не предусмотрен. Помимо того, что оплата фактических расходов истца не предусмотрена механизмом предоставления субсидии, основания для оплаты данных расходов отсутствуют также и по причине исчерпания финансовых средств, предусмотренных в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации на указанные цели.

В судебном заседании представитель апеллянта поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.

Общество в отзыве на жалобу и представители в судебном заседании  просят апелляционную инстанцию решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.

Как следует из материалов дела, 23.12.2020 Министерством и Обществом заключено соглашение о предоставлении из областного бюджета субсидии на предоставление выплат стимулирующего характера медицинским и иным работникам, непосредственно работающим с гражданами, у которых выявлена новая короновирусная инфекция (COVID-2019), медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая короновирусная инфекция (COVID-2019), и лицам из групп риска заражения новой короновирусной инфекции (COVID-2019), которым в 2020 году предоставлялись выплаты стимулирующего характера, утвержденные постановлением Правительства Архангельской области от 12.10.2012 № 462-пп (том 1 листы 38-42).

В соответствии с пунктом 1.1 указанного соглашения предметом предоставления субсидии является обеспечение выплат стимулирующего характера работникам, которым в 2020 году предоставлялись выплаты стимулирующего характера за выполнение особо важных работ, особые условия труда и дополнительную нагрузку, в том числе на компенсацию ранее произведенных расходов на указанные цели, в рамках государственной программы Архангельской области «Развитие здравоохранения Архангельской области».

Во исполнение условий соглашения Обществу из областного бюджета на финансовое обеспечение выплат стимулирующего характера медицинским и иным работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией COVID-19 платежным поручением от 28.12.2020 № 35660 была перечислена субсидия в размере 1 200 660 руб. 49 коп., предусмотренном в пункте 2.1 соглашения и в соответствии с плановым расчетом истца.

Выделение субсидий в 2020 и 2021 годах на выплаты стимулирующего характера повлекло увеличение размера средней заработной платы и, соответственно, увеличение сумм, необходимых для оплаты отпусков и выплат компенсации за неиспользованные отпуска, начисленные и выплаченные работникам общества в 2021 году.

Вместе с тем, денежные средства на увеличение сумм для оплаты отпусков и выплат компенсации за неиспользованные отпуска работникам общества, которые были рассчитаны исходя из размера средней заработной платы, включающей в себя выплаты стимулирующего характера, полученные работниками в соответствии с постановлением Правительства Архангельской области от 22.12.2020 № 910-пп в рамках предоставленной субсидии, Министерством Обществу предоставлены не были.

Данные обстоятельства привели к возникновению у заявителя убытков в размере 265 244 руб. 07 коп. Указанная сумма израсходована заявителем на выплаты работникам среднего заработка, исчисленного с учетом выплат стимулирующего характера, за период с июля 2021 года по ноябрь 2021 года, на уплату взносов во внебюджетные фонды, однако финансирование из областного бюджета на эти цели предоставлено не было.

Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности заявленных истцом требований.

Апелляционная инстанция находит выводы суда, содержащиеся в обжалуемом судебном акте, правомерными.

Общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации, порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, порядок применения бюджетных мер принуждения установлены и определены в Бюджетный кодексом Российской Федерации (далее – БК РФ) (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений).

Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 08.07.2020 № 998 установлено, что выплаты стимулирующего характера, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 № 415 «Об утверждении Правил предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования, в том числе в полном объеме, расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией» и постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2020 № 484 «Об утверждении Правил предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования в полном объеме расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19», учитываются в расчете средней заработной платы для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска медицинским и иным работникам, которым в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации в 2020 году такие выплаты предоставлялись.

Аналогичное положение содержит в себе и пункт 2 постановления Правительства Российской Федерации от 07.07.2021 № 1124 «Об утверждении Правил предоставления в 2021 году иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению расходов, связанных с оплатой отпусков и выплатой компенсации за неиспользованные отпуска медицинским и иным работникам, которым в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации в 2020 году предоставлялись выплаты стимулирующего характера за выполнение особо важных работ, особые условия труда и дополнительную нагрузку, в том числе на компенсацию ранее произведенных субъектами Российской Федерации расходов на указанные цели» из которого следует, что выплаты стимулирующего характера, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 № 415 и постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2020 № 484, учитываются в расчете средней заработной платы для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска медицинским и иным работникам, которым в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации в 2020 году такие выплаты предоставлялись.

В соответствии со статьей 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Как следует из статьи 139 ТК РФ для всех случаев определения размера средней заработной платы (среднего заработка), предусмотренных предусмотренных настоящим Кодексом, устанавливается единый порядок ее исчисления.

Для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат.

Из положений статьи 139 ТК РФ также следует, что при расчете оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска работнику рассчитывается средний дневной заработок.

Таким образом, как верно указал суд первой инстанции, принимая в условиях пандемии специальные нормативные правовые акты, регламентирующие порядок осуществления выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией, государство преследовало своей целью дополнительное финансовое стимулирование указанных групп работников с целью стимулирования работников к качественному результату труда и поощрение за выполненную работу, которое заключается в получении денежных средств в составе заработной платы и оплаты отпусков в целом.

Порядок расчета среднего заработка регламентирован действующим ТК РФ и указанный порядок не содержит в себе исключений порядка расчета среднего заработка при поступлении выплат из того или иного источника финансирования.

Напротив, согласно статье 139 ТК РФ при расчете среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, независимо от источников этих выплат.

В пункте 2 постановления Правительства Российской Федерации от 08.07.2020 № 998 и постановления Правительства Российской Федерации от 07.07.2021 № 1124 прямо указано, что выплаты стимулирующего характера, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 № 415 и постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2020 № 484 учитываются в расчете средней заработной платы для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска медицинским и иным работникам, которым в 2020 году такие выплаты предоставлялись.

С учетом изложенного, истцом выплаты стимулирующего характера, полученные работниками Общества в соответствии с постановлением Правительства Архангельской области № 462-пп, правомерно включены в размер среднего заработка работников, в целях расчета выплат к отпуску, компенсации за неиспользованный отпуск.

Как следует из материалов дела, денежные средства на увеличение сумм для оплаты отпусков и выплат компенсации за неиспользованные отпуска работникам Общества в соответствии с постановлением № 462-пп в рамках предоставленной субсидии, Министерством истцу не предоставлялись.

При этом, согласно письму Министерства в адрес Общества от 27.01.2022, в случае их получения Министерство было готово рассмотреть вопрос об их выделении Обществу (том 1, лист 59)

В соответствии со статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

В силу пункта 1 части 3 статьи 158 БК РФ главный распорядитель средств федерального бюджета (государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), бюджета субъекта Российской Федерации (территориального государственного внебюджетного фонда), бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту.

Таким образом, субъектом, обязанным возместить вред по правилам статьи 1069 ГК РФ, и, соответственно, ответчиком по указанным искам является Российская Федерация, от имени которой в суде выступает главный распорядитель бюджетных средств по ведомственной принадлежности тех государственных органов (должностных лиц), в результате незаконных действий (бездействия) которых физическому или юридическому лицу причинен вред.

В случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина (статья 1071 ГК РФ).

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.05.2019 № 13 «О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации», исполнение судебных актов о возмещении вреда, причиненного в результате незаконных действий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления или их должностных лиц, а также по иным искам о взыскании денежных средств за счет средств казны субъекта Российской Федерации, казны муниципального образования осуществляется: финансовым органом субъекта Российской Федерации - за счет казны субъекта Российской Федерации, финансовым органом муниципального образования - за счет казны муниципального образования в порядке, аналогичном порядку, установленному для взыскания с казны Российской Федерации, и в соответствии с федеральным законодательством (пункты 3 и 4 статьи 242.2 БК РФ).

Частью 3 статьи 242.2 БК РФ предусмотрено, что для исполнения судебных актов по искам к субъектам Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов субъектов Российской Федерации или их должностных лиц, в том числе в результате издания государственными органами субъектов Российской Федерации актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет средств казны субъекта Российской Федерации (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств бюджета субъекта Российской Федерации), судебных актов о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации документы, указанные в пункте 2 статьи 242.1 названного Кодекса, направляются для исполнения в финансовый орган субъекта Российской Федерации.

Главный распорядитель средств бюджета субъекта Российской Федерации, представлявший в суде интересы субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, обязан в течение 10 дней после вынесения (принятия) судебного акта в окончательной форме в порядке, установленном финансовым органом субъекта Российской Федерации, направить в финансовый орган субъекта Российской Федерации информацию о результатах рассмотрения дела в суде, а также представить информацию о наличии оснований для обжалования судебного акта.

В силу положений статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) - это орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено указанным Кодексом.

В свою очередь финансовые органы - Министерство финансов Российской Федерации, исполнительные органы субъектов Российской Федерации, осуществляющие составление и организацию исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации (финансовые органы субъектов Российской Федерации), органы (должностные лица) местных администраций муниципальных образований, осуществляющие составление и организацию исполнения местных бюджетов (финансовые органы муниципальных образований).

С учетом изложенного, ответчиком по указанным спорам от имени субъекта Российской Федерации выступает орган, являющийся главным распорядителем бюджетных средств, тогда как непосредственное исполнение судебного акта о возмещении вреда осуществляют финансовые органы.

Таким образом, ответчиком по настоящему делу и органом, с которого подлежит взысканию сумма убытков, выступает Министерство.

Исходя из установленных фактических обстоятельств дела и приведенных правовых норм суд первой инстанции пришел к верному выводу о доказанности Обществом совокупности условий для возложения на Министерство обязанности по возмещению убытков и удовлетворил иск.

Апелляционный суд не усматривает оснований не согласиться с выводами суда.

Приведенные ответчиком в апелляционной жалобе доводы не опровергают правомерность обжалуемого судебного акта, по существу направлены на переоценку установленных обстоятельств по делу при отсутствии к тому правовых оснований, в связи с этим подлежат отклонению.

Решение суда соответствует имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного решения, судом при рассмотрении спора не допущено.

Поскольку оснований для отмены или изменения решения суда не имеется, апелляционная жалоба Министерства удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

п о с т а н о в и л :

решение Арбитражного суда Архангельской области от 09 октября               2023 года по делу № А05-4187/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Архангельской области – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд                Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

        А.Н. Шадрина

Судьи

        А.Я. Зайцева

        Н.В. Чередина