НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Подборки

Популярные материалы

Постановление АС Архангельской области от 04.03.2020 № А05-11448/19

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

12 марта 2020 года

г. Вологда

Дело № А05-11448/2019

Резолютивная часть постановления объявлена марта 2020 года .

В полном объёме постановление изготовлено марта 2020 года .

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Алимовой Е.А. и                   Болдыревой Е.Н.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания                   Миловкиной А.В.,

         при участии от Пермской краевой организации общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» Ельчаниновой Т.Н. по доверенности от 09.01.2020 № 1-2020,

рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием  системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Пермского края апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 02 декабря 2019 года по делу № А05-11448/2019,

у с т а н о в и л:

Пермская краевая организация общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» (ОГРН 1025900000741, ИНН 5902703018; адрес: 614068, Пермский край, город Пермь, улица Борчанинова, дом 9; далее – организация, ПКО ВОИ) обратилась в Арбитражный суд Архангельской области к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области (ОГРН 1022900530696, ИНН 2901061919; адрес: 163069, Архангельская область, город Архангельск, улица Карла Либкнехта, дом 2, офис 142; далее – управление, УФАС, антимонопольный орган), к государственному учреждению - Архангельское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН 1022900516264, ИНН 2901026142; адрес: 163072, Архангельская область, город Архангельск, проспект Обводный канал, дом 119; далее – ФСС, учреждение) о признании недействительным решения УФАС                  от 10.09.2019 № 04-05/4570 о признании жалобы ПКО ВОИ необоснованной, о признании незаконными действий единой комиссии заказчика – ФСС, выразившихся в признании заявки ПКО ВОИ несоответствующей требованиям, установленным в документации электронного аукциона                                                №  0224100000219000219 на поставку подгузников для детей.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью «РТС-тендер»                                     (ОГРН 1027739521666, ИНН 7710357167; адрес: 121151, город Москва, набережная Тараса Шевченко, дом 23а, этаж 25, помещение № 1; далее –                 ООО «РТС-тендер», общество).

Решением Арбитражного суда Архангельской области от 02 декабря  2019 года заявленные требования удовлетворены.

Управление с судебным решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение судом первой инстанции                норм материального права, в том числе положений Федерального закона                       от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее -  Закон № 44-ФЗ, Закон о контрактной системе) и Федерального закона                          от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Закон № 181-ФЗ).

ПКО ВОИ в отзыве указала на законность и обоснованность решения суда.

Общество и учреждение отзывы на апелляционную жалобу не представили.

УФАС, ФСС и ООО «РТС-тендер» надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Заслушав объяснения представителя организации, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

По результатам проведенной внеплановой проверки на основании поступившей 03.09.2019 жалобы ПКО ВОИ  на действия единой комиссии, созданной заказчиком ФСС, при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на закупку подгузников для детей (извещение № 0224100000219000219), управлением  принято решение                          от 10.09.2019 № 04-05/4570  о признании жалобы необоснованной.

Управлением установлено, что 19.08.2019 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети Интернет http://zakupki.gov.ruФСС размещено извещение № 0224100000219000219 о проведении электронного аукциона и документация об электронном аукционе на право заключения государственного контракта на закупку подгузников для детей.

Оператор электронной площадки - ООО «РТС-тендер».

В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона от 02.09.2019 № 232/2-ЭА заявка организации признана несоответствующей требованиям документации об аукционе по следующему основанию:

«Отстранение участника закупки ввиду установления недостоверности информации, предоставленной в соответствии с частью 5 статьи 66 Закона                   № 44-ФЗ. На основании пункта 1 части 6 статьи  69 Закона № 44-ФЗ  признать заявку участника закупки № 105732427 не соответствующей требованиям, установленным документацией о проведении электронного аукциона, поскольку во второй части заявки на участие в аукционе участник закупки в документах, предусмотренных частью 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, предоставил недостоверную информацию. В соответствии с требованиями части 5 статьи 66 Закона № 44-ФЗ, пункта 4, части 2 раздела IIдокументации о проведении электронного аукциона, вторая часть заявки должна содержать документы (или копии этих документов), подтверждающие право участника закупки на получение преимущества в соответствии со статьей 29 Закона о контрактной системе (для получения преимущества участник закупки, являющийся организацией инвалидов, наряду с документами, предусмотренными Законом, заявляет в произвольной форме свое соответствие критериям, установленным частью 2 статьи  29 Закона № 44-ФЗ). В составе второй части заявки участником аукциона предоставлено подтверждение права участника аукциона на получение преимуществ в соответствии со статьей  29 Закона № 44-ФЗ. В соответствии с частью 1 статьи 29 этого Закона, организациям инвалидов, являющимся участниками закупок, предоставляются преимущества, указанные в части 3 статьи 29 Закона № 44-ФЗ. Частью 2 статьи 29 названного Закона установлено, что указанные преимущества предоставляются общероссийским общественным организациям инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее, чем восемьдесят процентов, и на организации, уставной (складочный) капитал которых полностью состоит из вкладов общероссийских общественных организаций инвалидов и среднесписочная численность инвалидов в которых по отношению к другим работникам составляет не менее чем пятьдесят процентов, а доля оплаты труда инвалидов в фонде оплаты труда - не менее чем двадцать пять процентов. Таким образом, преференции, установленные статьей 29 Закона № 44-ФЗ, предоставляются исключительно общероссийским общественным организациям инвалидов или организациям, уставной (складочный) капитал которых полностью состоит из вкладов общероссийских общественных организаций инвалидов, и не распространяются на иные общественные организации инвалидов, в том числе на региональные, местные. Участник аукциона продекларировал свое соответствие требованиям части 2 статьи 29 Закона о контрактной системе, но согласно уставу Пермской краевой организации общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов», указанная организация является региональной организацией, так как действует на территории Пермского края. Таким образом, участник закупки, исходя из представленных документов, не соответствует критериям, установленным частью 2 статьи 29 Закона № 44-ФЗ, но, при этом, продекларировал свое соответствие таким критериям».

УФАС согласился с позицией  единой комиссии, созданной заказчиком,    которая  признала заявку участника закупки (ПКО ВОИ) несоответствующей, поскольку организация  является региональной общественной организацией инвалидов, так как действует на территории Пермского края, а не общероссийской общественной организацией инвалидов, что следует из статьи 29 Закона № 44-ФЗ.

Полагая незаконными действия единой комиссии ФСС, а также не согласившись с решением УФАС от 10.09.2019 № 04-05/4570, организация обратилась в арбитражный суд с указанным выше заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.

В силу части 1 статьи 198 АПК РФ для признания ненормативного правового акта государственного органа недействительным необходимо наличие двух факторов: несоответствия оспариваемого акта действующему законодательству и нарушения в результате его принятия прав и законных интересов заявителя.

В силу положений части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 указанного Кодекса обязанность доказывания законности принятого решения возлагается на соответствующие орган, который его принял.

Согласно части 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

В соответствии с пунктом 5 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе документы, подтверждающие право участника такого аукциона на получение преимущества в соответствии со статьями 28 и 29 Закона № 44-ФЗ, или копии этих документов.

При этом в составе второй части заявки содержатся, в том числе копии учредительных документов участника закупки, выписка из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) или копия такой выписки.

Статьей 29 Закона № 44-ФЗ предусмотрено, что организациям инвалидов предоставляются преимущества при участии в закупках для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с частью 2 указанной статьи действие настоящей статьи распространяется на общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее чем восемьдесят процентов, и на организации, уставный (складочный) капитал которых полностью состоит из вкладов общероссийских общественных организаций инвалидов и среднесписочная численность инвалидов в которых по отношению к другим работникам составляет не менее чем пятьдесят процентов, а доля оплаты труда инвалидов в фонде оплаты труда - не менее чем двадцать пять процентов.

В силу части 3 статьи 29 Закона № 44-ФЗ при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей), за исключением случая, если закупки осуществляются у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), заказчик обязан предоставлять преимущества организациям инвалидов в отношении предлагаемой ими цены контракта в размере до пятнадцати процентов в установленном Правительством Российской Федерации порядке и в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации перечнями товаров, работ, услуг. Информация о предоставлении таких преимуществ должна быть указана заказчиком в извещениях об осуществлении закупок и документации о закупках в отношении товаров, работ, услуг, включенных в указанные перечни. В случае, если победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) признана организация инвалидов, контракт по требованию победителя заключается по предложенной им цене с учетом преимущества в отношении цены контракта, но не выше начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки.

Таким образом, если участник закупки заявляет свое соответствие критериям, установленным частью 2 статьи 29 Закона № 44-ФЗ, аукционная комиссия при рассмотрении вторых частей заявок на участие в аукционе проверяет,  в том числе информацию, содержащуюся в копиях учредительных документов участника закупки, выписке из ЕГРЮЛ, в целях установления соответствия участника аукциона критериям, установленным в                            статье 29 Закона № 44-ФЗ.

Согласно части 2 статьи 69 Закона № 44-ФЗ аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей. Для принятия указанного решения аукционная комиссия рассматривает информацию о подавшем данную заявку участнике такого аукциона, содержащуюся в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке.

В рассматриваемом случае  согласно декларации, представленной в составе заявки ПКО ВОИ, указано, что она является общероссийской организацией инвалидов и соответствует  критериям, предусмотренным частью 2 статьи 29 Закона  № 44-ФЗ.

Согласно абзацу второму  статьи 33 Закона № 181-ФЗ  общественными организациями инвалидов признаются организации, созданные инвалидами и лицами, представляющими их интересы, в целях защиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей, решения задач общественной интеграции инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители (один из родителей, усыновителей, опекун или попечитель) составляют не менее 80 процентов, а также союзы (ассоциации) указанных организаций.

Одной из установленных статьей 7 Федерального закона от 19.05.1995                № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее - Закон № 82-ФЗ, Закон об общественных объединениях) организационно-правовых форм, в которых могут создаваться общественные объединения, является общественная организация.

В соответствии со статьей 3 Закона об общественных объединениях создаваемые гражданами общественные объединения могут регистрироваться в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, и приобретать права юридического лица либо функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица.

Согласно статье 14 Закона № 82-ФЗ в Российской Федерации создаются и действуют общероссийские, межрегиональные, региональные и местные общественные объединения. Под общероссийским общественным объединением понимается объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях более половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения - организации, отделения или филиалы и представительства.

В соответствии со статьей 8 указанного Закона общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.

В рассматриваемом случае, как верно отметил суд первой инстанции, статьей1УставаОбщероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» (далее - Общество инвалидов) определено, что территориальная сфера ее деятельности - общероссийская. Структурные подразделения - региональные и местные организации (организации) - осуществляют свою деятельность в субъектах Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации на основании Устава Общества инвалидов и собственных уставов. Устав Общества инвалидов закрепляет основные положения и требования к уставам региональных и местных организаций ВОИ, обеспечивающие организационное единство Общества инвалидов. Общество инвалидов и его организации являются юридическими лицами с момента государственной регистрации.

Статья 16 указанного Устава определяет, что структура Общества инвалидов является многоуровневой и образуется в соответствии с административно-территориальным устройством Российской Федерации и территориально-организационными основами местного самоуправления Российской Федерации. Решение о создании новой организации Обществом инвалидов принимается его Центральным правлением,котороеформируеторганизационныйкомитетс  полномочиями на подготовку необходимых документов и осуществление государственной регистрации новой организации Общества инвалидов.

Статьей 17 Устава, кроме того установлено, что региональные организации осуществляют свою деятельность в пределах одного субъекта РФ, в пределах территории одного субъекта Российской Федерации может быть создана только одна региональная организация.

Следовательно, на основании решения Общества инвалидов в субъекте РФ может быть создана только одна организация общественной организации Всероссийского общества инвалидов, которая и является частью ее многоуровневой структуры.

ПКО ВОИ создана 27.05.1997 изарегистрирована Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Пермскому краю в качестве некоммерческой организации 05.10.2002, учетный номер 5912010055, о чем выдано свидетельство о государственной регистрации некоммерческой организации от 06.07.2009 г.

В соответствии с пунктом 1 Устава ПКО ВОИ является краевой организацией общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов», осуществляет свою деятельность в соответствии с Уставом и Программой Общества инвалидов и на основании собственного Устава.

В соответствии с пунктом 14 Устава ПКО ВОИ является составной частью структуры ВОИ.

Факт соответствия численности общества и доли оплаты труда инвалидов в фонде оплаты труда критериям Закона № 44-ФЗ сторонами не оспаривается.

С учетом изложенного вывод УФАС и ФСС относительно того, что                 ПКО ВОИ не соответствует требованиям части 2 статьи 29 Закона № 44-ФЗ,  не может быть принят как ошибочный.

В связи с этим суд первой инстанции правомерно признал незаконными действия единой комиссии, созданной заказчиком (ФСС),  по признанию заявки организации несоответствующей требованиям, установленным документацией электронного аукциона № 0224100000219000219, а также недействительным решение УФАС от 10.09.2019 о признании жалобы ПКО ВОИ необоснованной.

Доводы УФАС, приведенные в апелляционной жалобе, были предметом исследования Арбитражного суда Архангельской области и получили надлежащую правовую оценку, с которой апелляционная коллегия согласна. Иное толкование апеллянтом норм материального права не свидетельствуют о неправильном их применении судом первой инстанции.

Поскольку материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено, оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.

Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

п о с т а н о в и л :

решение Арбитражного суда Архангельской области от 02 декабря                2019 года по делу № А05-11448/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд                      Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

Н.В. Мурахина

Судьи

Е.А. Алимова

Е.Н. Болдырева