НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Определение АС Удмуртской Республики от 23.01.2024 № А71-14779/2023

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

426011, г. Ижевск, ул. Ломоносова, 5

http://www.udmurtiya.arbitr.ru

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о включении требований в реестр требований кредиторов

г. Ижевск Дело № А71-14779/2023

23 января 2024 года Т/2

Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи Л.Ф. Вильдановой, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания В.Ю. Степановой, рассмотрев в открытом судебном заседании требование Федеральной налоговой службы, г. Москва о включении в реестр требований кредиторов ФИО1, д. Сапарово (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения: с. Сосновка Шарканского района Удмуртской АССР, ИНН <***>, СНИЛС <***>, место регистрации: <...>) задолженности в размере 94 645 руб. 46 коп., в том числе 74 650 руб. 65 коп. основной долг (налог), 13 738 руб. 56 коп. пени, 6 256 руб. 25 коп. штраф, в отсутствие представителей заявителя, финансового управляющего и должника, извещенных о времени и месте судебного заседания посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте суда в сети «Интернет» (пункт 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 №57 «О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов»), что подтверждается отчетом о публикации судебных актов,

УСТАНОВИЛ:

25 августа 2023 года в Арбитражный суд Удмуртской Республики поступило заявление ФИО1 (далее должник) о признании его несостоятельным (банкротом).

Определением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 28 августа 2023 года заявление должника принято к производству, возбуждено производство по делу с присвоением №А71-14779/2023.

Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 17 октября 2023 года (резолютивная часть решения объявлена 17 октября 2023 года) ФИО1 признан несостоятельным (банкротом), введена процедура реализации имущества гражданина, финансовым управляющим утвержден член Саморегулируемой межрегиональной общественной организации «Ассоциация антикризисных управляющих» ФИО2.

Сообщение о введении в отношении должника процедуры реализации имущества гражданина опубликовано в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве 18 октября 2023 года, в газете «Коммерсантъ» - 28 октября 2023 года.

28 декабря 2023 года (доставлено нарочным) Федеральная налоговая служба России (далее ФНС России) обратилась в Арбитражный суд Удмуртской Республики с требованием от 26.12.2023 №30-24/059922 о включении в реестр требований кредиторов должника задолженности по обязательным платежам в размере 94 645 руб. 46 коп., в том числе 74 650 руб. 65 коп. основной долг (налог), 13 738 руб. 56 коп. пени, 6 256 руб. 25 коп. штраф.

Определением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 29 декабря 2023 года требование ФНС России принято судом к производству и назначено к рассмотрению в деле о банкротстве должника.

Заявитель в судебное заседание не явился.

Должник и финансовый управляющий в судебное заседание не явились, возражений на требование ФНС России не представили.

Дело на основании статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ) рассмотрено в отсутствие заявителя, должника, финансового управляющего, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на официальном сайте http://www.udmurtiya.arbitr.ru Арбитражного суда Удмуртской Республики (статьи 123, 156 АПК РФ), неявка которых не является препятствием для рассмотрения дела.

До дня судебного заседания возражения на требование ФНС России в суд от иных лиц, участвующих в деле о банкротстве, не поступили.

В соответствии со статьей 32 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 №127-ФЗ (далее Закон о банкротстве) дела о банкротстве рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными указанным Законом.

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 №257 «Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве» ФНС России является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на представление в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам (в том числе по выплате капитализированных платежей).

В силу статьи 2 Закона о банкротстве под обязательными платежами понимаются налоги, сборы и иные обязательные взносы, уплачиваемые в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации, в том числе штрафы, пени и иные санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налогов, сборов и иных обязательных взносов в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды, а также административные штрафы и установленные уголовным законодательством штрафы.

В соответствии с пунктом 2 статьи 213.8 Закона о банкротстве для целей включения в реестр требований кредиторов и участия в первом собрании кредиторов конкурсные кредиторы, в том числе кредиторы, требования которых обеспечены залогом имущества гражданина, и уполномоченный орган вправе предъявить свои требования к гражданину в течение двух месяцев с даты опубликования сообщения о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом в порядке, установленном статьей 213.7 настоящего Федерального закона.

В ходе процедуры реализации имущества гражданина, требования конкурсных кредиторов и уполномоченного органа подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном статьей 100 настоящего Федерального закона (пункт 4 статьи 213.24 Закона о банкротстве).

Согласно пункту 1 статьи 100 Закона о банкротстве требование кредитора о включении в реестр требований кредиторов должника направляется в суд с приложением судебного акта или иных документов, подтверждающих обоснованность этих требований.

Как следует из материалов дела, ФНС России заявлено требование о включении в реестр требований кредиторов должника задолженности в размере 94 645 руб. 46 коп., в том числе:

- по налогу на доходы физических лиц, полученных физическими лицами в соответствии со статьей 228 НК РФ за три месяца 2020 года в размере 71 441 руб. 22 коп.;

- по налогу на имущество физических лиц за 2020 год в размере 72 руб. 00 коп.;

- по земельному налогу с физических лиц за 2019-2022 года в размере 3 137 руб. 43 коп.;

- штраф по налогу на доходы физических лиц, полученных физическими лицами в соответствии со статьей 228 НК РФ, на основании решения от 15.11.2021 №5355 в размере 3 575 руб. 00 коп.;

- штраф за непредставление налоговой декларации (расчета финансового результата инвестиционного товарищества, расчета по страховым взносам) на основании решения от 15.11.2021 №5355 в размере 2 681 руб. 25 коп.;

- суммы пеней, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, распределяемые в соответствии с подпунктом 1 пункта 11 статьи 46 Бюджетного кодекса РФ, в размере 13 738 руб. 56 коп. (согласно расчету л.д. 4).

В абзаце 1 пункта 26 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 №35 «О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве» разъяснено, что в силу пунктом 3 - 5 статьи 71 и пунктов 3 - 5 статьи 100 Закона о банкротстве проверка обоснованности и размера требований кредиторов осуществляется судом независимо от наличия разногласий относительно этих требований между должником и лицами, имеющими право заявлять соответствующие возражения, с одной стороны, и предъявившим требование кредитором - с другой стороны. При установлении требований кредиторов в деле о банкротстве судам следует исходить из того, что установленными могут быть признаны только требования, в отношении которых представлены достаточные доказательства наличия и размера задолженности.

Из пункта 10 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.2016 (далее Обзор судебной практики от 20.12.2016) следует, что согласно пункту 10 статьи 16, а также пунктам 3-5 статьи 71, пунктам 3-5 статьи 100 Закона о банкротстве арбитражный суд проверяет обоснованность и размер требований кредиторов, не подтвержденных вступившим в законную силу судебным актом, независимо от наличия разногласий относительно этих требований между должником и лицами, имеющими право заявлять соответствующие возражения, с одной стороны, и предъявившим требование кредитором, с другой стороны. Поэтому, в случае предъявления уполномоченным органом требований в отношении обязательных платежей, суд проверяет, представлены ли в подтверждение этих требований достаточные доказательства наличия и размера задолженности по обязательным платежам. В обоснование предъявленных требований могут быть представлены документы, содержащие данные об основаниях, моменте возникновения и размере недоимки (например, налоговые декларации налогоплательщика, акты налоговых проверок, решения налогового органа по результатам рассмотрения материалов проверок).

Оценив представленные в обоснование требования доказательства, суд пришел к выводу, что требования являются обоснованными и подлежат включению в реестр требований кредиторов должника в размере 94 645 руб. 46 коп., в том числе 74 650 руб. 65 коп. основной долг (налог), 13 738 руб. 56 коп. пени, 6 256 руб. 25 коп. штраф по третьей очереди удовлетворения, исходя из следующего.

В силу статей 227, 228, 388, 400 Налогового кодекса Российской Федерации должник является плательщиком земельного налога, налога на доходы физических лиц, налога на имущество физических лиц.

В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных настоящим Кодексом (пункт 6 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации).

Порядок принудительного исполнения обязанности по уплате налога физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, регулируется статьями 48, 69, 70, 75 Налогового кодекса Российской Федерации.

Пунктом 2 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрено, что в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, в порядке, установленном статьями 46 и 48 Налогового кодекса Российской Федерации, а также путем взыскания налога за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, определенном статьями 47 и 48 Налогового кодекса Российской Федерации.

Положения, предусмотренные настоящей статьей, применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату налога, а также штрафов в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации.

Согласно пунктам 1, 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем 3 пункта 2 настоящей статьи.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 руб., налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 руб.

В силу статьи 72 Налогового кодекса Российской Федерации исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться, в том числе пеней.

В соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (пункты 1).

Пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно (пункт 3).

Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (пункт 4).

Взыскание пеней производится в том же порядке, что и взыскание недоимки. Принудительное взыскание пеней с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации (пункт 6).

В материалы настоящего обособленного спора представлены достаточные доказательства наличия и размера задолженности по налогу на доходы физических лиц, полученных физическими лицами в соответствии со статьей 228 НК РФ за три месяца 2020 года в размере 71 441 руб. 22 коп.; по налогу на имущество физических лиц за 2020 год в размере 72 руб. 00 коп.; по земельному налогу с физических лиц за 2019-2022 года в размере 3 137 руб. 43 коп.; штраф по налогу на доходы физических лиц, полученных физическими лицами в соответствии со статьей 228 НК РФ, на основании решения от 15.11.2021 №5355 в размере 3 575 руб. 00 коп.; штраф за непредставление налоговой декларации (расчета финансового результата инвестиционного товарищества, расчета по страховым взносам) на основании решения от 15.11.2021 №5355 в размере 2 681 руб. 25 коп.; суммы пеней, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, распределяемые в соответствии с подпунктом 1 пункта 11 статьи 46 Бюджетного кодекса РФ, в размере 13 738 руб. 56 коп., а также оснований возникновения задолженности своевременного, принятия мер к их взысканию (налоговое уведомление, требования об уплате задолженности, доказательства направления налогового уведомления, решение о привлечении к ответственности за налоговое правонарушение), расчет пени.

Соответствующие сведения отражены в расчете сумм задолженности в разрезе налогов и сборов, и по периодам образования, а также принятые инспекцией меры по взысканию задолженности, представленном уполномоченным органом.

В добровольном порядке требование уполномоченного органа должником не исполнено, доказательств обратного в материалы дела не представлено.

На основании вышеизложенного, требование ФНС России следует признать обоснованным и подлежащим включению в реестр требований кредиторов должника по третьей очереди удовлетворения в размере 94 645 руб. 46 коп., в том числе 74 650 руб. 65 коп. основной долг (налог), 13 738 руб. 56 коп. пени, 6 256 руб. 25 коп. штраф.

Руководствуясь статьями 184-187, 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 100, 213.24 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», Арбитражный суд Удмуртской Республики

ОПРЕДЕЛИЛ:

Признать требование Федеральной налоговой службы, г. Москва в размере 94 645 руб. 46 коп., в том числе 74 650 руб. 65 коп. основной долг (налог), 13 738 руб. 56 коп. пени, 6 256 руб. 25 коп. штраф, обоснованным и подлежащим включению в реестр требований кредиторов ФИО1, д. Сапарово (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения: с. Сосновка Шарканского района Удмуртской АССР, ИНН <***>, СНИЛС <***>, место регистрации: <...>) по третьей очереди удовлетворения.

Определение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд г. Пермь в течение десяти дней со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.

Судья Л.Ф. Вильданова