НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Определение АС Смоленской области от 01.09.2009 № А62-5020/09

Арбитражный суд Смоленской области

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

о прекращении производства по делу

г.Смоленск                                                                                  Дело № А62-5020/2009

Резолютивная часть определения объявлена 01 сентября 2009 года.

Мотивированный текст определения изготовлен 04 сентября 2009 года.

Арбитражный суд Смоленской области в составе

председательствующего Бажановой Е.Г.,

судей: Ерохиной Ю.В., Алмаева Р.Н.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Красильниковой В.В.,

рассмотрев в судебном заседании  дело по заявлению

Открытого акционерного общества «Смоленскмебель» к

Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Смоленской области,

Администрации Смоленской области,

Федеральному государственному унитарному предприятию «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ»

при участии Прокуратуры Смоленской области

о признании недействующим постановления от 21.10.2008 № 584 «О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Смоленской области»

при участии:

от заявителя: Якушенков П.М. – юрисконсульт, доверенность, паспорт;

от ответчиков:

от Управления: Гриневич А.Н. – заместитель руководителя, доверенность, удостоверение: Солопова Н.В. – начальник отдела формирования, инвентаризации, организации ведения кадастра и оценки объектов недвижимости, доверенность, удостоверение;

от Администрации: Гришутина Е.А. – консультант отдела обеспечения судебной деятельности, доверенность, удостоверение; Кассиров К.П. – начальник отдела регулирования земельных отношений, доверенность, удостоверение; Козлова Н.Н. – начальник отдела правового мониторинга и судебной деятельности, доверенность, удостоверение;

от БТИ: Ковалев Е.Н. – заместитель директора по правовым вопросам, доверенность, удостоверение;

от прокуратуры: Павленко Н.В. – прокурор отдела Прокуратуры Смоленской области, удостоверение;

У С Т А Н О В И Л:

Открытое акционерное общество «Смоленскмебель» (далее – заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недостоверными использованные при определении кадастровой стоимости земли сведений, положенных в основу кадастровой оценки принадлежащих истцу на праве собственности земельных участков, расположенных по адресу: г.Смоленск, ул.Соболева, д. 113 и д. 105а, площадью 39264 кв.м. с кадастровым номером 67:27:0030112:4, 1221 кв.м. с кадастровым номером 67:27:0030113:16 и 1359 кв.м. с кадастровым номером 67:27:0030112:29 и признать недействующим Постановления от 21.10.2008 № 584 «О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Смоленской области».

 В порядке части 5 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в дело вступила Прокуратура Смоленской области.

Администрация Смоленской области возражает против удовлетворения заявленных требований, считает, что оспариваемое постановление принято в рамках полномочий Администрации Смоленской области с соблюдением установленной законодательством процедуры. Считает, что данный спор неподведомственен арбитражному суду, просила производство по делу прекратить.

Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Смоленской области указало, что является органом кадастрового учета, вносит результаты утвержденной государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в базу данных государственного кадастра недвижимости, как одну из характеристик земельных участков. заказчиком работ по кадастровой оценке земель населенных пунктов выступал Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области, подрядчиком – ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ». Считает, что не может являться ответчиком по настоящему спору.

Федеральное государственное унитарное предприятие «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» указало, что при проведении работ по кадастровой оценке земель руководствовалось федеральной целевой программой на 2002-2007 г.г., Постановлениями Правительства РФ № 945 от 25 августа 1999 г. «О государственной кадастровой оценке земель», № 316 от 8 апреля 2000 г. «Об утверждении правил проведения  государственной кадастровой оценке земель». Работы выполнены в срок, результаты оформлены и переданы заказчику. Отчет утвержден. Не ясны претензии Общества в его адрес, считает, что не является ответчиком по настоящему делу.

Прокурор, сославшись на статью 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), постановление Президиума ВАС РФ от 25.03.2008 № 9504/2007, просил прекратить производство по настоящему делу по пункту 1 части 1 статьи 150  АПК РФ, поскольку данное дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.

Оценив в совокупности по правилам статьи 71 АПК РФ все имеющиеся в материалах дела документы, заслушав мнение представителей сторон, прокурора, суд пришел к следующему выводу.

Как видно из материалов дела, 21 октября 2008 года Администрацией Смоленской области было вынесено Постановление № 584 «О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Смоленской области» (далее – Постановление № 584).

Пунктом 1 названного Постановления были утверждены средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель по кадастровым кварталам населенных пунктов муниципальных образований Смоленской области согласно приложению № 1; пунктом 2 - средние значения показателей кадастровой стоимости земель населенных пунктов по муниципальным районам (городским округам) Смоленской области согласно приложению № 2.

Указанное Постановление было опубликовано в официальных изданиях «Смоленская газета», № 87, 04.11.2008; «Вестник Смоленской областной Думы и Администрации Смоленской области», 06.11.2008, № 11, часть I, стр. 6 (без приложения № 2); «Вестник Смоленской областной Думы и Администрации Смоленской области», 10.11.2008, № 11 (приложение), часть I, стр. 6 (без приложения № 1) и вступил в силу с 1 января 2009 года.

Общество, сославшись на статьи 390, 391 Налогового кодекса Российской Федерации, статью 65 Земельного кодекса Российской Федерации, Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденные Приказом Минэкономразвития РФ от 15.02.2007 № 39; Методические рекомендации по определению рыночной стоимости земельных участков, утвержденные Распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 6 марта 2002 г. № 568-р; Технические рекомендации по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденные приказом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 29 июня 2007 г. № П/0152; считает, что при проведении работ по кадастровой оценке земель в основу расчетов кадастровой стоимости были положены недостоверные данные, неподтвержденные первичными документами (договорами, сведениями о рыночной стоимости земель и иных объектов недвижимости), не были учтены факторы стоимости, влияющие на рыночную стоимость земельных участков, расположенных в районе ул.Соболева г.Смоленска, в связи с чем кадастровая стоимость земельных участков, принадлежащих Обществу, была необоснованно завышена по сравнению с 2008 годом (под зданием прачечной в 1,27 раза, под зданием спортзала в 3,1 раза, под производственной базой в 8,3 раза), что впоследствии привело к завышению земельного налога. Считает, что для земельных участков Общества характерны факторы стоимости, которые уменьшают, а не увеличивают рыночную стоимость земли. Просило признать недействующим постановление от 21.10.2008 № 584 «О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Смоленской области».

Кроме того, заявитель считает, что настоящий спор подведомственен арбитражному суду, поскольку глава 23 АПК РФ предусматривает возможность обращения в арбитражный суд с заявлениями о признании недействующими нормативных правовых актов, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

В соответствии с пунктом 4 статьи 17 Федерального закона от 02.01.2000 № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» (далее - Федеральный закон № 28-ФЗ) сведения об экономических характеристиках земельных участков вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании данных государственной кадастровой и иной оценки земель и положений нормативных правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель определяется Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.2004 № 418 «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости» функции по проведению государственной кадастровой оценки всех категорий земель на территории Российской Федерации возложены на Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости для целей последующего налогообложения и иных целей, установленных законом.

В силу пункта 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316 «Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель» органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной оценки земель.

Пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 25.08.1999 № 945 «О государственной кадастровой оценке земель» органам государственной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Государственного комитета Российской Федерации по земельной политике рекомендовано принимать нормативные правовые акты, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, а также утверждать ее результаты.

В соответствии с указанными положениями Администрацией постановлением от 21.10.2008 № 584 были утверждены результаты оценки земель населенных пунктов Смоленской области. Это постановление было опубликовано для всеобщего сведения в официальных изданиях «Смоленская газета», «Вестник Смоленской областной Думы и Администрации Смоленской области» в 2008 году.

Пунктом 1 названного Постановления были утверждены средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель по кадастровым кварталам населенных пунктов муниципальных образований Смоленской области согласно приложению № 1; пунктом 2 - средние значения показателей кадастровой стоимости земель населенных пунктов по муниципальным районам (городским округам) Смоленской области согласно приложению № 2.

Данные приложения являются составной частью оспариваемого постановления, содержит кадастровую оценку земель по видам функционального использования, которой заявитель и другие лица должны руководствоваться при решении вопросов налогообложения и иных вопросов.

Следовательно, данное постановление принято уполномоченным органом государственной власти, официально опубликовано, содержит правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений, что дает основания для его оценки в качестве нормативного правового акта.

Так, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.

Земельный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон от 2 января 2000 года № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» не называют арбитражный суд в качестве суда, в котором могут быть оспорены нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, регулирующие порядок утверждения государственной кадастровой оценки земель.

В связи с отсутствием федерального закона, относящего рассмотрение споров об обжаловании указанных актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации к компетенции арбитражных судов, данный спор неподведомствен арбитражному суду.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.

При указанных обстоятельствах производство по настоящему делу подлежит прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ как неподлежащее рассмотрению в арбитражном суде.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 150, статьей 151, статьей 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

О П Р Е Д Е Л И Л:

Прекратить производство по делу по заявлению Открытого акционерного общества «Смоленскмебель» о признании недостоверными первичных значений, положенных в основу расчетов кадастровой стоимости принадлежащих истцу земельных участков, и признании недействующим Постановления от 21.10.2008 № 584 «О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Смоленской области».

Возвратить Открытому акционерному обществу «Смоленскмебель» из федерального бюджета государственную пошлину в размере 4000 руб., уплаченной при подаче иска в суд.

Определение вступает в законную силу немедленно.

Лица, участвующие в деле, вправе обжаловать настоящее определение суда в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу в кассационную инстанцию - Федеральный арбитражный суд Центрального округа (г.Брянск), жалоба подается через арбитражный суд Смоленской области.

Председательствующий                                               Е.Г. Бажанова

Судьи                                                                                 Ю.В. Ерохина

        Р.Н. Алмаев