НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Определение АС Республики Хакасия от 22.06.2009 № А74-1237/09

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

655017, г. Абакан, ул. Крылова,74, а/я 147

http://khakasia.arbitr.rue-mail: info@khakasia.arbitr.ru

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

о прекращении производства по делу

г. Абакан                                                                                                  Дело №А74-1237/2009

25 июня 2009 года

                                               Резолютивная часть определения объявлена 22 июня 2009 года

                                               Полный текст решения изготовлен 25 июня 2009 года

Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи Гигель Н.В.

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению

первичной профсоюзной организации ОАО «РУСАЛ Саяногорск» Горно-металлургического профсоюза России, г.Саяногорск,

к Государственной инспекции труда в Республике Хакасия, г. Абакан,

о признании незаконным акта № 799 от 14 ноября 2008 о результатах проверки соблюдения трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Протокол судебного заседания вела секретарь судебного заседания Кузнецова Н.В.

В судебном заседании участвовали:

от заявителя – Ромашов А.В. по доверенности от 21.08.2008 № 45-1021;

от Государственной инспекции труда в Республике Хакасия – Мурзин  П.В.  по доверенности  от 31.03.2009;

от общества с ограниченной ответственностью «Управление Бытового Обслуживания» - Сержантова И.Г. по доверенности от 22.01.2009;

от прокурора Республики Хакасия – Зайферт И.В., помощник прокурора г. Саяногорска (заявление о вступлении в дело от 04.05.2009 № 8/3-8/31-2009).

          Первичная профсоюзная организация ОАО «РУСАЛ Саяногорск» Горно-металлургического профсоюза России (далее – Профсоюзная организация) обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным акта Государственной инспекции труда в Республике Хакасия  № 799 от 14 ноября 2008 о результатах проверки соблюдения трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права.

          В ходе подготовки дела к судебному разбирательству  Профсоюзная организация дополнительно заявила  об устранении допущенных нарушений прав  и законных интересов  Профсоюзной организации, а также бывших работников общества с ограниченной ответственностью «Управление бытового обслуживания» путем обязания  Государственной инспекции труда в Республике Хакасия вынести предписание администрации общества с ограниченной ответственностью «Управление бытового обслуживания» выплатить  индексацию заработной платы за прель 2008 года уборщикам производственных помещений, которые фактически состояли в штате общества в апреле 2008 года.

     Определением арбитражного суда от 21 апреля 2009  к участию  в деле в качестве третьего лиц, не заявляющего самостоятельные требования на предмет спора,  привлечено общество с ограниченной ответственностью «Управление бытового обслуживания» (далее – ООО «УБО»).

     04 мая 2009 года о вступлении в дело заявил прокурор Республики   Хакасия.

В судебном заседании представители заявителя поддержали заявленные требования, полагают, что заявленный спор подведомственен арбитражному суду, поскольку  оспариваемый акт нарушает не только трудовые права  и интересы бывших работников ООО «УБО», но и права и законные интересы Первичной организации в сфере экономической деятельности, которое выражается в недополучении  в полном объеме членских профсоюзных взносов в сумме 500 руб. 48 коп., которые подлежат исчислению подлежащих выплате работникам сумм заработной платы. Кроме того, заявитель ссылается на то обстоятельство, что он дважды обращался в суд общей юрисдикции с заявлением  о признании вывода, указанного в акте  № 799 Государственной инспекции труда в Республике Хакасия, незаконным, при этом определением Абаканского  городского суда  от 26 февраля 2009  заявление  было возвращено, а  определением Абаканского городского суда от 05 мая 2009 года в принятии  аналогичного заявления отказано; 18 июня 20009 года  Верховным Судом Республики Хакасия, рассмотревшим частную жалобу  Профсоюзной организации,   указанное определение  оставлено без изменения.

Государственная  инспекция труда в Республике Хакасия в отзыве на заявление, поддержанном представителем в судебном заседании, требования не признала,  полагает, что спор неподведомственен арбитражному суду, в связи с чем  производство по делу просит прекратить, полагает необоснованным довод заявителя о нарушении оспариваемым актом его  прав и  законных интересов в сфере предпринимательской деятельности, обращает внимание то обстоятельство, что  предметом проверки Государственной инспекции труда являлась не предпринимательская  и экономическая деятельность ООО «УБО» либо первичной  профсоюзной организации ОАО «РУСАЛ Саяногорск», а   соблюдение  администрацией предприятия норм законодательства о труде.

Третье лицо - ООО «УБО» представило отзыв на заявление, полагает, что оспариваемый акт Государственной инспекции труда в Республике Хакасия не противоречит действующему трудовому законодательству и не подлежит признанию незаконным.

Представитель прокурора Республики Хакасия  поддержал позицию заявителя, однако, полагает, что спор подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции.

Заслушав представителя заявителя, исследовав представленные доказательства,  арбитражный суд установил следующее.

Как усматривается из материалов дела, в Профсоюзную организацию поступила жалоба  председателя цехового комитета  ООО «Ротекс» Софроновой Веры Петровны на невыплату  ООО «УБО» на основании приказа № 818 от 01 июля 2008 года индексации заработной платы уборщикам производственных помещений с января по апрель 2008 г., переведенных в ООО «Ротекс» в мае 2008 года.

В связи с тем, что администрация ООО «УБО» отказала в удовлетворении просьбы Профсоюзной организации в выплате индексации заработной платы бывшим работникам, состоящим в штате в апреле 2008 года, Профсоюзная организация направила соответствующую жалобу прокурору города Саяногорска. Указанная жалоба передана прокурором города Саяногорска на рассмотрение в Государственную инспекцию труда в Республике Хакасия.

14 ноября 2008 года начальником отдела надзора и контроля по правовым вопросам Государственной  инспекции труда в Республике Хакасия П.И.Мурзиным составлен акт  о результатах проверки соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права № 799.

Согласно указанному акту  в действиях администрации ООО «УБО» не установлено ограничений и нарушений  трудовых прав работников.

  Как следует из пояснений представителей Профсоюзной организации, в январе 2009 года  акт Государственной инспекции труда в Республике Хакасия был передан в Профсоюзную организацию  администрацией ООО «УБО».

16 марта 2009 года Профсоюзная организация обратилась с заявлением об оспаривании акта в арбитражный суд.

Арбитражный суд пришёл к выводу, что заявленный спор не подлежи  рассмотрению  в арбитражном суде.

Согласно части 1 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.

В силу пункта 3 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности.

В том числе в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации в арбитражный суд вправе обратиться  граждане, организации и иные лица с заявлениями о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц,  если полагают, что  оспариваемые акты, решения, действия (бездействие) государственных органов не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности.

Из вышеприведенных норм следует, что юрисдикция арбитражного  суда является специфической и распространяется только на сферу предпринимательских и иных экономических интересов заявителей.

Предмет спора – акт  Государственной инспекции труда в Республике Хакасия № 799 от 14 ноября 2008 года принят по результатам проверки  соблюдения  администрацией ООО «УБО» трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Проверка производилась на основании жалобы Профсоюзной организации  от 30 сентября 2008 года, в которой  также указано на несоблюдение администрацией ООО «УБО» норм трудового законодательства.

В силу положений статьи 11 Федерального закона от 12.01.1996 № 10-ФЗ  «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» профессиональные союзы, их объединения (ассоциации), первичные профсоюзные организации и их органы представляют и защищают права и интересы членов  профсоюза  по вопросам индивидуально-трудовых и связанных с трудом отношений.

В соответствии  с пунктом 2.3.1 Устава  Горно-металлургического профсоюза России одной из основных целей профсоюза является защита прав и интересов  его членов по вопросам индивидуальных трудовых  и связанных с трудом отношений в том числе в органах законодательной и исполнительной власти и местного самоуправления, в судебных и иных организациях, перед работодателями и в их объединениях.

В разделе 2  Положения о первичной профсоюзной организации ОАО «РУСАЛ Саяногорск» Горно-металлургического профсоюза России  предусмотрено осуществление постоянного контроля  за соблюдением работодателями  законодательства о труде.

Исходя из содержания жалобы  от 30 сентября 2008 года,  Профсоюзная организация обжаловала  действия администрации ООО «УБО» в рамках полномочий профсоюза, вытекающих из вышеприведенных положений Федерального закона, Устава профсоюза и Положения  о первичной профсоюзной организации, а не как субъект предпринимательской или иной экономической деятельности.

Таким образом,  фактически спор возник в сфере трудовых отношений между администрацией и бывшими работниками  ООО «УБО». Профсоюзная организация лишь поддержала интересы работников и выступила в их защиту.

Действительно,  в соответствии с пунктами 11.1 и 11.2 Устава Горно-металлургического профсоюза России профсоюзные взносы составляют финансовую основу  профсоюза, устанавливаются для работающих членов профсоюза в размере 1 процента  от суммы месячного заработка и других доходов, связанных с трудовой деятельностью.

Удержание и перечисление профсоюзной организации членских взносов из заработной платы работников по их заявлениям  в силу  статьи 28 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» является обязанностью работодателя.

Споры, связанные с неперечислением удержанных профсоюзных взносов, подведомственны арбитражному суду.

Вместе с тем  оспариваемый акт Государственной инспекции труда в Республике Хакасия не касается  вопроса недополучения Профсоюзной организацией членских взносов. Как следует из обстоятельств дела, указанные взносы не исчислялись и не удерживались работодателем - ООО «УБО», поскольку не начислялась и не выплачивалась заработная плата.

В жалобе, направленной прокурору,  Профсоюзная организация не ссылалась на нарушение  собственных прав и законных интересов в сфере экономической деятельности, в том числе в связи с  недополучением членских профсоюзных взносов в связи с невыплатой  индексации к заработной плате, жалоба бала направлена исключительно на защиту прав и законных интересов  членов профсоюза.

Соответственно,  предметом рассмотрения Государственной инспекции труда в Республике Хакасия также являлось  исключительно соблюдение  трудового законодательства  при выплате индексации заработной платы работникам ООО «УБО».  Вопрос  недополучения  членских взносов Профсоюзной организацией  Государственной инспекции труда  в Республике Хакасия не входит в компетенцию последней,  и ею не рассматривался.

Арбитражный суд считает, что оспариваемый акт не направлен на нарушение прав Профсоюзной организации и лишь опосредованно через призму обязанности работников - членов профсоюзной  организации уплачивать  членских взносов влияет на её финансовые интересы, причем в крайне незначительном  размере.

Таким образом, под видом заявления экономического спора заявитель фактически  имеет намерение передать на рассмотрение арбитражного суда  трудовой спор, возникший между  администрацией ООО «УБО» и  его бывшими работниками, обратившимися в Профсоюзную организацию за содействием.

В соответствии с действующим законодательством в компетенцию арбитражных судов рассмотрение  таких споров не входит.

В соответствии с положениями пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации  арбитражный суд прекращает производство по делу, если  спор не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.

Арбитражный суд не принимает доводы заявителя о том, что прекращение производства по делу  лишает его права на судебную защиту.

Как следует из  представленных в дело документов, Профсоюзная организация,  воспользовавшись своим правом на обращение в суд в интересах  членов профсоюза, предъявляла в суд общей юрисдикции иск о взыскании индексации заработной платы в пользу Софроновой В.П. Однако решением Саяногорского городского  суда от 28 января 2009 года  Первичной профсоюзной организации в удовлетворении иска было отказано в связи с пропуском срока обращения в суд.

Из содержания определения Абаканского городского суда  от 26 февраля 2009 года следует, что основанием для возврата заявления Профсоюзной организации явилось отсутствие подписи представителя  на заявлении (пункт 4 части 1 статьи 135 Гражданского процессуального кодекса  Российской Федерации) и неподсудность спора данному суду (пункт 2 части 1 статьи 135 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Согласно определению Абаканского  городского суда от 05 мая 2009 года  основанием для отказа в принятии заявления явился вывод суда о том, что  оспариваемый акт  о результатах проверки от 14 ноября 2008 года № 799, как  не затрагивающий и не нарушающий сам по себе прав, свобод и законных интересов заявителя и не создающий угрозу  такого нарушения, не создающий препятствий для осуществления  прав и свобод и не возлагающий на  заявителя никаких обязанностей, не может быть оспорен  в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК.

 Вывод о подведомственности дела  арбитражному суду в  определениях Абаканского городского суда отсутствует.

Кроме того, арбитражный суд полагает, что Профсоюзная организация в случае несогласия с принятыми судами общей юрисдикции судебными актами не  утратила возможность обращения   за пересмотром их  в порядке надзора.

Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы юридического лица, гражданина, может быть признан судом недействительным.

          Заявитель относит оспариваемый акт Государственной инспекции труда  к категории ненормативных актов или решений, порождающих  определенные юридические последствия.

С учётом положений теории российского права под ненормативным актом, который может быть оспорен и признан недействительным судом, понимается документ властно-распорядительного характера, вынесенный уполномоченным органом в отношении конкретного лица, имеющий индивидуальный характер, нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы юридического лица и влекущий неблагоприятные юридические последствия.

          Разъясняя положения статьи 46 Конституции Российской Федерации  и главы  25 ГПК Российской Федерации  Пленум Верховного Суда Российской Федерации  в постановлении от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения  судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих»  указал, что оспорены в суде могут быть решения  органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, к которым  относятся акты органов государственной власти,  принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающие правовые последствия для конкретных граждан и организаций.

Оценив акт о результатах проверки соблюдения трудового законодательства, арбитражный суд пришел к выводу, что он является документом информационного характера, не порождает каких-либо правовых последствий для заявителя, а лишь констатирует результаты проверки жалобы председателя профсоюзного комитета по фактам нарушения трудового законодательства, содержит вывод об отсутствии нарушений со стороны администрации  предприятия.

  При этом указанный акт не устанавливает, не изменяет и не прекращает права и обязанности заявителя и не создает каких-либо препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Данный акт не имеет властно-распорядительного характера, не содержит ограниченных во времени конкретных предписаний, то есть не обладает признаками ненормативного акта.

Учитывая вышеизложенное, арбитражный суд не находит оснований для рассмотрения спора по существу и полагает необходимым его прекратить  применительно к  положениям пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации.

В соответствии  с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодека Российской Федерации уплаченная Профсоюзной организацией при подаче заявления  государственная пошлина в сумме 2000 руб. подлежит возвращению из федерального бюджета.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 150, статьями 104, 151, 176, 184, 185 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

О П Р Е Д Е Л И Л:

1.Прекратить производство по делу № А74-1237/2009.

         2. Возвратить Первичной профсоюзной организации ОАО «РУСАЛ Саяногорск» Горно-металлургического профсоюза России, г. Саяногорск, из федерального бюджета государственную пошлину в  сумме 2000 руб., уплаченную по платежным поручениям             № 154 от 13 апреля 20099 года и от 17 февраля 2009 года № 61.

         3. Выдать справку на возврат государственной пошлины и подлинники платежных  поручений.

Настоящее определение может быть обжаловано  в  течение месяца со дня его оглашения  путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный суд апелляционной инстанции (город Красноярск) либо  в течение двух месяцев со дня вступления определения в законную силу путём подачи кассационной жалобы в  Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа (город Иркутск). Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Республики Хакасия.

Судья                                                                                                     Н.В. Гигель