НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Определение АС Республики Бурятия от 10.09.2012 № А10-3829/12

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
670001, г.Улан-Удэ, ул. Коммунистическая, 52
e-mail: info@buryatia.arbitr.ru, web-site: http://buryatia.arbitr.ru

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
о принятии обеспечительных мер

г.Улан-Удэ

10 сентября 2012 года

Дело № А10-3829/2012

Арбитражный суд Республики Бурятия в составе судьи Дружининой О.Н., рассмотрев заявление открытого акционерного общества «Улан-УдэЭнерго» (ИНН 0326481003, ОГРН 1080327000599) о принятии обеспечительных мер в виде приостановления действия решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Бурятия от 12.07.2012 №57,

установил:

Открытое акционерное общество «Улан-УдэЭнерго» обратилось в суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налогвой службы России №1 по Республике Бурятия о признании недействительным решение №57 от 12.07.2012 в части:

- привлечения общества к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде штрафа, с учетом пункта 3 статьи 114 НК РФ, в сумме 3 059 801 руб.;

- начисления пени за несвоевременную уплату НДС в сумме 7 415 343 руб. 91 коп.;

- уплаты недоимки по НДС за 2009г. в сумме 25 405 319 руб.;

- уплаты излишне возмещенной суммы НДС за 2009г. в сумме 7 299 335 руб.;

- уменьшения убытков по налогу на прибыль на 43 225 734 руб., в т.ч. за 2009г. в сумме 39 918 420 руб., за 2010г. в сумме 3 307 314 руб.;

к Управлению Федеральной налоговой службы России по Республике Бурятия о признании недействительным решение №15-14/06113 от 03.09.2012.

Определением Арбитражного суда Республики Бурятия от 10 сентября 2012 года заявление принято, возбуждено производство по делу.

Одновременно обществом заявлено ходатайство о принятии обеспечительных мер в виде приостановления действия решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Бурятия от 12.07.2012 №57.

В обоснование заявления о принятии обеспечительных мер заявитель указал, что исходя из предмета заявленного Обществом требования о признании частично недействительным решения налогового органа, непринятие обеспечительным мер в виде приостановления действия оспариваемого акта может повлечь списание денежных средств со счета Общества в бесспорном порядке и, соответственно, затруднить впоследствии немедленное исполнение судебного акта в случае признания оспариваемого ненормативного акта налогового органа недействительным (незаконным). Кроме того, непринятие обеспечительных мер может причинить значительный ущерб Обществу, не позволит вести ему нормальную производственную деятельность, что приведет к нарушению исполнения денежных обязательств.


Общество является действующим предприятием, крупнейшим налогоплательщиком; стабильность имущественного положения организации подтверждается бухгалтерским балансом, отчетом о прибылях и убытках.

Основная уставная деятельность общества - оказание услуг по передаче электрической энергии является жизнеобеспечивающей для населения всего города Улан-Удэ. ОАО «Улан- Удэ Энерго» обеспечивает эксплуатацию 70% объектов электросетевого хозяйства на территории г.Улан-Удэ.

В рамках действующего законодательства в сфере электроэнергетики общество состоит в договорных отношениях с иными смежными сетевыми организациями, в процессе исполнения которых опосредованно через общество осуществляются взаиморасчеты за оказанные услуги по передаче электрической энергии между гарантирующим поставщиком ОАО «Бурятэнергосбыт» и сетевыми организациями. В связи с указанным, неисполнение договорных обязательств со стороны общества также повлечет неблагоприятные последствия для иных субъектов электроэнергетики, действующих на территории г.Улан- Удэ.

Поскольку на расчетном счете Общества на момент обращения с заявлением в арбитражный суд не имеется достаточных денежных средств для уплаты оспариваемых сумм налогов, пеней и штрафов, взыскание денежных средств со счета Общества в бесспорном порядке может лишить организацию всех оборотных средств, необходимых в том числе для обеспечения оперативного обслуживания электросетевого комплекса, а также проведение аварийно-восстановительных, ремонтных работ, имеющих жизнеобеспечивающий характер. Непринятие обеспечительных мер повлечет неисполнение обязательств Общества по заключенным договорам, в связи с чем ему будут начислены проценты за пользование денежными средствами; непринятие обеспечительных мер приведет к невозможности выплаты заработной платы работникам, численность которых согласно штатному расписанию 380 человек (общий фонд оплаты труда составляет 10 353 тыс. руб.).

Как следует из решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №1 по Республике Бурятия №57 от 12.07.2012, утвержденного решением Управления ФНС России по РБ №15-14/06113 от 03.09.2012 открытое акционерное общество «Улан- УдэЭнерго» привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, с учетом пункта 3 статьи 114 НК РФ, в виде штрафа в размере 3 059 801 руб., начислено пени в размере 7 415 343 руб. 91 коп., предложено уплатить недоимку в размере 25 405 319 руб., уплаты излишне возмещенной суммы налога на добавленную стоимость в бюджет в размере 7 299 335 руб.

Изучив доводы заявителя, представленные документы, суд считает, что заявление о принятии обеспечительных мер подлежит удовлетворению, по следующим основаниям.

Согласно части 3 статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при предъявлении требований о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными арбитражный суд по ходатайству заявителя может приостановить действие оспариваемого акта, решения.

В главе 24 Кодекса не установлены особенности рассмотрения ходатайств о приостановлении действия ненормативного правового акта, решения, в связи с чем в указанном случае необходимо учитывать соответствующие положения главы 8 Кодекса, в том числе об основаниях обеспечительных мер и о порядке рассмотрения заявления об обеспечении иска.

На основании абзаца 2 пункта 29 Постановления Пленума № 55 от 12.10.2006 Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации «О применении арбитражными судами обеспечительных мер» при обжаловании решений налоговых органов или территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации о взыскании штрафов, а также решений иных административных органов о привлечении к административной ответственности


арбитражный суд приостанавливает (если имеется соответствующее ходатайство) исполнение оспариваемого решения до вынесения судебного акта.

Учитывая изложенное, суд удовлетворяет заявление открытого акционерного общества «Улан-УдэЭнерго» в виде приостановления исполнения решения №57 от 12.07.2012 Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №1 по Республике Бурятия в части взыскания штрафных санкций в размере 3 059 801 руб.

Как следует из Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12 октября 2006 г. № 55 «О применении арбитражными судами обеспечительных мер», применение обеспечительных мер в отношении решений налоговых органов о взыскании сумм недоимки и пени допускается только при наличии оснований, предусмотренных частью 2 статьи 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд по заявлению лица, участвующего в деле, может принять срочные временные меры, направленные на обеспечение иска или имущественных интересов заявителя. Обеспечительные меры допускаются на любой стадии арбитражного процесса, если непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта либо причинить значительный ущерб заявителю.

Как следует из пункта 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12 октября 2006 г. № 55 «О применении арбитражными судами обеспечительных мер» при оценке доводов заявителя арбитражным судам следует, в частности, иметь в виду разумность и обоснованность требования заявителя о применении обеспечительных мер, вероятность причинения заявителю значительного ущерба в случае непринятия обеспечительных мер, обеспечение баланса интересов заинтересованных сторон, предотвращение нарушения при принятии обеспечительных мер публичных интересов, интересов третьих лиц.

Кроме того, рассматривая заявление о применении обеспечительных мер, суд оценивает, насколько истребуемая заявителем конкретная обеспечительная мера связана с предметом заявленного требования, соразмерна ему и каким образом она обеспечит фактическую реализацию целей обеспечительных мер, обусловленных основаниями, предусмотренными частью 2 статьи 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Таким образом, основанием для принятия судом обеспечительных мер являются: затруднительность исполнения судебного акта, принятого по результатам рассмотрения иска, в случае его удовлетворения или причинение значительного ущерба заявителю.

На основании части 3 статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обеспечительной мерой может быть приостановление действия оспариваемого акта, решения.

Согласно статье 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основной задачей судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных или оспариваемых прав и охраняемых законом интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую или иную экономическую деятельность.

Вышеуказанное предполагает не только возможность заинтересованного лица обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса, но и реальность исполнения вступившего в законную силу судебного акта.

Поскольку предметом заявленных требований является признание решения налоговой инспекции от 12.07.2012 №57 недействительным, то мерой, гарантирующей возможность реализовать решение суда, является предотвращение неблагоприятных для заявителя последствий, наступление которых возможно в случае исполнения обжалуемого акта.

Как указано в Информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.08.04 № 83 "О некоторых вопросах, связанных с применением части 3 статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", ходатайство об обеспечении иска не может быть удовлетворено, если заявитель не


представил доказательств, свидетельствующих о том, что в случае непринятия обеспечительной меры могут возникнуть последствия, указанные в части 2 статьи 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, за исключением случаев, когда такие последствия напрямую вытекают из существа оспариваемого акта, решения (часть 1 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 4 информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.08.2004г. №83 «под приостановлением действия ненормативного правового акта, решения в части 3 статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации понимается не признание акта, решения недействующим в результате обеспечительной меры суда, а запрет исполнения тех мероприятий, которые предусматриваются данным актом, решением».

В обоснование заявления о принятии обеспечительных мер заявителем представлены:

- кредитный договор №0039-11-3-4/385/02-11;

- договор оказания услуг по передаче электрической энергии №65/04-01-11 от 21.02.2011;

- договор оказания услуг по передаче электрической энергии №1209/89/04-01-11 от 01.01.2011;

- сведения об открытых (закрытых) счетах в кредитных организациях,

- справка Улан-Удэнского филиала ОАО АКБ Росбанк №64-10-12-06/45 от 07.09.2012;

- справка Сибирского филиала ОАО Промсвязьбанк №ОО-25-17-491 от 07.09.2012;

- справка КБ «Интеркоммерц Банк» (ООО) №80/299 от 05.09.2012;

- свод начислений и удержаний с января 2012г. по июль 2012г.;

- справка о расходах за период с 01.01.2012 по 06.09.2012;

- выписка из штатного расписания;

Как следует из кредитного договора №0039-11-3-4/385/02-11 от 30.11.2011 на сумму 40 000 000 рублей, на срок до 03.12.2012, под 10,5% годовых (за пользование траншами, срок пользования которыми составляет не более 30 дней), 10, 75% годовых (за пользование траншами, срок пользования которыми составляет от 31 до 60 календарных дней).

Согласно акта об оказании услуги по передаче электрической энергии от ОАО «МРСК Сибири» ОАО «Улан-УдэЭнерго» за август 2012г. стоимость услуг за август 2012г. составила 57 810 911 руб. 64 коп.

Согласно счету-фактуре №00000745 от 31.08.2012 ЗАО «Энерготехмонтаж» были оказаны услуги по передаче электроэнергии ОАО «Улан-УдэЭнерго» в сумме 1 004 071 руб. 30 коп.

Как следует из пояснений заявителя ОАО «Удэ-УдэЭнерго» осуществляет оказание услуг по передаче электрической энергии являющейся жизнеобеспечивающей для населения всего города Улан-Удэ. ОАО «Улан-Удэ Энерго» обеспечивает эксплуатацию 70% объектов электросетевого хозяйства на территории г.Улан-Удэ.

В соответствии с выпиской из штатного расписания численность работников составляет 391 человек. Фонд заработной платы в месяц составляет 8 950 602 руб.

Кроме того, ОАО «Улан-УдэЭнерго» имеет обязательства уплате НДФЛ, страховых взносов в ПФ, страховых взносов в ФОМС, страховых взносов в ФСС, алиментов, добровольных страховых взносов, НДС.

Согласно справке Улан-Удэнского филиала ОАО АКБ Росбанк №64-10-12-06/45 от 07.09.2012 остаток денежных средств на расчетном счете ОАО «Улан-УдэЭнерго» на 07.09.2012 составляет 0 руб.;

Согласно справке Сибирского филиала ОАО Промсвязьбанк №ОО-25-17-491 от 07.09.2012 остаток денежных средств на расчетном счете ОАО «Улан-УдэЭнерго» на 07.09.2012 составляет 311 руб. 87 коп.;

Согласно справке КБ «Интеркоммерц Банк» (ООО) №80/299 от 05.09.2012 остаток денежных средств на расчетном счете ОАО «Улан-УдэЭнерго» на 05.09.2012 составляет 905 руб. 85 коп.


Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России №1 по Республике Бурятия в адрес ОАО «Улан-УдэЭнерго» выставлено требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 10.09.2012, которым предложено в срок до 24.09.2012 погасить имеющуюся задолженность.

Представленные заявителем документы и указанные обстоятельства позволяют сделать вывод, о том, что общество имеет обязательства, которые оно должно своевременно выполнять. На выполнение имеющихся обязательств необходимы значительные денежные средства.

Бесспорное списание доначисленных налогов и пени может повлечь невыполнение заявителем его обязательств и угрозу причинения значительного ущерба финансово- хозяйственной деятельности общества, несвоевременную уплату налогов, срыв оказания услуг по передаче электрической энергии населению всего города Улан-Удэ.

Кроме этого, суд учитывает, что заявитель имеет обязательства перед работниками по выплате им заработной платы. Изъятие значительной суммы денежных средств может повлечь невыплату заработной платы работникам.

Таким образом, непринятие обеспечительных мер может существенно повлиять на финансовое положение ОАО «Улан-УдэЭнерго», затруднить его деятельность и повлечь причинение значительного ущерба, невыплату заработной платы работникам, невозможность выплат по договорным обязательствам.

Истребуемые обеспечительные меры соответствуют требованиям статей 90, 91 и части 3 статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не нарушают баланса частных и публичных интересов, поскольку направлены на уменьшение негативных последствий действия оспариваемого решения и обеспечивают защиту имущественных интересов заявителя и в то же время не влекут утрату возможности его исполнения в случае отказа в удовлетворении требований заявителя по существу спора.

Обеспечительные меры, о применении которых заявлено, связаны с предметом спора, при этом не нарушают баланса интересов заинтересованных сторон и не влекут нарушения публичных интересов.

Учитывая вышеперечисленное, суд считает возможным удовлетворить ходатайство заявителя о принятии обеспечительных мер в виде приостановления действия решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Бурятия от 12.07.2012 №57 в части взыскания штрафа в сумме 3 059 801 руб., недоимки по налогам в размере 25 405 319 руб., пени в размере 7 415 343 руб. 91 коп., уплаты излишне возмещенной суммы налога на добавленную стоимость в бюджет в размере 7 299 335 руб.

Руководствуясь статьями 90-93 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

Заявление открытого акционерного общества «Улан-УдэЭнерго» о принятии обеспечительных мер удовлетворить.

Приостановить исполнение решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Бурятия №57 от 12.07.2012 в части взыскания штрафа в сумме 3 059 801 руб., недоимки по налогам в размере 25 405 319 руб., пени в размере 7 415 343 руб. 91 коп., уплаты излишне возмещенной суммы налога на добавленную стоимость в бюджет в размере 7 299 335 руб.

Выдать исполнительный лист.

Определение подлежит немедленному исполнению.

Копии определения направить лицам, участвующим в деле.

Определение арбитражного суда может быть обжаловано в течение месяца с даты принятия в Четвертый арбитражный апелляционный суд, а также в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.


Апелляционная и кассационная жалобы подаются через арбитражный суд, вынесший определение.

В случае обжалования определения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда http://4aas.arbitr.ru/ или Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа http://fasvso.arbitr.ru/.

Судья

О.Н. Дружинина



2

3

4

5

6