НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Определение АС Приморского края от 27.10.2009 № А51-10707/09

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

г. Владивосток, ул. Светланская, 54

О  П  Р Е Д Е Л Е Н И Е

27 октября 2009 года                         Дело № А51-10707/2009          

Ñóäüÿ Àðáèòðàæíîãî ñóäà Ïðèìîðñêîãî êðàÿ      Í.Í. Êóïðèÿíîâà :

при ведении протокола   судьей  Н.Н.Куприяновой 

рассмотрев   в судебном заседании  20 октября 2009  дело   по заявлению :

Управления государственной службы занятости населения Приморского края

к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Приморском крае

о признании  частично незаконным представления от 09.06.2009 № 20-03-07/2695

При  участии  сторон :

от  Заявителя -  главный специалист-эксперт юридического отдела  Н.А.Гаврилова Дов. № 01-юр-3/1106  от 24.03.2009 ; начальник отдела бухгалтерской отчетности  О.Н.Полтева Дов. № 01-Б-2/1638  от 29.04.2009

от ТУ Росфиннадзора  – заместитель  начальника отдела по контролю М.В.Быкова Дов. № 20-01-43/3671  от 03.08.2009 ; главный специалист-эксперт юридического отдела  Л.П.Буркалева Дов. № 20-01-07/2608 от 09.10.2006

у с т а н о в и л  :

Управление государственной службы занятости населения Приморского края  ( далее Заявитель, Управление занятости )    обратилось в арбитражный суд  с заявлением  к  Территориальному управлению Федеральной службы   финансово-бюджетного надзора в  Приморском       крае ( далее ТУ Россфиннадзора в ПК) о признании  частично   незаконным представления  о ненадлежащем  исполнении   бюджетного процесса    от 09.06.2009 № 20-03-07/2695.

Управление занятости  населения Приморского края  в судебном  заседании  настаивало на удовлетворении предъявленных требований   , полагая , что  оспариваемый ненормативный  акт  подлежит  признанию недействительным,  поскольку  представление нарушает права и законные интересы Управления, незаконно возлагает обязанности, создает препятствия для осуществления экономической деятельности, поскольку по результатам проверки прокурору Приморского края направлена информация о незаконном использовании средств федерального бюджета ; Губернатору Приморского края направлено информационное письмо для сведения, контроля за принятием мер .

Заявитель считает , что Управление действовало в соответствии с пунктом 3 статьи 133 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктом 3 статьи 7.1 Закона, и высвободившиеся в результате экономии средства субвенции использованы на цели, определенные пунктом 1 статьи 7.1 Закона.

 Неправомерного  использования средств субвенций из федерального бюджета на выплату повышенного районного коэффициента   не имелось, поскольку согласно статье 3 Трудового кодекса Российской Федерации каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав.

Согласно части 7 статьи 51 Федерального закона от 27.07. 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» порядок формирования фонда оплаты труда государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации с учетом положений настоящей статьи.

Статьей 42 Закона Приморского края от 08 августа 2005 года № 284-КЗ «О государственной гражданской службе Приморского края» к денежному содержанию гражданского служащего устанавливается районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате за работу в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, или в южных районах Дальнего Востока.

Законом Приморского края от 14 апреля 2006 года № 350-КЗ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих в организациях, финансируемых из краевого бюджета, и проживающих в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также лиц, получающих пособия, стипендии и компенсации за счет средств краевого бюджета» районный коэффициент к заработной плате работников организаций, финансируемых из краевого бюджета , установлен в размере 1,3.

Поскольку работники Управления государственной службы занятости населения Приморского края являются государственными служащими Приморского края , осуществляющими государственные полномочия, то  в силу п. 3 статьи 26.1 Федерального закона от 06.10.1999 года № 184-ФЗ, постановления Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 года № 36 они вправе получать денежное содержание в размере, установленном законодательством Приморского края, т.е. с применением районного коэффициента к заработной плате в размере 1,3.

Административный орган предъявленные   требования  не признал, настаивал на законности  и обоснованности принятого предписания.

Также,  письменно возражая на доводы Заявителя указал, что Представление о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса от 09.06.2009 года № 20-03-07/2695 для рассмотрения представление о ненадлежащем исполнении бюджета, в соответствии с пунктом 123 Административного регламента исполнения Федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в финансово-бюджетной сфере при использовании средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности (далее - Регламент), утвержденного приказом Министерства Финансов Российской Федерации от 04.09.2007 года № 75н, выносится по результатам ревизии на имя руководителя организации - получателя бюджетных средств.

В представлении о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса от 09.06.2009 года № 20-03-07/2695 начальнику Управления государственной службы занятости населения Приморского края Е. В. Макарову предложено рассмотреть вынесенное  Представление и принять меры по недопущению в дальнейшем совершения вышеуказанных нарушений требований бюджетного законодательства. Данное представление не содержит требований об исполнении, в представлении нет указания на выполнение каких либо требований, то есть отсутствует состав  административного правонарушения, в представлении говорится лишь о необходимости информирования о результатах рассмотрения настоящего представления, а не о принятых мерах.

В соответствии с пунктом 126 Регламента административная ответственность предусмотрена за невыполнение требований представления,

а оспариваемое Представление не содержит никаких требований к Управлению государственной службы занятости населения Приморского края, представление не содержит для Управления государственной службы занятости населения Приморского края ни юридических, ни экономических последствий (санкций).

То есть , по мнению Административного органа, Управление государственной службы занятости населения Приморского края не обладает процессуальной правоспособностью в рассматриваемом деле, то есть не обладает , согласно федеральному закону, правом на судебную защиту в арбитражном суде своих прав и законных интересов, так как данные интересы не нарушены.

Из  материалов дела  судом   установлено, что Территориальным  управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Приморском крае была проведена проверка   использования  Управлением государственной службы занятости населения Приморского края   субвенций, выделенных  из федерального бюджета  на осуществление полномочий Российской федерации в области содействия занятости населения  за период с 01.01.2008  по 31.12.2008  года.

В ходе  проверки  было установлено, что  в нарушении пункта 3 статьи 133 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 7.1. Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» высвободившиеся по подразделу 1003 «Социальное обеспечение населения» средства субвенции из федерального бюджета в сумме 1 215 500  рублей , израсходованы на текущий ремонт кабинетов и фасада административного здания Управления государственной службы занятости населения Приморского края, тогда как подлежали использованию только на финансирование переданных полномочий в области занятости.

В результате нецелевое использование средств субвенций из федерального бюджета составило 1215500 рублей.

Также проверкой  было установлено неправомерное использование средств субвенций из федерального бюджета на выплату повышенного районного коэффициента в размере 1 067717  рублей и ЕСН в сумме 279742  рублей.

Данные  нарушения были  отражены в акте  проверки от 25 мая 2009 года и  в представлении о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса от 09.06.2009 года № 20-03-07/2695 ,  направленном в адрес Начальника  Управления государственной службы занятости населения Приморского края Е. В. Макарову.   

Указанным представлением было предложено рассмотреть его и принять меры по недопущению в дальнейшем совершения вышеуказанных нарушений требований бюджетного законодательства в срок до 01.10.2009.

Посчитав, что Представление  о ненадлежащем  исполнении   бюджетного процесса    от 09.06.2009 № 20-03-07/2695 не соответствует закону и нарушает права и законные интересы Управления , незаконно возлагает обязанности, создает препятствия для осуществления экономической деятельности , Управление занятости  населения Приморского края  обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Суд, рассмотрев материалы дела, выслушав пояснения  сторон, полагает, что настоящий спор не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.

Пункт 2 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность  без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке.

Согласно части 2 статьи 29 Кодекса арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе дела об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявите ля в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов , незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение, действия (бездействие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Ненормативным актом, законность которого может быть оспорена в арбитражном суде, признается документ, адресованный конкретному лицу или группе лиц, содержащий обязательные предписания или распоряжения, влекущие юридические последствия и нарушающие права и законные интересы указанных в них лиц.

При этом предметом спора по делам об оспаривании решений и действий государственных органов является требование, направленное на исключение последствий, порожденных такими решением или действиями.

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 04 декабря 2003 года по делу № 418-О указал , что граждане и организации вправе обратиться в арбитражный суд, а арбитражный суд обязан рассмотреть исковые требования о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц - незаконными, если заявители полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение, действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления этой деятельности; при рассмотрении подобных дел арбитражные суды не вправе ограничиваться формальным установлением того, какой характер носит оспариваемый акт, а обязаны выяснить, затрагивает ли он права граждан (организаций, иных лиц), соответствует ли законам и иным актам отраслевого законодательства, и должны в каждом конкретном случае реально обеспечивать эффективное восстановление нарушенных прав.

Как  следует из материалов дела ,  Руководитель Территориального управления  Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Приморском крае, в соответствии с пунктом 122 Административного регламента исполнения Федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации при использовании средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности, утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 04.09.2007 года № 75,  на основании акта проверки вынес  обязательное к исполнению  должностным лицом  проверенной организации  предписание по устранению выявленных нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации.

Согласно статье 289 Бюджетного кодекса  под нецелевым использованием бюджетных средств понимается направление и использование данных средств на цели , не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, что влечет наложение штрафов на руководителей получателей бюджетных средств в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях , изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению, а также при наличии состава преступления уголовные наказания, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации.

Оспариваемые   эпизоды  предписания от 09.06.2009 года № 20-03-07/2695 носят информационно-разъяснительный характер и не являются властно-обязывающими предписаниями в отношении Заявителя.

Также  оспариваемое представление о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса от 09.06.2009 года № 20-03-07/2695 вынесено в отношении начальника Управления государственной службы занятости населения Приморского края Е. В. Макарову , вследствие чего,  суд полагает, что  оно не могло нарушить права и законные интересы Управления государственной службы занятости населения Приморского края, так как не возлагает на Управление государственной службы занятости населения Приморского края каких-либо обязанностей, не препятствует осуществлению экономической деятельности и не устанавливает для него  негативных  последствий неисполнения этого предписания.

В  силу   положений  пункт 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Арбитражный суд прекращает производство по делу, если дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде .  

Исследовав  материалы дела ,  суд приходит  к выводу о том , что оспариваемые  положения  предписания от 09.06.2009 года № 20-03-07/2695 не имеют признаков ненормативного акта   и  поэтому дело подлежит прекращению.

Руководствуясь статьей 104, пунктом 1 части 1 статьи 150,

статьями 151, 184-185 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

о  п   р  е  д  е  л  и  л  :

Прекратить производство по делу.

Определение может быть обжаловано в месячный срок в Пятый арбитражный апелляционный суд через арбитражный суд Приморского края.

Судья                                                   Н.Н.Куприянова